Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы'

Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1777
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПОРТСМЕН / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРЕНЕР / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SPORTSMAN / SUBJECT OF ACTIVITY / TRAINER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

При существующей системе спортивной тренировки спортсмен предстаёт как объект деятельности тренера, что оказывает существенное влияние на результаты его соревновательной деятельности. В статье представлено обоснование и краткое содержание психологического сопровождения становления спортсмена субъектом спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support evolution of sportsman by the subject of activity: statement of problem

At existing system of sports training the sportsman appears as object of activity of the trainer, that renders essential influence on results of competitive activity of the sportsman. In the article the substantiation and brief contents of psychological support evolution of a sportsman by the subject of sports activity is submitted.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796056 Г. Д. БАБУШКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНА СУБЪЕКТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

При существующей системе спортивной тренировки спортсмен предстаёт как объект деятельности тренера, что оказывает существенное влияние на результаты его соревновательной деятельности. В статье представлено обоснование и краткое содержание психологического сопровождения становления спортсмена субъектом спортивной деятельности.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, спортсмен, субъект деятельности, тренер.

Постановка проблемы. Существующая система спортивной тренировки в большей степени ориентирована: на повышение функциональной подготовленности, отражающей биологический потенциал личности спортсмена; на развитие профессионально важных качеств (силы, выносливости, помехоустойчивости и др.); на овладение физическими упражнениями и доведения их до совершенства. Однако создание определенного потенциала (физического, технического, психологического и др.), и развитие до необходимого уровня профессионально важных качеств у спортсмена ещё не является фактом успешной их реализации в соревновательных ус-

ловиях. Как показывают результаты исследования ряда авторов [1—3 и др.], результативность соревновательной деятельности спортсмена составляет в среднем 50 %. Это свидетельствует о наличии неиспользованных ресурсов в подготовке спортсменов.

Основная причина недостаточно высокой результативности соревновательной деятельности спортсмена, на наш взгляд, кроется в отношении к спортсмену как к объекту деятельности со стороны тренера, а не как к субъекту деятельности. Можно сказать, что спортсмен не является субъектом деятельности. В этой связи проблемой для тренера является управление становлением спортсмена

субъектом деятельности с присущей ему интеллектуальной активностью, основой которой являются специальные знания и умения, способствующие самостоятельному решению задач в тренировочном процессе и в соревновательной деятельности. Такая идея привлекает внимание исследователей и находит своё разрешение в профессиональном развитии личности в процессе учебной и трудовой деятельности [4, 5], а также в сфере подготовки спортсменов [6, 7]. Однако законченных исследований по этому направлению, имеющих практический выход, на сегодня нет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы и необходимости её решения. Проблема «спортсмен — как субъект деятельности» — впервые была обозначена на Всероссийском симпозиуме в г. Омске (1993 г.), однако дальнейшее её разрешение не нашло своего отражения в публикациях спортивных психологов.

Управление процессом становления спортсмена как субъекта деятельности должно носить индивидуальный характер, так как этот процесс затрагивает сугубо личностные характеристики спортсмена (цели, мотивы, потребности, ценностные ориентации и др.), и управление им должно строиться на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности. В пользу индивидуализации психологического сопровождения процесса становления спортсмена субъектом спортивной деятельности свидетельствует тот факт, что на внешние воздействия люди реагируют по-разному в зависимости от ряда психологических факторов: темперамента, характера, места нахождения локуса контроля (интерналы и экстерналы) и т. п. Так, интерналы с внутренним локусом контроля в меньшей степени нуждаются во внешнем воздействии; экстерналы в большей степени — при становлении спортсмена субъектом деятельности по сравнению с интерна-лами.

Цель исследования — обоснование необходимости и содержания психологического сопровождения становления спортсмена субъектом деятельности, обеспечивающего самостоятельную активность в тренировочной и соревновательной деятельности.

Результаты исследования. Процесс психологического сопровождения базируется на субъектноориентированном подходе, конечной целью которого является становление спортсмена субъектом своей спортивной деятельности. Необходимость реализации этого подхода в подготовке спортсменов заключается в том, что процессы саморегуляции не являются изначально заданными, а развиваются и совершенствуются в течение жизнедеятельности человека при определенных условиях. В спортивной деятельности главная фигура в этом процессе — тренер. Чем раньше эти процессы будут развиваться у спортсменов, тем более продуктивно будет проходить их спортивное совершенствование.

