17. Пастухов Б.И. Долгосрочное страхование жизни в системе пенсионной реформы // Финансы. - 2007. - № 9. - С. 38-42.
18. Кекеева Н.В. Модели финансирования и организации пенсионных систем мира // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. -№ 2. - С. 6-12.
19. Михальчук В.Ю. Пенсионная система России: перспективы развития // Финансы. - 2007. - № 7. - С. 59-62.
20. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России // Человек и труд. - 2008. - № 8. - С. 17-25.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
© Зубков В.Э., Зубков С.Э., Хардикова Л.Н.
Юго-Западный государственный университет, г. Курск
В данной статье рассмотрены пути повышения эффективности выездных налоговых проверок в РФ и муниципальном образовании «город Курск». Проанализированы методика и результативность проведения выездных налоговых проверок в муниципальном образовании «город Курск» за 2010-2012 гг. Обоснованы пути повышения эффективности выездных налоговых проверок в РФ. На основе проведенного исследования автором предлагается сокращение трудоемкости аналитической работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации, создание условий для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единой организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, а так же создание предпосылок для дальнейшей автоматизации контрольной работы налоговых органов.
Ключевые слова: налог, налоговый контроль, налоговые проверки, выездная налоговая проверка, методика проведения выездной налоговой проверки, результативность выездной налоговой проверки.
Одной из основных функций налоговых органов является налоговый контроль за поступлением налогов, сборов с налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Задачей налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Основными мероприятиями налогового контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки.
На сегодняшний момент выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налого-
вой проверки: комплексные и тематические. Комплексная проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При тематической проверке проверяется один или несколько налогов.
Суть выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Показатели, характеризующие качество налогового контроля, занимают важное место в системе оценки эффективности налогового администрирования. Такие показатели отражаются налоговыми органами в статистической налоговой отчетности по форме N 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов».
Используя данные сводной статистической отчетности Инспекции ФНС России по г. Курску, проанализируем показатели контрольной работы за 2010-2012 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Показатели контрольной работы Инспекции ФНС России по г. Курску за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатели 2010 г 2011 г 2012 г
Сумма Уд вес, % Сумма Уд. вес, % Отклон. 2011 г от 2010 г Сумма Уд. вес, % Отклон. 2012 г от 2011 г
1. Количество выездных налоговых проверок - всего 379 - 362 - -17 287 - -25
Из них выявлено нарушения 373 - 362 - -11 287 - -25
Результативность проверок % 96,5 - 100 - 3,5 100 - -
2. Количество камеральных налоговых проверок - всего 151581 - 124424 - -27157 115075 - -9349
Их них выявлено нарушений 8680 - 7755 - -925 5522 - -2233
Результативность проверок % 5,7 - 6,2 - 0,5 4,8 - 1,4
3. Всего доначислено платежей по результатам проверок в т.ч. 1850764 100 2311904 100 461140 2000871 100 -311033
3.1 по результатам выездных проверок 1387849 75 1889403 81 502554 1780575 89 -108828
- налоговых платежей 975030 70,3 1486659 78,7 451629 1358785 76,3 -127874
- пени 238354 17,2 209493 11,1 -28861 231946 13 22453
- штрафные санкции 174465 12,5 193251 10,2 18786 189844 10,7 -3407
3.2. по результатам камеральных проверок 239049 0,13 225020 19 -14029 220296 11 -4724
- налоговых платежей 196143 82 188890 83,9 -7253 192956 87,6 4066
- пени 8528 3,6 7625 3,4 -903 5552 2,5 -2073
- штрафные санкции 34378 14,4 28505 12,7 -5865 21788 9,9 -6717
Из анализа табл. 1 следует, что количество налоговых проверок ежегодно уменьшается. Количество камеральных налоговых проверок уменьшилось с 151581 проверок в 2010 году до 1115075 проверок в 2012 году или на 36506 проверок. Результативность проведения камеральных проверок в
2011 г. составила 6,2 %, что на 0,5 % выше предыдущего периода. В 2012 году результативность упала до 4,8 процентов.
Снижение количества камеральных налоговых проверок объясняется уменьшением количества предоставляемых деклараций налогоплательщиками. Так, с 2011 года отменено предоставление расчетов по авансовым платежам земельного и транспортного налога.
