Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки'

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИ / TEACHER OF MUSIC / PROFESSIOGRAM / PEDAGOGICAL ACMEOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL SELFACTUALIZATION PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE MUSIC / ACMEOLOGICAL MODEL OF PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамова Р. Р.

Целью работы является выделение и обоснование психолого-педагогических условий формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низамова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE ACMEOLOGICAL ORIENTATION OF THE FURTHER MUSIC TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

Psychological and pedagogical conditions of forming the acmeological orientation of the further music teacher's professional activity in the process of professional training have been proven in this article.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

© Р. Р. Низамова

ГОУ СПО Уфимский педагогический колледж № 2 Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 7.

Тел.: +7 (347) 272 47 64.

E-mail: olmo @ ufacom. ru

Целью работы является выделение и обоснование психолого-педагогических условий формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки.

Ключевые слова: учитель музыки, профессиограмма, педагогическая акмеология, профессиональная компетентность, профессиональная самоактуализаци.

Профессия учителя музыки традиционно считается одной из самых востребованных, необходимых в школе. В системе общеобразовательной подготовки предмет «Музыка» выполняет ответственную функцию - способствует духовному воспитанию детей, приобщает учащихся к музыкальному искусству. Учитель музыки учит детей петь, музицировать, слушать, понимать и любить музыку. Однако помимо учебных музыкальных занятий в школах дополнительно организуется разнообразная внеклассная музыкальная работа: проводятся многочисленные праздники (с музыкальным оформлением), концерты, встречи с известными музыкантами; учитель музыки осуществляет руководство хором, ансамблями, принимает участие со своими воспитанниками в конкурсах, смотрах, фестивалях, стремится достойно представить школу в районе, городе, республике [1, С.46]. Понятно, что выполнению столь широкого круга педагогических обязанностей также нужно учиться.

Современная подготовка учителя музыки в педагогическом колледже нацелена, прежде всего, на формирование высококвалифицированного специалиста. Она предполагает освоение большого перечня учебных дисциплин на лекциях, семинарах, практикумах, индивидуальных музыкальных занятиях, способствующих развитию профессиональных музыкально-педагогических знаний, умений и навыков. В частности, проводится объемная методическая подготовка: студенты осваивают

комплекс учебных дисциплин, непосредственно ориентированных на школу, в числе которых «Теория музыки», «Теория и методика преподавания музыки в школе», «Музыкальная литература» (детская, зарубежная, русская, советского периода, башкирская), «Сольфеджио», «Специальный инструмент» (фортепиано, аккордеон, баян), «Дополнительный инструмент» (фортепиано, аккордеон, баян), «Аккомпанемент», «Дирижирование», «Вокал», «Хоровой класс», «Педагогика», «Психология», «Психолого-педагогический практикум»,

спецкурс «Авторские и вариативные программы в школе». По итогам обучения студентом выполняет-

ся выпускная квалификационная работа по заинтересовавшей студента школьной проблематике. Начиная со второго курса для совершенствования приобретаемых профессиональных знаний и умений студентам предлагается прохождение педагогической практики в школах. Организация профессиональной практики в колледже на всех ее этапах направлена на непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью.

В психолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, составлены профессиограммы (Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин, И. А. Зязюн, Н. И. Болдырев).

Профессиограмма - это идеальная модель личности учителя, абстрактно обобщающая ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности педагога, которая призвана помочь молодому специалисту овладеть профессией; зрелому специалисту - оценить свой уровень профессионализма; коллегам и руководителям - провести объективную профессиональную оценку и аттестацию уровня профессионализма, соотнести нормативные требования, предъявляемые к профессии, и индивидуальные качества, достоинства и недочеты конкретного педагога, выявить зону ближайшего профессионального развития педагога [2, С.155]. Поэтому в профессиограмму целесообразно включать следующие разделы:

• систему (иерархию) социально востребованных профессиональных педагогических задач: понимание предназначения и миссии педагогической профессии; освоение нормативов профессии и ее требований к задачам, способам, результатам педагогического труда; овладение педагогическим мастерством; осуществление развивающего и личностно-ориентированного обучения; выявление возможностей развития своей личности средствами профессии, поиск индивидуального стиля; постоянное профессиональное самообразование и др.;

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №2

119

• виды педагогической деятельности (обучающая, диагностическая, развивающая, коррекционная, воспитательная и др.), которыми требуется владеть педагогу для реализации педагогического мастерства и творчества;

• психологические ресурсы (профессиональные психолого-педагогические знания и умения; профессионально важные качества личности педагога), которые педагогу необходимо вкладывать в педагогический труд;

• уровни профессионализма и компетентности педагога, необходимые для решения поставленных обществом педагогических задач, - уровни адаптации, педагогического мастерства и творчества, самоактуализации, а также состояние и перспектива зоны ближайшего профессионального развития педагога [2].

На этой основе нами предлагается профессио-грамма будущего учителя музыки. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков.

1. Профессиональные качества будущего учителя музыки: музыкально-эстетическая культура, толерантность, музыкальность, эмпатийность, креативность, артистизм, педагогический такт и этика, профессиональное мышление и сознание.

2. Готовность будущего учителя музыки к профессиональной педагогической деятельности. Данный блок представляют следующие показатели: теоретическая готовность, практическая готовность, мотивационная готовность.

3. Музыкально-педагогическая деятельность

представлена конструктивно-профессиональной,

музыкально-исполнительской, исследовательской, коммуникативно-организаторской. Каждый из обозначенных видов носит индивидуальный стиль деятельности специалиста.

