Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая коррекция познавательной и психоэмоциональной сфер младших школьников «Группы риска» на уроках физической культуры'

Психолого-педагогическая коррекция познавательной и психоэмоциональной сфер младших школьников «Группы риска» на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ "ГРУППЫРИСКА" / КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / КОМПЛЕКС ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / CHILDREN OF "RISK GROUP" / CLASSES OF COMPENSATING TRAINING / SCHOOL ANXIETY / A COMPLEX OF ELEMENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION / YOUNGER SCHOOLBOYS / A PHYSICAL TRAINING LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селютина Анастасия Валентиновна, Канакова Любовь Петровна

В настоящее время дети «группы риска» обучаются в общеобразовательных классах с высокой наполняемостью. Использование возможностей игровой деятельности и занятий физической культурой эффективно для коррекции психоэмоциональной и познавательной сфер младших школьников. На основе выявленных в исследовании показателей был разработан комплекс элементов психолого-педагогической коррекции для использования на уроках физической культуры как с детьми «группы риска», так и с младшими школьниками. Снижение уровня тревожности, улучшение показателей познавательной сферы и физической подготовленности, изменение поведения непосредственно на уроке физической культуры и улучшение взаимоотношений в коллективе класса свидетельствуют о положительном влиянии специально подобранных средств и методов на личность младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селютина Анастасия Валентиновна, Канакова Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF COGNITIVE AND PSYCHOEMOTIONAL SPHERE OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH CHILDREN OF «RISK GROUP»1

Now the children of «risk group» are trained in general educational classes with high filling. Use of possibilities of game activity and classes of physical training is effectively for correction of psychoemotional and cognitive spheres of younger schoolboys. On the basis of the indicators revealed in research the complex of elements of psychological and pedagogical correction has been developed for use at physical training lessons, as with children of «risk group», and with younger schoolboys in general. Decrease of level of anxiety, improvement of indicators of cognitive sphere, physical readiness, behaviour change is direct at a lesson of physical training and improvement of mutual relations in class testifys of positive influence of specially picked over means and methods to the younger schoolboy's person.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая коррекция познавательной и психоэмоциональной сфер младших школьников «Группы риска» на уроках физической культуры»

УДК 373.1.02:372.8

А. В. Селютина, Л. П. Канакова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время дети «группы риска» обучаются в общеобразовательных классах с высокой наполняемостью. Использование возможностей игровой деятельности и занятий физической культурой эффективно для коррекции психоэмоциональной и познавательной сфер младших школьников. На основе выявленных в исследовании показателей был разработан комплекс элементов психолого-педагогической коррекции для использования на уроках физической культуры как с детьми «группы риска», так и с младшими школьниками. Снижение уровня тревожности, улучшение показателей познавательной сферы и физической подготовленности, изменение поведения непосредственно на уроке физической культуры и улучшение взаимоотношений в коллективе класса свидетельствуют о положительном влиянии специально подобранных средств и методов на личность младших школьников.

Ключевые слова: дети «группыриска», классы компенсирующего обучения, школьная тревожность, комплекс элементов психолого-педагогической коррекции, младшие школьники, урок физической культуры.

В последнее время система образования столкнулась с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности в обучении. Затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 20 до 60 % обучающихся, значительная часть из них относится к «группе риска» [1-3].

До недавнего времени в общеобразовательных школах для детей с трудностями в обучении создавались классы компенсирующего обучения (КО) как одна из форм работы с детьми социального риска. В последние годы в общеобразовательных школах все реже осуществляют набор первоклассников в классы компенсирующего обучения по причине их низкой наполняемости (9-12 человек) и перехода российской системы общего образования на «подушевую» схему финансового обеспечения, что типично для экономического кризиса.

В общеобразовательных школах г. Томска в 2006/07 уч. г. действовало 37 классов КО, в которых обучалось 522 школьника. В 2007/08 уч. г. количество классов данного статуса сократилось до 18, а количество учеников - до 269. В 2008/09 уч. г. таких классов осталось 13, и в них обучается 182 школьника.

Классы КО постепенно ликвидируются из системы общего образования в России, и социально дезадаптированные дети вынуждены обучаться в общеобразовательных классах с высокой наполняемостью (до 30 детей и более). Эти школьники нуждаются в особом подходе, применении специальных средств и методов обучения и воспитания, а следовательно, в разработке специальной учебной программы, что является актуальной проблемой [1, 2, 4].

