Научная статья на тему 'Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности'

Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1962
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / КРИТЕРИИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УРОВЕНЬ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ УЧИТЕЛЕЙ / УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / CONFLICTOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER / CRITERIA FOR THE LEVEL OF CONFLICTOLOGICAL CULTURE / EXPERIMENTAL STUDY / LEVEL OF THE TEACHERS RESISTANCE TO CONFLICT / LEVELS OF MANIFESTATION OF THE CONFLICTOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е.К., Чемерилова И.А.

В статье сделан анализ разработанности данного вопроса в научной литературе, выделены понятия «конфликтологическая компетентность» и «конфликтологическая культура», поскольку последняя предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности. Предложено определение конфликтологической культуры учителя как интегративного личностного образования, включающего совокупность необходимых знаний, умений в области конфликтологии, личностных особенностей и качеств учителя, обеспечивающих ему возможность разрешать конфликты в образовательной среде на конструктивной основе. Определены структурные компоненты конфликтологической культуры учителя: 1) конфликтологическая компетентность; 2) конфликтоустойчивость; 3)коммуникативная составляющая. Разработаны критерии уровня сформированности конфликтологической культуры учителя; выделены уровни проявления конфликтологической культуры учителя в профессиональной деятельности и даны их содержательные характеристики. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследовании, проведенного среди учителей г. Новочебоксарска и г. Чебоксары Чувашской Республики, которое было направлено на самооценку способностей респондентов конструктивно разрешать конфликты, уровень конфликтности в отношениях с учениками и родителями, выявление причин конфликтов в образовательной среде, уровень конфликтоустойчивости опрошенных учителей. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при реализации учебно-воспитательных задач учителя испытывают серьезные затруднения в разрешении конфликтных ситуаций. Низкий уровень выявился у 26% респондентов, средний - у 52%; высокий уровень - только у 22% обследованных. Большинство опрошенных учителей указали на дефицит конфликтологических знаний и умений и выразили желание их совершенствовать. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие конфликтологической культуры личности учителя - важнейшая задача, которую необходимо решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Е.К., Чемерилова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICTOLOGICAL CULTURE OF THE MODERN TEACHER AND ITS IMPLICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The quality of development of the question in scientific literature is analyzed in the article, the terms “conflictological competence” and “conflictological culture” are highlighted, since the latter implies restructuring value-meaning of person and includes a special system of meanings, values, motives, beliefs, attitudes of the personality. Proposed definition of conflictological culture of teachers as integrative education, consisting of a set of personal knowledge, skills, personality traits and conflictology qualities of teachers, give him an opportunity to resolve conflicts in educational environment in a constructive manner. The structural components of conflictological culture of the teacher; 1) conflictological competence; 2) resistance to conflict; 3) the communicative component. The criteria for the level of the teachers conflictological culture were developed; the levels of existence of the teachers conflictological culture in professional activities were selected and their substantial characteristics were given. The results of the experimental study that has been conducted among teachers in Novocheboksarsk and Cheboksary are presented; the study was aimed at researching self-assessment abilities of respondents to constructively resolve conflicts, the level of conflict in relationships with schoolchild and parents, identification of the causes of conflicts in educational environment, the conflictological level of the interviewed teachers. Analysis of the results shows that the teachers in the course of solving educational problems are experiencing serious difficulties in resolving conflict situations. The low level was detected for 26% of the respondents, the average for 52%; high level only for 22% of teachers. Most of the interviewed teachers indicated a lack of conflict knowledge and skills and expressed a desire to improve them. These statistics indicate that the development of conflictological culture of the personality of the teacher is the most important task that needs to be addressed in the conditions of life educational organization.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности»

УДК 371.132:316.46

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е. К. Иванова1*, И. А. Чемерилова2

1Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова Россия, Республика Чувашия, 428018 г. Чебоксары, ул. Афанасьева, 1-28.

2СОШ №8 г. Новочебоксарска Россия, Республика Чувашия, г. Новочебоксарск, ул. Советская, 4-104.

Тел.: +7 (8352) 43 96 65.

'Email: ivanova_ek_chuvsu@mail.ru

В статье сделан анализ разработанности данного вопроса в научной литературе, выделены понятия «конфликтологическая компетентность» и «конфликтологическая культура», поскольку последняя предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности.

