Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и его семьи'

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и его семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4416
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ ГРУППЫ РИСКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ / ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / FAMILY RISK / CHILDREN WITH DISABILITIES / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / COMPREHENSIVE SUPPORT / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FAMILIES WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищик И.В.

В статье рассматривается проблема организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями и его семьи. Раскрыты и проанализированы основные принципы, формы и методы взаимодействия педагогов-психологов с ребенком группы риска и его семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пищик И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES

The article considers the problem of organization of psychological and pedagogical support of the child with disabilities and his family. Disclosed and analyzed the basic principles, forms and methods of interaction between teachers-psychologists with risk child and his family.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и его семьи»

Развитие этого опыта было продолжено в России и в советскую эпоху в работах ведущих отечественных психологов, педагогов, психиатров: Н. Л. Белопольской, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, М.В. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, Э.И.Леонгард, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, Г. В. Цикото и др [1]. Также советскими учеными (Т.А.Власова, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, Б. Д. Корсунская, Н. А. Рау, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау) в большей степени были освещены вопросы о включении семьи в процесс трудовой адаптации ребенка. Родителям были даны подробные рекомендации, как сформировать у «особых» детей навыки самообслуживания, ознакомить с окружающим миром, развивать познавательную деятельность и т. д.

В своих работах авторы предлагали некоторые формы и методы взаимодействия семьи и школы в воспитании «особого» ребенка: собрания для родителей, различные конференции, совместные мероприятия, дни открытых дверей и индивидуальные беседы и т.д.[6]. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические традиции были в значительной степени утеряны.

В 90-е годы ХХ столетия ситуация в корне поменялась. Сложное демографическое и социально-экономическое положение и необходимость соответствовать мировым тенденциям в развитии цивилизации, сложившееся в России в последние десятилетия, а также требует изучения новых направлений, создания оптимальных условий профилактики и успешной коррекции развития и обучения детей с ОВЗ. Поэтому в современных подходах к воспитанию и адаптации детей с ОВЗ в социуме начали активно привлекать семьи к участию в процессе развития и обучения. Таким образом, значительно возросли потребность общества и спрос на инклюзивное образование.

На сегодняшний день происходят большие изменения в подходах к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на формирование и развитие социально-активной личности, которая должна обладать навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из решений реализации этой задач стала образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и всей семьи в целом. Помимо этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает не только равные права, а также это возможность выбора подходящего образовательного направления и доступность для любого ребенка вне зависимости от его физических и умственных возможностей.

Существует множество теоретических концепций и моделей инклюзивного обучения детей с ОВЗ, но попыток создания оптимальных условий на практике в настоящее время мало. Для эффективной реализации инклюзивного подхода в образовании необходимо опираться на четкие цели и принципы, создавая под них адекватные управленческие и образовательные модели и технологии. На сегодняшний день актуальным является опыт использования современных технологий и авторских дидактических средств, способов работы по формированию универсальных учебных действий. Таким образом, обеспечивается удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в разных формах обучения. Наряду с этим выходит из поля зрения психологов проблема адаптации подобных детей в социум, в среду их сверстников и психологическое сопровождение этого процесса [4,5]. Необходимо учесть тот факт, что современная психология не имеет экспериментальных разработок, которые позволили бы в полной мере раскрыть специфику психологического сопровождения детей-инвалидов в социуме.

Одно из важнейших направлений деятельности инклюзивного образования - взаимодействие родителей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, которые посещают образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику. Эффективность этого направления определяется многими факторами:

• знанием особенностей семьи;

• включением родителей и педагога в междисциплинарную команду специалистов;

• личной мотивацией и готовностью педагога к конструктивному взаимодействию и др.

