Научная статья на тему 'Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО'

Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4240
1008
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОПОП) / УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОПОП / ПРИМЕРНЫЕ И РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) FOR SECONDARY (COMPLETE) GENERAL EDUCATION / BASIC VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMME (BVEP) / BVEP CURRICULUM / EXEMPLARY AND WORKING PROGRAMMES OF GENERAL EDUCATION ACADEMIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкова Елена Анатольевна

Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования или среднего профессионального образования (ОПОП НПО/СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования требует от образовательных учреждений разработки адекватных рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин. В статье раскрываются механизмы формирования рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессий/ специальностей НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the federal state educational standard for secondary (complete) general education within the framework of the basic vocational education programme (BVEP) of primary vocational education (PVE) or secondary vocational education (SVE) with due consideration of the profile of the vocational education being received requires that educational institutions develop adequate working programmes of general education academic disciplines. The article discloses the mechanisms of forming working programmes of general education academic disciplines for professions/specialties of PVE/SVE with getting secondary (complete) general education.

Текст научной работы на тему «Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО»

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

РЫКОВА Е.А.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования или среднего профессионального образования (ОПОП НПО/СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования требует от образовательных учреждений разработки адекватных рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин. В статье раскрываются механизмы формирования рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессий/ специальностей НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования.

Implementation of the federal state educational standard for secondary (complete) general education within the framework of the basic vocational education programme (BVEP) of primary vocational education (PVE) or secondary vocational education (SVE) with due consideration of the profile of the vocational education being received requires that educational institutions develop adequate working programmes of general education academic disciplines. The article discloses the mechanisms of forming working programmes of general education academic disciplines for professions/specialties of PVE/SVE with getting secondary (complete) general education.

Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин (далее Рабочие программы) являются частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО и специальностям СПО (ОПОП НПО/СПО) с получением среднего (полного) общего образования. В образовательных учреждениях НПО/СПО Рабочие программы разрабатываются на основе соответствующих Примерных программ учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (далее - Примерные программы) [1].

Вместе с тем, в условиях введения нового поколения ФГОС начального профессионально образования и среднего профессионального образования (ФГОС НПО/СПО) представители образовательных учреждений НПО/СПО нередко задают вопрос: «Какая должна быть Рабочая программа: по содержанию, структуре, оформлению?»

Комментарии

В Примерных программах содержание обучения и требования к результатам обучения согласованы с ФГОС среднего (полного) общего образования (базовый уровень) [2], который реализуется в пределах ОПОП НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования. Структурированы и оформлены Примерные программы по аналогии с программами общеобразовательных дисциплин, используемыми в системе среднего (полного) общего образования.

Поэтому при разработке Рабочих программ важно, с одной стороны, сохранить содержательное наполнение Примерных программ, а с другой - содержание отдельных разделов (тем) Рабочих программ рекомендуется конкретизировать, учитывая профильную направленность обучения и специфику осваиваемой профессии/специальности НПО/СПО. Целесообразно также в Рабочих программах сохранить основные структурные компоненты Примерных программ (пояснительная записка, тематический план, содержание учебной дисциплины, требования к результатам обучения, учебная и методическая литература).

В процедуре разработки Рабочих программ условно можно выделить несколько этапов: подготовительный (аналитический), основной (созидательный), заключительный (обобщающий).

На первом этапе в образовательном учреждении НПО/СПО изучается содержание основных структурных компонентов Примерной программы по общеобразовательной дисциплине, определяются ключевые направления работы над новой Рабочей программой; анализируется

имеющее место учебное, дидактическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса в части возможности его использования для проведения контрольнодиагностических процедур для оценки уровня достижения требуемых результатов обучения в процессе освоения обучающимися общеобразовательной дисциплины.

На втором этапе определяется структура и содержание Рабочей программы. Рассмотрим некоторые особенности формирования содержания основных структурных компонентов Рабочей программы.

Пояснительная записка. В пояснительной записке необходимо указать назначение Рабочей программы, сформулировать цели обучения адекватные целям, которые зафиксированы в соответствующей Примерной программе, кратко раскрыть структуру и содержание Рабочей программы, ее отличие от Примерной программы с учетом специфики осваиваемой профессии/специальности НПО/СПО, целесообразно осветить характер самостоятельной работы обучающихся,

В пояснительной записке важно указать формы (виды) текущего и итогового контроля учебных достижений обучающихся, которые будут использоваться в процессе изучения данной общеобразовательной дисциплины [3].

Комментарии

Текущий контроль осуществляется в процессе контрольно-диагностических процедур, характер и периодичность которых определяет преподаватель общеобразовательной дисциплины.

Итоговый контроль проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной ФГОС НПО/СПО нового поколения, формы которого отражаются в учебном плане ОПОП по профессиям/специальностям НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования (раздел - Общеобразовательный цикл) [4].

Тематический план. Прежде чем составить тематический план Рабочей программы по той или иной общеобразовательной дисциплине необходимо согласовать объемы учебного времени, выделяемые в Примерной программе на изучение общеобразовательной дисциплины, с объемными параметрами реализации федерального компонента ГОС среднего (полного) общего образования в пределах освоения ОПОП НПО/СПО с учетом профиля профессионального образования и учебной нагрузкой обучающихся (обязательной), которая зафиксирована по данной учебной дисциплине в учебном плане ОПОП НПО/СПО [4].

В тематическом плане Рабочей программы наименования разделов (тем) должны быть согласованы с соответствующими разделами (темами) Примерной программы. При этом преподаватель вправе в пределах раздела (темы) более детально прописать наименования подразделов (фрагментов тем), уточнить их содержание, последовательность изучения и распределение учебных часов.