Предложено определение конфликтологической культуры учителя как интегративного личностного образования, включающего совокупность необходимых знаний, умений в области конфликтологии, личностных особенностей и качеств учителя, обеспечивающих ему возможность разрешать конфликты в образовательной среде на конструктивной основе.

Определены структурные компоненты конфликтологической культуры учителя: 1) конфликтологическая компетентность; 2) конфликтоустойчивость; 3)коммуникативная составляющая.

Разработаны критерии уровня сформированности конфликтологической культуры учителя; выделены уровни проявления конфликтологической культуры учителя в профессиональной деятельности и даны их содержательные характеристики.

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследовании, проведенного среди учителей г. Новочебоксарска и г. Чебоксары Чувашской Республики, которое было направлено на самооценку способностей респондентов конструктивно разрешать конфликты, уровень конфликтности в отношениях с учениками и родителями, выявление причин конфликтов в образовательной среде, уровень конфликтоустойчивости опрошенных учителей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при реализации учебно-воспитательных задач учителя испытывают серьезные затруднения в разрешении конфликтных ситуаций. Низкий уровень выявился у 26% респондентов, средний - у 52%; высокий уровень - только у 22% обследованных. Большинство опрошенных учителей указали на дефицит конфликтологических знаний и умений и выразили желание их совершенствовать. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие конфликтологической культуры личности учителя - важнейшая задача, которую необходимо решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации.

Ключевые слова: конфликтологическая культура учителя, критерии уровня сформиро-ванности конфликтологической культуры, опытно-экспериментальное исследование, уровень конфликтоустойчивости учителей, уровни проявления конфликтологической культуры. Профессиональная культура учителя является вузе изучить его профессиональные установки и целена-

главным показателем качества подготовки учителя, правленно совершенствовать их, чтобы в критические

эффективности его обучения в вузе. В широком смыс- моменты своего становления как специалиста он был

ле слова она предполагает формирование психолого- четко ориентирован на конечную цель обучения и имел

педагогической, методологической, методической, ясное представление о путях и средствах ее достижения.

исследовательской, политической, коммуникативной, Для повышения эффективности этой работы

физической, а также конфликтологической культуры. необходимы критическое осмысление и анализ содер-

Профессиональная культура складывается постепенно, жания, форм, методов учебно-воспитательной работы,

в процессе приобретения необходимых знаний, уме- внесение в них содержательных и организационных

ний, навыков работы с детьми, родителями, коллегами, коррективов, чтобы направить педагогический процесс

и изменяется в зависимости от нарастания профессио- на профессиональное и общекультурное развитие лич-

нального опыта и углубления общей культуры учите- ности учителя-воспитателя, в совершенстве владеюще-

ля-воспитателя. Характер профессиональной культуры го предметом специальности и методикой его препода-

находится в зависимости от субъективных представле- вания, обладающего развитым интеллектом, проявля-

ний о месте и роли учителя в обществе, которые в об- ющего творческую самостоятельность.

щих чертах зарождаются у юношей и девушек еще до В профессиональной деятельности учителя осу-

поступления в институт в виде размышлений о буду- ществляется практическое закрепление профессио-

щей педагогической деятельности, о своем месте в ней нально-педагогических знаний, основ психологиче-

и образе действий. В связи с этим формирование про- ской культуры, овладение умениями повседневного

фессиональной культуры следует начинать еще в стенах использования технологий общения в учебно-

общеобразовательной школы и всесторонне развивать во воспитательном процессе, а также самостоятельное

время учебы в педагогическом учебном заведении. конструирование новых педагогических ситуаций вза-

Многолетние наблюдения показывают, что адап- имодействия с учащимися на основе дифференциро-

тация к вузовским условиям, особенно профессио- ванного, индивидуально-личностного подходов.

нальная адаптация, происходит сложно, при этом мно- Современная школа отличается обилием всевоз-

гие студенты склонны рассматривать возникающие можных межличностных, групповых, ролевых взаимо-

трудности как следствие ошибки в выборе профессии. связей, порой запутанных, тесно переплетенных и

Поэтому важно с первых дней пребывания студента в неоднозначных. В обществе практически нет подоб-

ных социальных институтов со столь разнородным по множеству параметров (возрасту, уровню образования, социальному положению, интересам, потребностям ценностям, авторитетам) и одновременно многочисленным контингентом. Поэтому в школе многие конфликтные ситуации сосредоточены в концентрированном виде.