Количество выездных проверок также уменьшается. В 2011 году относительно 2010 года уменьшилось выездных налоговых проверок на 17 проверок до 362, из них в 362 были выявлены нарушения. В 2012 г. было проведено 287 выездных проверки, из них в 287 выявлены нарушения, Таким образом, результативность проведения выездных проверок в 2010 г. составила 96,5 %, а в 2011-2012 годах результативность выросла на 3,5 % по сравнению с 2010 г. и составила 100 %.
■ Результативность по КИП
■ Результативность по ВНП
У
Рис. 1. Соотношение результативности по выездным налоговым проверкам и камеральным налоговым проверкам, проведенным Инспекцией ФНС России по г. Курску за 2010-2012 годы
Сумма доначисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок является основным показателем результативности мер налогового контроля. В 2010 году сумма доначисленных платежей составила 1850764 тыс. руб. В 2011 году сумма доначисленных платежей выросла до 219973 тыс. руб., а в 2012 г. - 2000871 тыс. руб., что меньше на 108828 тыс. руб. предыдущего периода.
Наибольший удельный вес в разрезе доначислений составляют платежи доначисленные по результатам выездных проверок. В 2010 году доля платежей доначисленных по результатам выездных проверок составила 75,5 % (1387849 тыс. руб.), в 2011 году - 81 % (1889403 тыс. руб.), а в 2012 году увеличилась до 89 %, хотя в абсолютной сумме снизилась до 1780575 тыс. руб.
Следовательно, выездные налоговые проверки как средство налогового контроля по популярности занимают второе место после камеральных, од-
нако по результативности, без сомнения, занимают лидирующие позиции, именно поэтому им уделяется особое внимание.
Повышение качества выездных налоговых проверок напрямую зависит от качественного планирования выездных проверок, а именно, от качественно группировки информации из внутренних и внешних источников, от всестороннего полного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, от объективного и актуального отбора налогоплательщиков для включения их в план выездных проверок.
Повышение эффективности выездных налоговых проверок на основе повышения качества их планирования может быть достигнуто за счет следующих мер:
- сокращение трудоемкости аналитической работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации;
- повышение результативности выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков;
- снижение количества налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы и выработки у налогоплательщика привычки представлять достоверную информацию, а также полностью и своевременно уплачивать налоги;
- создание условий для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единой организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;
- создание предпосылок для дальнейшей автоматизации контрольной работы налоговых органов.
Недостаточное использование налоговыми органами информационных ресурсов при проведении камеральных проверок и отборе налогоплательщиков для выездных проверок показало необходимость координирования процессов сбора и обработки информации из внутренних и внешних источников и на основе ее анализа обеспечивать оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленного камерального и выездного контроля.
Одним из резервов повышения качества контрольной работы является более эффективное использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Важнейшая задача - модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения пред-проверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.
Применение эффективной системы предпроверочного анализа и отбора налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной. А это является не-
пременным условием обеспечения четкого функционирования всей системы налогового контроля.
Список литературы:
1. Акчурина Е.В. Налоговая проверка и ее последствия: учебно-практическое пособие / Е.В. Акчурина. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 17 с.
2. Красницкий В.А. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие / В.А. Красницкий. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
3. Севрюкова Л.В., Ткачева Т.Ю., Белоусова С.Н. Налоги и налогообложение / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, С.Н. Белоусова. - К.: Юго-Западный государственный университет, 2009. - 139 с.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА
© Седаев П.В.*
Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью действия главы 25.2. Налогового Кодекса РФ «Водный налог». С момента введения в действие вышеуказанной главы состоялось большое количество судов различных инстанций, посвященных отдельным аспектам применения данной главы НК. По мнению автора действующие нормативные акты не в полной мере отражают специфику данного налога и требует уточнений.
Ключевые слова: водные ресурсы, специальное водопользование, особое водопользование, водные ресурсы, лицензия на водоснабжение, ставки налога, лимит.
С 1 января 2005 года вступила в действие глава 25.2. Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Водный налог». Введение данной главы предполагало систематизацию и упорядочение налогообложения в сфере пользование водными объектами. До 1 января 2005 года налогообложение водных объектов осуществлялось на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами и инструкцией ГНС России от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами». Предполагалось, что введение данной главы в НК РФ поможет упорядочить админи-
* Доцент.