Научная статья на тему 'Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы'

Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / АКТИВНОСТЬ / СПОРТСМЕН / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTELLIGENCE / ACTIVITY / SPORTSMAN / PRODUCTIVITY OF COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

В статье представлена значимость интеллекта в спортивной деятельности и дано обоснование актуализации интеллектуальной активности личности в спорте. Показана возможность актуализации интеллектуальной активности в спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of intellectual activity of a sportsman: statement of the problem

The article proves the importance of intelligence in sports activity and the proof of intellectual activity of the person in sports is given. The opportunity of actualization of intellectual activity in sports activity is shown.

Текст научной работы на тему «Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 79б.159.99 Г. Д. БАБУШКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье представлена значимость интеллекта в спортивной деятельности и дано обоснование актуализации интеллектуальной активности личности в спорте. Показана возможность актуализации интеллектуальной активности в спортивной деятельности.

Ключевые слова: интеллект, активность, спортсмен, результативность соревновательной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по спортивной психологии свидетельствует о том, что проблематика исследований в данной области знания обращена в основном к следующим сферам личности: познавательной, мотивационно-потреб-ностной, индивидуально-психологической, операционально-технической, эмоционально-волевой и в меньшей степени — к интеллектуальной сфере личности. При этом в интеллектуальной сфере личности заложен большой потенциал, который на сегодня в области спортивной деятельности еще не изучен. Проблема заключается в поиске путей и средств актуализации интеллектуальной активности спортсмена.

Характер проявления интеллектуальной активности личности обусловлен уровнем развития ин-

теллекта и мотивацией. Не вдаваясь в определение понятия «интеллект», которых в психологии встречается немало, отметим, что мы понимаем интеллект как комплекс умственных способностей, позволяющих спортсмену решать различные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.

Каждый человек обладает определенным уровнем интеллекта. Однако не каждый умеет пользоваться им с пользой для дела. В. Г. Белинский [1] об этом высказывался следующим образом: «Ум — это духовное оружие человека; оружие это у всех людей одно, а каждый действует им особенно, по-своему». Однако следует добавить, что сила этого оружия у людей неодинакова. Поэтому одни люди достигают высоких результатов в профессиональной деятельности, другие нет, даже при наличии опре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

деленных способностей. Здесь уместным будет говорить о наличии взаимосвязи двух подструктур личности — способностей и характера: характер человека обусловливает проявление и развитие специальных способностей.

Психологическая подготовленность спортсмена, как указывает Б. П. Яковлев [2], тесно взаимосвязана с интеллектуальной и креативной активностью спортсмена. Спортсмены высокого класса обладают достаточно высоким интеллектуальным уровнем, позволяющим им достигать высоких спортивных результатов.

В спортивной деятельности спортсмену приходится постоянно находить решения в создающихся ситуациях. Наиболее часто это проявляется в соревновательной деятельности. Выбор правильного варианта решения соревновательных ситуаций представляет для спортсмена определенную трудность, обусловленную рядом факторов. В данном случае при выборе проявляются интеллект, рефлексия, интуиция.

Выделение в системе подготовки спортсмена отдельных видов: физической технической, тактической, психологической, теоретической подготовок можно считать условным, так как каждая из них проявляется не изолированно, а во взаимосвязи. Так, например, физическая, техническая, тактическая подготовки спортсмена имеют психологическую основу и сопряжены с проявлением и развитием психических функций (мышления, памяти и др.). На это указывает известный в теории спортивной тренировки ученый В. Н. Платонов [3]. Он считает, что уровень проявления физических качеств связан с тактикой спортсмена; тактическая деятельность спортсмена связана с уровнем технического мастерства, с интеллектуальной деятельностью, психологической подготовленностью. Из сказанного нетрудно заметить, что интеллектуальная активность спортсмена является связующим звеном психики и деятельности во всех ее проявлениях.