Актуальность исследуемой проблемы формирования конфликтологической культуры современного учителя обусловлена тем обстоятельством, что в условиях напряженности и нестабильности в российском обществе, роста конфликтов в школьной среде, решающую роль в гармонизации межличностных отношений между субъектами образовательного пространства играет наличие у педагога достаточно высокого уровня конфликтологической культуры, основанной на ценностях человеческого общения.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, в основе которых лежит, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, оценивать их поведение и поступки, т.е. возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Конфликтные ситуации могут существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов, но могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания учащихся и учителей (из-за транспорта школьник опоздал на урок) или возникать по инициативе оппонентов (проявление грубости), т.е. могут быть объективными или субъективными.

Различные аспекты конфликтологической подготовки специалистов становились объектом внимания ученых: определены сущность и содержание понятий «конфликтологическая готовность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура» (Д. В. Ивченко, Н. В. Самсонова, Т. Н. Черняева, З. З. Дринка, Г. М. Болтунова, Н. В. Куклева, Е. Е. Ефимова, Е. П. Хорошилова), «конфликтологическая культура учителя» (Н. У. Ярычев), «конфликтологическая компетентность педагога» [1-3]. Разработаны подходы, содержание и методы формирования конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры специалистов различного профиля [4-5] (А. И. Кротов, Н. В. Самсонова, Т. Н. Черняева

B. И. Журавлев, Д. В. Ивченко). Определены концептуальные основы конфликтологической подготовки будущих учителей [6-8] (О. А. Иванова, В. В. Базелюк, А. X. Батчаева, Л. И. Белозерова, Г. М. Болтунова, М. М. Рыбакова, Л. В. Симонова, Т. А. Чистякова, Н. Е. Щуркова и др.), разработаны подходы, содержание и методы формирования готовности учителей к решению отдельных видов профессионально-конфликтологических задач [9-12] (О. Н. Лукашонок, З. З. Дринка, Г. М. Болтунова, М. И. Реутов, Д. В. Горелова, Н. А. Гурьева, И. С. Пилипец, О. Г. Петушкова, Е. П. Хорошилова). Особого внимания заслуживают исследования С. В. Баныкиной, Г. С. Бережной, Б. И. Хасана, М. М. Рыбаковой, Г. С. Бережной,

C. А. Володина и др. по проблеме формирования конфликтологической компетентности педагога [13-16].

Понятие «культура» является базовым в определении «конфликтологическая культура». Обобщая взгляды ученых (М. С. Кагана, А. Швейцера, Е. А. Давидовича, Л. С. Выготского), можно сделать вывод, что культура представляет собой многомерное и сложное явление, интегрирующее позитивный опыт, знания, ценности и «духовные достижения» человека,

развивающееся во взаимодействии и реализующееся в поведении и деятельности человека.

Н. В. Самсонова, анализируя проблему формирования конфликтологической культуры, выделяет поня-тиг «конфликтологическая культура личности» и «конфликтологическая культура специалиста». При этом «конфликтологическая культура личности» выражается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. Конфликтологической культуре специалиста свойственно усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональной конфликтогенной среды и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта [17].

Изучая проблему формирования конфликтологической культуры, О. И. Щербакова подчеркивает психологический контекст данного понятия и определяет конфликтологическую культуру как качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Согласно ее исследованиям, конфликтологическая культура предполагает сформированность не только конкретных знаний и практических умений, но и ряда специфических способностей, являющихся основой для лучшего понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации благодаря конструктивному решению проблем межличностного взаимодействия. Другими словами, в отличие от конфликтологической компетентности, которая характеризуется преимущественно наличием специальных знаний и умением управлять конфликтами, что можно делать без внутреннего принятия, конфликтологическая культура предполагает перестройку ценностно -смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности, таких как ценность отношений, установка на сотрудничество, интернальность, рефлексия и т.д.

По определению О. И. Щербаковой, конфликтологическая культура личности представляет собой ин-тегративное качество, основывающееся на экзистенциально-гуманистических ценностях, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру и поведенческую культуру, и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту, стратегиях взаимодействия в конфликтах, обеспечивающих конструктивное решение проблем [18].

У зарубежных исследователей нет единства во мнениях относительно трактовок конфликтологической культуры. P. Heigl определяет ее как способность человека адекватно реагировать и конструктивно действовать в ситуациях конфликта. N. Davenport рассматривает конфликтологическую культуру школьников как совокупность качеств, позволяющих конструктивно действовать, осознавая свою ответственность в ситуациях конфликта и разрешать конфликты на основе сотрудничества.

