15.3. РАСЧЕТ СУММАРНЫХ ПОТЕРЬ БЮДЖЕТА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ОСВОБОЖДЕНИЙ
Таран Ирина Викторовна, соискатель, Российская Академия предпринимательства
Место работы: ВГУП ОПТК №114 при спецстрое России, зам. главного бухгалтер
Контакты автора: irina66_08@bk.ru
Аннотация. В статье приведены результаты расчета налоговых потерь бюджета от предоставления налоговых льгот. Оценена степень влияния бюджетных потерь в зависимости от вида налогов: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, налог на землю, подоходный налог, налог на пользование недрами. Представленная оценка дана в % к уровню ВВП.
Также в статье с учетом мирового опыта даны определения налоговой льготы и налоговые расходы бюджета. Отдельно описана проблема сбора статистических данных для проведения расчетов по потере бюджета в результате предоставления налоговых льгот.
Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, консолидированный бюджет, налоговая статистика
CALCULATION OF THE BUDGET TOTAL LOSSES FROM GRANTING OF PRIVILEGES AND CLEARINGS TAX
Taran Irina Viktorovna, applicant, the Russian Business academy
Place of employment: VGUP OPTK №114 at Russia special-building, the deputy of the chief accountant
Annotation: There are results of calculations on budget loss because of tax remissions. There is the results of dependence of budget loss because of the following factors: income tax, VAT, property tax, law tax, tax for natural recourses. The evaluation ranged in percents of GNP.
There is the definition of tax remission and tax budget loss according to international practice. The important point in the article devoted to the problem with budget statistics in the sphere of budget loss because of tax remissions. Keywords: tax system, tax remissions, consolidated budget, tax statistics
На основе анализа международного опыта организации отчетности по налоговым расходам в статье предлагаются следующие определения налоговых льгот и освобождений в целях интеграции таких данных в бюджетную статистику России.
Под налоговой льготой понимается предусмотренное законодательством о налогах и сборах:
- исключение отдельных категорий физических лиц и организаций из числа налогоплательщиков или плательщиков сборов;
- полное или частичное освобождение от налогообложения, в том числе снижение ставки для отдельных
категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов;
- полное или частичное освобождение от налогообложения, в том числе снижение ставки для отдельных элементов, входящих в объект налогообложения (в том числе отдельных видов доходов, имущества, операций по реализации товаров), за исключением случаев, когда в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации такое исключение или освобождение не признается налоговой льготой.
Налоговые расходы бюджета - это потери доходов, обусловленные предоставлением налоговых льгот, за исключением льгот, цели предоставления которых не могли бы быть достигнуты путем их замены расходами соответствующего бюджета на эквивалентных условиях.
При этом считается, что цели предоставления налоговой льготы не могут быть достигнуты путем ее замены расходами соответствующего бюджета на эквивалентных условиях, если в результате такой замены был бы получен существенно другой результат или повысились бы затраты на достижение такой цели. Таким образом, налоговые льготы являются более широким понятием по сравнению с налоговыми расходами.
В статье представлена количественная оценка потерь бюджетной системы от предоставления налоговых льгот и освобождений. В рамках проведенного исследования оценены прямые потери бюджета от предоставления таких освобождений по основным налогам.
По основным рассматриваемым налогам (налог на прибыль, подоходный налог и налог на добавленную стоимость) количественные оценки потерь бюджетной системы рассчитаны на основании данных из проектов федерального бюджета и материалов, где оценки не-допоступлений налогов в связи с предоставлением налоговых льгот или размер налоговых освобождений являются прогнозом, учитываемым при составлении бюджета.
Поскольку данные Министерства по Налогам и сборам являются фактическими оценками объема предоставляемых льгот и освобождений, то при наличии альтернативных оценок им отдавалось предпочтение. При отсутствии данных МНС РФ (отчеты по форме 5-нбн представлены только с 1997г.) фактические оценки размеров налоговых льгот рассчитывались как произведение аналогичных прогнозных оценок и отношения фактического объема поступлений налога к прогнозируемому объему поступлений. Так, на периоде с 1992г. по 1996г. включительно по налогу на прибыль фактические оценки потерь бюджета были рассчитаны на основании соответствующих прогнозных значений из проектов федерального бюджета и материалов, прилагающихся к ним. Аналогично, по подоходному налогу использовались данные из проекта бюджета на периоде с 1992г. по 1998г. В остальных случаях представленные оценки получены на основании статистики МНС. Поскольку консолидированные потери бюджета от предоставления налоговых льгот и освобождений по всем шести налогам можно получить только за три года, 1999-2001 г., нами также использовалась сумма потерь бюджета по трем основным налогам (подоходный налог, налог на прибыль и НДС). В последнем случае суммарные оценки представлены на периоде 1997-2002гг.