По мнению Д. Б. Кретти [4], для достижения высокого уровня спортивного мастерства спортсмен должен иметь исходный уровень развития интеллекта 110—120 баллов, который в процессе занятий спортом повышается. Мы провели тестирование интеллекта с помощью словесного теста Г. Айзенка у взрослых спортсменов различных видов спорта и спортивной квалификации от 2-го разряда до мастеров спорта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у спортсменов выявлены достаточно высокие показатели уровня развития интеллекта, составляющие 130— 150 баллов в зависимости от квалификации, вида спорта. Так, наибольшие показатели в развитии интеллекта выявлены у представителей спортивных игр, единоборств и гимнастики (145 баллов), наименьшие (130 баллов) — у представителей циклических видов спорта (легкая атлетика, плавание). Влияния уровня развития интеллекта на продолжительность выполнения спортивного разряда и уровень квалификации не выявлено. Здесь включается влияние индивидуально-психологических особенностей личности (свойств темперамента, характера) и ряда объективных факторов (материальная база, профессионализм тренера и др.).

Мы полагаем, что наличие определенного уровня развития интеллекта у спортсмена еще не является гарантией, что он будет востребован спортсменом в процессе спортивной деятельности. Для этого необходимо его актуализировать, сделать его средством решения задач, что проявляется в интеллектуальной активности личности.

Современный спорт — это борьба умов, требующая от спортсменов быстрого решения задач и выполнения технико-тактических действий в сложных соревновательных ситуациях. Так, в спортивных играх существенное значение имеет игровое взаимодействие с партнерами и противодействие с соперниками, в котором весьма существенное значение имеет рефлексивное мышление, остающееся на сегодня неизученным вопросом в спорте.

Нами, совместно с Р. Э. Салаховым [5], разработана методика обучения рефлексивному мышлению юных баскетболистов для организации игрового взаимодействия, включающая два этапа. Первый этап — подготовительный. На данном этапе предусматривается развитие и совершенствование психических функций, проявляющихся в игровом взаимодействии (мышления, внимания, воображения, представления, памяти, реакции). Второй этап — основной, предусматривающий развитие и совершенствование рефлексивного мышления. Для этого используется: обучение технико-тактическим действиям с проявлением рефлексии; решение тактических задач, составленных тренером; составление тактических задач юными баскетболистами и их решение с последующим обсуждением с тренером; специальные физические упражнения. Внедрение методики в тренировочный процесс юных баскетболистов СДЮСШОР г. Сургута, позволило существенно активизировать мыслительную деятельность юных спортсменов в процессе игры и повысить результативность соревновательной деятельности, выразившейся в повышении коэффициента продуктивности игроков. Таким образом, обучение спортсменов рефлексивному мышлению, можно считать одним из направлений актуализации интеллектуальной активности спортсменов.

Базой для проявления интеллектуальной активности является когнитивно-психологический ресурс, включающий специальные знания, умения, необходимые для контроля предстартового состояния и управления своим состоянием и поведением на соревнованиях. Нами, совместно с К. В. Диких, проведено исследование по изучению и формированию специальных знаний и умений у спортсменов-конь-кобежцев [6]. Разработаны программы тестирования и формирования специальных знаний и умений у юных конькобежцев. Исследование показало, что уровень сформированности специальных знаний и умений у спортсменов недостаточно высок, даже у спортсменов высокой квалификации. Показано влияние специальных знаний и умений на реализацию физической подготовленности конькобежцев в соревновательных условиях и на результативность соревновательной деятельности.

Сформированные у спортсменов необходимые знания и умения могут не использоваться в спортивной деятельности, а оставаться в памяти. Задача тренера состоит в актуализации имеющихся знаний и умений в процессе спортивной деятельности, что может заключаться в актуализации интеллектуальной деятельности спортсмена.

