Научная статья на тему 'Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности'

Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2455
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE YOUNGER SCHOOLBOY / AN ELEMENTARY EDUCATION / FEATURES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 6-7 YEARS / WORKING CAPACITY OF THE CHILD / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко О. Н., Макадей Л. И.

В статье анализируется содержание программного обеспечения современной начальной школы, в частности программы повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях. Рассматриваются особенности обучения младших школьников, развитие у них познавательных способностей, двигательной активности и общий уровень работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко О. Н., Макадей Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING CAPACITY OF PUPILS AND ITS DYNAMICS IN THE COURSE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

In article is analyzed the maintenance of the software of a modern elementary school, in particular programs of the raised difficulty in innovative educational institutions. Features of training of younger schoolboys, development in them of informative abilities, impellent activity and the general level of working capacity are considered.

Текст научной работы на тему «Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Н. АРТЕМЕНКО,

кандидат педагогических наук Ставропольского госуниверситета Л.И. МАКАДЕЙ, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского госуниверситета

Аннотация. В статье анализируется содержание программного обеспечения современной начальной школы, в частности программы повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях. Рассматриваются особенности обучения младших школьников, развитие у них познавательных способностей, двигательной активности и общий уровень работоспособности.

Ключевые слова: младший школьник, начальное образование, особенности психофизиологического развития детей 6—7 лет, работоспособность ребенка, учебная деятельность.

WORKING CAPACITY OF PUPILS AND ITS DYNAMICS IN THE COURSE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

O.N. ARTEMENKO,

the candidate of pedagogical sciences of the Stavropol state university

L.I. MAKADEJ,

the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article is analyzed the maintenance of the software of a modern elementary school, in particular programs of the raised difficulty in innovative educational institutions. Features of training of younger schoolboys, development in them of informative abilities, impellent activity and the general level of working capacity are considered.

Key words: the Younger schoolboy, an elementary education, features of psychophysiological development of children 6—7 years, working capacity of the child, educational activity.

В современных условиях начальная школа испытывает трудности, связанные с проводившимися в ней экспериментами по сокращению сроков обучения и по пересмотру содержания программного материала. В начальном образовании произошли значительные изменения в организационном и содержательном плане. Увеличилось количество вариативных учебников, программ, расширено содержание начального образования, применяются инновационные формы работы, разрабатываются новые альтернативные программы и авторские курсы по разным учебным предметам.

Начальное образование — это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы организаций определяют судьбу человека, его будущую жизнь. Младший школьный возраст наи-

более благоприятный для целенаправленного формирования личности, развития его физических и интеллектуальных способностей, воспитания нравственно-волевых качеств. Начальный период обучения должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Начальная школа призвана обеспечить этап становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование умения и желания учиться. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки в учебной деятельности. Начальная школа должна обеспечить развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, культурой речи

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Современная начальная школа должна создать благоприятные предпо-сышки для развития познавательных способностей, укрепления физического и психического здоровья ребенка, учить детей без принуждения и сделать учение радостным и желанным. Включение в незнакомую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников пока ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Но наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12—14 годам, а по некоторым данным — к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой ножницами. Младший школьник, способный выполнять физическую и умственную работу, соответствующую его возрасту и уровню подготовленности, имеет, как правило, более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, не обладающими такими качествами. При высоком уровне физической и умственной работоспособности ребенку удается достигнуть значительных успехов в развитии познавательных способностей (наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения) и волевых качеств.

В процессе педагогических наблюдений установлено, что благодаря сформированной устойчивой физической и умственной работос-

пособности учащиеся начальных классов успешно справляются со своими учебными обязанностями, мало утомляются и проявляют большую активность на занятиях. Дети с низким уровнем развития физической и умственной работоспособности плохо учатся, часто болеют, пропускают уроки и менее активны на занятиях.

Обучение младших школьников по программам повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях, с одной стороны, способствует развитию познавательных способностей, а с другой — ограничивает их двигательную активность и наносит серьезный ущерб их здоровью. Внедрение в учебный процесс программ повышенной трудности, ориентированных на развитие познавательных способностей младших школьников в максимальном быстром темпе, сопровождается негативными процессами, приводящими к снижению качества умственной работоспособности и ухудшению состояния здоровья.

Чрезмерная умственная нагрузка не позволяет младшему школьнику реализовать самостоятельную двигательную активность и ущемляет его право на игру. Кроме того, большая умственная нагрузка приводит не только к перенапряжению, переутомлению, но и к серьезным нарушениям режима дня: сокращению прогулки и времени для самостоятельной игровой деятельности. Это отрицательно влияет на работоспособность учащихся. Одной из главных задач начальной школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младших школьников. Эффективными средствами повышения физической и умственной работоспособности и предупреждения утомляемости детей являются игровые упражнения. В игровой деятельности заложены большие возможности для развития физической и умственной работоспособности.

Педагогические наблюдения, проведенные в начальных школах, выявили ряд недостатков в организации игровой деятельности. Учителя начальных классов недостаточно используют воспитательный и развивающий потенциал игр дидактической направленности. В учебное и внеучебное время редко применяются подвижные игры, игры-эстафеты и игровые упражнения дидактической направленности, позволяющие повысить физическую и умственную работоспособность младших школьников. Игровые упражнения, особенно подвижные игры, игры-эстафеты развивают физические

качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, координация движений), формируют нравственно-волевые качества (смелость, решительность, сила воли, организованность, самостоятельность, дисциплина). Они способствуют развитию познавательной деятельности (внимания, памяти, воображения) и творческих способностей детей. Это позволяет повысить работоспособность младших школьников и поддержать ее на оптимальном уровне.

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели снижаются. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь, потом эти показатели снижаются (к третьей четверти), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15—30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года. Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина — какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2—3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

Выявлена и такая тенденция: занятия физическими упражнениями в течение 15 мин дают наибольший эффект ученикам 7—8 лет. Концентрация их внимания восстановилась полностью: К = 87,3%, темп выполнения задания А = 61,9%, переключаемость С = 82,5%. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин: К = 85,4%, А = 60,2, С = 79,4%.

Выполнение расслабляющих упражнений оказало минимальный эффект на восстановление изучаемых функций. Скорее всего, для детей 7—8 лет предлагаемые в ходе урока физи-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ческие нагрузки достаточно высоки. Этой возрастной группе сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности. Использование элементов релаксации — недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый эффект.

У учеников 3-го класса (10—11 лет) наблюдается противоположная картина распределения экспериментальных данных. Эффект в восстановлении работоспособности наблюдается при проведении урока физической культуры: концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью (К = 97,2%, А = 86,1, С = 90,2%). Выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления. У учеников 2-го класса (9—10 лет) сложнее установить способ восстановления, который был бы максимально позитивным от своего применения. Расслабляющие упражнения выступали в качестве недостаточно эффективного средства, что позволило выявить определенную закономерность, оставив приоритет за физическими нагрузками.

Ежедневное использование физических упражнений, элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволило поддержать работоспособность младших школьников в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя эта закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение деятельностной активности, мотивации обучения.

Литература

1. Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма. М., 1983.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982.

3. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.; М.; Минск, 1999.

5. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. М., 1964.

6. Ротенберг В. С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.