Таран И.В.
РАСЧЕТ СУММАРНЫХ ПОТЕРЬ БЮДЖЕТА
Таблица 1.
Совокупные фактические потери бюджета от предоставления налоговых льгот и освобождений (в трлн. руб. до 1998 г., после 1998 г. - в млрд. руб.) в 1992-2003 гг.
Наименование показателя 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Налог на прибыль 0,5 1,6 10,2 15,6 12,4 27,1
Подоходный налог 0,1 0,4 6,0 10,7 16,1 12,7
НДС 49,1
Налог на имущество предприятий
Налог на землю
Платежи за пользование недрами
Всего
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 88,8
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Налог на прибыль 25,6 106,2 172,4 227,2 52,1 48,1
Подоходный налог 12,2 55,2 56,9 50,0 70,8
НДС 44,4 104,8 176,0 146,6 196,3 209,0
Налог на имущество предприятий 82,7 87,7 146,4 222,0
Налог на землю 26,8 14,3 15,4 27,7 43,7
Платежи за пользование недрами 3,6 3,2 3,1
Всего 379,2 510,4 588,6
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 82,3 266,2 405,2 423,8 319,3
Таблица 2.
Совокупные фактические потери бюджета от предоставления налоговых льгот и освобождений (в трлн. руб. до 1998 г., после 1998г. - в млрд. руб. в ценах 2003 г.) в 1992-2003 гг.
Наименование показателя 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Налог на прибыль 225 71 147 98 64 125
Подоходный налог 63 17 86 67 83 59
НДС 227
Налог на имущество предприятий
Налог на землю
Платежи за пользование недрами
Всего
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 411
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Налог на прибыль 64 195 264 293 58 48
Подоходный налог 31 101 87 64 79
НДС 111 193 269 189 220 209
Налог на имущество предприятий 152 134 189 249
Налог на землю 49 22 20 31 44
Платежи за пользование недрами 7 5 4
Всего 697 780 759
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 206 489 619 546 358
Таблица 3.
Совокупные фактические потери бюджета от предоставления налоговых льгот (в % ВВП) в 19922003 гг.
Наименование показателя 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Налог на прибыль 2,77 0,91 1,67 1,09 0,62 1,16
Подоходный налог 0,78 0,21 0,98 0,75 0,80 0,54
НДС 2,10
Налог на имущество предприятий
Налог на землю
Платежи за пользование недрами
Всего
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 3,79
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Налог на прибыль 0,97 2,20 2,36 2,54 0,48 0,36
Подоходный налог 0,46 1,15 0,78 0,56 0,65
НДС 1,69 2,17 2,41 1,64 1,81 1,57
Налог на имущество предприятий 1,71 1,20 1,64 2,05
Налог на землю 0,55 0,20 0,17 0,26 0,33
Платежи за пользование недрами 0,07 0,04 0,03
Всего 7,86 6,99 6,58
Всего (налог на прибыль, подоходный налог, НДС) 3,13 5,52 5,55 4,74 2,95
Таким образом, на период с 1999 г. по 2001 г. наибольшие потери бюджета от предоставления льгот и освобождений по шести рассматриваемым налогам приходятся на 1999 г, немногим менее 8% ВВП, или 379 млрд. руб. В 2000 г. объем суммарных потерь снизился до 7% ВВП, однако в реальном выражении произошел рост на 80 млрд. руб. в ценах 2003 г.
В 2001 г. потери еще снизились на 0,4 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом и составили 6,58% ВВП, или около 589 млрд. руб. Суммарные потери бюджета от предоставления льгот и освобождений по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц и НДС достигают максимального значения в 2000 г., в сумме по трем основным налогам они составляют около 5,55 % ВВП, или 619 млрд. руб.
