Научная статья на тему 'Пути профилактики педагогических конфликтов в современной школе'

Пути профилактики педагогических конфликтов в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / PEDAGOGICAL CONFLICT / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CONFLICTOLOGICAL CULTURE / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / CONFLICT SITUATION / БЛАГОПРИЯТНЫЙ КЛИМАТ / FAVORABLE CLIMATE / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / КОМПРОМИСС / COMPROMISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.Ф.

В статье рассматриваются факторы, вызывающие педагогические конфликты. Автор делает вывод о том, что формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении является эффективным средством снижения конфликтности каждого его участника. Развитие конфликтологической культуры учителя является важнейшей задачей, которую нужно решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. Большую роль в этом процессе играют школьные педагоги психологи. Их арсенал должен ежегодно пополняться новыми видами тренингов, круглых столов, способствующих формированию конфликтологической культуры учителей, улучшению психологического климата в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF PREVENTING PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE MODERN SCHOOL

The article considers the factors causing pedagogical conflicts. The author concludes that the formation and maintenance of a favorable psychological climate in the educational institution is an effective means of reducing the conflict of each participant. Development of conflictological culture of the teacher is the most important task that must be addressed in the life of the educational organization. School teachers psychologists play an important role in this process. New types of trainings, round tables, contributing to the formation of conflictological culture of teachers, improving the psychological climate in the team should be added to their arsenal every year.

Текст научной работы на тему «Пути профилактики педагогических конфликтов в современной школе»

Используя собственные ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны, студенты и преподаватели университета могут пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и вне аудитории: на кафедре, в читальном зале, в кафе и т. д.

В России, в ведущих вузах созданы все условия для реализации данной концепции. Например, во всех учебных корпусах Северо-Кавказского федерального университета и Ставропольского государственного аграрного университета имеется беспроводной доступ к сети Интернет, и во время учебных занятий студенты могут изучать цифровые образовательные ресурсы, используя для этого свои собственные электронные устройства.

Интересные формы педагогического взаимодействия реализуются в условиях дистанционного обучения. Т.Б. Гребенюк и И.Г. Булан сформулировали основные характерные признаки педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения:

- Взаимное доверие в межличностных отношениях «преподаватель - студент» и «студент - студент».

- Взаимопомощь студентов в совместной работе над проектами.

- Организация и осуществление по определенному плану систематической связи преподавателя и студентов с помощью информационных технологий (электронная почта, чаты, блоги и др.).

Библиографический список

- Использование для формирования названных выше умений таких форм обучения, как учебный диалог, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимная психолого-педагогическая и методическая поддержка [5].

В то же время, как отмечает Л.Н. Макарова [6], субъекты образовательного процесса не всегда удовлетворены результатом их взаимодействия друг с другом. Одна из важных причин этого - в подчас существенных различиях ценностных ориентаций преподавателей и студентов:

- преподавателям, как правило, более важна деятельност-ная сторона взаимодействия,

- студенты больше обращают внимание на характер общения и взаимоотношений с преподавателем.

При этом преподаватели основное внимание в совершенствовании стиля взаимодействия уделяют деятельностным компонентам, оставляя без должного развития важные для студентов компоненты общения и взаимоотношений, такие как доверие, доброжелательность, сопричастность, терпимость, умение выслушать, диалогичность.

Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности.

1. Бадахова И.Т. Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 371 - 372.

2. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; 1 (19): 230 - 232.

3. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза. Социально-экономические явления и процессы. 2012; 11 (45): 350 - 354.

4. Образовательные технологии и электронное обучение. Available at: http://vvsu.ru/education/resources/e-learning

5. Гребенюк Т.Б., Булан И.Г. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015; 11: 7 - 14.

6. Макарова Л.Н., Старцев М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов. Социально-экономические явления и процессы. 2017; Т. 12, № 5: 210 - 216.

References

1. Badahova I.T. Organizaciya 'effektivnogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v usloviyah v obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 371 - 372.

2. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; 1 (19): 230 - 232.

3. Starcev M.V., Sharshov I.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov vuza. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. 2012; 11 (45): 350 - 354.

