Научная статья на тему 'Исчезнувшие псковские монастыри'

Исчезнувшие псковские монастыри Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исчезнувшие псковские монастыри»

А.Б. Постников

Исчезнувшие псковские монастыри

Козмы и Дамиана с Утоков женский монастырь*

Время его основания относится к XV веку. Первое упоминание о нем содержится в данной шести псковским монастырям на отчину Захарии Костина на пять дворов в Озеровах в Отмене, датируемой 1469-1485 гг.1 По мнению И.К. Лабутиной, возник еще до строительства крепостной стены 1465 г., поскольку «его крайнее положение у самой стены позволяет предположить, что тогда он находился вне посада»2.

Располагался монастырь на Полонище, в Раковской сотне, близ Якиманской улицы, с внутренней стороны стены Окольного города, между Великими воротами и Свинорской башней, на равном расстоянии от них. Топографическое описание территории, на которой находился несохранившийся храм Козмы и Дамиана с Утоков (Утоплеников) выполнено И.К. Лабутиной3 .

Монастырская церковь была каменной. Время ее строительства неизвестно. Возможно, она уже существовала во второй половине XV в.

В 1544 г. обитель пострадала от огня. В первой Псковской летописи говорится о большом пожаре на Полонище: «Того же (7052-го) лета в Великий пост, апреля в 1, на Полонищи погоре Якиманьская улица и монастырь Аким и Анна, и чюдотворцы Козма и Демьян на Оутоплениках, да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле... а дворов згорело 7 сот и с кельями.»4. По-видимому, пламя уничтожило все деревянные постройки обители, но каменный храм лишь обгорел, и впоследствии был отремонтирован.

Вотчинное хозяйство монастыря являлось довольно скудным. Писцовая книга 15851587 гг. сообщает, что у «Кузмодемьянского девича монастыря изо Пскова с Полонища»

Постников Арсений Борисович - ст. научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника.

*Статья является продолжением темы об исчезнувших псковских монастырях, начало которой в № 23/ 2005 г.

было всего семь пустошей5. Крепостные крестьянские или бобыльские дворы отсутствовали.

Местоположение обители на окраине города у крепостной стены стало причиной ее разорения во время осады Пскова наемниками польского короля Стефана Батория в 1581 г. Южная часть Окольного города была избрана Баторием как наиболее подходящая для приступа: «усмотрев места, угол града, от Великие реки, от Покровских водяных ворот да до польских Свиных ворот», вознамерился «сие место из наряду розбив и тако взяти город»6. После жестокого артиллерийского обстрела и многочисленных штурмов крепости монастырю Козмы и Дамиана с Утоков был, очевидно, нанесен значительный урон, поскольку он находился в районе непосредственных боевых действий.

Зато более посчастливилось обители во время страшного городского пожара 1609 г. На этот раз именно из-за своего окраинного положения Козмодамианский монастырь уцелел от огненной стихии. Псковский летописец оставил свои впечатления об этой трагедии: «Лета 7117-го. Маия в 15 день, грех ради наших, учинился пожар во Пскове в Полониском концы у Краснаго креста, и весь град выгорел... и иные в церквах погорели люди, разве не погорели ль три монастыри во граде: Козьма и Дамьян на Гримячие горы, да Никола в Песках, да Козьма и Дамьян на Утоплениках, да на Проломе не много храмов.. ,»7.

После осады Пскова Баторием, или в эпоху Смуты начала XVII в., монастырь запустел, о чем свидетельствует челобитная козмодемьян-ской строительницы на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей, датируемая 1680-ми годами. В челобитной сообщается о возникшем споре между шестью монастырями и помещиком Т.П. Елагиным из-за пустоши, часть которой по жеребью издавна принадлежала Козмодемьян-скому монастырю на Утоплениках. Из челобитной следует, что «при прежнем писце при Иване Вельяминове (то есть в 1624-1627 гг. - А. П.)

тое шестихрамной пустоши написать было некому для того, что те монастыри в то время от воинских людей были в запустении»8.

Оброчная книга 1632 г. свидетельствует об оскудении и без того незначительных город -ских и окологородных угодий Козмодемьянс-кого монастыря. Так, «в Полониском конце» обитель владела поземными местами, которые в 1590-м году были отобраны у нее под устройство ямской слободы. Как сказано в оброчной книге: «По государеве цареве и великаго князя блаженныя памяти Федора Ивановича всеа Русии указу и по даной псковских дьяков Ми-киты Шелепина да Ивана Ондреева в 98-м (1590) году с Кузмодемянские полунивы и с полупож-ни тот оброк сложен против их нив что были у них поземные места, а взяли под ямскую слободу, а другая половина тое нивы с поженкою писана на оброке за Златоуским монасты-рем»9 . Есть и другое свидетельство утраты части угодий обителью на рубеже ХУ[-ХУП вв. Например, «в Полониском же конце. три нивы что были Кузмодемяньсково монастыря с Утоплеников за Песками, а после были Княз Володимеровского попа Дмитрея с Сенныя нивы да посадцкого человека Петрушки Золотарева, пашни худые земли тринатцат чети с полуосминою, оброку рубль десят денег»10. Таким образом, в 80-90-е гг. XVI века произошел упадок монастырского хозяйства, за которым последовало запустение обители в первой четверти XVII в. Однако ко времени составления оброчной книги 1632 г. монашеская жизнь возобновилась, что косвенно подтверждают следующие записи: «В Петровском конце . нива Козмодемянского монастыря с Утоп-леников - старыя их поземныя места - пашни добрыя земли четь с осминою, пашет посадц-кой человек Богдашко Пастух»11. Или: «в Полониском конце... пол нивы да поженки, что была Ивановская Боброва брата ево Ивановская ж Болшака, а другая половина тое нивы и с пожен-кою писана за Кузмо-Демянским монастырем с Утоплеников безоброчно.»12. Как видим, нивы у обители использовались под пашню и возделывались. При этом они по-прежнему были освобождены от государева оброка.