Школьники, отнесенные к «группе риска», не имеют выраженных отклонений в развитии, т. е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответству-

ющем возрастной норме, им свойственны низкая работоспособность, повышенная утомляемость, отвле-каемость, импульсивность, гиперактивность, а также несформированность учебной мотивации и познавательных интересов [2, 5].

Характеризуя школьников «группы риска», используют такие термины, как трудновоспитуемость, педагогическая и социальная запущенность, социальная дезадаптация, отклоняющееся поведения, дисгармоничность развития, низкий уровень производительности психических функций и деятельности и др.

[1-4].

Целью исследования является разработка комплекса элементов психолого-педагогической коррекции, основанного на учете особенностей познавательной и психоэмоциональной сфер и физической подготовленности младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах и школе-интернате.

Предполагалось, что подбор адекватных состоянию трудновоспитуемых учащихся младшего школьного возраста психолого-педагогических средств, методов и приемов окажет положительное влияние на развитие познавательных способностей, снижение тревожности, улучшение физической подготовленности и повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить и сравнить показатели познавательной и психоэмоциональной сфер младших школьников и физической подготовленности обучающихся в общеобразовательных школах и школе-интернате.

2. Разработать и определить эффективность комплекса элементов психолого-педагогической коррекции, применяемого на уроках физической культуры с младшими школьниками.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-ме-

тодической литературы, анкетирование, опрос и беседа, методы психодиагностики («Корректурная проба», «Тест школьной тревожности Филлипса», «Сравнение понятий»), педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Исследование осуществлялось в г. Томске на базе МОУ СОШ № 40 и № 51 (212 школьников), а также МОУ средняя (общеобразовательная) школа-интернат № 1 (50 школьников) с младшими школьниками. В исследовании приняло участие 262 школьника третьих и четвертых классов.

Для определения показателей внимания использовался тест «Корректурная проба». Объем внимания оценивался по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. В результате исследования выявлено, что у 53 % третьеклассников и 78.5 % школьников четвертых классов показатели объема внимания оказались в норме, а показатели концентрации внимания соответственно у 64 и 87 % младших школьников. Дети с трудом настраиваются на работу, концентрируют внимание при выполнении задания и тем самым предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов. Сравнение показателей внимания учащихся общеобразовательных школ и школы-интерната не выявило статистически значимых различий (Р>0.01).

Результаты психодиагностики уровня тревожности младших школьников по «Тесту школьной тревожности Филлипса» представлены в табл. 1.

У около 17 % третьеклассников, обучающихся в общеобразовательных школах, выявлен высокий, а у

около 44 % - повышенный уровень тревожности по факторам «Страх самовыражения» и «Страх ситуации проверки знаний». Высокий и повышенный уровень тревожности определен у 23 % испытуемых по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Полученные данные доказывают, что значительная часть младших школьников испытывает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, негативно относится и переживает в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, ориентируется на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, беспокоится по поводу оценок.

По фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» обнаружен повышенный уровень тревожности у 45.5 % учащихся. Это свидетельствует о наличии общего негативного эмоционального фона отношений младших школьников со взрослыми в школе, снижающего успешность обучения.

Результаты психодиагностики уровня тревожности детей, обучающихся третьих и четвертых параллелей в общеобразовательных школах, статистически достоверно не отличаются (Р>0.05).

По фактору «Общая тревожность в школе» у 40 % третьеклассников школы-интерната выявлен повышенный и у 20 % - высокий уровень, что свидетельствует о неблагоприятном эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы. Распределение учащихся

Таблица 1

Распределение младших школьников по уровням тревожности, %

Уровень Фактор

Общая тревожность в школе Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями

3-и классы общеобразовательных школ, % (п = 105)

Нормальный 70.5 66 68 37.5 37.5 53.5 70.5 47.8

Повышенный 21.6 29.5 28.5 45.5 44 23 20.5 45.5

Высокий 8 4.5 3.5 17 18 23.8 9 7

4-е классы общеобразовательных школ, % (п = 107)

Нормальный 63.5 75.7 72 42 31.8 55 75 51.5

Повышенный 28 22.5 25 44 47.7 29 15 37

Высокий 8.5 1.9 2.8 14 20.5 15.9 10 11

3-и классы школы-интерната, % (п = 22)

Нормальный 40 65 75 25 25 55 75 35

Повышенный 40 30 25 40 35 10 5 40

Высокий 20 5 0 35 40 35 20 25

4-е классы школы-интерната, % (п = 28)

Нормальный 50 78.5 78.5 35.7 32 64 78.6 46.5

Повышенный 46.5 21.5 17.9 42.9 39.3 14 14.3 35.7

Высокий 3.5 0 3.6 21.4 28.6 21.5 7 17.9

школы-интерната третьих и четвертых классов по уровням тревожности не отличаются, но по показателям тревожности отличаются от учащихся общеобразовательных школ (Р<0.05). Для многих младших школьников школа является источником переживаний и тревог, где дети оцениваются как ровесниками, так и взрослыми.

