Научная статья на тему 'Рациональное сочетание традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей'

Рациональное сочетание традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ELECTRONIC EDUCATIONAL MEANS / COMBINATION OF TRADITIONAL METHODS OF TEACHING AND ELECTRONIC EDUCATIONAL MEANS / MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов М. А., Купряшина Л. А.

В статье рассматриваются педагогические особенности организации работы по обеспечению рационального сочетания традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов М. А., Купряшина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article runs about the pedagogical peculiarities of work organization on providing the rational combination of traditional methods of teaching and electronic educational means in mathematical training of students of economic specialties.

Текст научной работы на тему «Рациональное сочетание традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей»

РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

РОДИОНОВ М.А., КУПРЯШИНА Л.А.

В статье рассматриваются педагогические особенности организации работы по обеспечению рационального сочетания традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей.

The article runs about the pedagogical peculiarities of work organization on

providing the rational combination of

traditional methods of teaching and electronic educational means in mathematical training of students of economic specialties.

В педагогической литературе в полной мере описаны преимущества электронных средств образовательного назначения перед традиционными методами обучения математике, разработаны методики использования программных продуктов в образовательном процессе (Зайцева Ж.И., Картежников Д.А., Кругликов С.А., Нечаева А.В. и др.). Однако на практике использование электронных средств при изучении математики зачастую сводится к нерациональному фрагментарному применению отдельных программ без взаимодействия с традиционными методами обучения.

В связи с этим, возникает необходимость исследования проблемы определения места и времени применения электронных средств в математической подготовке студентов экономических специальностей и поиска путей обеспечения их рационального сочетания с традиционными методами обучения.

Рассматривая процесс обучения высшей математике студентов экономических специальностей как объект исследования, необходимо учитывать некоторые их профессиональные особенности, которые в определенной мере должны находить свое отражение в структуре и содержании данного процесса.

В частности, экономические специальности относятся к схеме профессиональной деятельности «Человек-человек» (работа в коллективе, непосредственная работа с людьми (клиентами), и к схеме «Человек - знаковая система» (экономисты, менеджеры, бухгалтеры в настоящее время, как известно, интенсивно работают с компьютером, со специальными программным обеспечением, с цифрами, формулами, таблицами) (Е.А. Климов). Поэтому для специалистов данных профессий большую роль играет высоко развитое аналитическое мышление, хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; логическое мышление и т.д. Перечисленные качества личности, как известно, в наиболее полной мере формируются на занятиях математического цикла.

В то же время, общеизвестно, что дисциплина «Высшая математика» является одной из самых сложных дисциплин, изучающихся на первом курсе. Затруднения изложения и усвоения материалов здесь связаны, как с особыми методами исследования, сложностью базисных понятий, высокой абстрактностью изучаемых величин, так и с тем, что при переходе от школы к вузу у студентов возникают неизбежные сложности, связанные с организацией интенсивной самостоятельной работы, с необходимостью усвоения большого объема новой, особым образом структурированной информации.

Данные факты обуславливают необходимость отбора таких методов и средств обучения математике (как традиционных, так и электронных), чтобы их рациональное сочетание позволило устранить указанные сложности и, тем самым, повысить эффективность математической подготовки студентов экономических специальностей, как в профессиональном, так и в развивающем плане.

Сочетание традиционных методов и электронных средств обучения математике может быть реализовано тремя путями.

1. Существенное преобладание электронных средств образовательного назначения. Такое обучение предполагает непрерывное использование программных средств на каждом занятии, опирающееся на разработку специальных учебных электронных комплексов. В качестве примеров реализации данного пути можно указать учебный комплекс «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», разработанный О.В. Зиминой в среде AcademiaXXI и выполняющий функции учебника, задачника и репетитора-тренажера; компьютерный практикум математического моделирования, описанный Л.Г. Кузнецовой [1,2] и ряд других.

2. Существенное преобладание традиционных методов обучения. В данном случае компьютер используется несистематически, как средство обучения, предоставляющее некоторые «уникальные» возможности, которые невозможно или очень сложно получить посредством традиционных методов обучения (например, соответствующий программный продукт может использоваться как «естественное» средство визуализации решения дифференциального уравнения (рис. 1).

У

у' = х + 1 +

х + 1

Рисунок 1. Решение дифференциального уравнения с помощью Matlab

3. «Паритетное» использование традиционных методов и электронных средств обучения. Здесь предполагается систематическое рациональное использование электронных средств, обеспечивающее эффективную компенсацию негативных сторон традиционных методов и электронных средств обучения.

Применение электронных средств на занятиях по высшей математике для студентов экономических специальностей должно предусматривать: использование компьютера целесообразно, в первую очередь, при изучении тех разделов и тем, где это оправдано учебной целью занятия: сведение к минимуму рутинной работы, связанной с выполнением однотипных операций; высвобождение учебного времени и повышение эффективности его использования; организацию работы с компьютерными программами, предоставляющими возможность освоения студентами логики и алгоритмов вычисления; повышение наглядности в обучении, демонстрация каких-либо профессиональных «перспектив» рассматриваемого математического раздела.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций методов обучения. В нашем исследовании за основу взята типология методов обучения, в соответствии с которой каждый метод обучения представляется в виде упорядоченной триады признаков: характера целеобразования (внешнего или внутреннего - Ах, А2); ориентация на ту или иную степень соотнесения различных форм представления материала, соответствующих определенной когнитивной подструктуре мышления (незначительную или высокую - 1Х, 12), а также на тот или иной уровень реализации профессионального потенциала усваиваемого содержания (низкий или высокий - G1, G2) [4].