Согласно переписи 1646 г. в Окольном городе на Полонище у Кузмодемьянского монастыря с Утоплеников было два оброчных

места, которые сдавались для проживания семьям посадских бобылей. В качестве оплаты бобыли, вероятно, выполняли какие-нибудь полезные монастырю работы13.

В 1668 г. за скудные окологородные угодья обители насельницы платили в государеву казну оброку всего 26 алтын четыре денги. Пошлин восемь денег14.

Псковский краевед, священник Николай Федотович Милевский в своем археографическом описании под названием «Свитки, найденные в архиве псковской Казенной палаты» в 1845 году упоминает под номером 37 о «Выписи (из писцовых книг), данной 7180 (1672) года Космодамианской церкви на Утоплениках во Пскове на церковные земли»15. К сожалению, местонахождение этого документа в настоящее время неизвестно. По-видимому, он утрачен.

О людях, служивших в монастыре и о его насельницах сведений очень мало. Из челобитной настоятелей шести псковских монастырей царям Ивану и Петру Алексеевичам, датируемой 80-ми годами XVII в. известно, что в обители Козмы и Домьяна на Утоплениках было строительское управление16. Учитывая весьма бедное состояние монастырского хозяйства, можно предположить, что численность насель-ниц вместе со строительницей была не более трех человек. Для поддержания монастыря из Псковской Приказной палаты ежегодно выплачивалась государева руга по 3 рубля 30 алтын. В 1693 г. 19 декабря старица Анастасия, получив ружные деньги по обыкновению приложила руку в приходорасходной книге Приказной палаты17. Из монастырских церковников перепись Пскова упоминает двор попа Семена Анисифорова. Священник жил в Мокролужс-кой сотне со своими внучатами Сергушкой и Игнашкой Григорьевыми детьми18. Сведений

о причетниках нет.

Сохранилась «данная с вершенного дела на владение безоброчною нивою, выданная Космодемьянскому монастырю со Утопленники», относящаяся к 1694 г.19 В документе сообщается о возникшем споре между обителью и псковскими пушкарями из-за «подгородной нивы подо Псковом в Петровском конце на Трупеховской улицы меж пушкарских земель в середине». В ноябре 1692 г. приказчик Коз-модемьянского монастыря Алексей Шамша-

ков, происходивший из рода подьячих, бил челом на имя государей и подал «в Приказной полате ближнему околничему и воеводе Петру Матвеевичу Опраксину с товарыщи... челобитную», в которой сообщал о незаконном завладении пушкарями монастырской нивой и просил рассмотреть дело, опираясь на данные писцовых книг. В декабре 1694 г. состоялся суд, на котором из допроса псковских пушкарей Дементия Глушнева «с товарыщи» выяснилось, что «напередь де сего до писца Лва Вельяминова ( то есть до 1676-1680 гг. - А. П.) тою нивою владел того Кузмодемьянского монастыря строитель поп Семион, и при нем де писце тот поп тое нивою поступился им псковским пушкарем, и владеют де они пушкари тою нивою и по се число, а поступной де того попа Семиона на тое оброчную ниву у него Демешки нет»20 . Действительно, названный здесь священник упоминается в переписи 1678 г. как белый поп Семен Анисифоров, служивший в монастырской церкви.21 Однако, по церковным правилам, он никак не мог быть строителем в женском монастыре, а значит не имел возможности распоряжаться собственностью обители. Таким образом, свидетельство пушкарей являлось неточным, сомнительным и бездоказательным.

Между тем справка по писцовым книгам «писма и меры Ивана Вельяминова» 1627 г. показала, что спорная нива «изстари» принадлежала Кузмодемьянскому монастырю. В результате рассмотрения дела приказчик Алексей Шамшаков сумел защитить владельческие права монастыря. По приговору воеводы П. М. Апраксина от 20 декабря 1694 г. «велено Куз-модемьянского монастыря со Утоплеников старою их подгородною безоброчною нивою в Петровском конце владеть к тому монастырю по писцовым книгам 1627 году по прежнему, безоброчно», о чем была дана соответствующая грамота22 .

На исходе XVII в. численность козмоде-мьянских окологородных угодий оставалась прежней: как в 1668 г., так и в 1697 г. в государеву казну с них собирался оброк «дватцеть шесть алтын четыре денги. Пошлин восм денег»23.

Катастрофические события 1710 г., когда чума и пожар уничтожили город, положили конец существованию Козмодемьянской деви-

чьей обители. Перепись Пскова 1711 г. уже не упоминает о действующем монастыре. В ней отмечена лишь «Церковь Козмы и Домиана на Утоках, каменная»24 .

