Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий'

Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Греков Андрей Петрович

В статье обосновываются факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий. Анализ полученных результатов свидетельствует, что наиболее важными фактором, определяющими необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке, является возможность тренировки в точности ведения огня в условиях, максимально приближенных к боевым. Авторы также отмечают, что применение снаряжения действует на психику военнослужащих во время ведения игрового боя, так как присутствуют болевые ощущения при попадании в «живую мишень». Отмечается также, что снаряжение в точности до мельчайших деталей копирует боевое оружие и тем самым «воспроизводит» особенности его использования в бою. Кроме того, ведение боевых действий в игре отлично подходит для «закалки коллективного духа», способствует боевому сплочению воинских коллективов. Авторы приходят к выводу о необходимости использования специального снаряжения, для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке. Это способствует значительному повышению надежности коллективных действий военнослужащих в условиях боевой обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Греков Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations

The article justified the factors defining the need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations. The analysis of the received results testifies that the most important factor defining the need in use of the special equipment for training of the military personnel on classes in tactical preparation, is possibility of training in firing accuracy in the conditions which are most approached to fighting. Authors also note that use of the equipment affects mentality the military personnel during conducting game fight as there are painful feelings at hit in "a live target". It is noted also that the equipment in accuracy to the smallest details copies the fighting weapon and by that "reproduces" features of its use in fight. Besides, conducting combat operations in game perfectly is suitable for "training of collective spirit", promotes fighting unity of military collectives. Authors came to a conclusion about need in use of the special equipment, for training of the military personnel on classes in tactical preparation. It promotes substantial increase of reliability of collective actions of the military personnel in the conditions of a fighting situation.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий»

готовки женщин в видах спортивной борьбы / И.В. Тихонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 92-96.

4. Шурпач, М.В. Взаимосвязь физической подготовленности с соматотипом и пальцевой дерматоглификой младших школьников / М.В. Шурпач // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 119-122.

REFERENCES

1. Oleynik, E.A. (2009), “The Finger ratio of female athletes practicing sports wrestling as an index of morphological masculinization”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 96-98.

2. Oleynik, E.A. and Dusenova, A.A. (2013), “Somatotypological and endocrinological peculiarities of female athletes who are engaged in wrestling and boxing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 116-120.

3. Tikhonova, I.V. (2008), “Peculiarities of educational - women training process in sporting wrestling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.43, No. 9, pp. 92-96.

4. Shurpach, M.A. (2010), “Interrelation of physical readiness with somatic type and finger dermatoglyphics of younger schoolboys”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.68, No. 10, pp. 119-122.

Контактная информация: asmcode@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2013.

УДК 796.07

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Андрей Петрович Греков, соискатель,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обосновываются факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий. Анализ полученных результатов свидетельствует, что наиболее важными фактором, определяющими необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке, является возможность тренировки в точности ведения огня в условиях, максимально приближенных к боевым. Авторы также отмечают, что применение снаряжения действует на психику военнослужащих во время ведения игрового боя, так как присутствуют болевые ощущения при попадании в «живую мишень». Отмечается также, что снаряжение в точности до мельчайших деталей копирует боевое оружие и тем самым «воспроизводит» особенности его использования в бою. Кроме того, ведение боевых действий в игре отлично подходит для «закалки коллективного духа», способствует боевому сплочению воинских коллективов. Авторы приходят к выводу о необходимости использования специального снаряжения, для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке. Это способствует значительному повышению надежности коллективных действий военнослужащих в условиях боевой обстановки.

Ключевые слова: тактическая подготовка, боевые действия, подготовленность военнослужащих, специальное снаряжение, факторы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p113-116

FACTORS DEFINING THE NEED IN USE OF SPECIAL EQUIPMENT FOR TRAINING OF THE MILITARY PERSONNEL IN CONDUCTING COMBAT

OPERATIONS

Valery Lucic Pashuta, doctor of pedagogical sciences, professor,

Andrey Petrovitch Grekov, the competitor,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The article justified the factors defining the need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations. The analysis of the received results testifies that the most important factor defining the need in use of the special equipment for training of the military personnel on classes in tactical preparation, is possibility of training in firing accuracy in the conditions which are most approached to fighting. Authors also note that use of the equipment affects mentality the military personnel during conducting game fight as there are painful feelings at hit in "a live target". It is noted also that the equipment in accuracy to the smallest details copies the fighting weapon and by that "reproduces" features of its use in fight. Besides, conducting combat operations in game perfectly is suitable for "training of collective spirit", promotes fighting unity of military collectives. Authors came to a conclusion about need in use of the special equipment, for training of the military personnel on classes in tactical preparation. It promotes substantial increase of reliability of collective actions of the military personnel in the conditions of a fighting situation.

Keywords: tactical preparation, operations, readiness of the military personnel, special equipment,

factors.

