Научная статья на тему 'Профилактика утомления обучающихся в школе'

Профилактика утомления обучающихся в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2264
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОМЛЕНИЕ / ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ДИСКОМФОРТНЫХ СОСТОЯНИЙ / ТЕСТЫ А.Р. ЛУРИЯ / ШУЛЬТЕ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / A. R. LURIA / TIREDNESS / CAUSES AND PRECAUTIONS OF DISCOMFORT CONDITIONS / SCHULTE AND TAPPING TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мереченкова Ирина Владимировна, Догадина Светлана Владимировна, Чернышева Галина Анатольевна

В статье рассматривается дискомфортное состояние, в частности состояние утомления школьников в период образовательного процесса. На основании результатов проведенного тестирования, участникам образовательного процесса рекомендованы направления по своевременному предупреждению и преодолению дискомфортного состояния учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мереченкова Ирина Владимировна, Догадина Светлана Владимировна, Чернышева Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tiredness preventive measures in school

The present article devoted to a study of discomfort conditions especially tiredness of school children in terms periods. According to the results of conducted testing directions were recommended for all the participants of educational process for timely prevention and overcoming discomfort conditions of school children.

Текст научной работы на тему «Профилактика утомления обучающихся в школе»

----—

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

И.В. Мереченкова, С.В. Догадина, Г.А. Чернышева

МБОУ г. Астрахани «СОШ№ 40»

В статье рассматривается дискомфортное состояние, в частности состояние утомления школьников в период образовательного процесса. На основании результатов проведенного тестирования, участникам образовательного процесса рекомендованы направления по своевременному предупреждению и преодолению дискомфортного состояния учащихся.

Ключевые слова: утомление, причины и профилактика дискомфортных состояний, тесты А.Р. Лурия, Шульте, Теппинг-тест.

Приступая к рассмотрению вопроса, какую роль, играет физическая культура и спорт в жизни школьника, следует сразу разделить эти два понятия.

Физическая культура — часть общей культуры, совокупность специальных материальных и духовных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей, средствами двигательной активности.

Спорт — это многогранное социальное явление, которое включает воспитательную, игровую, соревновательную деятельность, основанную на применении физических упражнений, имеющих социально-значимый результат.

Пользуясь этими определениями, можно охарактеризовать место физической культуры и спорта в формировании личности школьника, а также влияние их на развитие ученика в возрасте от 6 до 17 лет.

В этом возрасте основное время дети проводят в школе, где происходит их умственное и физическое развитие. И по не сложным подсчетам можно определить, ярко выраженное, доминирование уроков формирующих развитие умственных и мыслительных процессов. Количество уроков в день колеблется от 4—5 — в младших классах, 6—7 в старших. Как известно, на этом обучение не заканчивается. Ученики, приходя домой, должны выполнить домашнее задание, а это займет не менее 2—3 часов. Естественно, что еще некоторое время будет затрачено на путь в школу и назад и на прием пищи. На отдых остается не так уж много времени. И если, младшие школьники основное время отдыха проводят во дворе с друзьями, то старшие — за компьютером или за просмот-

ром телепередач. Известно, что трудным периодом в развитии ребенка, является средний школьный возраст, когда подросток, начинает считать себя взрослым, пытаясь самоутвердиться и проявить себя всевозможными способами. Хорошо если это будет занятие, каким, либо полезным и интересным занятием, например занятия спортом.

С учетом перечисленной информацией у многих учащихся часто возникают дискомфортные (дезадаптационные) состояния, в частности состояние утомления и переутомления.

В своей исследовательской работе мы хотим проследить, возникает ли состояние утомления у школьников начальной школы и наметить пути своевременной коррекции для активизации внимания, активности и повышения способности к восприятию учебного материала.

Для показательности в исследовании принимало участие около 50 учащихся двух 3-х классов, причем в одном из классов половина учащихся на протяжении 2,5 лет систематически занимаются настольным теннисом. Теннис составляющая режима и распорядка дня юных спортсменов. Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и скорость простой и сложной реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также концентрацию и переключение внимания.

Скорость реакции на движущийся объект у играющих в настольный теннис выше, чем у незанимающихся. Высокий уровень гибкости — важный показатель физического развития и состояния здоровья. Выносливость игроков — способствует развитию «специальной игровой» и особенно скоростной выносливости. В школе за учащимися, занимающихся спортом проводятся вра-

—-г^е^б^-—

~ 202 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—-

чебно-педагогические наблюдения для своевременной коррекции изменений, возникающих в процессе учебы. Дополнительно включены консультации и рекомендации для всех участников образовательного процесса по ведению тренировочного режима с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.