Актуализация интеллектуальной активности спортсмена возможна с помощью методики процессуальных вопросов [7], представляющей собой комплекс вопросов (отражающих действия спортсмена), задаваемых тренером (психологом) спортсмену. Данная методика адаптирована к конькобежному спорту и апробирована в педагогическом эксперименте [6]. Задаваемые тренером вопросы направлены на активизацию мыслительных процессов

в нужном направлении. Методика включает в себя процессуальные вопросы, предназначенные для запуска когнитивных процессов. В качестве примера приведем два вопроса, задаваемые тренером спортсмену:

1. «Как ты можешь обеспечить себе успешность выступлений на предстоящем соревновании?» При ответе на это вопрос у спортсмена запускаются мыслительные процессы, направленные на поиск путей обеспечения собственного успеха при выступлении на соревновании.

2. «Какими должны быть твои действия в день настройки на соревнование?» При ответе на такой вопрос у спортсмена запускаются мыслительные процессы, позволяющие ему осмыслить свои действия в день настройки на соревнование и подобрать наиболее подходящие из них, освоенные им и используемые ранее.

С помощью процессуальных вопросов тренер получает необходимую информацию о содержании мышления спортсмена в процессе спортивной деятельности. Отвечая на вопросы, спортсмен осознает ключевые моменты достижения цели при выполнении спортивных действий. Это способствует созданию внутреннего мотива, плана деятельности.

Логическое мышление направлено на решение задач, но не каждая задача в спортивной деятельности имеет логическое решение. И здесь на помощь приходит интуиция. Для интуиции характерна свернутость мыслительных процессов при решении задач. Интуицией обладают все люди, но степень реализации её в познании действительности для каждого человека является индивидуальной, что и определяется выраженностью качества интуитивности (по Е. А. Науменко) [8].

Механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии (левом) и переходом в правое полушарие, которая (информация) и будет служить основой при решении задач на интуитивном уровне [9]. Развитие интуиции возможно на основе овладения способами развития, обработки информации и её стимуляции. Таковыми способами являются конденсация, смещение и символическая трансформация [9]. Конденсация — совмещение разнородных элементов в единый образ. Смещение — из центра на периферию — это представление мыслей о значимых событиях и предметах посредством второстепенных эмоционально несущественных деталей, выявляющих скрытое, но личностнозначимое для человека содержание этих событий. Символическая трансформация — операция, обратная смещению — замещение сложного содержания символом. Конденсация, смещение и символическая трансформация рассматриваются как правополушарные операции обработки информации, не осознаются, но имеются возможности их развития, предлагаемые Р. М. Грановской [9].

В сложных соревновательных ситуациях, характеризующихся быстротечностью событий (спортивные игры, единоборства и др.), решения принимаются спортсменом в дефиците времени на основе интуиции. В этой связи важность развития интуиции у спортсменов становится очевидной. Необходимость ее развития обусловливается недостаточно высоким уровнем ее развития у спортсменов. С помощью методики Е. А. Науменко [8] мы провели тестирование интуитивности, в котором приняло участие 44 спортсмена различных видов спорта и квалификации. У всех спортсменов выявлен средний уровень развития интуитивности, который со-

ставил в среднем 45 баллов из 66 возможных. Существенных различий уровня развития интуитивности у спортсменов различных видов спорта не обнаружено.

В плане теоретической подготовки спортсменов для активизации мыслительных процессов можно использовать аналитические тесты на интеллект: Айзенка, Векслера, Беннета, Равена и др. Полезным будет решение творческих задач, стимулирующих зрительное усмотрение решения.

Выводы:

1. Интеллектуализация подготовки спортсменов должна являться доминирующим аспектом тренировочного процесса, обусловленная следующим:

— высокой значимостью для спортсмена специальных знаний в тренировочной и соревновательной деятельности;

— проявлением рефлексивных процессов, являющихся средством для решения соревновательных ситуаций в игровой деятельности и в единоборствах;

— моделированием предсоревновательной подготовки с учетом тактики предстоящих соперников;

— значением дивергентного и конвергентного мышления спортсмена в решении соревновательных ситуаций;

— высокой значимостью спортивно-психологической компетентности спортсмена в спортивной деятельности;

— проявлением интуитивных процессов при решении соревновательных ситуаций.

