Научная статья на тему 'Путешествие как способ познания чужеземной культуры в эпоху античности'

Путешествие как способ познания чужеземной культуры в эпоху античности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирсанова И. А.

В статье рассматриваются особенности путешествий в древних греков и римлян: то, какие они страны посещали, что там привлекало их внимание, какие достопримечательности они осматривали и кем были их проводники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие как способ познания чужеземной культуры в эпоху античности»

ПУТЕШЕСТВИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ЧУЖЕЗЕМНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

© Кирсанова И.А.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

В статье рассматриваются особенности путешествий в древних треков и римлян: то, какие они страны посещали, что там привлекало их внимание, какие достопримечательности они осматривали и кем были их проводники.

В работах по истории туризма, как правило, не рассматриваются поездки с познавательной целью, которые мы сегодня называем термином «экскурсия». Путешествия для познания истории и культуры, для того, чтобы увидеть исторические места и произведения искусства, совершались уже в античности. Конечно же, это не были экскурсии в современном понимании этого термина, когда показ и рассказ ведет специалист-экскурсовод, но уже тогда для определенного круга лиц сопровождение чужеземцев было либо способом заработка, либо должностной обязанностью. Цель данной статьи - рассмотреть, что осматривали античные путешественники во время поездок, кто их сопровождал и рассказывал о достопримечательностях.

В Древней Греции путешествия были существенной частью общественной жизни. Основными мотивами путешествий в Элладе были политика, торговля, паломничество, лечение и образование. Рядовому эллину путешествовать мешало собственное мироощущение - жителя изолированного полиса, окруженного враждебными городами-государствами. Когда культура достигла определенного уровня, путешествовать стали для получения новых знаний о чужих городах и странах, для осмотра их достопримечательных мест. Помимо философов, поездки совершали официальные лица, купцы, гонцы, простые же эллины могли покинуть родной полис для переселения в колонию или участия в военной экспедиции, а несколько раз в год многие из них совершали паломничества к святилищам, или же отправлялись туда, где устраивались празднества или спортивные состязания.

С 6-го века до н.э. Афины стали символом достижений греческой культуры. Сюда устремлялись поэты, скульпторы, художники. Появилось даже такое крылатое выражение: «Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд» [10, с. 73]. На 5-4 вв. до н.э. приходится расцвет философии, наук, искусств, и вместе с тем это период наибольшего количества морских путешествий эллинов. Любознательные по природе, греки стремились исследовать все окружающее их, в том числе и другие страны. Одной из це-

* Аспирант.

лей путешествий мудрецов и философов было знакомство с образом жизни и культурой чужих краев, получение новых знаний. Путешествуя по Средиземноморью, в Египет, в Азию они интересовались необычными для них обычаями, законами, обрядами, архитектурными памятниками.

Один из первых известных путешественников античности - Геродот. В течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.) он объехал всю Грецию и Малую Азию, посетил Тир, Ливию, Вавилон, Египет, милетскую колонию Ольвию, Балканский полуостров. В своем труде «История» Геродот описал достопримечательности, которые видел своими глазами. Наиболее интересные из них: храм Мардука в Вавилоне, святилище Геракла в Тире, египетские пирамиды, лабиринт и заупокойный храм царя Аменемхета III. В Египте к пирамидам Геродота сопровождали проводники, которые переводили ему надписи, он слушал рассказы жрецов об истории и способах сооружения пирамид [4, с. 107].

Рассказы собеседников, от царей и жрецов до случайных встречных и проводников, - важнейший источник «Истории» Геродота. Его гидами по достопримечательным местам становились местные жители, жрецы, смотрители. Путешествуя по не-греческим странам и не зная местного языка, Геродот был вынужден обращаться к помощи людей, которые хоть немного владели греческим, но не всегда это были люди образованные. Пользовался Геродот и услугами переводчиков, «толмачей». Описывая обычаи и образ жизни Египта, он даже выделяет их в отдельный класс населения: «В Египте существует семь различных каст: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие» [4, с. 120]. Переводчики эти помимо собственно перевода сопровождали чужеземцев к достопримечательностям, но не проверяли достоверность информации, которую сообщали путешественнику. Вот как характеризует их С. Лурье в своей работе «Геродот»: «Эти профессиональные чичероне, конечно, в интересах заработка не тратили времени на проверку исторической достоверности сообщаемого ими, но зато старались сделать свои рассказы как можно более увлекательными, ужасающими и поражающими воображение» [7, с. 121].