Саморегуляция, являясь составной частью самосознания, у многих спортсменов не приобретает свойственные ей функции — самостоятельно управлять своим состоянием, поведением и деятельностью. Для спортсмена этот компонент самосознания является значимым, но его развитию в учебно-тренировочном процессе не уделяется должного внимания. В результате спортсмен так и не становится субъектом деятельности и постоянно нуждается во внешнем стимулировании со стороны тренера. И, естественно, многие спортсмены, имея к тому желание, в течение многих лет занятий спортом так и не достигают высокого уровня спортивного мастер-

ства. В этой связи перед тренером стоит цель — постепенного перевода спортсмена с объекта деятельности в позицию субъекта деятельности.

Управление процессом становления спортсмена субъектом деятельности должно начинаться на этапе начальной спортивной специализации, где участие в спортивных соревнованиях является составной частью подготовки спортсмена.

В процессе психологического сопровождения становления спортсмена субъектом деятельности должны решаться следующие задачи:

1. Психодиагностика личности спортсмена, включая выявление следующих компонентов: темперамента; характера; спортивных способностей — ведущих для избранного вида спортивной деятельности; свойств нервных процессов; доминирующих и актуальных психических состояний, проявляемых в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; спортивной мотивации; ценностных ориентаций; межличностных взаимоотношений в спортивном коллективе; интеллектуальной активности; специальных знаний (техники, тактики) и умений (двигательных, психорегуляции); психологической подготовленности к конкретному соревнованию. На основании полученных результатов строится систематическая индивидуальная работа со спортсменами.

2. Формирование спортивно-психологической компетентности спортсмена, включающее формирование специальных знаний и умений с целью самостоятельного использования их в тренировочной и соревновательной деятельности. Спортсмены должны знать: технику исполнения упражнений и методику их освоения; причины, затрудняющие освоение упражнений, их предупреждение и устранение; характеристику оптимального предстартового состояния (актуального) и своего типичного состояния; средства и методы выявления и регуляции неблагоприятного предстартового состояния; технологию формирования своего предстартового состояния. Для выявления сформированности спортивно-психологической компетентности предлагается методика К.В. Диких [6], представляющая собой 150 заданий, позволяющих выявить уровень спортивно-психологических знаний спортсменов. Тестирующая программа состоит из трех блоков: индивидуально-личностного, спортивно-соревновательного, саморегуляционного. Каждый блок включает по 50 заданий.

Индивидуально-личностный блок содержит задания, направленные на выявление знаний о характеристиках личности спортсменов (знания о свойствах нервной системы и протекании нервных процессов), о значении свойств нервной системы в подготовке спортсменов.

Спортивно-соревновательный блок включает задания, направленные на выявление психологических знаний, связанных с различными этапами тренировочной и соревновательной деятельности (психические состояния, поведение спортсменов, влияние нагрузок различного характера).

Саморегуляционный блок включает задания, позволяющие выявить знания о средствах, методах, приемах саморегуляции и способах их применения на тренировках и соревнованиях.

3. Обеспечение реализации ресурсов спортсмена (физического, технико-тактического, функционального, психологического) в соревнованиях. Решение этой задачи обусловлено полнотой содержания спортивно-психологической компетентности

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

спортсмена, и сформированной психологической подготовленностью к конкретному соревнованию, определяемой по методике Г. Д. Бабушкина [8].

Предсоревновательная психологическая подготовленность спортсмена представляется как состояние предстартовой готовности, характеризующееся наивысшей степенью психического регулирования своего состояния, поведения, деятельности. Объектами психодиагностики этого состояния являются составные компоненты, их сформированность и устойчивость. Составными компонентами предсо-ревновательной психологической подготовленности спортсмена являются: потребностно-мотивацион-ный, эмоциональный, рефексивный, сенсомотор-ный (двигательный). Диагностика психологической подготовленности осуществляется вначале предсо-ревновательного мезоцикла; после втягивающего микроцикла; после ударного микроцикла; после восстановительного микроцикла. Наиболее динамичные компоненты (эмоциональный, рефлексивный) диагностируются на каждой тренировке (вначале и после). Информация о состоянии предсоревно-вательной психологической подготовленности к предстоящему соревнованию соотносится с моделями составляющих компонентов, установленными ранее. Благодаря такому соотношению выявляются конкретные дефекты состояния предсоревнова-тельной психологической подготовленности спортсмена, и на основе полученных результатов определяется технология их устранения.

