Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности контроля за использованием и охраной земель на современном этапе'

Пути повышения эффективности контроля за использованием и охраной земель на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УДК 342.95:349.415 / КОНТРОЛЬ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реминный В. И.

Осуществлен выборочный анализ изменений, внесенных в Земельный кодекс Украины, в некоторые законодательные и иные нормативные акты Украины, регулирующие отношения в сфере использования и охраны земель. Рассмотрены вопросы применения административной ответственности к нарушителям земельного законодательства согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTROL OVER THE USE AND PROTECTION OF LANDS ON THE MODERN STAGE

Implemented a selective analysis of changes in the Land code of Ukraine and some legislative and other normative acts of Ukraine which regulate relations in the sphere of use and protection of land. The measures of administrative responsibility for infringement of the land legislation, according to the Code of Ukraine on administrative offences.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности контроля за использованием и охраной земель на современном этапе»

УДК 342.95:349.415 В. И. Реминный,

соискатель при кафедре административного права

Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Осуществлен выборочный анализ изменений, внесенных в Земельный кодекс Украины, в некоторые законодательные и иные нормативные акты Украины, регулирующие отношения в сфере использования и охраны земель. Рассмотрены вопросы применения административной ответственности к нарушителям земельного законодательства согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях.

Ключевые слова: контроль, охрана земель, административная ответственность.

Конституция Украины определяет землю как основное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства [1;1996. - № 30. - Ст. 141]. Земельные правоотношения существенно влияют на формирование правового государства, на развитие его демократических принципов. Именно общество на основании новых политических и экономических изменений происходящих в стране, требует от властей решения соответствующих вопросов, в том числе и совершенствования непосредственного контроля за использованием и охраной земель в области земельного законодательства.

Хозяйствование в аграрной сфере последних лет происходило без достаточного научно-методологического, организационного и финансового обеспечения, что привело к нарушению практически всех ранее существующих научно обоснованных правил землепользования. Длительное отсутствие эффективных нормативных актов, регулирующих ответственность за бесхозяйственное и нерациональное использование земель, позволяет как землевладельцам, так и землепользователям по-потребительски относиться к основному национальному богатству страны - земле. Выращивание сельскохозяйственных культур сегодня осуществляется исключительно в соответствии с конъюнктурой рынка, которая, игнорируя экологические требования, диктует производителям выращивать прежде всего так называемые прибыльные культуры, что в дальнейшем негативно отражается на снижении качества плодородного слоя почвы.

Вот почему, среди важнейших мер защиты этого основного национального богатства страны выступает контроль со стороны государственных органов за соблюдением правил землепользования. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов вместе с прокурорским надзором и обращениями граждан к компетентным органам и должностным лицам за защитой своих прав в этой сфере является весомым средством обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Надлежащее организационно-правовое обеспечение контроля и надзора в государственном управлении, в иных областях деятельности человека имеет существенное значение для налаживания эффективной работы контролирующих институтов [3, с. 64-69].

Общественно-правовые отношения нуждаются в реорганизации как государственного, так и негосударственного контроля и прокурорского надзора. Для этого необходим комплексный подход к формам и методам контрольно-надзорной деятельности, к путям повышения их эффективности и четкому определению полномочий контролирующих органов. Считаем, что назрела также проблема частичного перераспределения их контрольных полномочий.

Как правильно отметил В. М. Гаращук, контроль - это основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из его важнейших элементов. Без его организации и осуществления невозможна эффективная работа ни государственного аппарата, ни иных подконтрольных государственных структур [2].

По этому поводу подчеркнем, что результат контроля заключается не только в выявлении нарушений, но и в применении к нарушителям соответствующих мер воздействия путем привлечения их к юридической ответственности.

Освещением проблемных вопросов ответственности за нарушение законодательства о землепользовании занимались такие ученые, как С. Б. Гавриш, В. И. Демчик, И. А. Дмитренко, В. И. Семчик, И. И. Каракаш, И. А. Куян, Ю. С. Шемшученко, Г. В. Шульга, О. В. Стукаленко, А. П. Шеремет, Г. В. Кочерга, Д. В. Якунина и др. Ими были рассмотрены общие принципы привлечения виновных к административной ответственности за такие проступки, предложено характеристику видовых объектов земельных административных правонарушений и раскрыто состояние нормативно-правового регулирования этих правовых отношений [5].

Роль законотворчества в контролирующей деятельности, его место в системе правовой регламентации последней требует высокого научного уровня правотворческих решений на всех стадиях формирования конечного результата рассматриваемого процесса - правовой нормы, отраженной в нормативном акте. По этим причинам важно обеспечить глубину и точность изучения объективных факторов, определяющих потребность в урегулировании того или иного общественного явления (предмета контроля), направлений и целей такого упорядочения.