Вероятно, уцелевший монастырский храм некоторое время стоял «без пения» за неимением своих служителей.

Наконец, с изданием Духовного регламента 1721 г. должна была решиться судьба запустелого храма. Как известно, псковский архиепископ Феофан Прокопович - вице-президент Святейшего Синода, - по поручению Петра I в 1722 году дополнил составленный им Духовный регламент специальным Прибавлением о монастырях и монашествующих, которое имело характер государственного указа для всей Русской Церкви. Согласно пункту 45-му данного Прибавления, «Монастыри, идеже мало братии, надлежит сводити во едину обитель, идеже прилично толико, елико пропитатися могут.. Понеже малым братством повседневную Божественную службу и общежитель-ство, яко же подобает, отправляти невозможно; того ради пребывают весьма без службы, яко пустые. ...А оставшияся монастырския церкви в приходския поверстати. а оставшееся, что есть, приписать к тому ж монастырю, в онь же братия будут переведены. Тожде и с монастырями девичьими учинить»25 . В соответствии с этим постановлением, запустелый псковский монастырь Козмы и Дамиана с Уто-ков должен был обратиться или в приходскую церковь, или быть приписным к другому, более крупному и благополучному девичьему монастырю.

Действительно, в переписной книге белого духовенства Псковской провинции 1720 -1723 годов сообщается: «Козмодемъянские церкви что во Пскове на Утоках по осмотру и сви-детелству 723-го году прописной понамарь Исак Архипов - 35 (лет)»26. Эта запись косвенно извещает о возобновлении служений в церкви к 1723 году. Тот факт, что пономарь здесь назван прописным при составлении сказок 1720 года, указывает на его появление в Козмодами-анской церкви уже после опубликования в мае 1722 года Прибавления к Духовному регламенту. Однако кроме этого причетника никто из священнослужителей не назван. Значит, для совершения богослужений приходил поп из

другого храма. Такие обстоятельства существования церкви свидетельствуют о ее зависимом положении, характерном для приписных церквей.

В самом деле, из позднейших источников становится известным о состоявшейся около 1722-23 гг. приписке Козмодамианской церкви к расположенному поблизости Старовознесен-скому девичьему монастырю с Полонища. В «Ведомости о монастырях Псковской епархии 1738 г.», представленной в Коллегию Экономии, сообщается: «К тому Старовознесенскому де-вичю монастырю приписная церковь каменная одна, в ней един престол, освященный во имя святых чюдотворцов и безсребренник Космы и Домиана, именуемая на Утоплениках, во граде Пскове на Полонище близ градских Великих ворот. На оной Козмодемьянской церкви, на притворе колоколня каменная плоская, в ней два колокола небольшие, под оною церковью погреб каменный. Оная реченная церковь и колоколня крыты тесом. За оною вышеречен-ною приписною Космодемьянскою церковью по переписным книгам крестьянских дворов не имеется також и по свидетельству генералитета мужеска пола душ не написано. Токмо имеется по дачам 135-го (1627) году едины пустоши с пашенною землею, с сенными покосы и с десятинным лесом» 27.

В «Ведомости» названы также имена причетников служивших в 1738-1739 годах в приписном храме, с указанием производимого им в год жалованья деньгами и хлебом из обительской казны. «Трехсвятительскаго деви-ча монастыря попу Никиты Диеву за служащей ево един день в седмицы в приписной Коз-модемьянской церкви на Утоках в год денег 3 рубли, ржи 5 четвериков. Покровския церкви с Пролому понамарю Ивану Архипову за дья-ческое и понамарское отправление во оной же вышепоказанной Козмодемьянской церкви в год хлеба: ржи 1 четверть, авса 2 четверти»28. Таким образом, богослужение, которое совершали раз в неделю наемный поп с пономарем, предназначалось специально для приходивших сюда старовознесенских монахинь. Из той же «Ведомости» 1738 г. известно, что в это время в обители Старого Вознесения находились: игу-мения, казначея, четыре монахини, пять белиц вкладчиц, вдовая попадья белица, четыре староверки, содержавшиеся под началом игуме-

нии, а также сторож и просвирня. Все они в разном составе могли посещать службы в Коз-модамианском храме.

При проведении второй ревизии, в 1745 году была составлена «Книга переписная по городу Пскову и по уезду и Псковской правин-ции в пригородех же и уездах имеющимся при соборных, приходских ружных церквах, также и при монастырях действителным свещенно и церковно служителям и их детям». В ней регистрировалось всё белое духовенство Псковской епархии, кроме новозавоеванных прибалтийских городов. Согласно данной переписи «При ружной церкви светых безсребреник и цудотворцов Космы и Домиана со Уток приходских дворов нет, а напредь сего при той церкви свещенно и церковно служители имелись.

По скаске 745-го году, марта 16-го дня № 273 поп Исак Архипов - 51 году. Итого при оной церкви поп - 1»29. Примечательно, что этот священник - тот самый Исак Архипов, который 22 года тому назад в переписи 1723 г. был назван козмодамианским пономарем, первым причетником, появившимся при возобновлении пустовавшей церкви.

По данным митрополита Евгения (Болховитинова), Козмодамианская с Утоков церковь «по штатам 1764 года положена с окладным жалованием, но в 1786 году упразднена»30 .