Несмотря на различия структурных компонентов конфликтологической культуры, представленных в существующих работах, наблюдается и сходство в их содержании. Н. В. Самсонова и Т. Н. Черняева предлагают рассматривать конфликтологическую компетенцию, конфликтологическую компетентность и конфликтологическую готовность в качестве структурных компонентов конфликтологической культуры специалиста [17-19]. Зарубежные авторы выделяют в структуре конфликтологической культуры коммуникатив-

ные способности, позитивное самоотношение, эмпатию, способности конструктивно разрешать конфликты, способности анализировать ситуацию с разных перспектив.

H. У. Ярычев под конфликтологической культурой учителя понимает систему конфликтологических знаний, умений и способов деятельности, которые необходимы для осмысленного осуществления педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде и разрешения противоречий, возникающих между различными субъектами педагогического взаимодействия [20].

Мы предлагаем собственное определение конфликтологической культуры учителя. На наш взгляд, это интегративное личностное образование, включающее совокупность необходимых знаний, умений в области конфликтологии, личностных особенностей и качеств учителя, обеспечивающих ему возможность разрешать конфликты в образовательной среде на конструктивной основе.

Основываясь на данном определении, мы выделяем следующие структурные компоненты данного понятия:

I. Конфликтологическая компетентность, включающая в себя:

- систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров; а также знание возрастных особенностей ребенка и специфики возрастных ученических конфликтов;

- навыки анализа конфликтных ситуаций;

- способность выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте;

- умение управлять конфликтной ситуацией, переводить ее в конструктивное русло;

- умение осознавать свое поведение в конфликтной ситуации, а также предвидеть и прогнозировать возможные последствия и результаты конфликта.

2. Конфликтоустойчивость: адекватность восприятия конфликтной ситуации, направленность на совместный поиск решения проблемы, способность быть выдержанным, контролировать свои эмоции в пред-конфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия.

3. Коммуникативная составляющая: способность быть деликатным, внимательным, корректным, расположить к себе собеседника, аргументировать свою позицию, демонстрировать свою заинтересованность в конструктивном разрешении конфликта; проявление толерантности, дружелюбия.

Опираясь на данную структуру, мы выделили следующие критерии уровня сформированности конфликтологической культуры учителя:

1) уровень конфликтности в отношениях с учениками и родителями;

2) сформированность умений конструктивного разрешения конфликта (умение анализировать ситуацию, прогнозировать развитие конфликта, аргументировать свою позицию, готовность к компромиссу или сотрудничеству);

3) уровень конфликтоустойчивости личности;

4) культура спора, способность самоконтроля в общении;

5) сформированность таких личностных качеств, как сдержанность, толерантность, отсутствие агрессии.

Выделенные критерии позволили выделить три уровня проявления конфликтологической культуры

учителя в профессиональной деятельности: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень: учитель имеет высокий уровень конфликтности: имеет затяжные конфликтные отношения со многими учащимися и родителями; часто не контролирует свои эмоции в конфликтных ситуациях; не склонен анализировать конфликт, не стремится к его конструктивному разрешению. В конфликтном взаимодействии проявляет некорректность, вспыльчивость, категоричность, нетерпимость к мнению других. Не учитывает психологические и возрастные особенности участников конфликта. Не способен предвидеть возможный конфликт. Часто нуждается в посреднической помощи в разрешении конфликтов.

Средний уровень: учитель имеет конфликтные отношения с учащимся, родителями, но предпринимает усилия для их разрешения; у него сформированы умения самокритично оценивать ситуацию, анализировать конфликтную ситуацию, предвидеть возможные последствия ее разрешения; в большинстве случаев ориентирован на учет мнения конфликтующей стороны, проявляет гибкость и тактичность, готовность идти на компромисс; адекватно воспринимает конфликтную ситуацию, ориентирован на совместный поиск решения; однако не всегда имеет аргументы для конструктивного ведения спора, бывает несдержанным, категоричным.

Высокий уровень : учитель предвидит возникновение предконфликтной ситуации, возможный конфликт, анализирует причинно-следственные связи и движущие силы конфликтного противоборства, умеет предотвращать конфликтные ситуации, гибко реагирует на изменение ситуации, может предвидеть впечатление, которое производит на окружающих; учитывает эмоциональное состояние участников конфликта; владеет собой, ориентирован на сотрудничество, отличается высокой культурой спора, прислушивается к мнению других людей, обладает такими качествами, как толерантность, тактичность, дружелюбие.

