Общение берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Оно объединяет взрослого и ребёнка, помогает взрослому передавать ученику социальный опыт. Обучаясь ведению диалога, ребёнок не только компенсирует недоразвитие связной речи, но и практикуется грамотно и спонтанно излагать свои мысли.
Интегративный подход предполагает одновременную совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов разных областей в реализации общей цели - развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
У детей с общим недоразвитием речи вторично страдают эмоционально-волевая сфера, поведенческие навыки, недостаточно сформированы личностные качества, снижены уровень благополучия взаимоотношений и самооценка, неадекватен уровень притязаний, нарушены психические процессы.
Для составления коррекционно-воспитательного планирования учитель-логопед предоставляет микроколлективу педагогов своей группы все необходимые сведения об особенностях психофизического развития детей, данные их речевого и неврологического статуса. Командой специалистов (учитель-логопед, воспитатели, психолог, невролог, социальный педагог) намечаются общие способы и приёмы работы по преодолению недоразвития учащихся, оговаривается содержание и формы работы по коррекции вторичных отклонений детей-логопатов, что отражается в коррекционно-воспитательном планировании, планируются интегрированные занятия по коррекции и формированию необходимых качеств личности.
Эффективность воспитательной работы, отражённая в планировании, определяется диагностическим способом. В конце учебного года проводится диагностика навыков поведения и уровня воспитанности учащихся, методом социометрии изучается статусное положение ребёнка в детском коллективе. Результативность воспитательного процесса отражается в анализе работы за учебный год.
С. В. Кудрявцева
учитель-дефектолог
В. И. Богдан воспитатель М. А. Гатауллина
воспитатель
МДОУДСКВ № 62 д. Старая Всеволожского района Ленинградской области
Работа над проектом «Мир сказок» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
В дошкольном образовании проектирование - это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2]. Для осуществления проектной деятельности необходимо создание воспитателем таких условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым получать новый практический опыт, добывать его эксперимен-
173
тальным, поисковым путем, активизировать, преобразовывать [1]. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать. Основоположник «педагогики делания» (метода проектов) Джон Дьюи доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни [2].
«Мир сказок», на наш взгляд, - один из наиболее удачных долгосрочных проектов, разработанных и реализованных в нашей группе. Актуальность выбранного нами проекта заключается в том, что дети с ЗПР испытывают трудности в целостном восприятии литературного произведения, выделении основной идеи текста, оценке поступков героев, а также логики последовательности разворачиваемых событий. Из-за низкого объема памяти дети часто забывают героев произведения. Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы проявляется в трудностях восприятия и отражения эмоционального состояния героев через мимику, пантомимику, движения. Следовательно, необходим поиск методов наиболее оптимально способствующих коррекции имеющихся у детей нарушений. Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей, в том числе и имеющих ЗПР, является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность стихов всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Цель проекта - формирование у детей с ЗПР интереса к миру сказок, мотивации к познанию и творчеству средствами художественной литературы.
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать знакомство с творчеством русского народа; уточнять представления о видах сказок, их структуре (начало, сюжет, конец), художественных средствах, с помощью которых русский народ создает образ героев сказки; способствовать формированию целостного представления о художественном произведении; уточнять и активизировать словарь по данной теме; развивать грамматически правильную речь в процессе пересказа сказок, театрализованных игр; формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок.
Коррекционно-развивающие задачи: учить пересказывать и инсценировать сказки, развивать зрительное и слуховое внимание в процессе слушания сказки, просмотра фильмов, рассматривания иллюстраций к сказкам; формировать и развивать наглядно-образное, словеснологическое мышление в процессе беседы над содержанием художественных произведений и просмотров фильмов; развивать творческие и артистические способности, умение фантазировать; развивать мелкую моторику в процессе создания продуктов деятельности по тематике (рисование, аппликация, лепка, конструирование), общей моторики и координации речи с движением в процессе игр-драматизаций, инсценировок.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, коммуникабельности в процессе совместной деятельности, умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; воспитывать чувство сопереживания (добро
174
побеждает зло), эмоциональный отклик; формировать эмоциональноволевую сферу в процессе обсуждения поступков героев.
