Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Анатолий Васильевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: разработка педагогической модели и специальных программ по тактической, физической и огневой подготовке для подразделений специального назначения, а также включение в содержание их профессиональной подготовки специального курса «Действия подразделений специального назначения в условиях проведения контртеррористических операций». Сюда же можно отнести создание предпосылок для проявления активности военнослужащих в процессе военно-профессиональной подготовки, а также использование в ходе обучения передового опыта выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп. Большое значение имеет формирование установки на применение правильной тактики действий в ходе выполнения боевых задач, а также соблюдение последовательности этапов военно-профессиональной подготовки подразделений к проведению контртеррористических операций. Необходимы учет индивидуального уровня подготовленности военнослужащих к проведению контртеррористических операций и создание объективных критериев оценки уровня профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of vocational training of divisions of the special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations

Results of researches of the author on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of vocational training of divisions of the special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations are presented in article. Results of ranging of indicators of readiness of divisions testify that the basic from them are the following: development of pedagogical model and special programs for tactical, physical and fire preparation for divisions of the special purpose, and also inclusion in the content of their vocational training of the special course "Actions of Divisions of the Special Purpose in the conditions of Carrying Out the Counter-terrorist Operations". Here it is possible to refer the creation of prerequisites for manifestation of activity of the military personnel in the course of military vocational training, and also the use of the best practices of performance of complex challenges for liquidation of the gangster groups during the training. Formation of the focus on application of the correct tactics of actions is of great importance during the performance of fighting tasks, and also observance of sequence of stages of military vocational training of divisions to carrying out the counter-terrorist operations. The accounting of the individual level of readiness of the military personnel to carrying out the counter-terrorist operations and creation of the objective criteria for the assessment of the level of professional readiness to performance of fighting tasks are necessary.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций»

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб. : Питер, 2014. - 640 с.

2. Гродский, Г. Д. Михайловское артиллерийское училище и академия в Х1Х столетии. Ч. 1-я (1820-1881 г.) / Г.Д. Гродский. - СПб. : Типография В. Мильштейна, 1905. - 404 с.

3. Лалаев, М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений 1700-1800 гг. Ч. 2/ М.С. Лалаев. - СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1880. - 465 с.

4. Мельницкий, Н.А. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. Т. 1 / Н.А. Мельницкий. - СПб. : Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям, 1857. - 147 с.

5. Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину 500-летия русской артиллерии. - СПб. : [б. и.], 1889. - 88 с.

6. Платов, А.С. Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища / А.С. Платов, Л.Л. Кирпичев. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1870. - 405 с.

7. Подробный конспект артиллерии по программе Михайловского артиллерийского училища с приложением сведений об артиллериях главнейших европейских государств. - СПб. : Изд-во картографического заведения А. Ильина, 1885. - 215 с.

REFERENCES

1. Ed. Efremov O.Yu (2014), Military pedagogics: The textbook for higher education institutions, publishing house "Piter", St. Petersburg.

2. Grodsky, G.D. (1905), Mikhaylovskoye artillery school and academy in the XIX century, Vol. 1 (1820-1881), V. Milstein's printing house, St. Petersburg.

3. Lalayev, M.S. (1880), Historical sketch of military schools of 1700-1800, M. Stasyulevich's printing house, St. Petersburg.

4. Melnitsky, N.A. (1857), The collection of data on military schools in Russia, Printing house of the General Staff of its Imperial Majesty on Military schools, St. Petersburg.

5. Mikhaylovsky artillery academy and school in anniversary of the 500 anniversary of the Russian artillery (1889), St. Petersburg.

6. Platov, A.S. and Kirpichev, L.L. (1870), Historical sketch of education and development of artillery school, Printing house of the Second Office Own its Imperial Majesty of Office, St. Petersburg.

7. The detailed abstract of artillery according to the program of Mikhaylovsky artillery school with the appendix of data on artilleries of the major European states (1885), publishing house cartographical institution of A. Ilyin, St. Petersburg.

Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2015.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Анатолий Васильевич Петренко, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: разработка педагогической модели и специальных программ по тактической, физической и огневой подготовке для подразделений специального назначения, а также

включение в содержание их профессиональной подготовки специального курса «Действия подразделений специального назначения в условиях проведения контртеррористических операций». Сюда же можно отнести создание предпосылок для проявления активности военнослужащих в процессе военно-профессиональной подготовки, а также использование в ходе обучения передового опыта выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп. Большое значение имеет формирование установки на применение правильной тактики действий в ходе выполнения боевых задач, а также соблюдение последовательности этапов военно-профессиональной подготовки подразделений к проведению контртеррористических операций. Необходимы учет индивидуального уровня подготовленности военнослужащих к проведению контртеррористических операций и создание объективных критериев оценки уровня профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач.

