Научная статья на тему 'Психотерапевтический метаэффект постдипломного образования педагогов'

Психотерапевтический метаэффект постдипломного образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маралова Е. А.

Современное постдипломное образование педагогов интерпретируется с позиций таких ожидаемых эффектов, как методологическое самоопределение, опыт рефлексии на основе развивающейся системы критериев, развитие интерпретационных способностей. Интеграция множества эффектов постдипломного образования педагога часто приводит к психологически позитивным преобразованиям его отношений и самочувствия в профессиональной и жизненной сферах психотерапевтическому метаэффекту. По мнению автора, внесение понятия психотерапевтического эффекта в профессиональную рефлексию андрагога, работающего в сфере повышения квалификации педагогов, может сделать устойчивым этот результат постдипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychotherapeutic Metaeffect of Pedagogues Postgraduate Education

Modern postgraduate pedagogues' education is interpreted from the position of prospective effects, such as methodological self-determination, introspection experience on the basis of upcoming criteria system, development of interpretation abilities. Integration of a quantity of effects of pedagogue postgraduate education frequently leads to the psychotherapeutic metaeffect, that is a psychologically positive transformations of his relations and self-perception in professional and personal spheres. The author beleives that inclusion of the notion «psychotherapeutic effect» into professional reflexion of an andragogue, working in the sphere of raising the level of pedagogue's skills, can make a result of postgraduate education more stable.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтический метаэффект постдипломного образования педагогов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

служит главным механизмом порождения нового знания, отводя формальной логике довольно скромную роль. Поэтому проблема развития творческого воображения сегодня является сверхакту-альной.

Первые попытки создания технологии саморазвития творческого воображения студентов были осуществлены в совместной работе кафедры педагогики Казанского госуниверситета и кафедры психологии Мордовского госуниверситета в 1996 г.9 Именно развитие творческого воображения студентов, на наш взгляд, открывает новые горизонты повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, так как личность ученого формируется в студенческом возрасте. Тогда же проявляется способность к рефлексии — знанию о границе собственных знаний и умению выходить за эти границы.

Выявление психологических особенностей творческого воображения студентов, занимающихся научно-исследова-

тельской деятельностью, а также его развитие, направленное на раскрепощение, освобождение человека от скованности формальной логикой и другими стереотипами, выступает темой дальнейшего исследования ученых двух вузов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В. С. Степин // Вопр. философии. 1989. № 18. С. 4.

2 Аристотель. О душе / Аристотель. М., 1937. С. 89.

3 Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар ; пер. с лат. М., 1983. С. 144.

4 Платон. Пир / Платон // Собр. соч. М., 1993. С. 100.

5 Там же. С. 119—120.

6 Цит. по: Аллахвердян А. Г. Психология науки : учеб. пособие / А. Г. Аллахвердян,

Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М., 1998. С. 30.

7 Там же. С. 31.

8 Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979. С. 81.

9 Гордеева Н. А. Саморазвитие творческого воображения студентов (психолого-педагогическая теория и практика) / Н. А. Гордеева. Саранск, 2006.

Поступила 16.12.05.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТАЭФФЕКТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Е. А. Маралова, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Новгородского регионального центра развития образования

Современное постдипломное образование педагогов интерпретируется с позиций таких ожидаемых эффектов, как методологическое самоопределение, опыт рефлексии на основе развивающейся системы критериев, развитие интерпретационных способностей. Интеграция множества эффектов постдипломного образования педагога часто приводит к психологически позитивным преобразованиям его отношений и самочувствия в профессиональной и жизненной сферах — психотерапевтическому метаэффекту. По мнению автора, внесение понятия психотерапевтического эффекта в профессиональную рефлексию андрагога, работающего в сфере повышения квалификации педагогов, может сделать устойчивым этот результат постдипломного образования.