4. Obrazovatel'nye tehnologii i 'elektronnoe obuchenie. Available at: http://vvsu.ru/education/resources/e-learning

5. Grebenyuk T.B., Bulan I.G. Model' pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v usloviyah distancionnogo obucheniya. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2015; 11: 7 - 14.

6. Makarova L.N., Starcev M.V. Problemnye zony vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2017; T. 12, № 5: 210 - 216.

Статья поступила в редакцию 08.08.18

УДК 159

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia), E-mail: klinpsych@mail.ru

WAYS OF PREVENTING PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE MODERN SCHOOL. The article considers the factors causing pedagogical conflicts. The author concludes that the formation and maintenance of a favorable psychological climate in the educational institution is an effective means of reducing the conflict of each participant. Development of conflictological culture of the teacher is the most important task that must be addressed in the life of the educational organization. School teachers - psychologists play an important role in this process. New types of trainings, round tables, contributing to the formation of conflictological culture of teachers, improving the psychological climate in the team should be added to their arsenal every year.

Key words: pedagogical conflict, conflictological culture, conflict situation, favorable climate, aggressiveness, compromise.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

E-mail: klinpsych@mail.ru

ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются факторы, вызывающие педагогические конфликты. Автор делает вывод о том, что формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении является эффективным средством снижения конфликтности каждого его участника. Развитие конфликтологической культуры учителя является важнейшей задачей, которую нужно решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. Большую роль в этом процессе играют школьные педагоги - психологи. Их арсенал должен ежегодно пополняться новыми видами тренингов,

круглых столов, способствующих формированию конфликтологической культуры учителей, улучшению психологического климата в коллективе.

Ключевые слова: педагогический конфликт; конфликтологическая культура; конфликтная ситуация; благоприятный климат; агрессивность; компромисс.

В педагогическом коллективе конфликты - нередкое явление. В них могут участвовать все члены образовательного социума: учителя, родители, ученики. У всех педагогов разные вкусы, предпочтения, интересы, взгляды и другие особенности, составляющие ядро индивидуальности. Это нередко становится основанием для возникновения противоречий между членами коллектива. Так как противоречия в коллективе будут присутствовать всегда, то и конфликты в школах тоже неизбежны. При возникновении конфликтной ситуации каждая сторона старается отстаивать свою точку зрения и доказать правильность своих рассуждений. Однако, как показывают многочисленные исследования, этот процесс можно корректировать и регулировать. В этой связи владение конфликтологической культурой преподавателями играет важную роль в межличностных отношениях и является аспектом безопасности в образовательной среде.

Термин «конфликт» считается междисциплинарным. Конфликты исследуют подобные науки как психология, педагогика, социология, политология, философия и др. Исследование социального конфликта вели М. Вебер, У. Мур, А. Росс и прочие иностранные и российские учёные.

Педагогическая конфликтология - практико-ориентирован-ное течение педагогической науки, целями которого являются исследование характера и факторов возникновения педагогических конфликтов, создание способов их устранения [1].

На основе анализа литературы и личных наблюдений можно отметить, что ведущими факторами появления конфликта в педагогической среде педагогов являются:

- Недовольство избранной профессией, наблюдающееся у ряда учителей, накапливающаяся профессиональная усталость;

- высокая ответственность педагога за качество обучения (особенно увеличившаяся с введением ЕГЭ);

- ответственность за жизнь и состояние здоровья учеников (физического и психологического);

- недовольство уровнем одобрения действий учителя как со стороны учеников, так и со стороны руководства, учительского коллектива, родителей;

- однообразие преподавательской работы,

- строгая регламентация деятельности согласно учебному плану;

- преобладание классических форм преподавания и оценивания и др.

Всего можно выделить конфликты в педагогической работе по линии:

«учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - учитель», «учитель - руководство», «учитель - родители».

В основе этих конфликтов лежат противоречия систем ценностей, мировоззренческих позиций, представлений, суждений, направлений различных участников образовательного процесса. [2].

Как показывают исследования [3; 4; 5; 6 и др.], конфликтных личностей в коллективах не так уж много - от одного до пяти процентов от числа работающих в школах. Но количество создаваемых ими конфликтов весьма может быть велико, причём конфликтов затяжных. Необходимо работать и общаться с конфликтной личностью:

- коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;

- создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.

Эти и другие мероприятия смогут снизить уровень конфликтности личности.