С начала 2-го в. до н.э. самой крупной державой Средиземноморья стало Римское государство. Подчинение Греции Риму вызвало эллинизацию римского общества, признавшего более высокий уровень греческой культуры. В Рим стекались греческие ученые, философы, художники. В то же время проходила романизация провинций. Экспансия Римского государства побуждала его граждан контактировать с другими странами и народами. Контакты эти не всегда носили деловой или военный характер. Отличие римских путешественников от греческих состояло в том, что римляне путешествовали для удовольствия и развлечения, стремились к максимальному комфорту. Зачастую знатные и богатые римляне совершали поездки не столько из интереса к истории и любознательности, но из тщеславия. Они

любили посещать места, связанные с прославленными в прошлом личностями, богатые историей и традициями. Отправлялись в путешествие римляне и для того, чтобы увидеть известные произведения искусства. Предпочтение они отдавали традиционным маршрутам, которые вели прежде всего в Грецию. Ведь Эллада в этот период стала «музеем древности», а римляне желали прикоснуться к памятникам старины, о которых так много говорилось и которыми все восхищались: «Люди страстно желают видеть хотя бы следы столь славных деяний, подобно тому, как они любят посещать гробницы знаменитых людей» [13, с. 122]. Граждане Рима посещали прославленные греческие города: Дельфы, Элевсин, Афины. По-прежнему привлекали толпы зрителей Олимпийские игры. Посещали римляне Илион (Трою), Эфес, остров Родос, Египет. Плиний Старший упоминает, что «многие отправлялись в Книд», чтобы увидеть Венеру работы Праксителя в храме Афродиты Книдской [9, с. 118-119]. Конечно, римляне не могли обойти вниманием такие знаменитые произведения искусства, какими были чудеса света. Величие и грандиозность этих памятников привлекали путешественников, которые своими глазами желали увидеть чудо. Эти семь сооружений воплотили наивысшие достижения культуры наиболее развитых стран древности, и не удивительно, что их чаще всего посещали.

Самым древним и, пожалуй, самым «популярным» чудом света были египетские пирамиды, «праздное и глупое выставление напоказ царями своего богатства», как охарактеризовал их Плиний Старший в своем труде «Естествознание». Несмотря на такую критическую оценку, Плиний подробно описал и большого Сфинкса, и пирамиды Хеопса, Хефрена, Мике-рина. Но и кроме пирамид в Египте было, что посмотреть чужеземцам. Страбон, принимавший участие в экспедиции наместника Египта Элия Галла в 25 г. до н.э., очень подробно описал различные достопримечательности, в том числе и пирамиды. Подобное путешествие по Нилу проделали до Страбона тысячи чужеземцев, устремлявшихся осматривать многочисленные памятники страны фараонов. Книга XVII «Географии» Страбона, словно путевой дневник, подробно описывает все увиденное ее автором.

Чудеса и достопримечательности известные не менее египетских, влекли путешественников в Элладу и Малую Азию. Греки и римляне восхищались еще одним чудом света - статуей Зевса Олимпийского. Философ Эпик-тет в одном письме пишет: «В Олимпию вы поедете, чтобы увидеть художественное произведение Фидия, и пусть каждый из вас посчитает несчастьем для себя умереть, не увидев его» [11]. В древнем городе Галикарна-се, родине Геродота, привлекали путешественников огромный храм Ареса с грандиозной статуей из мрамора и позолоченного дерева работы скульптора Леохара, фонтан Салмакида, чьи воды возвращали утраченную любовь и дарили счастье, и, конечно же, гробница царя Мавсола. Страбон и Плиний описывают ее как необыкновенное и удивительное сооружение.

Плиний утверждает, что гробница Мавсола обязана своей славой рельефам знаменитых скульпторов Скопаса, Бриаксида, Тимофея, Леохара: «Творение это стало одним из семи чудес света главным образом благодаря этим художникам» [9, с. 120].