В это время по состоянию на 1786 г. в городе действовало 56 приходских и бывших монастырских храмов. Но для «приведения в соответствие числа штатного духовенства и приходских дворов» архиепископ Иннокентий принял решительные меры по сокращению числа псковских церквей до 17, считая церкви при женских монастырях31 .

О печальном событии массового закрытия псковских храмов в царствование Екатерины II свидетельствует «Домашняя летописная книга священника Косьмодамианской (на Запсковье. - А.П.) церкви» Онисима Исидоровича Негоновского. Под № 50 своей летописи отец Онисим с душевной скорбью сделал следующую запись: «1786 года Августа последовал указ по упразднению некоторых церквей в граде Пскове при Преосвященном Архиепископе Иннокентии Псковском и Рижском.». Далее он приводит перечень из 13 приходских и монастырских храмов, в числе которых названа

«Космодемьянская церковь на утоках». При этом отмечено, что прежде в ней служили один священник с двумя причетниками. По упразднении же, «священников от тех церквей разослали по погостам на праздныя места с немалою обидою.»32. Согласно клировым ведомостям псковских церквей за 1800 г., самым последним причетником, служившим при Козмо-дамианском храме до его закрытия, был пономарь Тимофей Ефимов (род. 1771 г.). Он служил в этой церкви с 11 лет, когда его посвятили в пономари 18 ноября 1782 г. Специального семинарского образования Тимофей не имел, зато овладел грамотой и практическими навыками причетничества. Был женат на Евдокии Родионовой и, по замечанию ведомостей, имущественного состояния был «хорошего». При упразднении храма в 1786 г переведен дьячком к Дмитриевской церкви с Поля, где священником служил его старший брат Г авриил Ефимов33.

Священник Гавриил Лебедев в своем очерке «Псковское городское Дмитриевское кладбище» сообщает интересные сведения о судьбе иконостаса из упраздненного Козмоде-мьянского храма. Он отмечает, что в 1780-х годах староста Дмитриевской церкви Вукол Ев-стифеев Поднебеснов «на свой счет устроил» с южной стороны Дмитриевской церкви придел во имя Введения. А в 1791 г. для этого придела, «по указу Псковской духовной консистории, от 9 июля, с N° 1002, перенесен из Космо-дамиановской церкви, бывшей на Утоках, у стены против Иоакима-Аннинского монастыря, иконостас со всеми иконами»3. Среди икон, перенесенных из запустелой церкви, был и храмовый образ святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана, украшенный двумя серебряными чеканными венчиками с подбо-

родками35 .

После выноса святынь судьба храма была предрешена.

В 1793 г. Псковская Духовная консистория сделала сообщение об упразднении девятнадцати каменных городских церквей и обратилась к псковской Казенной палате с просьбой принять в свое ведение часть из них «на какое-нибудь употребление». В числе прочих указывалась и Козмодамианская церковь с Утоков. Казенная палата назначила эти церкви к продаже с аукциона, о чем было объявлено через

губернское правление и магистрат. Торги назначались неоднократно в период 1793-1798 гг. и позднее. Однако желающих их приобрести почти не было36 .

В начале XIX века упраздненный и заброшенный Козмодамианский храм постепенно приходил в ветхость. Известный ценитель старины и церковный историк преосвященный Евгений Болховитинов в бытность свою архиепископом Псковским (1816-1822) собрал сведения о всех древних храмах города и изложил их в третьей части своей «Истории княжества Псковского». В прибавлении к этому труду митрополит Евгений поместил «план города Пскова 1821 г., гравированный при Военно-То -пографическом депо». На этом плане под № 25 показан храм «Козьмы и Демиана» (с Утоков), что указывает на его существование в ту пору. Тем не менее в составленном Болховитиновым «Списке ныне находящимся в городе Пскове соборам и церквам штатным, приписным и упраздненным» храм Козмы и Дамиана не назван, хотя отмечены 47 церквей, из которых три числились упраздненными37. По наблюдению Н.Н.Новико-вой, план, гравированный в 1821 г., был составлен раньше, около 1805 г., поскольку на нем показаны здания , уже сломанные к 1821 г., и, наоборот, отсутствуют строения , уже бывшие в 1821 г. Все это говорит о том, что храм был уничтожен в период между 1805 и 1816 годами, до начала правления архиепископа Евгения.

Как известно, в XVШ-XIX веках среди светских и духовных властей широко было распространено прагматически-утилитарное или пренебрежительное отношение к памятникам русской старины. Их перестраивали, «поновляли», придавали «благообразие» в соответствии с современными вкусами, а если их дальнейшее использование было сопряжено с необходимой дорогостоящей реставрацией, то от них просто предпочитали избавиться. Так, во Пскове были сломаны десятки церквей и палат, перелиты многие колокола, переписаны до неузнаваемости сотни старинных икон, сданы в утиль старые облачения и утварь, распроданы с аукциона древние документы и книги... К сожалению, находилось достаточно таких «усердных и попечительных» настоятелей монастырей и церквей, которые «ревнуя не по разуму» занимались их «благоукрашением» и в угоду хозяй-

ственному обустройству и модной новизне «ни мало сумняшася» выносили приговор беззащитной старине.