В последнее время для отработки тактических приемов ближнего боя отдельные спецподразделения и воинские формирования используют различные виды современного тренировочного оружия. С одной стороны оружием это оборудование назвать нельзя, но с другой стороны это специальное снаряжение максимально близко копирует настоящее боевое оружие в различных спецификациях. Одно снаряжение тренирует стрелка таким элементам, как точность ведения огня - лазертаг, другое снаряжение в точности до мельчайших деталей копирует боевое оружие - страйкбол, третье снаряжение действует на психику ведения боя и болевые ощущения при попадании в «живую мишень» - хардбол, пейнтбол.

При проведении занятий по тактической подготовке особое внимание уделяется приёмам и способам ведения огня из стрелкового оружия в различных условиях. На практических занятиях обучаемые при отработке тактических вопросов, используют холостые патроны и различные средства тактической имитации, которые в основном создают звуковой эффект и частично психологическое воздействие на обучаемых при ведении огня из стрелкового оружия.

В отдельных случаях при отработке вопросов ведении огня, практически отследить попадание патроном в вероятного противника не считается возможным. Поражение противника в этом случае строится на личном воображении обучаемых или отдельных указаниях руководителя занятия. Использование данного снаряжения на занятиях по тактике применяется в целях создания реальной боевой обстановки для ведения боевых действий в зданиях, сооружениях, а также в условиях оборонительного или наступательного боя [1-7]. Вместе с тем, до настоящего времени нет единого мнения относительно того, стоит ли использовать специальное снаряжение на занятиях по тактической подготовке.

С целью выявления факторов, определяющих необходимость использования специального снаряжения при обучении военнослужащих на занятиях по тактической подготовке, проводился опрос преподавателей Военного института физической культуры. Всего в опросе приняли участие 37 респондентов. Результаты опроса представлены в

таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования специального снаряжения при обучении военнослужащих на занятиях по тактической ______________________________подготовке (п=37)___________________________

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Тренирует военнослужащих таким элементам, как точность ведения огня в максимально приближенных условиях к боевой обстановке 20,5

2 Применение снаряжения действует на психику военнослужащих во время ведения игрового боя, так как присутствуют болевые ощущения при попадании в «живую мишень» 18,7

3 Снаряжение в точности до мельчайших деталей копирует боевое оружие и тем самым «воспроизводит» особенности его использования в бою 17,2

4 Ведение боевых действий в игре отлично подходит для «закалки коллективного духа», способствует боевому сплочению воинских коллективов 14,3

5 Реалистичность ведения боевых действий, т.к. снаряжение «сообщает» военнослужащему всё, что с ним происходит на поле боя 10,7

6 Высокая точность попадания на дальних расстояниях, почти не уступающая боевым образцам 7,8

7 Применение снаряжения «учит» военнослужащих тихо и незаметно передвигаться, быстрее находить позицию для ведения огня и лучше маскироваться, быстрее находить цель и наводить на неё оружие 6,3

8 Применение снаряжения формирует навыки для отработки скоротечных огневых контактов, ведения наступательного или оборонительного боя в разных условиях 4,5

Анализ полученных результатов свидетельствует, что наиболее важными факторами, определяющими необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке, являются: возможность тренировки в точности ведения огня в условиях максимально приближенных к боевым; применение снаряжения действует на психику военнослужащих во время ведения боя, так как присутствуют болевые ощущения при попадании в «живую мишень»; снаряжение в точности до мельчайших деталей копирует боевое оружие и тем самым «воспроизводит» особенности его использования в бою; ведение боевых действий в игре отлично подходит для «закалки коллективного духа», способствует боевому сплочению воинских коллективов. Менее значимыми, по оценке экспертов, являются: реалистичность ведения боевых действий, т.к. снаряжение «сообщает» военнослужащему всё, что с ним происходит на поле боя; высокая точность попадания на дальних расстояниях, почти не уступающая боевым образцам; применение снаряжения «учит» военнослужащих тихо и незаметно передвигаться, быстрее находить позицию для ведения огня и лучше маскироваться, быстрее находить цель и наводить на неё оружие; применение снаряжения формирует навыки для отработки скоротечных огневых контактов, ведения наступательного или оборонительного боя в разных условиях.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих на занятиях по тактической подготовке. Это способствует значительному повышению надежности коллективных действий военнослужащих в условиях боевой обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Пашута, В. Л. Выживание в экстремальных условиях природной среды как научная проблема / В. Л. Пашута, В.В. Миронов // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 52-55.

5. Пашута, В. Л. Модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов вузов танковых войск / В.Л. Пашута, А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 126-130.

6. Пашута, В.Л. Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач / В.Л. Пашута, В.Л. Федоренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 115-119.

7. Сошкин, П.А. Структура и содержание концепции подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах МО РФ / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 145-149.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.

2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

4. Pashuta, V.L. and Mironov, V.V. (2010), “Survival in extreme conditions of environment as scientific problem”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 52-55.

5. Pashuta, V.L. and Kaysin A.S. (2011), “Model of formation of professional and personal qualities at cadets of higher education institutions of tank armies”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 126-130.

6. Pashuta, V.L. and Fedorenko V.L. (2012), “Model of physical preparation of special divisions for effective implementation of fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 115-119.

7. Soshkin, P.A. (2013), “Structure and contents of the concept of preparation of officers to pedagogical activity in Ministry of Defense Russian Federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 145-149.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.