Диагностика предсоревновательной психологической подготовленности спортсмена предусматривает определение степени соответствия характеристик этого состояния условиям, целям и задачам выступления спортсмена на предстоящем соревновании. Критерии проявления и значимость компонентов психологической подготовленности будут различными в зависимости от вида спорта, индивидуально-психологических особенностей спортсменов, подготовленности (физической, технической, тактической) к соревнованию, значимости предстоящего соревнования и других факторов.

4. Формирование позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной противостоять сбивающим предсоревновательным и соревновательным факторам, и успешно решать поставленные задачи.

Для формирования у спортсмена позитивной Я-концепции может использоваться медитативный тренинг [9]. Психологическим результатом медитации является очищение сознания от постороннего и негативного, мешающего продуктивной деятельности спортсмена. При медитации у спортсмена формируется новый тип мышления (позитивный). Нами разработан медитативный тренинг для конкретного вида спорта (плавание). Спортсмену предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся: своей подготовленности; самооценки; роли команды; уверенности в себе. По ответам составляются формулировки по каждому блоку (образу) и создаётся свой мыс-ле-образ — «Я-торпеда». Предметно-медитативный тренинг предназначен для ежедневных тренировок разума и позволяет избавиться от хаотичного мышления и мысле-образов в процессе подготовки к соревнованию, вызывающих излишнюю трату сил.

5. Пробуждение самостоятельности и интеллектуальной активности спортсмена в планировании и выполнении тренировочных заданий и решении соревновательных ситуаций. Для этого рекомендуется методика процессуальных вопросов, апробированная на конькобежцах [6]. Первоначальной задачей

методики является развитие у спортсменов активного слушания. Активное слушание тренера позволяет формировать качественную обратную связь (спортсмен-тренер) и основывается на эмпатическом контакте между тренером и спортсменом. Тренер идентифицирует себя со спортсменом (становится на его место). Активное слушание, проявляемое со стороны тренера и спортсмена, позволяет установить взаимопонимание.

Сущность методики процессуальных вопросов заключается в актуализации спортивной мотивации посредством направленного речевого воздействия на спортсмена с помощью определенных вопросов. Результатом речевого воздействия на спортсмена является развитие личности, заряженность энергией на выступление в соревновании с целью показать максимально возможный результат. Методика включает процессуальные вопросы, предназначенные для запуска мыслительных процессов в нужном для тренера направлении с учетом личностных позиций спортсмена.

Процессуальные вопросы имеют своей целью получение информации об исследуемых переменных спортивной деятельности, отраженной в сознании спортсмена. Спортсмен, отвечая на вопросы тренера, осознает ключевые моменты, связанные с целью, мотивы спортивной деятельности, возможные позитивные и негативные последствия достижения цели. Общая цель при этом разделяется на ряд подцелей. Спортсмен вырабатывает систему когнитивных убеждений, необходимых для достижения цели.

При постановке цели тренером у спортсмена внешне выраженная, проговоренная, пропущенная через сознание цель становится его внутренним мотивом, управляемым им в спортивной деятельности и определяющим его психическую активность. При ответе на вопросы тренера, спортсмен через некоторое время переводит сделанную им в сотрудничестве с тренером когнитивную программу достижения цели на бессознательный уровень, используя механизм вытеснения.

Психологическое воздействие, оказываемое тренером на спортсмена при постановке перед ним вопросов, позволяет делегировать спортсмену ответственность за результаты его деятельности на соревновании.

Так, например, спортсмену задаётся вопрос: «Как ты можешь обеспечить себе успешность выступлений на соревнованиях?». У спортсмена при этом запускаются мыслительные процессы, направленные на поиск путей обеспечения собственного успеха при выступлении на соревнованиях. Другой вопрос: «Какими должны быть твои действия в день «настройки» на соревнование?». У спортсмена запускаются мыслительные процессы, позволяющие ему осмыслить свои действия в день «настройки» на соревнование и подобрать наиболее подходящие из них.

