Научная статья на тему 'Псков и Полоцк: страницы истории'

Псков и Полоцк: страницы истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Псков и Полоцк: страницы истории»

«младший брат» не всегда приходил на помощь новгородцам.

Первым литовским князем, которого псковичи избрали своим князем, был Довмонт. Он тридцать три года (1266-1299) верой и правдой служил псковичам и защищал их от ливонцев. Последнюю победу над ними князь одержал на берегу Псковы близ Петропавловской церкви. После поражения лифляндский магистр на сейме в Дерпте «положил не начинать уже войны ни с новгородцами, ни со псковичами».

После смерти Довмонта псковичи избрали своим князем его сына Давида. И теперь уже эстляндцы подошли ко Пскову. Прибывший из Литвы с войском Давид отогнал их за Нарову и даже до Ревеля.

Спустя некоторое время эстляндцы вновь напали на псковские земли (1341), и псковичи обратились уже к Ольгерду с просьбой быть у них князем. Ольгерд же прислал им своего сына Андрея, который и княжил во Пскове восемь лет. Но когда Андрей стал одновременно и полоцким князем, то в Псков он назначил своего наместника. Однако после сильного поражения от лифляндцев псковичи отказали Андрею «за то, что он не жил у них». Возникла распря. Андрей ограбил в Полоцке псковских купцов, а затем набегом разорил несколько сёл пригорода Воронича. Не остались в долгу и псковичи, они трижды ходили на полоцкую землю.

По кончине Ольгерда (1377) стол великого князя Литовского занял младший брат Андрея - Ягайло. Андрей бежал в Псков, где во второй раз был избран князем. Сколько лет на этот раз он княжил, неизвестно, но в 1360 г. «ходили псковичи с князем своим Андреем Ольгердо-вичем в помощь Вел. князю Дмитрию Ивановичу на татар к Дону». В Куликовской битве Андрей был во главе псковской и полоцкой дружин. Псковичи избирали Андрея своим князем и в третий раз (1394), а в конце своей жизни он занял стол Вел. князя литовского.

Начиная с XV в., Вел.князь московский усиливает влияние на Псков. Как правило, теперь уже он присылает своих князей-наместников.

В свою очередь Литва и Лифляндия порознь, а порою в союзе то и дело нападают на псковские волости. Псковичи вынуждены вступать с ними в длившиеся годами переговоры. Очередные переговоры с Казимиром о

мире, прекращении пограничных ссор о землях и водах и о взаимной свободе торговли проходили в Полоцке. Но соглашения вскоре нарушались, и вражда наступала снова. В течение всего этого времени ни Новгород, ни Москва помощи псковичам не оказывали, так как были заняты выяснением взаимоотношении между собой. Так продолжалось до 1510 г., когда Псков был присоединен к Русскому государству.

Когда вел. князья литовские стали одновременно и королями польскими (1386), в православной полоцкой земле стала насаждаться латинская вера. Был даже издан указ о запрещении браков без обращения в католичество.

Первые католические миссионеры появились в Полоцке в конце XV в. и основали здесь свой монастырь. С тех пор Полоцк становится ареной острейшей борьбы двух конфессий -православной и римско-католической. В городовой магистрат стали избирать двух бургомистров: одного православного, другого католического вероисповедания.1

В начале XVI в. московские князья начинают борьбу за освобождение западно-русских земель. В ходе 25-летней Ливонской войны Иван Грозный предпринял зимой 1563 г. поход из В. Лук на Полоцк, чтобы покарать «отступников крестиянския веры». И после взятия города приказал разорять католические храмы.

Эти действия царя ускорили процесс объединения Вел. княжества Литовского и Польши в единое государство «Речь Посполиту», (1569), королем которой вскоре был избран Стефан Баторий. В 1579 г. он объявил войну России, взял Полоцк, Себеж, Ревель, Усвяты, В. Луки, Торопец, Холм и подошел к Пскову, и только героическая оборона Пскова заставила его отступить, пойти на перемирие и вернуть захваченные русские города. Однако Полоцк, Невель и Усвяты остались за Польшей.

Во времена Батория Полоцк подвергся католической экспансии. Здесь начали действовать сразу несколько католических орденов, в т.ч. и орден иезуитов. Их цель заключалась в «распространении и насаждении истинного, католического исповедания святого имени». Иезуитам были переданы все православные церкви и монастыри, в т.ч. и Спасо-Евфраси-ниевский. Тогда же был открыт иезуитский кол-

легиум. В городе оставался лишь один православный монастырь - Богоявленский.2

В 1596 г. Брестская уния объединила православную церковь на территории Речи Посполитой с католической. Объединенная церковь получила название греко-католической или униатской и переходила под юрисдикцию папы Римского. В связи с этим Полоцкая православная епархия упразднялась и заменялась униатской. Униатским стал и Софийский собор.