Печальная участь ожидала приписные и упраздненные храмы: их вотчины вливались в состав угодий и владений господствующего учреждения, затем перераспределялась вся утварь между новыми хозяевами и, наконец, шли на слом сами здания, используемые как строительный материал.

Псковский инженер-полковник Иван Федорович Годовиков (1807-1868), при создании своего монументального рукописного и художественного труда «Описание и изображение древностей Псковской губернии», на листе XXIV зарисовал видимые основания уничтоженных церквей, снятые с натуры в 1854 и 1855 годах. Среди них и «церковь Святых Косьмы и Дамиана с Утоков, означенная на плане Пскова /л. V/ № 59»38. (См. рис. 1). В рукописном приложении к альбому рисунков И.Ф.Годовиков поместил «Хронологическое описание о основании в Пскове монастырей, соборов и церквей», в котором под номером 27 сообщает о храме Коз-мы и Дамиана на Утоплениках следующую информацию: «Появился до пожара 1544 г.». «...О времени его построения неизвестно; находился у стены между Великолукскими и Златоустовскими воротами, где и по настоящее время видны еще развалины с подвальными сводами каменной церкви, показанные на плане г. Пскова № 59». «...Погребы со сводами завалены щеб-

нем и хорошо еще сохранились...». «О времени уничтожения церкви сведений нет, как и о ея основании»39. При этом в описании И.Ф.Годо-виков допустил некоторые неточности, появившиеся вследствие постепенного забвения в народной памяти истории многих утраченных памятников Пскова. Так, Козмодамианский монастырь он называет мужским и предполагает, что уже после пожара 1 апреля 1544 г. возобновленная церковь была обращена в приходскую. В остальных фактах он повторяет сведения митрополита Евгения (Болховитинова).

С тех пор останки древнего храма, покрывшиеся землей и мхом, заросшие репейником и деревьями, лишь однажды обратили на себя внимание местных археологов-краеведов. В 1910 г. при исследовании псковских подземелий член-сотрудник ПАО Василий Иванович Озелинг предложил расчистить подземный ход от Покровской башни до Великих ворот, что и было осуществлено на расстоянии от Свинор-ской башни до Великих ворот. При раскопках был обнаружен боковой ход к развалинам церкви Козмы и Дамиана «со утоки». В отчете секретаря Псковского Археологического Общества Н.Ф.Окулича-Казарина за 1910 г. сообщалось о передаче в музей от В.И.Озелинга «куска изразца, найденного в развалинах Козьмо-Демь-янской церкви»40.

К настоящему времени от храма сохранилось лишь руинированное подцерковье, скрытое под земляным холмом. (См. рисунок 2).

Примечания

1. Марасинова Л.М. Новые псковские грамоты XIV-XV веков. - Изд-во МГУ,1966. - С. 65.

2. Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XV вв. - М.,1985. - С. 188.

3. Там же. - С. 188.

4. Псковские летописи. - Вып. 1. /Под редакцией А.Н.Насонова. (Полное собрание русских летописей. -Т.У Вып. 1.). - М., 2003. - С. 111 (второй пагинации).

5. Сборник МАМЮ. - Т. V. - М., 1913. - С. 192, 319, 351, 381.

6. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков. (Подготовка текста В.И. Малышева). - М.; Л., 1952. - С. 61.

7. Псковские летописи. - Вып. 1. /Под ред. А.Н.Насонова. (Полное собрание русских летописей. - Т.У Вып. 1.). - М., 2003. - С. 114 (второй пагинации).

8. Марасинова Л.М. Указ. соч. - С. 66.

9. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 365. Л. 108-108 об.

10. Там же. Л. 98.

11. Там же. Л. 143.

12. Там же. Л. 100.

13. Там же. Кн. 8498. Л. 448 об. - 449.

14. Там же. Ф. 137. Оп. 1. Кн. 12. Л. 17 об.

15. Милевский Николай, священник. Свитки, найденные в Архиве Псковской Казенной Палаты, с кратким изложением содержания // Псковские Губернские ведомости. - 1845 г. - № 41. - Среда, октября 10-го дня. - С. 179.

16. Марасинова Л.М. Указ. соч. - С. 66.

17. ГАПО. Ф. 548. Приходорасходная книга Приказной палаты за 1693-1694 г. - Л.178 об. (Ссылка по картотеке С.А.Цвылева. Сейчас это дело находится в РГАДА).

18. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 8500. Л. 306 об. - 307.

19. ПИХМ. Древлехранилище. Ф. 341 (Козмодемьянского монастыря с Утоплеников). №. 1/787.

20. Там же.

21. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 8500. Л. 306 об. - 307.

22. ПИХМ. Древлехранилище. Ф. 341. № 1/787.

23. РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Кн. 38. Л. 12. об.

24. Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 8512. Л. 155.

25. ПСЗРИ.-Т. VI (1720-1722 гг.). - СПб.,1830. - С. 713-714.

26. РГАДА. Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки. Оп.3. №2699. Л.16. (Книга имянная Санкт-

Питер Бурхской губернии Псковской правинции священнослужителем и причетником действительно служащим, коих по присланным из высокого Сената указом вовсе класть не велено, 1723 г.).

27. РГАДА. Ф. 280. Коллегия Экономии. Оп. 5. № 697. Л.302. (Ведомости о монастырях Псковской епархии 1738 г., представленные в Коллегию Экономии).