Такой подход позволяет повысить квалификацию и профессиональную компетентность педагогов и родителей, достичь высокой результативности процесса сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи, сформировать образовательное учреждение как открытое социальное пространство. Еще одним важным показателем изменения образовательной системы - изменение роли семьи в данном процессе [5]. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривается учеными (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, Е.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, В.В. Ткачёва и др.) как структуру реабилитации, изначально обладающую всеми возможностями, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. По их мнению, семья как системообразующая детерминанта, как в социальном, так и культурном статусе ребенка, которая предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Комплексное изучение личностных особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и разработка конкретных методов психологической, педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в пре-

одолении сложностей социального приспособления и нахождения «социальной ниши» как для себя, так и для своих детей [8].Сложности, заботы, которые испытывает семья «особого» ребенка на данном этапе, значительно отличаются от тех, которые возникают в семье, воспитывающей нормально развивающегося ребенка. На основе анализа научной литературы по вопросам семьи мы выделили основные функции, которые часто приписывают обычной семье:

• рождение детей и их дальнейшее воспитание;

• сохранение передача семейных традиций и ценностей следующему поколению;

• создание комфортной психологической среды и удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке, тепле и любви;

• создание условий, способствующих развитию личности всех членов семьи;

удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;

• удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

• охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций [10]. Согласно нашим опросам родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии,

реализуются не все функции в семьях. Наши наблюдения за развитием межличностных отношений в некоторых семьях, включая свою семью, свидетельствуют о том, что в результате рождения больного ребенка меняется отношения между родителями, общение с окружающим миром становятся более избирательным. Семейные проблемы, связанные с воспитанием, обеспечением хозяйственной, бытовой деятельности семьи, а также обучение ребенка с ОВЗ, ложатся на маму. В связи с этим увеличивается эмоциональное воздействие стресса. Повседневные заботы, связанные с ребенком, приводят к повышенной физической утомляемости и моральной нагрузке, подтачивают силы, проявляются истерики. Личность матери может претерпевать существенные изменения. Во-первых, в большинстве случаев общество теряет квалифицированного специалиста. Во-вторых, уход с работы ставит ее в зависимое положение, лишая ощутимого заработка. Не многие женщины находят в себе возможности и силы изменить профиль своей работы для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей.

У мужчин, согласно нашим наблюдениям, происходят изменения привычного уклада жизни, но его личность не претерпевает таких перемен, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Они не оставляют свою работу и не изменяют ее профиль, таким образом, не исключаются из привычных социальных отношений. Но появление страха, стыда перед окружающими, постоянное внимание и забота супруги, направленная на больного ребенка, затраты на дорогостоящее лечение, безусловно, меняют психологическое состояние мужчины, его отношение к своей семье. Такие трудности для многих отцов являются непосильной ношей, и одним из печальных результатов таких отношений является развод. Не многие мужчины могут стойко преодолеть проблемы и психологическое давление. Но есть и исключения.

Возникают вопросы: Что же делать? Как помочь семье и ребенку в такой ситуации? Специалисты выделяют 3 основные этапа процесса психологического сопровождения:

1 этап: Диагностическая и консультативная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. На этом этапе предполагают системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с ОВЗ, так и направлений ее психологической диагностики. Основной целью диагностической и консультативной работы является выявление причин, которые препятствуют нормальному развитию ребенка с ОВЗ и нарушают гармоничную внутрисемейный уклад и гармонию.

При проведении психологической диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:

• определение необходимого уровня условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома;

• выявление факторов, которые препятствуют или, наоборот, способствуют, благополучному развитию ребенка с ОВЗ в семье;

• определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

• определение не адекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

• определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

• определение направлений социализации как детей с ОВЗ, так и их семей [10].

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП специалисты должны руководствоваться следующими принципами:

1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно практической, игровой, учебной деятельности.

2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на концепции Л. С. Выготского об опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, имеет огромное значение при психологической диагностике аномального развития. Для психолога важен не только способ работы выполнения тестового задания, но и его умение применять усвоенные навыки в работе, отношение ребенка к заданию, конечный результат, а также собственная оценка достигнутых результатов.

3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики психолога должен интересовать не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.

5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. В нем учитывается множество факторов, которые лежат в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинические, педагогические, психологические, социально-психологические.

6. Принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволяет создать доверительные отношения между психологом и членами семьи. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с ОВЗ.

2 этап: Реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, а также другой необходимой помощи ребенку с ОВЗ и его семье.

3 этап: Анализ эффективности процесса и результатов психолого-педагогического сопровождения семьям, воспитывающих детей с ОВЗ.