Непосредственно же электронные средства образовательного назначения по уточненной классификации И.В. Роберт можно разделить на: обучающие, контролирующие, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, моделирующие программные средства. [3].

На основании целесообразного соотнесения представленных позиций возможный характер сочетания традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения может быть представлен следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Сочетание традиционных методов и электронных средств обучения.

Традиционные методы обучения Электронные средства образовательного назначения

Обучающие Контроли- рующие Информаци- онно- поисковые и справочные Демонст- рационные Моделирую- щие

А11^1 Цель «спускается сверху» с помощью прямого указания преподавателя, «наглядноэмпирическое» изучение материала, выполнение действий по образцу или конкретному алгоритму. Профессиональные перспективы материала раскрываются недостаточно. Накопление и систематизация необходимой информации, закрепление новых знаний, умений и навыков. Диагностика накопленных знаний, умений и навыков, промежуточный контроль. Поиск и накопление необходимой информации. Визуализация нового материала. Построение моделей для решения профессионально-ориентированных задач под руководством преподавателя (по алгоритму).

A2І2G2 Цель осознается студентами в ходе относительно самостоятельного разрешения проблемной ситуации, организация проблемного исследования на основе многостороннего анализа ситуации, преимущественная опора на сформированные общие и специальные учебные приемы. Профессиональные перспективы материала раскры- Совершенствование творческих умений и навыков, нахождение нестандартных способов решения поставленных проблем. Итоговой контроль, решение нестан- дартных задач. Нахождение информации, необходимой для решения творческих нестандартных задач. Визуализация нового материала, рас-сматри-ваемых процессов, решений учебных задач, поставленных проблем и т.д. Накопление опыта использования стратегий и тактик творческой деятельности.

ваются в относительно полном формате.

В приведенной таблице рассмотрены лишь две базовые позиции AlIlGl и A2І2G2, оставшиеся шесть возможных вариантов в той или иной мере сочетают в себе особенности основных. В конкретных обстоятельствах реального учебного процесса преподаватель должен уметь из всего спектра представленных методов и средств выбрать наиболее эффективные для данного этапа обучения, контингента студентов, содержания изучаемого математического материала и т.д.

В обобщенном виде особенности работы по обеспечению рационального сочетания традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения можно представить в виде соответствующей модели. В основе ее эффективной реализации лежит совместная деятельность преподавателя и студентов по целесообразному выбору методов и средств, приемлемых для данной конкретной учебной ситуации (рис.2).

Рисунок 2. Модель обеспечения рационального сочетания традиционных методов и электронных средств обучения.

Исходя из данной модели, преподавателю при решении вопроса о рациональном подборе методического обеспечения занятия (включающего, как традиционные, так и электронные образовательные стратегии) необходимо выполнить следующие процедуры, в совокупности составляющие соответствующий алгоритм подготовки к занятию по математике.

1. Конкретизировать образовательные задачи и математические компетенции, которые должны быть сформированы в ходе данного занятия по математике.

2. Проанализировать содержание изучаемого математического учебного материала и учесть его профессиональный потенциал в соответствии со спецификой экономической парадигмы.

3. Уточнить возможности студентов: уровень математической подготовки, индивидуальные особенности усвоения, уровень подготовленности работы с компьютером и специальными программами, и собственный уровень владения необходимым программным обеспечением.

4. Спрогнозировать возможные результаты воздействия используемых электронных средств обучения на характер усвоения материала, стиль мышления и поведения всех участников образовательного процесса.

5. Определить структуру занятия и, в частности, последовательность и характер реализации задействованного методического инструментария.

6. Определить, заблаговременно подготовить, «отладить» и апробировать необходимые технические средства и программные продукты.

7. Провести занятие, отметив возникающие сложные момента.

8. Скорректировать структуру и содержание последующих занятий с учетом выявленных недостатков.

Наибольшая эффективность предлагаемого подхода достигается при выполнении представленных в модели педагогических условий (рис. 2).

Предлагаемый подход проходил предварительную апробацию на факультете экономике, менеджмента и информатики Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского в ходе нашей собственной педагогической деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о реализуемости предлагаемых педагогических решений и их эффективности в рамках объекта исследования, что, в частности, нашло свое отражение в результатах выполнения контрольно-тестовых заданий.

Библиографический список

1. Зимина О.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Учебный комплекс. М.: Изд-во МЭИ, 2000.

2. Кузнецова Л.Г. Проблемы повышения качества обучения математике в условиях международной интеграции национальных образовательных стандартов / Л.Г. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. - М.: ИД «Академия естествознания» - 2006. -№4.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Изд-во «Школа-Пресс», М. - 1994.

4. Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования: Монография. Саранск: Изд-во МГПИ имени М.Е. Евсевьева, 2001.

Ключевые слова: электронные средства образовательного назначения, сочетание традиционных методов и электронных средств обучения, обучение математике студентов экономических специальностей.

Keywords: electronic educational means, combination of traditional methods of teaching and electronic educational means, mathematical training of students of economic specialties

Профессиональное образование. Столица | № 3 2010

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.