Православные выступили против унии, дело дошло до убийства униатского архиепископа. Полочанам удалось добиться восстановления чина Полоцкого православного епископа (1620). Им стал выдающийся церковный и общественный деятель Мелетий Смотрицкий (1578-1633). Братия Богоявленского православного монастыря открыло так называемую «братскую школу» (1633), учеником, а затем и преподавателем которой был Симеон Полоцкий (1629-1680). Монастырь стал оплотом борьбы с засильем католицизма.

Однако гонение на православную церковь Полоцка, не прекращалось, по требованию униатов закрылась братская школа, затем последовал запрет на строительство православных храмов и избрание в городовой магистрат лиц неуниатского вероисповедания.3 Таким образом к XVIII в. господствующее положение в Полоцке заняла униатская и католическая церковь. Такое положение сохранялось до Полоцкого церковного собора иерархов православного и униатского духовенства (1839), который принял акт об упразднении Брестской унии и присоединении униатской церкви к православной.4

После 1-го раздела Речи Посполитой Полоцк вошел в состав Псковской губернии в качестве провинции, которая включала три уезда - Полоцкий, Себежский и Невельский. Затем некоторое время город был центром Полоцкой губернии и наместничества, а с 1796 - уездным городом Белорусской, а с 1802 - Витебской губернии.

В конце XVIII в. в Полоцке проживало свыше пяти тысяч, а по переписи 1897 г. - 20,3 тыс. человек. При этом 61% жителей относились к иудейской, 26% - православной, 8% - католической и остальные - к другим конфессиям.5 Это объясняется существовавшей в то время

чертой оседлости. В настоящее время в Полоцке проживает 83 тыс. жителей.

В современном Полоцке бережно сохраняются древнейшие памятники архитектуры, истории и культуры. Среди них Софийский собор, в середине XVIII в. после очередной перестройки он утратил свой первозданный вид и обрел форму классического костела. В таком виде собор и дошел до нашего времени. Сейчас здесь концертный зал с органом. Спасо-Евфрасиниевский монастырь и его Спасо-Пре-ображенская церковь с фресками XII в., Богоявленский собор переданы верующим. В жилом корпусе бывш. Богоявленского монастыря размещаются музей-библиотека Симеона Полоцкого и музей белорусского книгопечатания. Костел Андрея Баболи передан католической общине города, а в кирхе размещена экспозиция краеведческого музея.

Территория Верхнего, включая Софийский собор, и Нижнего замков, ансамбль Спа-со-Ефрасиниевского и комплекс Бельчицкого Борисо-Глебского монастырей, а также памятники гражданской архитектуры XVШ-XX ст. включены в охранную зону Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Город украшают скульптуры Евфрасинии Полоцкой, первого издателя книг на старобелорусском языке Франциско Скорины, Симеона Полоцкого, скульптурная группа основателей города «Кривичи» и еще более двух десятков памятников. Есть даже памятник букве «у краткое», которая существует только в белорусском алфавите.

Современный Полоцк - университетский город, здесь несколько техникумов и колледжей, 16 школ и 27 детских садов. Обучение ведется на русском языке, однако в каждой школе есть классы, где по желанию родителей дети могут обучаться на родном белорусском языке.

Тех, кто впервые посещает Полоцк, поражают не только исторические памятники, но и чистота города. Нет ни одного обшарпанного здания, все дворы хорошо благоустроены, а пришкольные участки утопают в зелени кустарников и цветов. Ну, и конечно - дороги. На дорожном полотне улиц нет не то что колдобин, нет даже трещин! Написал о дорогах и подумал: «И зачем надо ездить за опытом за три моря, ведь Полоцк ближе, да и дешевле и полезнее?»

29.10.2005 г

Примечания

1. См.: Памяць: Гіст. - дакум. хроніка Полацка / Рэд. кал.: Г.П.Пашкоу (гал. рэд.) і інш. Мн.: БелЭн, 2002, с. 136.

2. См.: «Жалаваная грамата Стефана Баторыя на заснаванне у Полацка езуіцкага калегіума і наданне яму усіх полацкіх праваслауных манастыроу і цэрквау з маёмасцю. 20 студзеня 1582 г.» // Памяць... с. 208-210. См. также: стр. 84, 202.

3. См.: «Грамата караля Яна Казіміра Полацкаму ваяводзе і войту , магістрату і мяшчанам Полацка аб строгім захоуванні парадку выбара на магістрацкія пасады толькі католікоу і уніятау. 17 красавіка 1668 г.» // Памяць.., с. 177. См. также: стр. 170, 172, 179.

