Научная статья на тему 'Особенности проектирования индивидуализированных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена в условиях целевой подготовки студентов'

Особенности проектирования индивидуализированных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена в условиях целевой подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHLY SKILLED SPECIALISTS / VOCATIONAL EDUCATION / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / TARGETED TRAINING / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

Освещаются вопросы, связанные с встраиванием индивидуальных профессиональных модулей в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена в условиях целевой подготовки студентов для конкретных рабочих мест. Сформулированы подходы к проектированию индивидуализированных образовательных программ, содержащих учебные дисциплины и профессиональные модули, необходимые для формирования дополнительных профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябин Виталий Николаевич, Кухарь Владимир Денисович, Миляева Ирина Вилорьевна, Соколова Елена Викторовна, Христич Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DESIGNING INDIVIDUALIZED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR TRAINING MID-LEVEL SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF TARGETED TRAINING OF STUDENTS

The article deals with the issues related to the incorporation of the individual modules in the professional education programs of training mid-level specialists in the conditions of targeted training of students for specific work positions. The approaches to the design of individualized educational programs containing the academic subjects and professional modules which are necessary for the formation of additional professional competencies are formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования индивидуализированных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена в условиях целевой подготовки студентов»

УДК 377.5

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В.Н. Скрябин, В.Д. Кухарь, И.В. Миляева, Е.В. Соколова, Т.Ю. Христич

Освещаются вопросы, связанные с встраиванием индивидуальных профессиональных модулей в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена в условиях целевой подготовки студентов для конкретных рабочих мест. Сформулированы подходы к проектированию индивидуализированных образовательных программ, содержащих учебные дисциплины и профессиональные модули, необходимые для формирования дополнительных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: высококвалифицированные специалисты, среднее профессиональное образование, индивидуализация подготовки, целевая подготовка, практико-ориентированные образовательные программы.

Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 10.3192.2015 от 05.03.2015.

В комплексе мер по развитию среднего профессионального образования к 2020 году выделено обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики [1]. Достижению соответствия способствует обновление содержания профессиональных образовательных программ и повышение их практикоориентированности [2].

В этих условиях значительное внимание уделяется целевой подготовке студентов, учитывающей особенности профессиональных функций, которые предстоит выполнять будущим специалистам на конкретных рабочих местах, что обуславливает необходимость формирования дополнительных профессиональных компетенций в рамках индивидуализированных образовательных программ.

Индивидуализированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - ИОП СПО) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации в соответствии с требованиями работодателей - заказчиков кадров.

Проектирование ИОП СПО является многоплановой научно-методической задачей, решаемой педагогическими работниками совместно со

72

специалистами предприятий [3, 4]. Одним из основных этапов проектной работы является формирование дополнительных индивидуальных профессиональных модулей. Непременным условием выполнения этого этапа является подбор профессиональных стандартов, соответствующих выделенным работодателем видам профессиональной деятельности, и сопоставление описанных в них профессиональных характеристик с перечнем практического опыта, умений и знаний по основным трудовым функциям, отобранным работодателем [5]. Алгоритм формирования индивидуального профессионального модуля (ПМ) представлен на рисунке.

Отбор наиболее важных видов профессиональной деятельности в пределах выбранной специальности/профессии СПО

т

Отбор основных трудовых функций и/или трудовых действий

АКТУАЛИЗАЦИИ

Профессиональные стандарты

АКТУАЛИЗАЦИИ

Определение перечня практического опыта, умений и знаний для каждой трудовой функции основных трудовых функций

Профессиональные стандарты

т

Проектирование рабочей программы профессионального модуля (ИМ)

Определение требований к результатам освоения ИМ

Определение количества часов для освоения ИМ

Проектирование тематического плана ИМ

Формирование содержания

Определение содержания практик

Рецензирование рабочей программы

Разработка УМК

Разработка КОС

Разработка ФОС для ГИА

Алгоритм формирования индивидуального профессионального модуля

Особым этапом проектирования ИОП СПО является встраивание сформированных профессиональных модулей в образовательную программу. Действия по встраиванию начинаются с составления выписки из учебного

плана осваиваемой основной профессиональной образовательной программы СПО на период индивидуализации обучения, дающей информацию о перечне осваиваемых учебных дисциплин и профессиональных модулей, объемах и последовательности их изучения. Для корректировки основной профессиональной образовательной программы необходимо обеспечить возможность вычленения учебных дисциплин и профессиональных модулей, введенных за счет вариативной части образовательной программы на основе следующих подходов:

- проведение анализа объема часов на учебные дисциплины, профессиональные модули и междисциплинарные курсы, реализуемые за счет вариативной части ОПОП;

- вычленение объема часов (частично или полностью) учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, реализуемых за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) с учетом их влияния на формирование профессиональных компетенций по основным видам профессиональной деятельности;

- проведение анализа объема часов на учебные дисциплины, профессиональные модули и междисциплинарные курсы обязательной части ОПОП, объем которых при проектировании ОПОП был увеличен за счет вариативной части ОПОП;

- вычленение увеличенного за счет вариативной части ОПОП объема часов учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов обязательной части ОПОП с учетом их значения на формирование профессиональных компетенций по основным видам профессиональной деятельности;

- замещение вычлененных объемов часов учебными дисциплинами, профессиональными модулями и междисциплинарными курсами, направленными на овладение видом или видами профессиональной деятельности в соответствии с индивидуализацией подготовки.

Последующая корректировка объема времени на освоение индивидуализированной части подготовки по замещению высвобожденного объема часов индивидуальными профессиональными модулями проводится с учетом:

- соблюдения дидактического принципа освоения образовательной программы;

- сохранения объемов часов максимальной нагрузки, аудиторной нагрузки, лабораторных и практических работ, курсового проектирования, учебной и производственной практики идентичного учебному плану ОПОП в пределах каждого учебного семестра.

С введением индивидуальных профессиональных модулей, по сути, создается иная образовательная программа, которая нуждается в актуализации требований к результатам ее освоения и критериев оценки качества подготовки будущих специалистов.

При актуализации требований следует иметь в виду, что изменения затронут, во-первых, основные виды профессиональной деятельности, которые пополнятся дополнительными видами, вводимыми в связи с индивидуализацией подготовки. В то же время могут быть частично упразднены те виды профессиональной деятельности, которые были введены в основную образовательную программу за счет вариативной части федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС СПО). Во-вторых, обновленные виды профессиональной деятельности повлекут за собой корректировку перечня профессиональных компетенций, соответствующих каждому виду профессиональной деятельности.

На основе анализа требований к результатам освоения индивидуализированной образовательной программы проводится корректировка матрицы соответствия учебных дисциплин и профессиональных модулей формируемым компетенциям, особенно профессиональным компетенциям, входящим в индивидуализированную часть образовательной программы. Включение элементов матрицы в соответствующие рабочие программы дисциплин обеспечивает четкую нацеленность на результат освоения их обучающимися. Разработка методического обеспечения дисциплины, материалов для самостоятельной работы студентов, оценочных материалов ведется с учетом обозначенного результата их обучения.

Индивидуализированный учебный план составляется на ту часть образовательной программы, в которую включены индивидуальные учебные дисциплины, профессиональные модули и междисциплинарные курсы. При составлении индивидуализированного учебного плана должно быть обеспечено выполнение основных требований ФГОС СПО в части учебной нагрузки студента.

Реализация встроенных в индивидуальный учебный план дополнительных профессиональных модулей, формирующих

профессиональные компетенции, вошедшие в требования к результатам освоения образовательной программы, осуществляется с участием специалистов предприятий в формате сетевого взаимодействия.

Поэтому актуализируется календарный учебный график по перенесению части теоретических занятий, лабораторных и практических работ, а также производственной практики в полном объеме на предприятие.

Особого внимания заслуживает процесс актуализации ресурсного обеспечения реализации ИОП в направлении кадрового, информационного и материально-технического обеспечения реализации ИОП СПО. Помимо выполнения требований ФГОС СПО к ресурсному обеспечению образовательной программы, вводится ряд дополнительных требований, вызванных актуализированными требованиями к результатам освоения ИОП СПО. К дополнительным требованиям относятся:

- кадровые - привлечение специалистов предприятий, имеющих высшее образование и владеющих практическим опытом эксплуатации оборудования, использования программного обеспечения или иного технического оснащения конкретного рабочего места, на которое ведется целевая подготовка студента;

- информационные - наличие в библиотечном фонде, помимо учебной литературы, официальных, справочно-библиографических и периодических изданий, в том числе по тематике встроенных в образовательную программу профессиональных модулей. ИОП должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, состав которого определяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, в том числе встроенных;

- материально-технические - возможность выбора одного из альтернативных вариантов: расширение учебно-лабораторной и учебно-производственной базы образовательной организации для реализации встроенных учебных дисциплин и профессиональных модулей или использование производственного оборудования предприятия в рамках сетевого обучения;

- учебно-методические - использование рабочих программ дисциплин/профессиональных модулей, программ практик, а также классического набора методических материалов.