Согласно проведённым исследованиям, на уровень конфликтности существенное влияние оказывает агрессивность личности. Следует отметить, что, несмотря на то, что агрессивность находит своё проявление у многих людей, у каждого отдельного индивида она характеризуется различным уровнем и обладает своими особенностями. Сила агрессивных реакций, а также направленность и продолжительность агрессивных дей-

ствий зависит от множества различных причин. Поэтому проблема агрессивности должна анализироваться с точки зрения воздействия на человека физиологических, психологических, социальных и ситуационных факторов. Но тут следует отметить, что какими бы не были физиологические и психологические особенности человека, основные причины агрессивности - конфликты и конфликтные ситуации, будь они кратковременными или долговременными, осознаваемыми или бессознательными, вынужденными или специально созданными. Таким образом, любое проявление агрессивности является следствием недовольства человека окружающей действительности, уровнем своей жизни, другими людьми или же самим собой.

Среди основных методов и способов борьбы с высоким уровнем агрессивности следует отметить:

- методы психорегуляции и релаксации;

- аутогенная тренировка,

- гипноз и аутосуггестия;

- пиходрамма, арттерапия, гештальт-терапевтические методы и др.

- различные тренинговые программы (например, тренинги социальных умений, самопознания и саморазвития).

По свидетельству педагогов-психологов, проводимые в образовательных учреждениях мероприятия по снижению агрессивности педагогов помогают уменьшить число конфликтов и способствуют общему улучшению психологического климата в коллективе.

Психологическому климату так же придаёт устойчивость характер отношения педагогов к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену педагогического коллектива.

Важнейшие признаки благоприятного климата:

- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

- доброжелательная и деловая критика;

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

- отсутствие давления руководителей на подчинённых и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

- высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из её членов и пр.

Таким образом, характер климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Тем самым формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении является эффективным средством снижения конфликтности каждого его участника.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что практически в каждом конфликте задействован учитель, независимо от характера этого конфликта. Тем самым, учителя требуют внимания со стороны школьных психологов (а не только учащиеся).

Развитие конфликтологической культуры учителя - так же является важнейшей задачей, которую нужно решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. По мнению ряда учёных [7; 8] , она занимает «стержневую» позицию в структуре общей культуры, т. к. способствует гуманному развитию как отдельной личности, так и группы.

По свидетельству педагогов-психологов, эффективно выполняющих свою профессиональную деятельность, ежегодно необходимо включать в план работы с учителями тренинги, круглые столы, связанные как с поддержанием и развитием благоприятного психологического климата в коллективе, так и с развитием конфликтологической культуры учителей.

Доказали свою действенность тренинги на тему: «Управление конфликтами», «Культура поведения в конфликте», «Методы контроля эмоций», «Профилактика и разрешение

Библиографический список

конфликтов», «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействияс родителямииучени-ками».

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва, 2004.

2. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Педагогическая конфликтология: учебное пособие Ставрополь: СГУ, 2011.

3. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Становление и развитие педагога толерантного типа: учебное пособие. Ставрополь, 2017.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. Санкт-Петербург, 2000.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учебник. Москва, 2007.

6. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учебник. Екатеринбург, 2013.

7. Самсонова Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Калининград, 2003.

8. Щербакова О.И. «Конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии. Проблемы современного образования. 2010; 2: 78 - 83.

References

1. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2004.

2. Gorovaya V.I., Petrova N.F. Pedagogicheskaya konfliktologiya: uchebnoe posobie Stavropol': SGU, 2011.

3. Gorovaya V.I., Petrova N.F. Stanovlenie i razvitie pedagoga tolerantnogo tipa: uchebnoe posobie. Stavropol', 2017.

4. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Sankt-Peterburg, 2000.

5. Zdravomyslov A.G. Sociologiya konflikta: uchebnik. Moskva, 2007.

6. Kurochkina I.A., Shahmatova O.N. Pedagogicheskaya konfliktologiya: uchebnik. Ekaterinburg, 2013.

7. Samsonova N.V. Formirovanie konfliktologicheskoj kul'tury specialista. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2003.

8. Scherbakova O.I. «Konfliktologicheskaya kul'tura lichnosti» v teorii i praktike sovremennoj konfliktologii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; 2: 78 - 83.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.