Статуя Гелиоса на острове Родос, была не единственным колоссом античного мира (о египетских колоссах упоминает Геродот, много грандиозных статуй создали и греки), но именно Колосс Родосский превзошел их своими размерами и стал одним из чудес света. Даже обломки колосса поражали путешественников своими огромными размерами. Вторым по значимости посвятительным приношением на острове Родос были картины Протогена, особенно та, что изображала куропатку необычайно похожую на настоящую. Художник сам уничтожил ее, когда увидел, что его произведение стало второстепенным после колосса. Но, восхищенные невиданным сходством, родоссцы спустя почти двести лет вспоминали куропатку Прото -гена и рассказывали о ней путешественникам [13, с. 610].

«Чудо греческого великолепия» - так назвал храм Артемиды в Эфесе Плиний Старший. Страбон в книге XIV «Географии» подробно описал город Эфес и историю постройки храма Артемиды. Храмовые стражи показали ему посвятительные дары, алтарь, украшенный работами Праксителя и несколько произведений Фрасона: статую Гекаты, восковую статую Пенелопы и «старуху Евриклею». Храмовыми стражами или наблюдателями храма, которых греки называли неокорами, могли быть лица обоего пола. Под их присмотром и охраной находился храм со всем ему принадлежащим. Первоначально неокорами называли низших служителей храма, которые не были жрецами. В дальнейшем звание неокора стало почетным. По всей видимости, в обязанности неокоров входило сопровождение посетителей храма, они также давали необходимые пояснения. В культовых центрах, местах почитания какого-либо бога или героя проводниками были в основном жрецы, хорошо знавшие историю храма и местности, в которой он находился.

Итак, большая часть жителей Древней Греции предпринимала поездки по необходимости, с деловыми целями или с целью совершения паломничества, философы же путешествовали в том числе и ради познания чужой культуры. Путешествуя по Средиземноморью, в Египет, в Азию они интересовались чужеземными обычаями, законами, обрядами, архитектурными памятниками. В Древнем Риме путешествия были более распространены, но римляне путешествовали для и развлечения и зачастую знатные не столько из интереса к истории и любознательности, сколько из тщеславия. Римлян привлекали знаменитые памятники древности, чудеса света, места овеянные славой. Там, куда приезжали чужеземцы, привлеченные достопримечательностями, уже в античный период были люди, готовые показать местность и рассказать о ней: жрецы, смотрители или стражи при храмах, местные жители, наемные гиды и проводники.

Список литературы:

1. Арский Ф.Н. Страбон. - М.: Мысль, 1974. - 71 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.

3. Геродот. История / Пер. с греч. и комм. Г.А. Стратановского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; Инвест, 2004. - 640 с.

4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб.: Алетейя, 1995. - 470 с.

5. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995. - 592 с.

6. Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. А.И. Зайцева. - СПб.: Алетейя, 2001. - 538 с.

7. Лурье С.Я. Геродот. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. - 210 с.

8. Письма Плиния Младшего: Кн. 1-Х / Изд. подгот. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krotov.info/ acts/02/01/pliniy.html.

9. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Пер. с лат. Г.А. Та-роняна. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.

10. Постернак A.B. История Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 778 с.

11. Рудзитис РЯ. Аспазия Милетская и Перикл // Новая эпоха. - 1998. - № 1 (16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newepoch.ru/ journals/16/rudzitis_aspaziya.html.

12. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.

13. Страбон. География в 17 книгах / Пер. Г.А. Стратановский; под ред. С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1964. - 940 с.

14. Цицерон Марк Туллий. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер. с лат. H.A. Федорова; вступ. ст. Н.П. Гринцера; коммент. Б.М. Никольского. - М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 474 с.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Г. КЕМЕРОВО В 2010 Г.

© Леонов Е.Е.*

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г Кемерово

В статье говорится о работе школьных музеев г. Кемерово в 2010 г., подчёркивается значимость школьных музеев в развитие гражданско-патриотического воспитания, приводится статистика о проделанной ими работе.

* Младший научный сотрудник музея истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.