4. Педагогическая компетентность выражается в предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской, рефлексивной, акмеологической компетентности специалиста.

Предложенная акмеологическая модель про-фессиограммы будущего учителя музыки отражает влияние компонентов структуры профессиональной деятельности учителя музыки, что и определяет эффективность его будущей педагогической деятельности. Внедрение модели должно сопровождаться обеспечением студента объективной информацией об индивидуальных особенностях своей личности с точки зрения того, в какой мере они способствуют или препятствуют развитию его профессионализма и эффективности его профессиональной деятельности.

Акмеологическая модель профессиограммы будущего учителя музыки помогает решать следующие задачи: обеспечение высокой продуктивности профессиональной деятельности будущего учителя музыки, формирование функциональных резервных возможностей личности студента и пси-

хологической готовности выпускника к деятельности в различных ситуациях [3].

В организации учебного процесса при формировании акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки необходимо соблюдать ряд психолого-

педагогических условий. Первым психологопедагогическим условием подготовки будущего учителя музыки является гуманизация процесса воспитания и образования, т.к. идеи гуманистической психологии и педагогики положены в основу акмеологии, где центральное место занимает личность, ее развитие и самоактуализация. Гуманизация педагогического процесса реализуется в применении личностно-ориентированного подхода, назначение которого состоит в создании условий для самореализации личности будущего учителя музыки, в выявлении и развитии его творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимых технологий деятельности.

Вторым условием для формирования акмеологической направленности деятельности будущего учителя музыки является развитие субъектной позиции и личностного смысла. Для личности достижение субъектности - это не только достижение заранее отмеченной планки, но и непрерывное движение к самосовершенствованию. По мнению К. А. Абульхановой, основным критерием субъектности является способность личности к разрешению разного рода противоречий [4, С.14]. Это противоречия между способностями, индивидуальностью и требованиями общества. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами. Помимо способности личности к разрешению разного рода противоречий, следующим фактором определения субъектности личности является наличие «Я-концепции», т.е. устойчивых и осознанных представлений субъекта о самом себе. Адекватные представления позволяют выстроить реалистичные программы развития и саморазвития, гармоничную систему взаимоотношений. Для формирования продуктивной «Я-концепции» необходимо развивать у будущих учителей музыки умения анализировать ситуацию; адекватно представлять существующие причинно-следственные связи (проектировочные умения); реагировать в соответствии с ситуацией (рефлексивные умения); выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество (перцептивные умения); устанавливать эмоционально-положительные контакты, регулировать отношения внутри группы (коммТурнеитькиамтиувснлыоев иуемме ндиляя) .формирования акмеоло-гической направленности деятельности будущего учителя музыки является актуализация «самости», т.е. развитие учителя осуществляется через самораскрытие, развитие его внутренней сущности [5, С.31].

По мнению А.К. Марковой [6], соотношение склонностей, мотивов и целей создает определенную профессиональную направленность будущего педагога. Это проявляется в стремлении овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса. Именно нацеленность на профессию обеспечивает будущему специалисту достижение профессиональной компетентности, что выражается в профессиональной подготовленности и способности выполнять свои профессиональные обязанности.

Сущность и содержание профессиональной компетентности состоит в том, что она формируется на основе теоретических и практических знаний, но проявляется не в форме заученного материала, а в форме умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенный круг задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.

Таким образом, профессиональная самоактуализация выступает как механизм акмеологической направленности будущего учителя музыки, направленный на осознание своих собственных профессионально-значимых особенностей и активное проявление их в процессе профессиональной подготовки, а затем и профессиональной деятельности.

Четвертым условием для формирования ак-меологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки является совершенствование содержания, технологии подготовки будущего учителя музыки, учет интеллектуальных потребностей студента [5]. Содержание материала также должно быть направлено на формирование акмеологической направленности профессиональной деятельности, вследствие этого необходимо производить поэтапную оценку развития компонентов профессиональной деятельности.

В результате обучения выпускник должен уметь анализировать и решать педагогические проблемы в области музыкального образования: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать содержательную музыкально-эстетическую деятельность детей; руководить различными видами музыкальной деятельности воспитанников; обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; творчески взаимодействовать на основе концепции музыкально-эстетического воспитания с детьми

разных возрастных категорий, выявлять их затруднения, уровень одаренности и оказывать им содействие; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; взаимодействовать с другими субъектами, участвующими в воспитательнообразовательном процессе; владеть приемами сольного, ансамблевого, хорового пения, инструментального музицирования и дирижирования на основе развитого музыкального мышления специалиста; организовывать педагогическую деятельность по дополнительной подготовке. Кроме того, выпускник должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства музыкального образования детей школьного возраста; основы психологии человека, психологические особенности детей разных возрастных периодов; закономерности общения и взаимодействия с индивидуумом и группой, методику руководства различными видами музыкальной деятельности детей (индивидуальной, коллективной); специфику развития интересов обучающихся, в том числе методику поиска и поддержки одаренных детей; передовой педагогический опыт; область дополнительной подготовки.

Таким образом, согласно требованиям выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве учителя музыки, музыкального руководителя в общеобразовательных школах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 2003.

2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Изд-во « Российское п5едагогическое агентство», 1997.

3. Булгакова Г.Р. Акмеологические аспекты подготовки будущего учителя двойной компетенции в системе высшего педагогического образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 2001.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

5. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

7. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984.

Поступила в редакцию 14.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.