Рассматривая структуру потерь бюджета от налоговых льгот, следует отметить, что наибольшие потери приходятся на НДС, налог на прибыль и налог на имущество предприятий. В некоторых случаях льготы по налогу на имущество предприятий занимают наибольшую долю в суммарных потерях. Например, для 2002 г. только потери для налога на имущества превышают 2% ВВП. Что касается динамики потерь бюджета от льгот и освобождений по отдельным налогам, то по НДС она отрицательная, начиная с 2000 г. В целом следует отметить, что суммарные потери бюджета от льгот по налогу на прибыль, подоходному налогу и НДС, начиная с 1999 г., постепенно сокращаются, что, прежде всего, обусловлено проведением налоговой реформы, ориентированной на снижение налогового бремени при одновременном сокращении перечня налоговых льгот.
Ниже в таблице 4 представлены оценки суммарных фактических налоговых льгот и налоговых расходов по трем основным налогам: налог на прибыль, подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Так же, как и в отношении практически каждого из налогов, наименьший объем налоговых льгот приходится на 1998 г., около 1,9% ВВП, или 50 млрд. руб., и 2002 г. -около 1,6% ВВП, или 171,2 млрд. руб. Наибольший размер налоговых льгот соответствует 1999 г. - около 3,9% ВВП, или 270 млрд. руб. Следует отметить, что в результате введения в действие с 2002 г. новой редакции второй части налогового кодекса вместе с сокращением суммарных потерь бюджетной системы от предоставления налоговых преференций произошло сокращение суммарного объема налоговых льгот и налоговых расходов.
Таблица 4
Представленные в статье оценки потерь бюджета от предоставления налоговых льгот и освобождений, а также оценки налоговых расходов были рассчитаны на основании данных МНС РФ (форма отчетности 5-нбн) и проектов федерального бюджета, включая материалы, прилагающиеся к ним. При этом следует отметить, что в России статистика налоговых льгот специально нигде не ведется, поэтому имеющиеся данные носят нерегулярный характер, часто переоцениваются и представлены в достаточно узком объеме. В результате отсутствия систематизированной и единой формы отчетности по налоговым льготам данные на отдельных периодах отсутствуют. Несмотря на это, получен-
ные оценки размера налоговых льгот и освобождений свидетельствуют о достаточно значимой в России роли различных налоговых преференций при решении задач социального, распределительного и стимулирующего характера.
Рассматривая распределение потерь бюджетной системы от налоговых льгот и освобождений по видам налогов, следует отметить достаточно высокий уровень потерь по налогу на добавленную стоимость 1,52,4% ВВП. Для подоходного налога аналогичный показатель оказывается приблизительно в два раза меньше, при этом не учитывая льготы в виде необлагаемых доходов физических лиц. Сопоставимый с потерями по НДС предоставляется объем льгот и освобождений по налогу на имущество организаций, что, прежде всего, обусловлено отсутствием обложения имущества бюджетных и некоммерческих организаций.
Использование налоговых льгот и освобождений в качестве стимулов является популярной мерой практической политики в краткосрочной перспективе, но, как показывает опыт не только России, это не приводит к росту эффективности ни в краткосрочной, ни в более длительной перспективе.
Список литературы:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru, свободный.
3. Официальный сайт Министерства финансов России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru, свободный.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье представлена оценка суммарных потерь бюджета от предоставления налоговых льгот. Несмотря на сложность ведения статистической базы по данному вопросу, автору удалось системно изложить рассматриваемую проблему. Проанализированы потери от предоставления налоговых льгот по основным налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество предприятий и пр.
С учетом международного опыта автор приводит определения налоговой льготы и налоговых расходов бюджета. Подобные определения являются базовыми для проведения оценки уровня потерь в предоставлении налоговых льгот. С практической точки зрения представленный уровень расчетов в отношении % к ВВП является актуальным, в современной экономической ситуации для оценки возможных потерь в результате предоставления современных налоговых льгот возможно использовать поправочные коэффициенты с учетом изменения структуры производства в экономике РФ.
Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в экономическом издании, внесенном в список ВАК.
Научно-редакционный
отдел ИД "НАУКОМ"
к.э.н. А.А Тихонова
Суммарные фактические налоговые льготы/налоговые расходы по налогу на прибыль, подоходному налогу и НДС в 1997-2002 гг. [0;0;0]
1997 1998 1999 2000 2001 2002
млрд. руб. 54,7 50,3 139,0 223,0 289,6 171,2
млрд. руб. в ценах 2002 г. 226 113 228 304 333 171
в % ВВП 2,34% 1,91% 2,88% 3,05% 3,24% 1,58%
в % от суммарных поступлений в конс. бюджет 9,56% 9,25% 13,86 % 13,06 % 12,63 % 6,12%