Задаваемые тренером процессуальные вопросы позволяют запускать мыслительную деятельность спортсмена в нужном для тренера направлении. Как правило, каждый внутренний мыслительный процесс сопровождается определенным психическим состоянием. Задача вопроса — активизировать наиболее продуктивное и оптимальное предстартовое состояние, адекватное задачам, поставленным перед спортсменом. Методика процессуальных вопросов — это процедура взаимодействия тренера и спортсмена в процессе беседы, где тренер путем направленного речевого воздействия активизирует

мыслительную деятельность и создает мотивацию у спортсмена и, задавая ряд процессуальных вопросов, помогает спортсмену самостоятельно ставить цель и находить пути её решения.

Отвечая на вопросы тренера, спортсмен вырабатывает систему когнитивных убеждений, необходимых и достаточных для достижения своей цели. Чем четче и точнее спортсмен будет ставить перед собой задачу, которая не противоречит задачам тренера, и брать на себя ответственность за ее выполнение, тем более мотивированным будет спортсмен на соревновательную деятельность. Методика процессуальных вопросов используется перед соревнованиями для того, чтобы спортсмен мог определить для себя соревновательную цель и подробно составить план вариантов возможных соревновательных действий в различных ситуациях.

6. Создание психологических предпосылок самореализации спортсменов. В качестве таковых предпосылок выступают: мотивация достижения успеха; потребность в самосовершенствовании; самостоятельность в планировании соревновательных целей; потребность в самоутверждении, самовыражении.

Мы полагаем, что формирование мотивации достижения успеха у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующих условий:

1) формирование у юных спортсменов синдрома достижения, т.е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

2) самоанализ результатов своей деятельности (тренировочной и соревновательной);

3) выработка оптимальной тактики целеполага-ния в занятиях спортом;

4) межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях.

Так, для формирования у юных спортсменов синдрома достижения рекомендуется следующая работа:

1) обучение способам создания проективных рассказов по картинкам теста ТАТ (тематико-аппер-цептивный тест) с ярко выраженной темой достижения в спорте;

2) обучение способам поведения, типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т.п.);

3) изучение конкретных примеров из жизни спортсменов, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Для организации работы по формированию мотивации достижения успеха у юных спортсменов необходимо выявление исходного уровня проявления у каждого спортсмена мотивации достижения. На основе этого строится индивидуальная программа формирования спортивной мотивации. Гораздо сложней формирование у спортсменов потребностей в самосовершенствовании и в самоутверждении, так как они в большей степени являются консервативными, и их проявление закладывается в раннем детстве.

7. Предупреждение проблем, препятствующих личностному росту спортсмена. В процессе спор-

тивного совершенствования перед спортсменом возникает комплекс проблем объективного и субъективного характера, затрудняющих освоение упражнений и реализацию подготовленности на соревнованиях. К основным проблемам можно отнести следующие: несоответствие психофизиологических особенностей спортсмена требованиям вида спорта; низкий уровень развития профессионально важных качеств необходимых для избранного вида спорта; несоответствующая спортивная мотивация (преобладание тренировочной мотивации и мотивации избегания неудачи); неудовлетворенность достигнутыми результатами; неудовлетворение актуальных потребностей и др.

Какие возможности открываются у спортсмена, ставшего субъектом деятельности? Такие возможности были показаны в работе К. В. Диких [6] при формировании у юных конькобежцев специальных знаний, умений и развитии профессионально важных качеств. Юные спортсмены, приобретая специальные спортивно-психологические знания, умения самостоятельно контролируют своё предстартовое состояние, ставят диагноз своего состояния, определяют необходимые способы и приёмы воздействия с целью приведения его в оптимальное предстартовое состояние. Это позволило юным спортсменам существенно повысить результативность соревновательной деятельности и более быстро продвигаться в своём спортивном совершенствовании.