Постдипломное образование педагогов, развиваясь в современном контексте образования взрослых, заняло свое место среди рефлексивных наук. Методологически рефлексивная установка осуществляется в пространстве коммуникации и межсубъектного взаимодействия педагогов и андрагогов, обуслов-

ливая становление и развитие профессионального сознания. Критериальные основания профессиональной и личностной рефлексии педагогов и андрагогов постоянно пересматриваются, приводятся в соответствие с кардинальными стратегиями развития образования и в этом смысле являются проблемой. Проблема© Е. А. Маралова, 2006

№ 1, 2006

тизируется преимущественно гуманитарное содержание оснований рефлексии — поиск путей новых интерпретаций, версий ценностных ориентаций и возможных андрагогических практик организации опыта постдипломного образования педагогов.

Наибольшее количество публикаций по практическим, научно-методическим вопросам постдипломного образования педагогов обнаруживает озабоченность его качеством преимущественно в нормативном (стандарты), инструментальном (технология) понимании этого кардинального показателя образования. Работы научно-теоретического плана в основном сосредоточены на проблемах личности, рефлексии ее преобразований в процессе и результате образования, методологическом осмыслении эволюционной роли образования и его социокультурных значений для развития личности и общества. Преимущественное количество публикаций по проблемам образования взрослых, андрагогики, постдипломного образования педагогов направлено на выявление мотивов и способностей к образованию в связи с возрастом, полом, профессией, социальным статусом и на определение адекватных им форм, методов и особенностей организации процесса образования. Значительно меньше внимания уделяется вопросам личностных, психологических изменений, происходящих со взрослым человеком, вовлеченным в образование и погруженным в эту деятельность.

Теория образования опирается на разные методологические подходы, которые предопределяют способы аргументации, доказательства, характер ориентации постдипломного образования педагогов на конкретно-практическое профессиональное знание, «интеллектуальные инструменты» практической деятельности или на интерпретацию «внепредметных» знаний, достижение большей духовной зрелости, экзистенциальной устойчивости. С этим связано возникновение основных планируемых эффектов, соответ-

ствующих главным целям метода, и сопутствующих эффектов, опосредованного результата, когда помимо расширяющейся компетентности в области преподавания определенного предмета развивается способность к самостоятельной смысловой переработке профессиональных проблем. Так, изменение подхода к современному постдипломному образованию, т. е. изменение его ведущей парадигмы, привело к осознанию ряда эффектов, ранее ускользающих от исследовательского внимания. Произошло профессиональное осмысление этих эффектов как потенций, резервов совершенствования андрагогической и педагогической деятельности.

В соответствии с методологической ориентацией образования меняется интерпретация ожидаемого уровня результатов и качества (характера) эффектов, а следовательно, и профессиональная обусловленность их появления. Методологический подход изменяет содержание дискурса (естественно-научный, гуманитарный, социокультурный, философский, методологический) как определенного способа познания, понимания, описания процесса и эффектов образования. Концепция предопределяет объяснение педагогической реальности в рамках определенного дискурса, способа интерпретации профессионально осознанных, осмысленных и предуготовленных эффектов.

Гуманитарная методология обозначила современные базовые онтологические категории, позволившие представить педагога в системе постдипломного образования как субъекта, психологически погруженного в переживание реальности во всех противоречиях различных ее обстоятельств, пытающегося понять и объяснить несогласующиеся явления собственного мира и окружающей действительности, страдающего при невозможности их принять без разрушения своих мировоззренческих профессиональных устоев. Гуманитарный дискурс предполагает понимание другого челове-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ка и объяснение его переживаний относительно культурных, духовных явлений, для которых характерны не только другие по сравнению с естественно-научным дискурсом закономерности, но и другие — рефлексивныге — отношения.