На современном этапе для оптимизации деятельности государственных контролирующих органов принят ряд нормативных актов. К ним следует отнести прежде всего Законы Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 19 июня 2003 г., № 963-1У [1; 2003. - № 39. - Ст. 350] и «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 г., № 877-У [1; 2007. - № 29. - Ст. 389], приказы Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 25 февраля 2013 г., № 132 «Об утверждении Порядка планирования и осуществления контрольных мероприятий по вопросам проверки состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований земельного законодательства», [4; 2013.- № 23. - Ст. 790] и 14 марта 201 г., № 179 «Об утверждении Порядка получения документов, материалов и иной информации, необходимых для осуществления государственного надзора (контроля) за использованием и охраной земель» [4; 2013. - № 31. - Ст. 1108].

В то же время мы не можем утверждать, что указанные акты разрешили проблемные вопросы контроля, ибо они так и не смогли урегулировать вопросы взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления по осуществлению совместных проверок -непосредственных оснований для выполнения контрольных функций и не оптимизировали порядок обжалования действий должностных лиц контролирующих органов.

В качестве примера отметим: в случае обжалования таких действий должностных лиц, ходатайство о предоставлении документов и уведомление о вызове непосредственно через суд, контролирующие органы могут столкнуться с истечением сроков самой проверки, указанной в приказе, относительно привлечения к юридической ответственности, наложения административного взыскания по результатам проведенного контроля и др. Такие пробелы в законодательстве нивелируют эффективность контрольных мероприятий со стороны государственных органов.

Отдельно следует заметить, что ходатайство о предоставлении документов, материалов и другой информации, необходимых для осуществления государственного надзора (контроля) за использованием и охраной земель, не должно быть приобщено к мерам контроля. Особенность этого документа заключается в том, что его содержание предоставляет государственным контролирующим органам право заранее выяснить вопрос

о потребности проведения дальнейшего контроля и привлечении виновных к юридической ответственности в случае выявления нарушений законодательства Украины.

Все вышеизложенное настраивает на такую мысль: необходимо законодательно определить формы контроля за использованием земель с указанием ряда последовательных действий, которые, в свою очередь должны включать обязательные стадии его осуществления. К последним, по нашему мнению, желательно отнести подготовительную, аналитическую и итоговую стадии, на каждой из которых должны выполняться четкие и последовательно выписанные (законодательно закрепленные) действия.

Определенное внимание надо обратить на усиление роли всех ветвей власти относительно повышения значения контроля, на более целенаправленное и плодотворное влияние на проведения разнообразных преобразований в Украине [2].

Эффективность применения контролирующих действий существенно зависит от внесенных надлежащих изменений в законодательство, регулирующее земельные отношения в стране, что существенно повлияет на реализацию требований к обеспечению рационального использования, охраны и восстановления земельного фонда государства.

Считаем, что наши предложения будут способствовать деятельности государственных контролирующих органов по совершенствованию земельных правоотношений в Украине и снижению количества правонарушений в указанной области.

Список литературы: 1. Вщомосп Верховно! Ради Украши. 2. Гаращук В. М. Деяю проблемы питання теорп та практики застосування адмшютративного права в Укрш'ш / В. М. Гаращук. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://mydisser.com/en/catalog/view. 3. Малащук С. П. Органiзацiйно-правовi засади стратепчного менеджменту в державному управлшш / С. П. Малащук // Актуал. пробл. держ. управлшня: Наук. зб. - Х.: УАДУ ХФ, 2000. - № 2. - С. 64-69. 4. Офщшний вюник Украши. 5. Стукаленко О. В. Адмшютративна вщповщальшсть за порушення норм земельного законодавства (матерiальний i процесуальний аспекти) / О. В. Стукаленко. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.

ШЛЯХИ П1ДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 КОНТРОЛЮ ЗА ВИКОРИСТАННЯМ ТА ОХОРОНОЮ ЗЕМЕЛЬ НА СУЧАСНОМУ ЕТАП1

Ремшний В. I.

Здшснено вибiрковий аналiз змш, внесених до Земельного кодексу Украши, деяких законодавчих та шших нормативних акпв Украши, що регулюють вщносини у сферi використання й охорони земель. Розглянуто питання застосування адмшютративно! вщповщальносп до порушниюв земельного законодавства згщно з Кодексом Украши про адмшютративш правопорушення.

Ключовг слова: контроль, охорона земель, адмшютративна вщповщальшсть.

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTROL OVER THE USE AND PROTECTION OF LANDS ON THE MODERN STAGE

Reminniy V. I.

Implemented a selective analysis of changes in the Land code of Ukraine and some legislative and other normative acts of Ukraine which regulate relations in the sphere of use and protection of land. The measures of administrative responsibility for infringement of the land legislation, according to the Code of Ukraine on administrative offences.

Key words: control, protection of lands, administrative responsibility.

Поступила в редакцию 12.06.2013 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.