Ключевые слова: психолого-педагогических условия; подразделения специального назначения внутренних войск МВД России; профессиональная подготовка; контртеррористические операции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p134-139

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF DIVISIONS OF THE SPECIAL PURPOSE, INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO CARRYING OUT THE COUNTER-TERRORIST

OPERATIONS Anatoly Vasilyevich Petrenko, the competitor, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

Results of researches of the author on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of vocational training of divisions of the special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out the counter-terrorist operations are presented in article. Results of ranging of indicators of readiness of divisions testify that the basic from them are the following: development of pedagogical model and special programs for tactical, physical and fire preparation for divisions of the special purpose, and also inclusion in the content of their vocational training of the special course "Actions of Divisions of the Special Purpose in the conditions of Carrying Out the Counter-terrorist Operations". Here it is possible to refer the creation of prerequisites for manifestation of activity of the military personnel in the course of military vocational training, and also the use of the best practices of performance of complex challenges for liquidation of the gangster groups during the training. Formation of the focus on application of the correct tactics of actions is of great importance during the performance of fighting tasks, and also observance of sequence of stages of military vocational training of divisions to carrying out the counter-terrorist operations. The accounting of the individual level of readiness of the military personnel to carrying out the counter-terrorist operations and creation of the objective criteria for the assessment of the level of professional readiness to performance of fighting tasks are necessary.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, divisions of special purpose of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, vocational training, counter-terrorist operations.

В настоящее время наиболее подверженными влиянию терроризма продолжают оставаться республики Северного Кавказа. В этом регионе совершается две трети актов терроризма, значительная часть преступлений, связанных с применением оружия от общей доли криминальной статистики, зафиксированной в России. [1, 2, 8, 9].

На развитие оперативной, общественно-политической обстановки существенное влияние оказывают факторы, среди которых основными являются:

- ведение активной работы по пропаганде экстремистского исламизма среди молодежи, в том числе среди лиц славянской национальности на территории России;

- стремление деструктивных сил ряда западных стран, различных международных, северокавказских террористических организаций помешать стабилизации обстанов-

ки;

- возвращение в Российскую Федерацию части боевиков, участвовавших в боевых действиях на стороне оппозиции в Сирийской Арабской Республике, для активизации террористической деятельности и дестабилизации оперативной обстановки на Северном Кавказе и России в целом;

- создание зарубежными эмиссарами на территории России своего кадрового резерва, с этой целью организуется обучение российских граждан в зарубежных исламских центрах (Пакистана, Саудовской Аравии, Египта) куда ежегодно уезжают сотни молодых жителей, которые по возвращению в Россию в большинстве своем становятся потенциальными «рекрутами» для боевиков.

Боевики формируют и готовят специальные «расстрельные группы» (по 2-4 бандита), вооруженные стрелковым оружием. Они перемещаются в основном на угнанных легковых автомобилях, либо на автомобилях пособников с поддельными номерами. При этом основная доля их проявлений зафиксирована в населенных пунктах и на дорогах, где преступления совершаются в местах большого скопления граждан, что позволяет бандитам скрыться, в лесных массивах, где противоправные действия совершаются реже, так как террористы опасаются за вскрытие правоохранительными органами мест своего базирования.

Их основными способами действий являются: засады; обстрелы; минирование маршрутов движения поисковых и разведывательных групп, путей подвоза материальных средств и движения одиночного транспорта, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

С целью расширения зон влияния и увеличения численности последователей радикального ислама, религиозные идеологи террористов продолжают активную деятельность по вовлечению в преступную деятельность новых граждан в основном из числа молодежи. При этом упор ими делается не только на молодёжь из социально неблагополучных семей, но и на вполне обеспеченных и образованных граждан. [1, 2, 3, 8, 9] Это обстоятельство является ключевым при планировании и проведении террористических актов бандитскими группами. Их вооружение, оснащение и тактика действий продолжают меняться, значительно растет число стран пострадавших от действий террористов. Цели, которые они преследуют, могут быть различными, от освобождения осужденных, до изменения конституционного строя государства. Это обстоятельство делает борьбу с терроризмом одним из приоритетных направлений деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России.

Эффективность такой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России зависит от степени их готовности к ней. Готовность этих подразделений формируется в ходе специального обучения. [1-7]. Это обучение осуществляется в процессе подготовки к проведению контртеррористических операций. Вместе с тем практика показывает, что значительная часть военнослужащих не готова к осуществлению эффективной деятельности по борьбе с терроризмом. Отмечается низкий уровень профессиональной подготовленности к проведению контртеррористических операций; неуверенность в своих действиях при ликвидации бандитских групп.