28. Там же. Л.300 об.

29. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. № 2707. Л. 23 об.

30. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. - Ч. Ш. - Киев, 1831. - С. 123.

31. ГАПО. Ф. 39. ПДК. Оп. 1. № 317. Л. 123-127 об.

32. Выписка из домашней летописной книги священника Косьмодамианской церкви города Пскова, Они-сима Исидоровича Негоновского, умершего 26 февраля 1819 года. - Псков, 1887. - С. 4. То же см.: Псковские губернские ведомости. - 1887 г. - №38 (26 сентября). Часть неофициальная. - С. 261.

33. ПИХМЗ. Древлехранилище. Ф. 602. Псковская духовная консистория. Инв. № 325. Л. 23 об.-24. (Формулярные ведомости церквей города Пскова за 1800 г.).

34. Лебедев Гавриил, свящ. Псковское городское Дмитриевское кладбище. - Псков, 1871. - С. 6-7.

35. Там же. С.29.

36. Продажа упраздненных церквей во Пскове в 1793-1798 гг. / Публикация М.И.Семевского. // Русская старина. Ежемесячное историческое издание Михаила Ивановича Семевского. - СПб., 1890. - Т. 68. -Ноябрь, кн. XI. - С. 575-577.

37. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. - Ч. Ш. - Киев, 1831. - С. 149-150.

38. Годовиков И.Ф. Атлас рисунков древностей Пскова. - 1866 г. // ПИХМЗ. Древлехранилище. Ф. 174. (Годовиков И.Ф.). Шк.93. № 31. Л. XXIV.

39. Годовиков И.Ф. Краткое историческое обозрение города Пскова и его древних достопамятностей с атласом рисунков. (Неопубликованная часть). // ПИХМЗ. Древлехранилище. Ф. 174. Шк.93. № 31. Л. 241,337-338. (Машинописная копия с рукописи).

40. Окулич-Казарин Н.Ф. Отчет секретаря ПАО о историко-археологической деятельности Общества в 1910 г. // Труды ПАО за 1910 г. - Выпуск 7. - Псков, 1911. - С. 147.

В печатном воспроизведении скорописных текстов мы следуем той практике издания, которая сложилась в Институте русского языка Российской Академии Наук - в Секторе лингвистического источниковедения и исследования памятников языка. За образец взято издание: «Памятники деловой письменности XVII века. Владимирский край». / Под редакцией С.И.Коткова. (М., Издательство «Наука», 1984). Передаем текст рукописей буква в букву, сохраняя орфографические особенности старой письменности. При этом сплошной скорописный текст в издании разделяется на слова. Сокращенные написания слов под титлом не раскрываются, а выносные буквы иногда вводятся в строку и выделяются курсивом. Из надстрочных диакритических знаков используются титло, паерок, кроткая, исо и другие. Сохраняется буквенная цифирь, передаваемая жирным шрифтом, прописными буквами, в нужных случаях подставляется знак тысячи. Все имена собственные воспроизводятся с прописной буквы. Современная пунктуация не привносится, но отмечаются редко представленные в рукописях знаки препинания. Конец строки обозначается вертикальной чертой.

Данная с вершенного дела на владение подгородною безоброчною нивою, выданная Коз-модемьянскому монастырю с Утоплеников.

20 декабря 1694 г.

\ -¡1ч 1 1

Л'¿ТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д(.-к1рл ВЪ "р А» I [|] у К АЗ*' в|еЛ1

лики^ ь р\реН

&ЙЙЙНД 1 Яегрд I ВСЕЙ

Кеднк*» ¥ Л^длри I КЫмя I Риг^п СдгоОдергкцеЁЪ клмжшгП I ичммничш у аоеводл Цетр~ь (Илв'к^вичк (^и^аЗмлъ вел'Ълп* КозиоЦеличАНСКйго С ^Т0л||>еиш™вп

кеяорочнук!

ГО к

ь Ал 1шлквв^|

ПеТрОьСКС I К(Ж1^~ С вершенОгО д4лл ИИр1

ИД М0Г^чН№10

I ДЛЯ

илддт1;ика к гго|иу мнтрю I дать дм|#ю для топы НОД&Ул К'к '5]Г 4^ | К|Л$

I дать д.шКю Д,\н топы Б прш; щлШтГ -ОЛт г^лу г ЧСЛО.Н’Г к^гИКИЛЧТ* Гдр^лУ'!. 1^рЁ,|нж ( £ел|кКГЫ№,

ь 1Й. Дд£44и; ; шшй-Л^тлЬ' Лл^'кркичю ксед I К елккнн V ЛЛллыя

Г Л ки.'