Содержание обучения. Как уже отмечалось, этот раздел Рабочей программы должен быть адекватен основному содержанию Примерной программы соответствующей общеобразовательной дисциплины. Однако преподавателю необходимо более детально раскрыть содержание профильной составляющей этой дисциплины, конкретизировать тематику лабораторнопрактических работ, виды самостоятельной работы обучающихся, включая тематику рефератов, с учетом профиля обучения и специфики конкретной профессии/специальности НПО/СПО.

Наименования разделов (подразделов, тем) Рабочей программы должны согласовываться с тематическим планом Рабочей программы.

С целью создания условий для оценки уровня освоения учебной общеобразовательной дисциплины (предметных знаний, умений) преподаватель вправе по каждому разделу (теме) Рабочей программы дополнительно сформулировать требования к формируемым знаниям и умениям.

Требования к результатам обучения. В Рабочих программах требования к результатам обучения - знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни должны быть аналогичны требованиям, сформулированным в

Примерных программах соответствующих общеобразовательных дисциплин.

Комментарии

Требования к результатам обучения являются ориентиром для разработки преподавателями общеобразовательных дисциплин контрольно-диагностических процедур для текущего контроля и промежуточной аттестации, позволяющих сформировать фонд оценочных средств, чтобы определить освоена или не освоена обучающимися образовательная программа среднего (полного) общего образования в пределах соответствующей ОПОП НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

ФГОС НПО/СПО нового поколения зафиксировано, что «Для аттестации обучающихся на соответствие их профессиональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно...»

Список рекомендуемой литературы. В Рабочей программе список литературы уточняется с учетом последних учебных и методических изданий по изучаемой учебной дисциплине. В этот список целесообразно внести выполненные преподавателем дидактические и методические разработки по данной общеобразовательной дисциплине, согласованные и утвержденные в образовательном учреждении в установленном порядке.

На третьем (заключительном) этапе анализируется в целом содержание Рабочих программ с позиции наиболее полного их соответствия предъявляемым требованиям, уточняется текст отдельных структурных компонентов, осуществляется окончательное оформление, согласование и утверждение Рабочих программ.

Особое внимание следует уделить разработке Рабочих программ по учебным дисциплинам «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «ЛИТЕРАТУРА», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», «ИСТОРИЯ».

Комментарии

При разработке выше названных Рабочих программ необходимо внести уточнения, обусловленные Приказами Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (от 19 октября 2009 г. № 427, от 31 августа 2009 г. № 320, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 24 января 2012 г. № 39».

При разработке Рабочей программы «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ОБЖ) следует иметь в виду, что на изучение учебной дисциплины ОБЖ отводится 70 часов1. В этой связи в Рабочую программу рекомендуется внести дополнения следующего характера.

Раздел 1. «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» - дополнить абзацем «Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)».

Раздел «Требования к результатам обучения» в позиции «знать/понимать» - дополнить абзацем:

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)»;

- в позиции «уметь» - дополнить абзацами:

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)».

1 Приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 г. № 427.

Кроме того, в Рабочей программе по ОБЖ необходимо:

1. Тематический план составить с учетом увеличения учебного времени на освоение учебной дисциплины (до 70 час.) и введения дополнительного содержания обучения, приведенного выше;

2. Раздел «Рекомендуемая литература» - обогатить новой нормативно- методической и учебной литературой для обучающихся и преподавателей.

В Рабочей программе учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА» в список изучаемых литературных произведений А.И. Солженицына следует включить литературное произведение «Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)»2.

Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» разрабатывается с учетом того, что в образовательном учреждении на Физическую культуру отводится до 3 часов в неделю3. Кроме того, при составлении Рабочей программы по этой учебной дисциплине целесообразно дополнительно пользоваться письмом Минобрнауки России от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа Физической культуры».

В Рабочую программу учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» необходимо внести уточнения следующего характера4.

Введение - дополнить абзацем «Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний».

В Раздел 15. «Россия и мир на рубеже ХХ-ХХ1 веков» необходимо включить: «Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации истории прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».

В Разделе «Требования к результатам обучения» позицию уметь - дополнить:

- критически относиться к исторической информации, определять ее достоверность, разграничивать объективные исторические исследования и попытки фальсификации исторического прошлого.

При разработке Рабочих программ следует обратить внимание и на их оформление. Так, на первой странице обложки требуется указать полное наименование образовательного учреждения, общеобразовательную учебную дисциплину, по которой составлена Рабочая программа и год ее разработки; на второй странице обложки необходимо указать Примерную программу, на основе которой составлена Рабочая программа; профессию/специальность НПО/СПО, профиль обучения; составителей и рецензентов Рабочей программы, а также с кем согласована и кем утверждена программа. Процедура согласования и утверждения Рабочих программ определяется образовательным учреждением в установленном порядке.

Библиографический список:

1. Примерные программы учебных дисциплин для профессий начального профессионального образования и среднего профессионального образования (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание (включая экономику и право) право, экономика, математика, информатика и ИКТ, физика химия, биология, естествознание, география, мировая художественная культура (МХК), физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Одобрены Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Министерство образования Российской Федерации. -М.: 2004. С. 222-266

3. Информационный ресурс: «Положение по итоговому контролю учебных достижений обу-

2 Приказ Минобрнауки России от 31 августа 2009 г. № 320.

3 Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. № 1994.

4 Приказ Минобрнауки России от 24 января 2012 г. № 39».

чающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (примерное)». - www firo.ru

4. Информационный ресурс: «Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО» - www firo.ru.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), учебный план ОПОП, примерные и рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин.

Keywords: federal state educational standard (FSES) for secondary (complete) general education, basic vocational education programme (BVEP), BVEP curriculum, exemplary and working programmes of general education academic disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.