В нашем исследовании принимали участие учителя школ г. Новочебоксарска и г. Чебоксары Чувашской Республики (всего 170 человек).

Вначале было проведено анкетирование, которое позволило выявить:

1) отношение учителей к конфликтам;

2) причины конфликтов с учащимися и их родителями;

3) самооценку наличия способностей к конструктивному разрешению конфликтов и выявление личностных качеств, мешающих конструктивно разрешать конфликты;

4) мотивацию на повышение своей конфликтологической культуры.

Выяснилось, что 46% опрошенных учителей отрицательно относятся к конфликтам, 54% - считают, что конфликты иногда оказываются полезными, поскольку позволяют выявить накопившиеся противоречия.

Среди причин конфликтов с учащимися учителя назвали нежелание учиться, нарушение дисциплины на уроках, безответственное отношение к ученических обязанностям, агрессивность по отношению к одноклассникам, равнодушное отношение к воспитательным мероприятиям, делам класса, проявление таких качеств, как инфантильность, слабоволие, грубость, конфликтность характера и др.

Причинами конфликтов с родителями были названы предъявление завышенных, нередко безосновательных требований к учителю; вмешательство ро-

дителей в образовательный процесс; высокое мнение родителей о своем ребенке; поверхностные представления родителей о школе, нежелание глубоко вникнуть в суть проблемы; отсутствие контроля со стороны родителей за детьми; желание переложить воспитательные функции на школу и учителей; предвзятое отношение к учителям либо убеждение в неприязненном отношении к своему ребенку; личностные амбиции родителей.

На вопрос, какие конфликты (с учениками, родителями учащихся, с учениками и их родителями, коллегами) случаются чаще всего в педагогической практике, 65% учителей указали, что чаще всего они сталкиваются в своей работе с конфликтами с учениками; 35% - с конфликтами, в которых задействованы ученики и их родители.

На вопрос, как вы оцениваете уровень конфликтности в отношениях с учениками и родителями, на низкий уровень (конфликты - редкое явление) указали 26% опрошенных; на средний уровень (конфликты случаются, но не носят затяжной характер и в большинстве случаев разрешаются конструктивно) указали 53% учителей. 21% респондентов высказались о том, что уровень конфликтности они оценивают как высокий (конфликты случаются часто, многие из них имеют затяжной характер и требуют вмешательства администрации школы и лиц, субъектов профилактики).

Свои способности конструктивно разрешать конфликты учителя оценили следующим образом: высокий - 15%; уровень выше среднего - 45%, средний уровень - 31%; низкий - 9%.

Среди личностных качеств, мешающих конструктивно разрешать конфликты, учителя отметили вспыльчивость, неуравновешенность, принципиальность, склонность настаивать на своем.

На вопрос «Ощущаете ли Вы потребность в знаниях о том, как управлять конфликтами в образовательной среде» подавляющая часть опрошенных (66%) ответили «да»; 20% ответили - «нет», 1 % опрошенных затруднились с ответом.

В целях измерения уровня конфликтологической культуры учителя использовались:

1. Методика «Определение уровня конфликто-устойчивости». Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах - и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. Исследование выявило высокий уровень конфликтоустойчиво-сти у 12%; средний уровень - у 23%; уровень ниже среднего у 44%; низкий уровень - у 11% опрошенных.

2. С помощью теста «Самооценка компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта» (В. И. Андреев) было выявлено, что очень высокий и очень низкий уровень не выявился ни у одного из респондентов. Высокий уровень самооценки был определен у 27% опрошенных; уровень выше среднего - у 23%; средний уровень - у 32%; чуть ниже среднего - у 28% респондентов.

3. Тест «Оценка самоконтроля в общении (по Мариону Снайдеру) позволил диагностировать уровень самоконтроля при общении с другими людьми. По результатам обследования, низкий уровень самоконтроля выявился у 13%; средний - у 46%; высокий уровень - у 41% респондентов.

Таким образом, наше исследование выявило, что при реализации учебно-воспитательных задач учитель испытывает серьезные затруднения в разрешении конфликтных ситуаций во взаимодействии не только с

учащимися, но также с их родителями и своими коллегами. Респонденты имеют разные уровни развития конфликтологической культуры. Низкий уровень выявился у 26% респондентов, средний уровень - у 52%; высокий уровень - только у 22% обследованных. Большинство опрошенных учителей указали на дефицит конфликтологических знаний и умений и выразили желание их совершенствовать. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие конфликтологической культуры личности учителя - важнейшая задача, которую необходимо решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации.