После окончания диагностических занятий необходимо перейти к коррекционным занятиям. Психологическая коррекция является важным звеном в системе психологической помощи детям с различной степенью тяжести ДЦП, интеллектуального и физического нарушения. В своей работе педагоги-психологи используют различные методы и формы работы с детьми: психогимнастика, игротерапия, сказкотерапия, релаксация, песочная терапия, арт-терапия. К родителям применяют несколько иные формы и методы работы: консультирование, дни открытых дверей, семинары-практикумы, деловые игры, проведение совместных праздников [7,8].

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение родителей, воспитывающих «особых» детей, в определенной степени снижает трудности ребенка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребенка таким, какой есть, любить и окружать его заботой, лаской теплом и помочь ребенку приобрести уверенность в себе, ощутить свою значимость в этом мире и социальной среде. Сегодня возможности родителей расширяются, что позволяет им участвовать в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка, научиться развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Необходимо признать, что именно родители способны собственным поведением, теплотой, своей любовью и доброжелательностью помочь адаптироваться ему в социуме. Для этого им необходимо осознать всю ситуацию, а также активизировать свои личностные, социальные, информационные ресурсы, которые позволят им принять равноправное участие в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка. Самое важное, что должны понять психологи и педагоги, включенные в систему сопровождения, это то, что их деятельность направлена на развитие учебной мотивации и успешности во владении знаниями, на обеспечение учебных достижений ученика. Без этого все остальные результаты становятся сопутствующими и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребенка.

Теоретический анализ специальной литературы и наш собственный практический опыт показывают, что основная цель психологической коррекции детей с нарушениями в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии. Основные задачи, стоящие перед специалистами:

• изучить индивидуальность и личность ребенка, его родителей, систему их внутрисемейных отношений;

• проанализировать мотивационно-потребностную сферу ребенка и его семьи;

• сформировать у детей в процессе совместной деятельности со сверстниками навыки общения;

• развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения;

• формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей;

• формировать адекватное родительское отношение к заболеванию и на социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррек-ционный и образовательный процесс;

• развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Считается, что психологическое сопровождение должно содержать в себе:

1. удовлетворение базовых первичных потребностей ребенка-инвалида;

2. обеспечение социальной и психологической безопасности;

3. оперативная помощь в решении личностных проблем;

4. формирование готовности как субъекта собственной деятельности.

Система психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов предусматривает не только индивидуальное, но и системное сопровождение образовательного процесса. Таким образом, проведенный анализ литературы показал:

1. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей группы риска и их семей в настоящее время весьма актуальна, в силу того, что с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается.

2. В специальной психолого-педагогической литературе рассмотрены основные принципы, формы, этапы работы с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями.

3. Подчеркивается необходимость создания комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, удовлетворяющей базовые первичные потребности ребенка-инвалида.

4. Возрастает потребность в становлении и развитии системы инклюзивного образования в нашей стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский,Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 136 с.

2. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т», каф. спец. педагогики и психологии. - Пермь, 2015.

3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб: Речь, 2008. - 236 с.

4. Мизина, О.А. Теоретические аспекты психологического сопровождения детей-инвалидов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. Вып. № 1 (30).

5. Алехина, С.В., Кутепова, Е.Н. и др.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия «Инклюзивное образование». М., - 2012. - 256 с.

6. Ткачева, В.В., Архипова, Е.Ф. Бутко, Г.А.и др. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Академия, 2014. — 272 с.

7. Бакаева, Г.М. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Педагогический портал «О детстве»/ Для педагогов/ Раздел «Детский сад»/Рубрика «Методическая работа в ДОУ».

8. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. (Специальная психология.). М.: Национальный книжный центр, 2014. — 152 с.

9. Мишина, Е.А., Семенова, Л.М. Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014. № 4 (60). -С.293-295

10. Ткачёва, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2007.

11. Трошин, Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Пг, 1915. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjoumals.ru/kip/2008/n3/Druzhilovskaya.shtml [Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики -Культурно-историческая психология - 2008. -№ 3].

Е.А. Попеня

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПАХ

Аннотация. Агрессивность, насилие и конфликтность в современном обществе все больше набирают силу и являются наиболее серьезными проблемами. Мир стал крайне опасен во многих отношениях. В данной работе рассматривается проблема этнических стереотипов, так как изучение их специфики может помочь минимализации национальной конфликтности и нетерпимости.

Ключевые слова: агрессия, этнические стереотипы, межэтнические конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.