На основании возрастной физиологии, у учащихся младших классов, на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит «врабатывание» в учебную работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, у большинства учащихся происходит снижение активности. Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение дня, но и на протяжении недели. Например, во вторник функциональное состояние центральной нервной системы наиболее благоприятно, а работоспособность самая высокая и устойчивая. От среды до субботы работоспособность снижается и резко ухудшается самочувствие детей. Для достоверности данных при исследовании учитывались выше перечисленные физиологические показатели.

По данным многочисленных педагогических публикаций можно выделить несколько психолого-педагогических причин, обуславливающих «выпадение» ученика из учебного процесса на уроке. В настоящее время мы рассматриваем часто встречающее явление — утомление. Что же такое утомление — это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление — это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов.

О развитии утомления у школьника свидетельствуют:

1) снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2) ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3) появление чувства усталости.

Причины, вызывающие утомление учащихся:

♦ профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

♦ перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;

♦ переполненность классов учащимися (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;

♦ несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;

♦ нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

В дополнение учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой. Признаки утомления, как правило, не стойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают.

В повышении работоспособности большую роль играет режим деятельности тот, при котором систематический регулярный труд сочетается с таким же систематическим и регулярным отдыхом. Снижающая при утомлении работоспособность во время отдыха не только восстанавливается, но, достигнув исходного уровня, продолжает еще некоторое время повышаться. Если же восстановления сил не происходит, утомление накапливается, то возникает переутомление — как крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях — лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

В своей исследовательской работе мы использовали тесты:А.Р.Лурия - заучивание слов для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания; Тест Шульте — отыскивание чисел, для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям); Теп-пинг-тест — определяет максимальную частоту движений кисти (см. табл. 1).

—--—

~ 203 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

-—-

Таблица 1

Тест Традиционный класс Спортивный класс

А.Р. Лурия — заучивание слов Утомление учащихся (%)

21% 25%

Тест Шульте — отыскивание чисел Умеренное снижение активности

54% 48%

Теппинг-тест — максимальная частота движения кисти Замедление процессов врабатываемости

62% 67%

На основании результатов тестирования были предложены направления работы всем участникам образовательного процесса по своевременной коррекции для активизации внимания, активности и повышения способности к восприятию учебного материала.

1. Учитель в учебном процессе должен внимательно контролировать состояние детей. А именно отмечать снизилась ли продуктивность труда, увеличилось ли число ошибок и время выполнения заданий, двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости.

2. Необходимо включать в учебный процесс физкультминутки, паузы для отдыха, вести контроль за расписанием, продолжительностью и организацией перемен, соблюдать гигиенические условия в школе и классах.

3. Для профилактики и снижения утомляемости занятия физической культурой и спортом являются не заменимыми составляющими ежедневной жизни общества.

4. Рекомендовать вести теннисистам дневник самоконтроля и отмечать в нем показатели своего здоровья и нагрузку, т. к. это помогает спортсмену и тренеру учитывать индивидуальные особенности организма, своевременно корректировать тренировочные занятия в сторону увеличения или умень-

шения объема и интенсивности нагрузок, чтобы они шли только на пользу, а не во вред.

5. Вид и способ применения средств восстановления в подготовке юных спортсменов должны выбираться и контролироваться совместно тренером и врачом в зависимости от этапов подготовки, условий тренировки и соревнований, характера тренировочных и соревновательных нагрузок, сроков предстоящих соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена, степени его утомления.

6. Учителям физической культуры и тренерам спортивных школ учитывать при построении учебно-тренировочного процесса выбор средств и методов педагогического воздействия для становления личности юного спортсмена.

Подводя итоги, нужно отметить, что развитие утомления не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, которая является индикатором переходной области между желаемым уровнем учебной нагрузки на учащихся (тренирующий режим) и перегрузкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО, 2004. 296 с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.

TIREDNESS PREVENTIVE MEASURES IN SCHOOL

I. V. Merechenkova, S. V. Dogadina, G.A. Chernyshova

Astrakhan town MBOU «Secondary school №40»

The present article devoted to a study of discomfort conditions especially tiredness of school children in terms periods. According to the results of conducted testing directions were recommended for all the participants of educational process for timely prevention and overcoming discomfort conditions of school children.

Key words: tiredness, causes and precautions of discomfort conditions, A. R. Luria, Schulte and Tapping Tests.

—-г^е^б^-—

~ 204 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—-

REFERENCES

1. Koval'ko V.I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v nachal'noi shkole. Moscow: VAKO, 2004. 296 p.

2. Smimov N.K. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: ARKTI, 2006. 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.