Научная статья на тему 'Ориентация постдипломного образования педагогов на психотерапевтические эффекты: проблема профессиональной рефлексии'

Ориентация постдипломного образования педагогов на психотерапевтические эффекты: проблема профессиональной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентация постдипломного образования педагогов на психотерапевтические эффекты: проблема профессиональной рефлексии»

УДК 378

Е. А. Маралова

ОРИЕНТАЦИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Постдипломное образование педагогов приобрело опыт компаративного рассмотрения реального состояния системы повышения квалификации и постановки проблем в современном контексте междисциплинарного диалога. Концептуально-понятийная основа общенаучной категориальной системы и гуманитарные исследовательские операционально-технологические механизмы предоставляют теории и практике образования новые методологические подходы и аналитические методики для решения вновь поставленных проблем на совокупном интеллектуальном уровне современных рефлексивных наук. Ценностно-смысловые установки современного образования, в том числе его андрагогической подсистемы, предопределяют дальнейшее развитие рефлексии его состояния, проектов и потенциалов на новом расширяющемся критериальном основании. Наиболее ярким показателем направления и динамики происходящих изменений в профессиональном мышлении и практической деятельности андрагога является интерпретативность и терминологическая (понятийная) об-новлснность дискурса во взаимодействиях субъектов образовательного процесса.

Своеобразным и значимым явлением теории и практики современного постдипломного образования педагогов стало введение в научный дискурс понятия эффектов, раскрытие его концептуального и операционального потенциала (Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина). Понятие «эффекты» в контексте современных профессиональных публикаций можно определить как растянутое по времени проявление разноплановых результатов образования, возникающих вероятностно и преимущественно относящихся к антропологической феноменологии (это согласуется с трактовкой В. Даля, который репрезентировал эффект в нравственных действиях, впечатлениях, влияниях, воздействии на чувства). В качестве парного понятия выступает «эффективность» как совокупность позитивных результатов образования, доступных фактологическому учету и оценке (так, Н. П. Капустин в своей монографии 2002 г. относит к показателям критериев эффективности уровни обученности и воспитанности, состояния здоровья, уровень мотивации к учению, динамику профессионального роста учителей и т. п.).

Включение в основание профессиональной андрагогической рефлексии постдипломного образования педагогов понятия «эффекты» открывает возможность обнаружить и исследовать феномены глубинных психологических, личностных явлений, их характеристик по порождаемым этими явлениями и характеристиками эффектам, по кореллируемым с этими состояниями поведенческим, в том числе речевым, проявлениям субъектов образования. Это позволяет пересмотреть ряд проблем: фиксация и интерпрета-

ция процессуальных и качественных дескрипторов эффектов образования; поиск корректных (относительно рефлексивности процесса образования) способов фиксации эффектов путем замещения количественных показателей и квалиметрических технологий оценки деятельности андрагога и педагога «тонкими» качественными методами, «чувствительными» к субъективным переживаниям личности в процессе и в результате образования, эксплицирующими показатели деятельности и процесса в гуманитарных категориях и в терминах эффектов; определение роли эффектов как понятия и критериального основания профессиональной рефлексии андрагогов в развитии и анализе процесса постдипломного образования педагогов.

Концепции постдипломного образования педагогов приобрели важнейший современный ориентир - подготовка адекватного ответа социокультурному вызову общества системе образования как важнейшему импульсу развития личности в профессиональной деятельности. В теории образования складываются определенные представления об образе учителя, предикаты идеального образа, которые для андрагога приобретают смысл ориентиров постдипломного образования. Вызовы общества, направленные постдипломному образованию педагогов, актуализируют постановку проблемы эффектов - эксплицитно (в виде «эффектов эффективности») и имплицитно (в виде эффектов, не составляющих показатели эффективности) проявленную трансформацию профессиональных и личностных качеств педагога в процессе его непрерывного постдипломного образования и самообразования. Эффекты постдипломного образования педагогов с определенной долей условности можно представить как профессиональные (развитие готовности работающего учителя к расширению профессионального опыта в контексте гуманитарного дискурса и современного представления проблемы человека в изменяющемся мире) и личностные (развитие психологической готовности к самореализации в соответствии с внешними обстоятельствами и с ценностным самоопределением) преобразования, связанные с расширением горизонта и развитием опыта в связи с образовательными взаимодействиями.