4. См.: «Пастанова Полацкага царкоунага сабора. 12 лютага 1839 г. // Памяць... с.270-272. См. также: стр. 233, 265.

5. См.: Памяць... с. 246-247.

Софийский собор. XI в.

Спасо - Преображенская церковь с фресками XII в.

Спасо - Евфрасиниевского монастыря.

Памятник св. Евфрасинии. 2000 г.

«Кривичи» - основатели Полоцка. Андрей Полоцкий с дружиной на

2000 г. Куликовом поле.

Миниатюра XVI в.

Полоцк. Начало XX в. Открытка.

На заднем плане - Софийский собор, перед ним памятник в честь победы над

французами в 1812 г. (утрачен).

А.Б. Постников

Исчезнувшие псковские монастыри

Козмы и Дамиана с Утоков женский монастырь*

Время его основания относится к XV веку. Первое упоминание о нем содержится в данной шести псковским монастырям на отчину Захарии Костина на пять дворов в Озеровах в Отмене, датируемой 1469-1485 гг.1 По мнению И.К. Лабутиной, возник еще до строительства крепостной стены 1465 г., поскольку «его крайнее положение у самой стены позволяет предположить, что тогда он находился вне посада»2.

Располагался монастырь на Полонище, в Раковской сотне, близ Якиманской улицы, с внутренней стороны стены Окольного города, между Великими воротами и Свинорской башней, на равном расстоянии от них. Топографическое описание территории, на которой находился несохранившийся храм Козмы и Дамиана с Утоков (Утоплеников) выполнено И.К. Ла-бутиной3 .

Монастырская церковь была каменной. Время ее строительства неизвестно. Возможно, она уже существовала во второй половине XV в.

В 1544 г. обитель пострадала от огня. В первой Псковской летописи говорится о большом пожаре на Полонище: «Того же (7052-го) лета в Великий пост, апреля в 1, на Полонищи погоре Якиманьская улица и монастырь Аким и Анна, и чюдотворцы Козма и Демьян на Оутоплениках, да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле... а дворов згорело 7 сот и с кельями.»4. По-видимому, пламя уничтожило все деревянные постройки обители, но каменный храм лишь обгорел, и впоследствии был отремонтирован.

Вотчинное хозяйство монастыря являлось довольно скудным. Писцовая книга 15851587 гг. сообщает, что у «Кузмодемьянского девича монастыря изо Пскова с Полонища»

Постников Арсений Борисович - ст. научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника.

*Статья является продолжением темы об исчезнувших псковских монастырях, начало которой в № 23/ 2005 г.

было всего семь пустошей5 . Крепостные крестьянские или бобыльские дворы отсутствовали.

Местоположение обители на окраине города у крепостной стены стало причиной ее разорения во время осады Пскова наемниками польского короля Стефана Батория в 1581 г. Южная часть Окольного города была избрана Баторием как наиболее подходящая для приступа: «усмотрев места, угол града, от Великие реки, от Покровских водяных ворот да до польских Свиных ворот», вознамерился «сие место из наряду розбив и тако взяти город»6 . После жестокого артиллерийского обстрела и многочисленных штурмов крепости монастырю Козмы и Дамиана с Утоков был, очевидно, нанесен значительный урон, поскольку он находился в районе непосредственных боевых действий.

Зато более посчастливилось обители во время страшного городского пожара 1609 г. На этот раз именно из-за своего окраинного положения Козмодамианский монастырь уцелел от огненной стихии. Псковский летописец оставил свои впечатления об этой трагедии: «Лета 7117-го. Маия в 15 день, грех ради наших, учинился пожар во Пскове в Полониском концы у Краснаго креста, и весь град выгорел... и иные в церквах погорели люди, разве не погорели ль три монастыри во граде: Козьма и Дамьян на Гримячие горы, да Никола в Песках, да Козьма и Дамьян на Утоплениках, да на Проломе не много храмов .. ,»7.

После осады Пскова Баторием, или в эпоху Смуты начала XVII в., монастырь запустел, о чем свидетельствует челобитная козмодемьян-ской строительницы на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей, датируемая 1680-ми годами. В челобитной сообщается о возникшем споре между шестью монастырями и помещиком Т.П. Елагиным из-за пустоши, часть которой по жеребью издавна принадлежала Козмодемьян-скому монастырю на Утоплениках. Из челобитной следует, что «при прежнем писце при Иване Вельяминове (то есть в 1624-1627 гг. - А. П.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.