В план работы по профилактике конфликтных ситуаций в школьной среде целесообразно включение следующих мероприятий для работы с учителями: цикл учебно-методических семинаров для классных руководителей «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями и учащимися»; лекторий «Профилактика и разрешение конфликтов»; семинары-тренинги «Учимся анализировать конфликт», «Методы контроля эмоций»; круглые столы на темы: «Учитель и родители: вечный конфликт», «Деструктивное влияние внутриличностных и социальных конфликтов на личность учителя»; консультации учителей и классных руководителей по темам: «Управление конфликтом», «Культура поведения в конфликте» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е. В. Конструктивная сущность педагогического конфликта // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып 4. Новокузнецк: изд-во Ин-та повышения квалификации г. Новокузнецка, 2000. С. 23-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Артемьев И. Т., Иванов О. Г., Краснова Е. В. Моделирование конфликтных ситуаций // Модели и их применения: Сб. науч. тр. Вып. 2. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 2000. С. 12-16.

3. Баныкина С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление. Изд. 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 179 с.

4. Бершедова Л. И. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 7 (123), ч. 1. С.116-121.

5. Бузмакова А. В. К вопросу об определении видов кон-фликтоустойчивости учителей. Вестник Челябинского государственного университета. 2013. №34. С. 95-97.

6. Володина С. А. Конфликтологическая компетентность как ключевое условие успешной профессиональной деятельности классного руководителя // Сибирский учитель. 2012. №5. С. 86-89.

7. Гребенкин Е. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей: [специфика школьных конфликтов, профилактика и методы разрешения конфликтов, школьная служба примирения, коммуникативные игры и тренинги]. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 171 с.

8. Козырев Г. И. Конфликт. Конфликты в социально-педагогическом процессе // Социаьно-политический журнал. 2000. №2. С. 12-13.

9. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. 128 с.

10. Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: изд-во КГУ, 2002. 308 с.

11. Саралиева Т. Р. Конфликтологическая компетентность учителя общеобразовательной школы как научное понятие // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10. С. 329-335.

12. Хужиахметова Г. М. Проблема решения конфликтов в деятельности учителя // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2014. №3. С. 194-197.

13. Шкиль А. И. Социально-психолгические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: дис ... канд. психол. наук. Киев, 1990. 152 с.

14. Шурыгина О. В. Конфликтологическая культура: теоре- 18. тический аспект // Актуальные вопросы современной психологии: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца,

2011. С. 136-139. 19.

15. Щербакова О. И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. 2008. №10. С. 56-59.

16. Ярычев Н. У. Развитие конфликтологической культуры

учителя / Н. У. Ярычев, Д. Ф. Ильясов // Мир науки, куль- 20

туры, образования. 2011. №3. С. 44-50.

17. Ярычев Н. У. Конфликтологическая культура учителя как предмет теоретического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. С. 121-129.

Ярычев Н. У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, структура и особенности развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №1(6). С. 24-30.

Ярычев Н. У. Особенности развития конфликтологической культуры учителя в условиях самообучающейся организации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. №20. С. 331-336.

Ярычев Н. У. Предупреждение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы / Н. У. Ярычев, Т. Р. Сарали-ева // Сибирский педагогический журнал. 2011. №6. С.314-323.

Поступила в редакцию 21.05.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2

721

THE CONFLICTOLOGICAL CULTURE OF THE MODERN TEACHER AND ITS IMPLICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

© K & Ivanova1*, I. A. Chemerilova2

1I. N. Ulyanov Chuvash State University 15 Moskovskii Ave., 428000 Cheboksary, Chuvash Republic, Russia.

2School № 8 of Novocheboksarsk 4 Sovetskaya St., 429950 Novocheboksarsk, Chuvash Republic, Russia.

Phone: +7 (352) 43 96 65.