Вызовам постдинломному образованию педагогов имманентно присущи интенции психологического благополучия субъектов процесса образования; психологически неустойчивый, неадекватно воспринимающий действительность и несообразно реагирующий на нее учитель не только не в состоянии субъектно войти в образовательные взаимодействия, но вносит в них негативный контекст, искажающий аксиологические основы образования. Актуальность этого имплицитного плана большинства вызовов обусловлена не только негативной статистикой психического и общего здоровья педагогов, для которых перегрузки в профессиональной деятельности усугубляются стрессогенными воздействиями коммуникативной социокультурной среды, аксиологически не всегда согласованной с субъектными личностными установками учителей. Наблюдения за взаимоотношениями педагогов между собой, со школьниками и их семьями, за поведенческими проявлениями педагогов в андрагогических взаимодействиях в условиях постдипломного образования, самоанализ и рефлексивные характеристики самочувствия учителей свидетельствуют об имеющемся психологическом неблагополучии, требующем нормализации для полноценной профессиональной деятельности и частной жизни.

Отсутствие прямого эксплицитного вызова постдипломному образованию о восстановлении и поддержке здоровья педагогов и их психологического благополучия обусловлено отсутствием научного обоснования реальных возможностей образования обеспечивать психотерапевтические эффекты. т. е. влиять на психологические состояния личности человека, хотя интуитивное представление о соответствующей реальности функционирует в культуре и в профессиональном мышлении, имплицитно влияя па систему отношений.

Недостаточное понимание гуманитарного потенциала образования, позволяющего рассчитывать на психотерапевтические эффекты, предопределило ряд положений:

1) недостаточную осмысленность значимости и содержания имплицитно предъявляемого требования общества постдипломному образованию относительно психологического благополучия учителей и его влияния на жизненную и профессиональную позиции; соответственно - отсутствие в системе ориентиров развития образования адекватного ответа на эти вызовы;

2) недостаточную определенность, профессиональную неосмысленность возможностей образования ответить на это скрытый контекст большинства социокультурных вызовов;

3) исследовательскую проблему означивания соответствующих вызову эффектов образования как «версий прочтения» его психотерапевтических влияний, каждая из которых является «смыслопорождающей» (Р. Ингарден, Ф. Джеймисон), т. е. обнаруживает и актуализирует глубинное протекание процессов нормализации психологического состояния педагогов в постдипломном образовании.

Поддержать и направить человека в ситуациях неограниченного выбора при отсутствии личностно-осмысленных ориентиров в вероятностно-неопределенное будущее может лишь образование как широко понимаемая сфера взаимодействия людей с разным опытом смыслообразующего познания и оптимистичного («конструктивного») переживания действительности. В этом контексте образование должно ответить на вызов, переместив «центр тяжести» на проблемы человека, оставив «периферическим предметам - методологии, умственному прогрессу» адекватное им место в своей теории и практике (С. Лангер). Складывается понимание, что основные достижения современных реформ, скорее, связаны с изменениями «в сущностной части образования», а не с методами «передачи знаний» (Р. А. Ах-гаханов, Е. А. Слепнев, Г. Г. Травушкин). «Опыт», выступая в качестве «порождающего понятия», характеризует «интеллектуальный горизонт эпохи и общества» (С. Лангер) и становится содержанием образования, культурным и психологическим контекстом межсубъектных образовательных взаимодействий.