2. Проявление интеллектуальной активности человека, занимающегося спортом, ставит спортсмена в позицию субъекта своей спортивной деятельности, самостоятельно распоряжающегося своим интеллектуальным потенциалом.

3. Актуализация интеллектуальной активности спортсмена возможна при: формировании специальных знаний и умений; обучении рефлексивному мышлению; внедрении в учебно-тренировочный процесс и подготовку к соревнованиям методики процессуальных вопросов; решении интеллектуальных тестов.

4. Обозначенная в статье проблема представляется актуальной для теории и методики спортивной тренировки, так как актуализация интеллектуальной активности у юных спортсменов в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ будет способствовать повышению эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Библиографический список

1. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10 / В. Г. Белинский. — СПб., 1900. — С. 463.

2. Яковлев, Б. П. Основы спортивной психологии / Б. П. Яковлев. — М. : Советский спорт, 2010. — С. 148.

3. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

4. Кретти,Б. Д.Психологиявсовременномспорте/Б.Д.Крет-ти ; пер. Ю. Л. Ханина. — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 222 с.

5. Салахов, Р. Э. Рефлексия в организации игрового взаимодействия в баскетболе / Р. Э. Салахов, Г. Д. Бабушкин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молод. ученых, аспирантов, соискателей и студентов. — Омск : Сиб-ГУФК, 2009. - С. 134- 138.

6. Диких, К. В. Реализация физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формиро-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

вания когнитивно-психологического ресурса / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Науч. тр. СибГУФК. — Омск : СибГУФК, 2011. — С. 22 — 27.

7. Пономарёв, П. Л. Гипноз в спорте высших достижений / П. Л. Пономарёв. — М. : Советский спорт, 2010. — 294 с.

8. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности : моногр. / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во Вектор Бук, 2000. — 184 с.

9. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — Л. : ЛГУ, 1988. — 560 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 12.03.2012 г.

© Г. Д. Бабушкин

УДК 796034 Г. С. ЛАЛАКОВ

В. А. ЗАВАРЗИН В. В. КОЗИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ

В работе изучалось влияние тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных спортсменов в мини-футболе. Особенности тренировочных эффектов определяли допустимость нагрузок в процессе подготовки футболистов.

Ключевые слова: нагрузка, допустимость, тренировочный эффект, специальная выносливость.

Актуальность. Развитие мини-футбола в современном спорте характеризуется увеличением числа стран, культивирующих этот вид. В настоящее время более 80 стран развивают эту игру. В России создана хорошая организационная структура соревнований по мини-футболу. В чемпионате страны среди команд суперлиги и высшей лиги выступают 26 профессиональных команд. Более 500 коллективов являются участниками первенства России в первой и второй лигах. На территории страны открыты 20 региональных ассоциаций мини-футбола. Большое внимание уделяется развитию детского и юношеского мини-футбола. Открываются спортивные школы, организовываются специализированные группы юных футболистов, проводятся всероссийские соревнования по различным возрастным группам [1—5].

В последние годы игра ведущих команд мира отличается заметным ростом интенсификации, которая проявляется в возрастании напряженности борьбы во время игры. Сокращаются пассивные фазы в действиях каждого игрока. Возрастает коли-

чество ударов по воротам соперников. Более разнообразными становятся атакующие действия. Широко применяются активные формы игры в обороне. Подобные тенденции предъявляют все более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности футболистов. В этой связи вопросы научно-методического обеспечения процесса подготовки спортсменов в мини-футболе являются очень актуальными.

Система подготовки спортсменов в различных видах спорта, независимо от пола, возраста и квалификации, предполагает постоянное совершенствование учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. В настоящее время усилия ученых и специалистов направлены на решение самых разнообразных вопросов, прямо или косвенно влияющих на процесс подготовки спортсменов.

Поскольку тренировочный процесс прежде всего должен быть организован в пределах одного занятия, то методика планирования нагрузки в рамках одного урока является очень важной и актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.