Выводы

1. Существующая система работы тренера ставит спортсмена в позицию объекта деятельности тренера, что существенно снижает самостоятельность спортсмена и его интеллектуальную активность в своём спортивном совершенствовании. В результате спортсмены затрудняются с реализацией своей подготовленности на соревнованиях, имеют недостаточно высокую результативность соревновательной деятельности, не достигают высокого спортивного мастерства.

2. Постановка спортсмена в позицию субъекта спортивной деятельности возможна в процессе систематического психологического сопровождения становления спортсмена субъектом деятельности и способствует проявлению самостоятельной интеллектуальной активности в процессе спортивного совершенствования. Основная роль в этом процессе принадлежит тренеру и спортивному психологу.

Библиографический список

1. Бабушкин, Г. Д. Реализация физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования когнитивно-психологического ресурса / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких // Научные труды СибГУФК. — Омск : СибГУФК, 2011. - С. 22-27.

2. Бабушкин, Г. Д. Когнитивно-психологический ресурс и его влияние на состояние и деятельность спортсмена / Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин // Рудиковские чтения : материалы Междунар. науч. конф. психол. спорта. — М. : РГУФК,

2009. — С. 25 — 26.

3. Шумилин, А. П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов в системе многолетней спортивной тренировки : моногр. / А. П. Шумилин. — Красноярск : СФУ,

2010. — 340 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2007. — 240 с.

5. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Слюсарев. — СПб, 1992. — 16 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

6. Диких, К. В. Реализация физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования специальных знаний и умений : дис. ... канд. пед. наук / К. В. Диких. — Омск, 2012. — 140 с.

7. Ложкин, Г. В. От психологического обеспечения к психологическому сопровождению субъекта спортивной деятельности / Г. В. Ложкин, А. Б. Колосов // Спортивный психолог. — 2012. — № 3. — С. 5—12.

8. Бабушкин, Г. Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. — Омск : Сиб-ГУФК, 2006. — С. 115—123.

9. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. А. Иванов. — М. : Советский спорт, 2012. — 112 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: Gena41@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2013 г.

© Г. Д. Бабушкин

УДК 796 859:159 98 в. Н. СМОЛЕНЦЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_______________________________________

Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности использования психотехник для формирования психологической подготовленности кикбоксеров к соревнованиям.

Ключевые слова: психологическая подготовленность, кикбоксинг, психотехники.

Современный кикбоксинг характеризуется быстрой сменой боевых ситуаций, необходимостью поиска неожиданных решений, лимитом времени, где каждая ошибка может привести к потере 3 — 4 очков или даже нокауту [1, 2].

Успешность выступления спортсменов на соревнованиях требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но и максимального напряжения психических функций, лежащих в основе психологической подготовленности спортсмена. Оптимальное предстартовое состояние и успешность выступления спортсмена на соревновании во многом определяются предсо-ревновательной психологической подготовленностью, выступающей результатом психологической подготовки спортсмена к соревнованию. Психологическая подготовка и предсоревновательная психологическая подготовленность спортсмена взаимосвязаны между собой: первое порождает второе. Можно привести очень большое количество примеров, когда недостаточный уровень психологической подготовленности подающих надежды спортсменов приводил к неудачам на ринге и тормозил их спортивный рост.

В настоящее время в научно-методической литературе обнаруживается многообразие методов и приемов, рекомендуемых специалистами для

формирования психологической подготовленности спортсменов к соревнованиям вместе с тем отмечается неоднозначность восприятия тренерами средств и приемов психологической подготовки, а именно недооценивание некоторыми тренерами значимости названных средств в практике спорта.

Проблема исследования заключается в необходимости поиска наиболее эффективных психологических средств формирования предсоревновательной психологической подготовленности кикбоксеров на этапе углубленной специализации.

Цель исследования — экспериментально доказать эффективность применения специальных психотехник при формировании предсоревнова-тельной психологической подготовленности у кикбоксеров на этапе углубленной специализации.

Гипотеза — предполагается, что применение дыхательных и концентрационных психотехник при подготовке к соревнованиям кикбоксеров на этапе углубленной специализации позволит повысить уровень предсоревновательной психологической подготовленности, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на результат соревновательной деятельности.

Исследование психологической подготовленности к соревнованию проводилось в начале контрольно-подготовительного мезоцикла. В эксперименте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.