Опыт содержит в себе ориентиры развития образования: опыт любой эпохи и времени имеет свой горизонт, на котором «намеками» и скрытыми смыслами выступает новый «завтрашний» опыт. Развитие образования как пространства функционирования опыта предопределено вниманием к «определенным факторам на горизонте опыта, которым традиция не придавала никакого адекватного значения» (С. Лангер). Профессиональный и жизненный опыт субъектов образования, новообразования которого становятся

содержанием и контекстом образовательных взаимодействий, направляет внимание специалистов на выявление, понимание и объяснение эффектов как показателей программных и спонтанных «подвижек» современных характеристик образования. «Метод эффектов» выдвигает эффекты в качестве индикатора глубинных, неявных, но часто знаменательных и соотносимых с современным социокультурным вызовом изменений, происходящих в образовании и его субъектах.

Проблема заключается в том, что эффекты, означающие происходящие с педагогами психологические личностные перемены, достаточно очевидные для практики и метафорически выражающие особые качества процесса постдипломного образования и отношений, сложившихся в андрагогичес-ком взаимодействии, вместе с тем, не стали для теории постдипломного образования предметом исследовательского внимания. Необходима пробле-матизация феномена психотерапевтических эффектов постдипломного образовании педагогов, превращающая это социокультурное явление в предмет рефлексивного осмысления и рационального анализа.

Многие эффекты, обретая свои первые формулировки на языке метафор, выражающих ощущения, впечатления, переживания, остаются неосмысленными в качестве детерминированного образованием результата или личностного опыта. Проблема заключается в том, что профессиональное сознание андрагога должно принять в качестве когнитивного ориентира метафору, отобразившую искомый эффект иостдиготомного образования педагогов и означившую, таким образом, наличие соответствующего качества образования, порождающего эти эффекты; метафора «не только сортирует, она выпячивает те аспекты, которые могут оставаться невидимыми при других условиях» (М. Блэк). «Метафорическая концепция» эффектов образования несет ряд когнитивных функций для профессионального понимания, объяснений и планомерного воспроизведения андрагогических условий, детерминирующих позитивные психотерапевтические эффекты. Межпарадиг-мальная природа метафорической концепции психотерапевтических эффектов образования сохраняет когнитивную топологию отображаемых феноменов - причинную структуру возникающих эффектов, структуру психологических и личностных аспектов эффектов и единство образующих их элементов (Дж. Лэйков).

Становится очевидным, что для реализации современного постдипломного образования педагогов требуется профессионал, не только обладающий собственным опытом образования в педагогике, андрагогике, но и понимающий концептуальную силу понятий, умеющий вскрывать их опера-ционализирующий потенциал. Для андрагога профессионально значимой становится чувствительность к метафорическому строю языка, который фиксирует новое в опыте субъектов образования, эффекты, не нашедшие строго вербального выражения, дефиниций раскрытия - в понятиях и категориях, но воспроизведенные в неформальном дискурсе. Для выявления, фиксации, исследования эффектов образования необходимы тонкие, качественные методы, соответствующие их гуманитарной природе, вероятност-ности, неуловимости для квалиметрии, - монографические описания, «мягкие» формы глубинного интервьюирования, интент-, дискурс-, диалог-анализ. Исследование психотерапевтических эффектов постдинломного обра-

зования педагогов предполагает применение этих методов для анализа обширного практического материала андрагогического взаимодействия.

Проблемой становится определить дериваты психотерапевтических эффектов, возникающих в процессе или в результате образования состояний психологического благополучия, уверенности, гармонии, активности, рефлексивной сосредоточенности. Эти эффекты ощутимы, метафорически отображены их корреляты с качеством образования как интегрированная характеристика, связывающая дидактические, организационно-методические особенности и психологический контекст взаимодействий педагогов и аид-рагога. Современная тенденция компаративное™ исследовательской стратегии, легитимность построения концепций в межпарадигмальном пространстве рефлексивных наук позволяют посмотреть на проблему эффектов психологического благополучия как результата образования с позиции психотерапии (так же, как рассматривается процесс образования с позиций акме-ологии, эвристики, синергетики, антропологии, конфликтологии, кросскуль-туры и т. п.).

Психотерапия дает полное описание эффектов, происходящих с личностью, приобретающей психологическое благополучие. В процессе постдипломного образования педагоги часто переживают характерные для психотерапевтических эффектов состояния, возникающие в результате определенного качества образования и андрагогических взаимодействий.