Процесс освоения ИОП СПО подразумевает обязательное применение современных методов обучения. Для освоения программы необходимо использовать различные технологии активного и интерактивного обучения в сочетании с внеаудиторной работой. Выбор технологии определяется рядом факторов: приоритетности целей образования, специфики содержания учебного материала, состава студентов, количества обучающихся, технического оснащения.

Совокупность деятельностных технологий в рамках решения задачи подготовки рабочих и специалистов для конкретных рабочих мест обеспечивает практико-ориентированную подготовку обучающихся при постоянном диалоге с предприятием-заказчиком кадров, основными компонентами которой являются:

- углубленное изучение студентами теоретических основ современных методов производства;

- практическое освоение в ходе лабораторных и практических работ автоматизированных систем, используемых на предприятиях;

- профессиональная подготовка на предприятиях в формате сетевого обучения.

Рассмотренный механизм разработки ИОП СПО является основой для целевой подготовки студентов в интересах предприятий-заказчиков кадров. Механизм апробирован и использован при проектировании индивидуализированных образовательных программ при реализации программ целевого обучения в рамках конкурса «Новые кадры для ОПК».

Список литературы

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.032015 № 349-р. [Электронный ресурс] http://www. government.ru/docs/17088.

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, одобрена коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн) [Электронный ресурс] Ы1р://минобрнауки.рф/новости/3732.

3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/08/07/obr-dok.html.

4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ-01/05вн. [Электронный ресурс] http:// www.fgosvo.ru/support/43/5/8.

5. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» [Электронный ресурс] docs.cntd.ru>document/499018306.

References

1. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya, na 2015 - 2020 gody, utverzhdennyj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 03.032015 № 349-r. [EHlektronnyj resurs] - http://www. government.ru/docs/17088.

2. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya prikladnykh kvalifikatsij v Rossijskoj Federatsii do 2020 goda, odobrena kollegiej Minobrnauki Rossii (protokol ot 18 iyulya 2013 g. № PK -5vn) [EHlektronnyj resurs] - http://minobrnauki.rf/novosti/3732.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.06.2013 № 464 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya» [EHlektronnyj resurs] -http://www.rg.ru/2013/08/07/obr-dok.html.

4. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm i dopolnitel'nykh professional'nykh programm s uchetom sootvetstvuyushhikh professional'nykh standartov, utverzhdennye Ministrom obrazovaniya Rossijskoj Federatsii Livanovym D.V. ot 22.01.2015 № DL-01/05vn. [EHlektronnyj resurs] - http:// www.fgosvo.ru/support/43/5/8.

5. Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 № 147n «Ob utverzhdenii Maketa professional'nogo standarta» [EHlektronnyj resurs] -

docs.cntd.ru>document/499018306.

Скрябин Виталий Николаевич, канд. техн. наук, проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кухарь Владимир Денисович, д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе, Science@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Миляева Ирина Вилорьевна, начальник отдела педагогических инноваций Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколова Елена Викторовна, начальник информационно-аналитического отдела Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Христич Татьяна Юрьевна, руководитель научно-методического центра Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ, tstctula@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PECULIARITIES OF DESIGNING INDIVIDUALIZED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR TRAINING MID-LEVEL SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF TARGETED TRAINING OF

STUDENTS

V.N. Skryabin, V. D. Kuhar, I.V. Milyaeva, E.V. Sokolova, T.Y. Khristich

The article deals with the issues related to the incorporation of the individual modules in the professional education programs of training mid-level specialists in the conditions of targeted training of students for specific work positions. The approaches to the design of individualized educational programs containing the academic subjects and professional modules which are necessary for the formation of additional professional competencies are formulated.

Key words: highly skilled specialists, vocational education, individualization of training, targeted training, practice-oriented education programs.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of Technical Sciences, deputy rector-director of Technical College named after S.I. Mosin, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Kuhar Vladimir Denisovich, doctor of Technical Sciences, professor, deputy rector for scientific work, edwork@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, head of Educational Innovation Department of Technical college named after S.I. Mosin, tstctula@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, head of Informational-Analytical Department of Technical college named after S.I. Mosin, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, manager of Scientific-Methodic Center of Technical college named after S.I. Mosin, tstctula@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.