ЕАНЖиЬИ(' I 01ЙЛ*ШЧ£Л\У ПеТр^ !Л\л

Пскоде

I В Пр« казной гюддте ТВ^€Е11Ч1ф Ш)фЛ$ин^ С

у.ицп юн* ДледНЕ Шлшл:

чеДОБ! *ЕЪе V К О I НАППС4№№ 1 ТЙ*Плг(£\РШЛлт 1С лш

¡Л'К’к п&ддл%( УД

Ий ПГЩйЁЬШ'Ь

р$КОЮ ЧЬИМБНТН^ V' \ КНЕИ^И'к К

г

2 г и Петроксдал^ КОМ

тгрр-пзда 11 скоки? | Н4Г9р$«ь ж

10 А В

^ Ш1КД СТАрА^' ГИ?3&*М1,Ц м-Ьстъ н

ТОК1 ИННОЮ КЛАД’ЬЛН Агтчйи 1 КСЛ1 ом дгхо илллн к то^гь Колю|Д£Л1Ь ДИСКОМ

фь I -

ЛШТШ II С ПрОИ

_‘Г"' ..- ■ - - г- - - - - - -

н!лого ,\Р I со Р11Д

Г0,Н'Г

г|мо К вал

________

¡и¡ною заблад-ели I »сковсюие |тЦКЛ0Н а адШ(тг де I тое

9М4'ДСМЬЖККЭК) I СI’41II НПО ¡0

НИП^ ПСКОВСКОЕ!

Алминкі, ЇКАиЦГО I HtK’t ДОгМ D HO 4M* FI І ЗДАЧІ! Д ТА

„ , A ,fS ,!>■

К*ЗЛМД6Л1*ыДН*КАА І ішкЛ [li*[lplf CGI '0 іСТАрИ ;id ІіЧ 11; Ар Я,ЇЛИ ШІ Г<А K&Wb НИ

кыклла -î КЛЙІД-ШІ к Tç,vbr К^шод^иїлк^ли1?^ I йіітрю > к чт( ÊÉrtrtKiit

-\N J ^ «

ГДрН ПОМИЛОВАЛИ IrKlV КбАЪЛН llpOTtl ТОГО Є КО I ч€лОі>иткн ПЛОТНИК л V tlO і— *

""чы?Г| î сдігчи mttttgn, донресять, і аро|тпи*ь таге—«ье йлєЗ'Ііьа l

' 1 j, ' . V г» тт ■’ ri4- .

чеЛйШІТНИ ПСКОВСКОЙ ЯлШіНіГЬ і ІКДШКО ЬОЧДрОВТ. В ІІїШ^ЛИО ПО^йТЄ І R

А Ах p. %*- ,v>

—Д$Нр£СЄ-СКД34Л'Ь Ш^ОрЗНЫ де I liÇiHFAh ПОДО ІІСкОкО.іУЬ к llfcTpOCKO І КОЩЩ

I IM КОЮ ÏKdUllKO БЛАІД'ЬеТ'Ь ПО ЛАИОІЇ ПСКОВ«КОГШ НЧЇііклри ФЧ'ДОТІЇА

Д^неед і і К&ЛОД&НЬЯНСКЙ'О де Лі,«ТрЛ ТА I ІІНК4 тш iÎHï не к-іддетт*

A ЛСКЇЗБШ>Н IMfUJKApb ФЄДОТКЙ І Л^НЁВЪ ti ДОПрССЄ СКАЦАЛ’К tirXAA'fiei'-Fk ДЄ

ivtia г io до TTcKüinOiVb погорФім зєйм к ГІєроігсксмк конці: на Tptfnejp№CKO

_______ l'pI- gr-f

улице рирОчНОЮ 11м БОЮ С (і 'РтФ- "гтадрпсг едгпге ПСКОСКК^У ж<ггїлшк*?^№

А ЧТО Klltíl 'ItTBtTUWtr ПнШІПН I « TO вІДОАМ IPO ІІІЩ0КМ КІІИГЛЛ\ТК І Д

ЗГ Л _ Л. Д

£pí4«íd Д€-^ДЄ{4ЄГЬ ИЛАТТГГЪ U. З 1 IfflKjpg^üxKO tí ГДрСКЬЮ КДЧН^ L мд rC

не р^'ііЛЮ * КйК'к ТОЄ ШІКЧ' t IfOnV'n. Ir ОНД ЛН lu ТО TpblneXíleCKfl улміц.1 lio ПНЦ<?RMjCt. KJIIfl a \ HJllJItdHA того ûll'l. lie В'ІіДАКТТ, t A а’ЬдйЮТ’Ъ ДЇ Про то ircAiumw I псковские п^шкд^т Atr.utiHTt Гл^іііїнєк к с товарищи» a whï

Деиеліті"1 Id ДСЧІрС-С# СКАЧАЛА І1ЛАД [¡ЛИ Л** І ОЧІ І HVüLK.\pH ї HMF Владеет*», І МйШКАріГ ФЄДОТКО Лъ’х»е"ПОГОрОІМКІ ЗЄМЄЛЬ СІОДО ТІСКОВОМ'Ь В llépWlKCKÔiMb

r«îv 1J1

коиц(’ ид TpS'iiexobCKO улнцы і jVit пЬшадр^н^ь Земель в середин); I ¡жртчнонї mtfton! * lísií'ix wfe-HttsV і зодЬ'ть того Otrb не вкддегь ate l *

3k, ■rLV

Hfftflpe де сего ДО ПНЦА ЛкА В(:ЛМІЛШГЇ0Б4 TflK tlМкою ВЛАДНІ, тор» < К^ЗДОДЕМЬАНСКОГО АШТрА СТрОИТб І ПИТЬ Се.ШГОГГЪ fl ігри Н£Л4Ъ ДЄ ПНЦЄ '