Современная психотерапия в силу актуальности ее привнесения в повседневную жизнь здоровых людей приобрела черты экспансии - внедряясь в сферу межличностных отношений, предлагая широкий спектр практических приемов саморегуляции, корректной коммуникации в конфликтных ситуациях, самопрезентации и т. п. В сферу постдипломного образования также внедряются психотерапевтические инструментальные средства, позволяющие в виде специально ориентированных тренингов реализовы-вать в процессе образования «профессиональную саморегуляцию», «педагогическую терапию», «психологическую профилактику» (О. Б. Годлинник, А. В. Гордеева, М. А. Гулина, Е. П. Кораблина, Е. А. Морозов, Е. А. Соловьева, М. К. Тутушкина, Т. В. Форманюк), что вызвано актуальностью поддержки и помощи педагогу, психически истощенному, эмоционально выгоревшему, настроенному негативистски и безнадежно. При этом собственный потенциал развивающего личность содержания, межсубъектных взаимодействий постдипломного образования педагогов, спонтанно порождающий «непланируемые» психотерапевтические эффекты как метаэффект целого ряда профессиональных преобразований, не осваивается научной мыслью - в этом также состоит проблема понимания, объяснения, рефлексии, воспроизведения психотерапевтических эффектов образования.

Исследователи современного постдипломного образования педагогов приводят эффекты, включенные в показатели эффективности, конкретно-содержательные эффекты, метаэффекты, ядерные и сопутствующие эффекты (Л. А. Петровская. Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина, Т. А. Шкурко и др.). Однако психотерапевтические эффекты постдипломного образования педагогов как метаэффект наивысшего - с гуманитарной, личностно-ориентированной позиции - качества образовательного процесса не «переведены» в критериальную основу апдрагогической рефлексии (Е. А. Маралова).

Отвечая на вызовы общества, теория образования обращается к парадиг-мальному пространству современной науки, ассимилируя новое знание, осмысливая гуманитарные представления и соотнося их с собственными концепциями развития человека в его личностной и профессиональной представленности. Расшифровка психотерапевтических эффектов в терминах психологического самочувствия, личностных изменений, системы отношений актуальна для профессиональной рефлексии постдипломного образования педагогов, так как развивает критериальные основы анализа и оценки процесса, порождающего эти эффекты, благодаря чему становится возможным последовательное, планомерное воссоздание условий появления психотерапевтических эффектов в процессе постдипломного образования педагогов.

С проблемой реакции образования на вызовы общества соотносится проблема его эффектов - возможных результатов образования, феноменологически представленных в вероятностных изменениях субъектных качеств и психологических состояний участников процесса образования. Эффекты образования могут быть ответом имплицитному вызову — постепенно развивающейся реакцией личности на социокультурную интенцию образования. Отдельные позитивные эффекты могут составить эффективность образования как ответ на эксплицитно предъявленный вызов, как ситуативно обусловленный результат системных взаимодействий субъектов процесса образования.

Среди современных вызовов образованию очевидны требования к нормализации психологического благополучия, нарушаемого жизненными и профессиональными ситуациями. Теория образования располагает психологическими концепциями воздействия на состояния субъекта, сферу его переживания, саморегуляцию. Но образование обладает также когнитивным, коммуникативным, экзистенциальным, дидактическим потенциалом, опираясь на который, можно адекватно ответить на вызов, направленный на обеспечение психологического благополучия участников процесса образования в дальнейшей профессиональной и частной жизни. Для этого необходимо рассмотреть психотерапевтическую природу требуемых эффектов, андрагогические средства межсубъектных взаимодействий, возможности развития содержания образования вне границ предметных знаний, приводящие к методологической защищенности, самоопределению личности в мировоззренческих позициях, рефлексивным и интерпретативным отношениям к действительности, осмыслению концептуальной и операциональной силы понятий, приобретаемых субъектом в процессе образования и благодаря ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.