Разрешить данную проблему можно, если придать обучению личностный смысл. С этой целью следовало обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций.

Для определения этих психолого-педагогических условий был проведен опрос преподавателей и офицеров, имеющих опыт боевой деятельности по ликвидации бандитских групп. В опросе приняли участие 73 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций (п=73)

Ранговое место Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Разработка педагогической модели и специальных программ по тактической, физической и огневой подготовке для подразделений специального назначения 21,1

2 Включение в содержание профессиональной подготовки специального курса «Действия подразделений специального назначения в условиях проведения контртеррористических операций» 18,8

3 Создание предпосылок для проявления активности военнослужащих в процессе военно-профессиональной подготовки 17,3

4 Использование в ходе обучения передового опыта выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп 12,9

5 Формирование установки на применение правильной тактики действий в ходе выполнения боевых задач 12,1

6 Соблюдение последовательности этапов военно-профессиональной подготовки подразделений к проведению контртеррористических операций 7,7

7 Учет индивидуального уровня подготовленности военнослужащих к проведению контртеррористических операций 6,2

8 Создание объективных критериев оценки уровня профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач 3,9

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения к проведению контртеррористических операций, респонденты выделили: разработку педагогической модели и специальных программ по тактической, физической и огневой подготовке. Отмечалась важность включения в содержание их профессиональной подготовки специального курса «Действия подразделений специального назначения в условиях проведения контртеррористических операций». Сюда же можно отнести создание предпосылок для проявления активности военнослужащих в процессе военно-профессиональной подготовки, а также использование в ходе обучения передового опыта выполнения сложных задач по ликвидации бандитских групп. Большое значение имеет формирование установки на применение правильной тактики действий в ходе выполнения боевых задач, а также соблюдение последовательности этапов военно-профессиональной подготовки подразделений к проведению контртеррористических операций. Необходимы учет индивидуального уровня подготовленности военнослужащих к проведению контртеррористических операций и создание объективных критериев оценки уровня профессиональной подготовленности к выполнению боевых задач.

Таким образом, создание этих условий позволит в значительной степени улучшить качество профессиональной подготовки подразделений специального назначения к проведению контртеррористических операций.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий для улучшения качества профессиональной подготовки подразделений специального назначения к проведению контртеррористических операций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.

6. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

7. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 24-28.

8. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

9. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.

2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Erastov A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.

6. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

7. Bolotin, A.E. and Skripachev, S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of a training load during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.

8. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

9. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: a_bolotin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2015.

УДК 797.21

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО-СИММЕТРИЧНОГО ИДЕАЛЬНОГО КОМБИНАЦИОННОГО ТИПА ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

На основе интерпретации эмпирических данных в статье сформирован идеальный тип одновременно-симметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Обоснованы идеально-типические признаки одновременно-симметричной комбинации элементов. Выявлены пространственные параметры проявления описываемых признаков. Представлено описание одновременно-симметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Разработанный идеальный тип предложен в качестве эталонной модели для обучения военнослужащих морских частей ВВ МВД РФ.

Ключевые слова: одновременно-симметричная комбинация элементов техники прикладного плавания, идеальный тип комбинации элементов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p139-142

DESIGNING THE SIMULTANEOUS SYMMETRIC PERFECT COMBINATION TYPE OF APPLIED SWIMMING TECHNIQUE

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirill Andreevich Grachev, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg, Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnic University

Annotation

Based on the interpretation of the empirical data the article formed a perfect type of the simultaneous symmetric combination of elements of the applied swimming technique. The ideal-typical signs of simultaneous symmetric combination of elements have been proved. The authors revealed the spatial parameters of manifestation of the described symptoms. The description of simultaneous symmetric combination of elements of the applied swimming technique has been presented. The designed perfect type has been provided as a reference model for the training of servicemen of marine interior troops.

Keywords: simultaneous symmetric combination of elements of applied swimming technique, perfect type of combination of elements.

ВВЕДЕНИЕ

Выстраивание идеальных типологических моделей реально существующих объектов связано с логической интерпретацией полученных эмпирических типов [4]. Основоположник понятия «идеального типа» Макс Вебер трактует его как мысленную конструкцию для сопоставления с ним и систематизированного описания реально существующих объектов и явлений для упорядочивания знаний о них [1]. Таким образом, идеальный тип может и не существовать в действительности, но служит своего рода ори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.