T0T"h nom. TOt tut КОЮ ПОСТуІІІИЛСА H,Wb ПскокскіілГь ll^ïtÎRÂpe^VE I I

1 і > О- к

г.Л11д Ьюг1’>. дє они fiViUKApn тою urnioit ei но с* ЧиЛф * ноеч^чпюи ru- I two rtôtta СьдШриа на тое OpWlMHb'Kí Y I. I.et o Дьчі; шкіигк і -Ь_ 1 Aj ¡ í ^i ц>л iitüL üO Пекли" r LTpKKAKo l iio^A'i’t с ммцавыЛт кнш д.ші пнлід і п ,«гЬркі ї^ана

ÿ Ф- s

JieasH.iuiuotid і л^идірьпци ‘PAg* fo.vw mj примою ділжд і Григория Лковл

HAIlHCAffC її ПйтрЙЙЙСЙбЛ’Ь КОІІЦ^ IllliU И Огородм CTA|pl.H; Kf-rJOtlpOSIIKL^, ¡ пика Кч^люїдьиьлїіСкогО лмітрА : їтОіШНИКО І старые гЮ:ЗШны<т

^‘kC'í'A I НАШИМ ДОБрЫ Є земли 4H:TlltpTI. ] С ОСЛЧІМОЮ І1АІІІЄТК rVÓtJ^KÍ

ЧнШК'К і ііоидаціко ПйстЦс^’ дл е сворны ггродокы^ь. ópOHHLt)¡'h кигд^'к і

зз

I. I | прФШАЫКЪ ■рч-е- I -а- Гфдевъ UJillliCUHUJ 1 НЛ IlVlUKJp^ Афишке

ПеТНЙСК^ЧЧ! С ИННЫ, vre кмлл Г’.ДШМД К|»1[Зе*Д OflJKh’ р^АЛЬ 11111- „'¿Л пь'шгсдр^ I ФедУГКвЛТ* Дкмйьшъ' 4 ПО пШЦ№Ыт% KJllHJUVh ij

ПЕТревСКОМ'Ь t К««Це I! ru T^Sn^OtKöT улицы TilNJ I HHRbl Lbaiuka КнЗ£ВА за ürt.M'h | 1кашКй.Н1. Н УД гшюасктщ П^ШКДрИ | Hdll^CAItO > V НIK'11111И10 ’

Gf* ro^jj' 1ДСКЛрЯ K’L, 'К' 4&:liC fKJ.VJ' Гдре | II Пй lti^ElH-0K0p>>'

0кон№мГ I V воеводы JJfiprt Л&дв&екпчя i Шнрд^инд * но пдо-Ьпе ИД ДгкЛ£ I ДКНКЛ fflAHA Btr.vfcta* ! Ktf \ц^ДеЛ№»|*$|вО мнтгря ¿0

уТАПЛентда» 1 Стдрм lljffc OOl'flpO lOlC Е^ОрОЧНОГО НИВОЮ (i Штровсколм» конце КЛАд-iT I К TüjvVb' .Uii. prC lli) ПШ^Ы^Ъ KHf i ! ’РДв" lö^}- (!>

прежней Ke:jij)(j4tm'i I Ä n^iUKdße&i'b о Tort heikki оказать i Г влдд*кть «^s TiJW IlHBOtO не KfAFHO | ItflTflÄltf Тй КеЗАрОЧНДА ННКД ‘r'f | JÄHTpt.Wk но нпщокм KKiii Li.u't, -PÄ(>' I ■* м;ксва,щ- в скдске tt-iotTскд.чддп

I i'OLO НИКОЮ Д0 ШЩД Лид ЙеЛКЛ^гшО^л | йлдд*£ TWSr КУ&ледели^АНСкО ■WITpfh I CTpOltre fiOli h OeilUIWM tl <'С Д£ llOrn, i nSWlIHACA H HCKOCKitM'b [iXlHKdpf.U'h [ i КЛАДЬЮ ДС Tilg IIHKÜIO lli C(i ЧИСЛО [ (MlJKdpa ij

ni'rvcilio К ÄriijTS' I JJpv'TUtVb те CHO( iKäCtTN r!i Il&UKAffeH | ПА '|V fcHBij' tit ПОЛОЖИЛИ" Д СКАЭДДК I ЧТО rJ(^ у urt^h H Д tV HHK^’ Ч'Огф .Vill ips (Три'ИГТрЛА ПОНД Ф&иЛЗ№Д 11<ХтУпИ«1 IffeTb I i ^Л'ЬпО ,vn’h НЛ l Jt rlffütf С ТОГО Д^л* I К TO l 'lh Ке.Э,'И0Д(7.«Ь-*!!СкеГ[ UMTflh Kllpc I ДЛЛ КЛДД'ЪнЬ.А К l«S|TWtf i

Столбец. Размер 165x16,5 см. / Скоропись/ Водяные знаки: герб семи провинций. ПИХМЗ Древлехранилище. Ф.341 (Козмодемьянский монастырь с Утоплеников). .№1 (Инв. №787/239). Основной фонд 12395.

1 Так вркп., имъ?

Рисунок из альбома И.Ф Годовикова, Лист XXIV. «Видимые развалины древних уничтоженных церквей, снятые в

1854 и 1855 гг.»

План и разрез руин церкви Святых Козмы и Домиана с Утоков.

Развалины церкви Козмы и Дамиана с Утоков. Вид с северо-востока и севера. Фото автора. 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.