Из результатов исследования тревожности следует, что необходимо проводить работу по снижению ее уровня, так как высокая тревожность мешает проявлению потенциальных способностей человека. При высоком уровне школьной тревожности у детей чаще встречаются низкие показатели познавательной активности [6].

Самыми интересными и любимыми учебными предметами для более 50 % учащихся младших классов, как показало анкетирование, являются математика, изобразительное искусство, физическая культура. Для более 40 % учащихся школы-интерната любимыми также являются чтение и русский язык.

Любовь к математике дети объясняют тем, что думать, преодолевать сложности в решении логических заданий у них вызывает интерес. Выбор остальных предметов связан с особенностями младших школьников, проявляющих интерес к творческой созидательной деятельности, познанию мира вокруг себя, а также к двигательной активности.

Анализируя результаты оценки понятийного мышления можно сделать вывод, что с возрастом мышление, как познавательный процесс, развивается, что объясняется расширением кругозора и увеличением лексического запаса слов. Успешно справились с заданием «Сравнение понятий» 72 % учащихся третьих и 91.5 % - четвертых классов общеобразовательных школ. Учащиеся школы-интерната справились с заданием хуже (соответственно 39 и 79 %), что свидетельствует о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Тестирование проводилось для оценки уровня физической подготовленности с помощью тестов: бег 30 м, челночный бег 3 10 м, поднимание туловища из положения лежа, наклон вперед из положения сидя, прыжок в длину с места, подтягивания на низкой (для девочек) и высокой перекладине (для мальчиков). Сравнение результатов контрольных испытаний младших школьников по физической подготовленности среди учащихся третьих и четвертых классов общеобразовательных школ и школы-интерната не выявило достоверных различий (Р>0.05). У большинства учащихся наблюдается высокий уровень развития силовой выносливости мышц туловища (80 %). Низкий уровень выявлен в развитии скоростных способностей у 80 % учащихся, у 50 % - силовых ка-

честв и гибкости. Следовательно, в содержании уроков по физической культуре необходимо увеличить количество упражнений, направленных на развитие этих качеств.

С учетом анализа литературных источников, результатов опроса и наблюдений педагогов, комплексной диагностики познавательной и психоэмоциональной сфер младших школьников решалась приоритетная задача исследования, предполагающая разработку комплекса элементов психолого-педагогической коррекции с младшими школьниками на уроках физической культуры. Разработанный комплекс (табл. 2) состоит из психолого-педагогических методов, приемов и средств по пяти направлениям.

Для оценки эффективности применения комплекса элементов психолого-педагогической коррекции с младшими школьниками проводились повторные исследования познавательных процессов, тревожности и физической подготовленности.

Сравнительный анализ результатов исследования до и после педагогического эксперимента (в течение одного учебного года) показал, что положительные изменения отмечаются в показателях тревожности по факторам: «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» снизился у более 25 % учащихся, «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» - у более 20 %. Это объясняется улучшением отношений и сплочением коллектива класса, их более успешным взаимодействием и соответственно снижением страха негативной оценки со стороны одноклассников.

У около 17 % младших школьников, принявших участие в эксперименте, наблюдается улучшение показателей внимания и понятийного мышления.

Улучшение этих показателей можно объяснить, возрастным развитием личности школьника, усложнением школьной программы по основным предметам и разнообразием средств и методов работы с учащимися.

По физической подготовленности отмечается улучшение скоростных (у 41 %), координационных способностей (14 %) и гибкости (23 %).

Положительная динамика показателей физической подготовленности свидетельствует об эффективности применения на уроках физической культуры подвижных игр и упражнений для развития координации движений, быстроты и гибкости.

Педагогические наблюдения учителей показали, что учащиеся стали менее конфликтными на уроках и переменах, у них повысился интерес к занятиям по физической культуре и появились новые дружественные контакты и отношения.