Задачи в работе с родителями: формировать интерес к жизни группы, вызвать желание участвовать в ней; способствовать развитию совместного творчества родителей и детей, с учетом психофизических особенностей детей и их опыта, приобретенного в детском саду; формировать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
При организации проектной деятельности мы руководствовались принципом «Пяти П», предложенным И.П. Тарасовой: Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
В ходе первого этапа была проведена консультация для родителей «Взаимодействие с семьей в ходе творческой проектной деятельности». В процессе обсуждения в качестве основополагающей идеи проекта мы остановились на сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Прекрасная, новогодняя сказка, утверждающая торжество добра в новогоднюю ночь, говорит о том, что нет ничего невозможного. Главное это чистота души и помыслов, к которым разными путями приходят все герои этой замечательной сказки для детей.
По итогам консультации был составлен план работы над проектом, определены сроки реализации (2 месяца), распределены задания для родителей, назначены ответственные по каждому этапу работы.
В процессе погружения в работу над проектом мы оформили книжный уголок по тематике «Зимние сказки», беседовали с детьми о том, какие бывают сказки, смотрели фильмы и мультфильмы, обсуждали поступки героев, рассуждали о добре и зле, подводили детей к тому, что в сказках добро всегда побеждает зло, знакомили со структурой сказок.
Родители принимали активное участие в проекте: придумали вместе с детьми концовки к известной сказке «Снегурочка», сочиняли «Волшебную сказку» про гномика, рисовали иллюстрации к сказке. Совместные работы детей и родителей были оформлены в книжки-малышки. Воспитатели иллюстрировали сказку в стихах «Зимовье зверей» по пьесе Н. Богули (воспитатель МДОУ). Благодаря совместным усилиям в нашей группе появились три книги с новыми сказками.
Накануне Нового года в соответствии с планом мы оформили группу в стиле сказки «Двенадцать месяцев»: подобрали информационный и иллюстрированный материал, изготовили костюмы и атрибуты для настольного театра, оформили экспозиции, купили игру «Замок королевы» и дополнили ее персонажами сказки «Двенадцать месяцев».
В процессе работы над проектом познакомили детей с историей создания сказки «Двенадцать месяцев». Систематизировали, дополнили и использовали дидактические игры «Так бывает или нет», «Расскажи сказку по картинкам», «Время года». Решение проблемных ситуаций способствовало поддержанию и усилению интереса к проектной деятельности (растут или нет зимой подснежники, может или нет наступить в январе апрель?). Дети с удовольствием инсценировали эпизоды из сказки. Постепенно мы подводили их к мысли о том, что в сказке показаны людское
175
невежество и безграмотность. Особую симпатию у детей вызвала главная героиня сказки. Её поступки побуждают желание детей стать честными, добрыми и трудолюбивыми.
Максимальное использование различных форм ручной деятельности способствовало не только развитию психических процессов, ручной моторики, но и формированию целостного представления об этом произведении. Работы, выполненные детьми в рамках проекта, отличаются осмысленностью, самостоятельностью, творческим подходом. Особенно интересной и насыщенной стала коллективная работа «Апрель среди зимы», а также рисование по сказке «Двенадцать месяцев».
Продуктами проектной деятельности стали книжки-самоделки, изготовленные на основе сказок, окончание которых было придумано совместно детьми и родителями; настольный театр «Двенадцать месяцев», выполненный всеми участниками проекта и пользующийся большой популярностью у детей; авторская дидактическая игра «Двенадцать месяцев», которая может быть использована в разных образовательных областях в течение всего года; авторская дидактическая игра «Расскажи сказку» будет способствовать не только развитию речи, но и развивать и воспитывать у детей добрые чувства.
Опыт реализации нашего творческого проекта показал важность и актуальность данной работы, которая делает жизнь наших детей более осмысленной и интересной; стимулирует их познавательную активность и повышает креативность за счет обсуждения различных вариантов решения проблемных ситуаций, совершенствует выразительность и связную речь, гармонизирует отношения между взрослыми и детьми.
Список литературы
1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие. - М.: Центр пед. образования, 2012. - 144 с.
2. Морозова Л. Что такое «детское проектирование» / Ребенок в детском саду. -№ 5. - 2009.
С.В. Кудрявцева
учитель-дефектолог,
МДОУДСКВ № 62 д. Старая Всеволожского района Ленинградской области
Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР
Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметноразвивающей среды, т. е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). Следовательно, организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью фор-
176