*Email: ivanova_ek_chuvsu@mail. ru

The quality of development of the question in scientific literature is analyzed in the article, the terms "conflictological competence" and "conflictological culture" are highlighted, since the latter implies restructuring value-meaning of person and includes a special system of meanings, values, motives, beliefs, attitudes of the personality. Proposed definition of conflictological culture of teachers as integrative education, consisting of a set of personal knowledge, skills, personality traits and conflictology qualities of teachers, give him an opportunity to resolve conflicts in educational environment in a constructive manner. The structural components of conflictological culture of the teacher; 1) conflictological competence; 2) resistance to conflict; 3) the communicative component. The criteria for the level of the teachers conflictological culture were developed; the levels of existence of the teachers conflictological culture in professional activities were selected and their substantial characteristics were given. The results of the experimental study that has been conducted among teachers in Novocheboksarsk and Cheboksary are presented; the study was aimed at researching self-assessment abilities of respondents to constructively resolve conflicts, the level of conflict in relationships with schoolchild and parents, identification of the causes of conflicts in educational environment, the conflictological level of the interviewed teachers. Analysis of the results shows that the teachers in the course of solving educational problems are experiencing serious difficulties in resolving conflict situations. The low level was detected for 26% of the respondents, the average for 52%; high level only for 22% of teachers. Most of the interviewed teachers indicated a lack of conflict knowledge and skills and expressed a desire to improve them. These statistics indicate that the development of conflictological culture of the personality of the teacher is the most important task that needs to be addressed in the conditions of life educational organization.

Keywords: conflictological culture of the teacher, criteria for the level of conflictological culture, experimental study, level of the teachers resistance to conflict, levels of manifestation of the conflictological culture.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Andrienko E. V. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie: Al'manakh. No. 4. Novokuznetsk: izd-vo In-ta povysheniya kvalifikatsii g. Novokuz-netska, 2000. Pp. 23-28.

2. Artem'ev I. T., Ivanov O. G., Krasnova E. V. Modeli i ikh primeneniya: Sb. nauch. tr. No. 2. Cheboksary: Chuvash. gos. un-t, 2000. Pp. 12-16.

3. Banykina S. V. Konflikty v sovremennoi shkole: izuchenie i upravlenie [Conflicts in modern school: studying and management]. Izd. 2-e. Moscow: LIBROKOM, 2012.

4. Bershedova L. I. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. No. 7 (123), ch. 1. Pp. 116-121.

5. Buzmakova A. V. K voprosu ob opredelenii vidov konfliktoustoichivosti uchitelei. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 34. Pp. 95-97.

6. Volodina S. A. Sibirskii uchitel'. 2012. No. 5. Pp. 86-89.

7. Grebenkin E. V. Shkol'naya konfliktologiya dlya pedagogov i roditelei: [spetsifika shkol'nykh konfliktov, profilaktika i metody razresh-eniya konfliktov, shkol'naya sluzhba primireniya, kommunikativnye igry i treningi]. Rostov n/D: Feniks, 2013.

8. Kozyrev G. I. Konflikt. Konflikty v sotsial'no-pedago-gicheskom protsesse. Sotsia'no-politicheskii zhurnal. 2000. No. 2. Pp. 12-13.

9. Rybakova M. M. Konflikty i vzaimodeistvie v pedagogicheskom protsesse [Conflict and interaction in pedagogical process]. Moscow, 1991.

10. Samsonova N. V. Konfliktologicheskaya kul'tura spetsialista i tekhnologiya ee formirovaniya v sisteme vuzovskogo obrazovaniya [Conflictological culture of specialist and technology of its formation in the system of higher education]. Kaliningrad: izd-vo KGU, 2002.

11. Saralieva T. R. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2011. No. 10. Pp. 329-335.

12. Khuzhiakhmetova G. M. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2014. No. 3. Pp. 194-197.

13. Shkil' A. I. Sotsial'no-psikholgicheskie mekhanizmy konfliktnogo vzaimodeistviya v usloviyakh uchebno-vospita-tel'nogo kollektiva: dis ... kand. psikhol. nauk. Kiev, 1990.

14. Shurygina O. V. Aktual'nye voprosy sovremennoi psikhologii: mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, mart 2011 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2011. Pp. 136-139.

15. Shcherbakova O. I. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008. No. 10. Pp. 56-59.

16. Yarychev N. U. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011. No. 3. Pp. 44-50.

17. Yarychev N. U. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2011. No. 3. Pp. 121-129.

18. Yarychev N. U. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2011. No. 1(6). Pp. 24-30.

19. Yarychev N. U. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2011. No. 20. Pp. 331-336.

20. Yarychev N. U. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2011. No. 6. Pp. 314-323.

Received 21.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.