Гуманитарный подход обусловил принятие категорий «переживание» и «понимание» в качестве ведущих исследовательских ориентиров, позволяющих увидеть и осмыслить совокупныге эффекты образования. Главным методологическим гуманитарным принципом работы с человеком в образовании, как и в практической психологии или психотерапии, является недопустимость проектирования психологического, «личностного» результата: знание о человеке в свете гуманитарной гносеологической парадигмы приобретает право оставаться гипотезой; реализация рефлексивных отношений и интерпретация возникающих эффектов не обязательно должны экспериментально подтверждаться, так как основным детерминантом выступает их личностная и ситуативная, субъективная, обусловленность. Эта мысль разворачивает новый контекст развития системы критериев профессиональной рефлексии, осмысления содержания и значимости ожидаемых эффектов для личностного развития человека в образовании: внимание андрагога направляется на недоказанные и, иногда, недоказуемые изменения в психологическом состоянии, переживаниях субъектов в результате их погруженности в процесс образования. В их числе правомерно обозначить эффекты, психотерапевтическая суть которых очевидна, — самоконструирование, са-мостроительство человека, развитие его способностей к самостоятельному движению в образовательном пространстве, самопонимание и, в связи с этим, изменение социального самочувствия, жизненных установок и отношения к себе в результате образования.

Сложность составляют выявление и фиксация происходящих изменений личностных установок и психологических

состояний в результате образования, т. е. совокупных эффектов образования, его психотерапевтического метаэффекта. В отличие от ожидаемых, планируемых эффектов, для выявления которых разработаны объективные способы фиксации и оценки, психотерапевтические эффекты образования могут быть описаны монографически, по изменениям жизненной стратегии, установочных позиций мировоззрения, а также в виде са-моотчетов, по биографическому материалу. Для работы с такими материалами, полученными автором в процессе постдипломного образования педагогов, специально подбирались качественные исследовательские психолингвистические методики. Использование этих методик позволило высветить определенные (психотерапевтические) грани совокупного эффекта андрагогического или педагогического взаимодействия, которые скрыты в глубине внутренней жизни личности. Работа с такими текстами (нарративами) в процессе постдипломного образования способствовала определению новых возможностей реализации важнейших ценностей образования.

Для включения понятия «психотерапевтические эффекты образования» в основание профессиональной рефлексии андрагога необходима веская аргументация значимости этих эффектов в системе ценностей современного образования. Гуманитарная парадигма позволяет соотнести психотерапевтические эффекты образования с ценностными критериями современного постдипломного образования педагогов и придать им смысл ориентиров развития, совершенствования этой подсистемы профессионального образования.

Постдипломное образование педагогов в контексте культуры, социологии, психологии личности может быть рассмотрено сквозь призму ключевого понятия «понимание» — как пространство функционирования понимания. Категория «понимание», позволяющая контекстуально осмыслить взаимодействия субъ-

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 1,

екта с людьми и миром, в равной мере значима и для успешного протекания процесса постдипломного образования, его фактической осуществленности, и для культуросообразного взаимоотношения, взаимопонимания субъектов образования. Эффект «понимание» лежит в основе условий возникновения совокупных эффектов образования, в том числе психотерапевтического метаэффекта. Своим возникновением понимание определяет смысл, цель и эффекты образования.

Совокупность эффектов постдипломного образования педагогов, процесс образования и взаимоотношения, реализованные андрагогом на основе его представлений о возможных изменениях психологического самочувствия (в терминах «переживаний») и системы отношений педагогов (в терминах «понимания»), приводят к появлению метаэффекта, имеющего психотерапевтическую суть. Интеграция ряда эффектов постдипломного образования актуализирует, инициирует, обусловливает появление определенных состояний в сфере переживаний и понимания — профессиональной и

личностной уверенности в целесообразности своей деятельности, позитивной оценки своего опыгта, принятия инноваций как тактики достижения стратегически значимыгх ценностей. Психотерапевтические эффекты образования очевидны в реальной образовательной практике — это «цена», которую «платит» субъект за приобретаемые знания и установки, «укорененность» в профессии и жизни, складывающаяся как феномен образованности.

Согласованность психотерапевтических эффектов, полученных в результате и средствами образования, с современными ценностями образования и специфической миссией образования взрослых, в том числе постдипломного образования педагогов, очевидна, что позволяет формулировать соответствующие андрагогические задачи1.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Маралова Е. А. Методологический потенциал праксиологического подхода к постдипломному образованию педагогогов : моногр. / Е. А. Маралова. Великий Новгород, 2004.

Поступила 03.02.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.