Научная статья на тему 'Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР'

Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2716
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР»

невежество и безграмотность. Особую симпатию у детей вызвала главная героиня сказки. Её поступки побуждают желание детей стать честными, добрыми и трудолюбивыми.

Максимальное использование различных форм ручной деятельности способствовало не только развитию психических процессов, ручной моторики, но и формированию целостного представления об этом произведении. Работы, выполненные детьми в рамках проекта, отличаются осмысленностью, самостоятельностью, творческим подходом. Особенно интересной и насыщенной стала коллективная работа «Апрель среди зимы», а также рисование по сказке «Двенадцать месяцев».

Продуктами проектной деятельности стали книжки-самоделки, изготовленные на основе сказок, окончание которых было придумано совместно детьми и родителями; настольный театр «Двенадцать месяцев», выполненный всеми участниками проекта и пользующийся большой популярностью у детей; авторская дидактическая игра «Двенадцать месяцев», которая может быть использована в разных образовательных областях в течение всего года; авторская дидактическая игра «Расскажи сказку» будет способствовать не только развитию речи, но и развивать и воспитывать у детей добрые чувства.

Опыт реализации нашего творческого проекта показал важность и актуальность данной работы, которая делает жизнь наших детей более осмысленной и интересной; стимулирует их познавательную активность и повышает креативность за счет обсуждения различных вариантов решения проблемных ситуаций, совершенствует выразительность и связную речь, гармонизирует отношения между взрослыми и детьми.

Список литературы

1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие. - М.: Центр пед. образования, 2012. - 144 с.

2. Морозова Л. Что такое «детское проектирование» / Ребенок в детском саду. -№ 5. - 2009.

С.В. Кудрявцева

учитель-дефектолог,

МДОУДСКВ № 62 д. Старая Всеволожского района Ленинградской области

Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметноразвивающей среды, т. е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). Следовательно, организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью фор-

176

мирования психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование [3]. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребёнка. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать [2].

Джон Дьюи, американский ученый, прогрессивный педагог XX столетия предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта - к совместному с взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного [4].

Эта технология опирается на ряд принципов, созвучных принципам специальной педагогики: в центре творческой деятельности ребенок, который, проявляя активность, реализует свои знания и возможности; учет индивидуальности каждого ребенка (интересов, темпа работы, уровня обученности); связь исследования с реальной жизнью, т. е. единство знаний и практических действий); взаимодействие с родителями [4].

Данный метод позволяет использовать ряд характеристик «открытого обучения» Г. Гетце в работе с детьми, имеющими нарушения в поведении и обучении: вариативность - свобода выбора, личная

ответственность, взаимное уважение; вариативность пространства и материалов; вариативность дидактических подходов - объединенное обучение, индивидуальная оценка результатов, групповая и индивидуальная работа; вариативность для педагога - педагог как помощник в учебе [1].

В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации [2]. На наш взгляд, проектирование в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР будет успешным при соблюдении следующих условий: учете психофизических и речевых возможностей детей, а также их интересов; деятельности детей без принуждения; предоставлении детям самостоятельности и поддержании их инициативы; совместном с взрослым поэтапном достижении цели; тематике (проблеме), соответствующей зоне ближайшего развития ребенка.

177

В работе мы используем метод проектов, включающий в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов [2].

Специфика осуществления проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР заключается в тесном взаимодействии не только воспитателя и ребенка, но и непосредственном участии учителя-дефектолога на всех этапах проектной деятельности.

На этапе погружения в проект учитель-дефектолог совместно с воспитателями определяет адекватные психофизическим и речевым возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат. Необходимо обозначить проблему, наиболее актуальную на данном отрезке времени. Учитель-дефектолог совместно с воспитателями вводит детей в проблему, активизирует интерес, «заряжая» стремлением решить эту проблему.

Цель этапа организации деятельности - создание условий для самостоятельной деятельности детей: определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики; обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать и т. д.).

В процессе осуществления деятельности детям с ЗПР могут быть оказаны разные виды помощи: консультирование, ответы на вопросы, обсуждение, в том числе и прямая помощь. Особое внимание необходимо уделять использованию направляющей помощи: разнообразная наглядность, простые инструкции, анализ допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок, эмоционально-положительный фон совместной деятельности.

На этом этапе творческий продукт создается при тесном взаимодействии с родителями. Многолетний опыт работы с семьями детей с ЗПР показывает, что родители в большинстве случаев не принимают активное участие в развитии и воспитании детей, выполняя с ребенком, чаще всего эпизодически, индивидуальные задания в тетради. Чтобы родители помогали детскому саду, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-дефектолог и воспитатели вовлекают родителей в проектную деятельность. Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни детского сада. Совместная деятельность помогает родителям не только лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Большое значение имеет знание особенностей родителей воспитанников, умение предлагать задания, адекватные не только возможностям детей, но родителей. Организация работы с семьей на основе партнерских отношений способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей работы.

Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя-дефектолога сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необхо-

178

димо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца.

В практике дошкольной педагогики выделяются четыре группы проблем [4], которые актуальны и в работе с детьми с ЗПР: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Наиболее удачными в работе нашей группы были проекты «Моя семья», «Мир сказок», «Мы и наше здоровье», «Домашние любимцы».

Организация и проведение проектной деятельности оказала значительное влияние на стиль взаимодействия с детьми. Происходит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной проблемы.

Использование метода проектов в системе коррекционноразвивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.

Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога и воспитателей в рамках проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.

Список литературы

1. Гилленбрандт К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие. - М.: ЦПО, 2012. - 144 с.

3. Морозова Л. Что такое «детское проектирование» / Ребенок в детском саду. -№ 5. - 2009.

4. Черепанова Г. А. Формирование у детей интереса к семейным традициям / Ребенок в детском саду. - № 5. - 2009.

Н.В. Кудряшова

воспитатель,

Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.