Таблица 2

Комплекс элементов психолого-педагогической коррекции на уроках физической культуры с

трудновоспитуемыми школьниками

Психолого-педагогические приемы и методы работы Средства

Нап равление 1. Коррекция дисгармонии развития

Понимание, сочувствие, развитие произвольности в двигательной сфере Сюжетно-ролевые подвижные игры и избранное игнорирование отрицательных поступков и поведения учащихся

Направление 2. Развитие волевой регуляции

Развитие произвольности в эмоциональных проявлениях, поведении, общении; игровой метод и статусное перемещение детей Поучительные истории, басни, поговорки и пословицы, подвижные и спортивные игры, домашнее задание, беседа о пользе упражнений, здоровом питании, вежливости и др., развернутая оценка хода урока и отдельных учеников, быстрая смена видов деятельности, разнообразие форм организации и игр, окончание игры при сохранении интереса детей к игре

Направление 3. Снижение тревожности

Неформальное общение вне урока, индивидуальный и дифференцированный подходы, авансирование успеха, мотивация на достижение успеха, развернутая оценка с акцентом на положительную деятельность, игровой метод Похвала, позитивное настроение педагога, единство требований ко всем учащимся, развернутая оценка ученика с акцентом на положительную деятельность, анализ игровых ситуаций, игры-шутки, игры с низкой интенсивностью, игры на сплочение, доверие, взаимодействие, преодоление тактильного барьера, минимум соревновательного метода, общеразвивающие упражнения в замедленном темпе, дыхательные упражнения и на гибкость

Направление 4. Развитие познавательных способностей

Авансирование успеха, ожидание завтрашней радости, содержательная оценка с акцентом на успешную деятельность, игровой метод • Развитие внимания: Строевые упражнения на месте, бег с заданием, подвижные игры, игры на внимание и взаимодействие • Развитие памяти и способности к самоанализу: Сообщение каждой минуты бега, речитативы, строевые упражнения с несколькими действиями, упражнения в беге, сюжетно-ролевое объяснение нового учебного материала, перерывы в игре с анализом игровых ситуаций, игры с речитативами, итоговая оценка всего класса и отдельного ученика • Формирование и закрепление межпредметных связей по математике и устной речи: Строевые упражнения, упражнения на месте специальной направленности, задания в эстафетах и игры, речитативы • Развитие мелкой моторики рук: Элементы пальцевой гимнастики и общеразвивающие упражнения на месте с предметами и без • Развитие координации движений и чувства ритма: Подвижные игры, различные сочетания упражнений, прыжки, элементы музыкально-ритмического воспитания с предметами и без, полосы препятствий, упражнения под счет

Направление 5. Повышение самооценки и коррекция комплекса неполноценности

Похвала, позитивное побуждение к деятельности и общению, ожидание завтрашней радости, развитие позитивного восприятия себя и других, самовнушение Сдача рапорта о присутствии учащихся на уроке, дежурство на уроке, обращение к учащимся только по именам, положительная оценка действий ученика, использование юмора, посильность задания, проведение комплекса ОРУ на месте учеником, роль ведущего в придуманной игре, игры-розыгрыши, игры на сплочение, доверие, взаимодействие, преодоление тактильного барьера

Список литературы

1. Головина Л. Л. и др. Проблемы и перспективы реабилитационных занятий физической культурой и спортом с подростками «группы риска» // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2007. № 3. С. 4-10.

2. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. 3-е изд., перераб. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 272 с.

3. Шмыга Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение классов КРО и выравнивания // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Модернизация образования и повышения квалификации». Т. 2. Томск: ТОИПКРО, 2003 . С. 53-56.

4. Жуков М. Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2005. 47 с.

5. Протас Е. С. Компенсирующее обучение в России: сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 160 с.

6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.

Селютина А. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: selutina-anasta@rambler.ru

Канакова Л. П., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 25.05.2009

А V Selyutina, L. P Kanakova

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF COGNITIVE AND PSYCHOEMOTIONAL SPHERE OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE WITH CHILDREN OF «RISK GROUP»

Now the children of «risk group» are trained in general educational classes with high filling. Use of possibilities of game activity and classes of physical training is effectively for correction of psychoemotional and cognitive spheres of younger schoolboys. On the basis of the indicators revealed in research the complex of elements of psychological and pedagogical correction has been developed for use at physical training lessons, as with children of «risk group», and with younger schoolboys in general. Decrease of level of anxiety, improvement of indicators of cognitive sphere, physical readiness, behaviour change is direct at a lesson of physical training and improvement of mutual relations in class testifys of positive influence of specially picked over means and methods to the younger schoolboy’s person.

Key words: children of «risk group», classes of compensating training, school anxiety, a complex of elements of psychological and pedagogical correction, younger schoolboys, a physical training lesson.

Selyutina A. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: selutina-anasta@rambler.ru

Kanakova L. P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.