УДК 796.015:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ ДЮСШ№5 Г. ЯКУТСКА
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Евгения Валентиновна Бубякина, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
Якутск
Аннотация
В статье отражены основные результаты корреляционного анализа показателей выявления темперамента и выбора вида спорта у детей занимающихся в ДЮСШ №5 города Якутска. Использование в спортивном отборе психологических тестов, существенно поможет тренерам и специалистам по физической культуре и спорту на первом этапе подготовки.
Ключевые слова: спортивный отбор, темперамент, спорт высших достижений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p225-227
PSYCHOLOGICAL FORECASTING OF THE CHILDREN PLAYING SPORTS ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOL NO. 5 OF
YAKUTSK
Svetlana Gavrilyevna Ushkanova, the senior teacher, Marianna Ivanovna Vasilyeva, the senior teacher, Evgenia Valentinovna Bubyakina, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugaeva, the senior teacher, Institute of Physical Culture and Sport, Northeast Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
Annotation
The article describes the main results of the correlation analysis of indicators of the identifying the temperament and choice of the sports among the children enrolled in Children and youth sports school №5 of Yakutsk. The application of the psychological tests in sports selection will greatly assist coaches and specialists in physical culture and sports in the first stage of preparation.
Keywords: sports selection, temperament, elite sport.
ВВЕДЕНИЕ
Достижения сборной республики Саха-Якутия по олимпийским видам спорта будет зависеть от подготовки олимпийского резерва, т.е. от качественной выстроенной системы учебно-тренировочного процесса спортсменов. В настоящее время на территории республики Саха-Якутия проживает 400 тысяч малочисленных народов [1]. Спортсмены республики Саха-Якутия выступают на мировых чемпионатах, олимпийских играх. Являются чемпионами, призерами мира, Европы, олимпийских игр. В республике культивируется около 40 видов спорта [1]. Наиболее популярные и массовые из них - вольная борьба, бокс, легкая атлетика. Подготовлено более 1000 мастеров спорта Российской федерации, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта [1]. Каждый элемент занимает свое место в системной подготовке спортсменов в республике. Разрыв цепочки приведет к разрушению данной системы. Важная роль в подготовке спортивных резервов, как указывает профессор В.П. Губа, принадлежит эффективной системе отбора перспективных юных спортсменов [2].
Спортивный отбор - система организационно-методических мероприятий включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта [2]. Основная задача спортивного отбора состоит во всестороннем изучении и выявлении
задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующим требованиям конкретного вида спорта. Некоторые специалисты вместо термина спортивный отбор используют термин «выявление спортивной пригодности». Под этим понимается система средств и методов определения и оценки задатков и способностей в избранном виде спорта [2]. Практика мирового спорта показывает, что спортсмены-чемпионы должны обладать не только редкими морфологическими свойствами, психологическими, но и генетическими данными. В спортивной деятельности среди общего числа действующих спортсменов выделяется особая категория людей, отличающихся от всех других не только значительно более высокими результатами соревновательной деятельности, но и выраженными отличиями в личностном развитии. Впервые определение «спортсмен-чемпион» было предложено американским спортивным психологом Р. Найдиффером [3], но представленные им личностные характеристики членов экспериментальной группы, по сути, ничем не отличались от достаточно многочисленной в современном профессиональном спорте группы спортсменов высокой квалификации. Но такими качествами обладают не многие спортсмены. Поэтому проблема отбора и проблема прогнозирование результативности спортсменов в республике стоит на первом месте. В настоящее время не уделяется достаточного внимания психологическому отбору, выявлению темперамента юных спортсменов. Родители приводят детей в спортивную секцию, не учитывая психологический темперамент детей. Темперамент каждого ребенка индивидуален. В работах многих ученых Р.М. Загайного, Г. Д. Горбунов, И.П. Волкова, Е.О. Тихвинской и многих других показано, что темперамент ребенка занимающегося спортом влияет на выбор и дальнейшее его развитие в том или ином виде спорта. При психологическом тестировании спортсменов в спорте высших достижений используют распространенные личностные тесты, такие, как тесты Айзенка, Кэттела, Роршаха. Цель исследования: Выявление особенностей темперамента детей занимающихся спортом высших достижений по видам спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 86 респондентов обоего пола в возрасте от 10 до 13 лет (рисунок 1). Для выявления особенностей темперамента был использован пакет психодиагностической методики Айзенка, состоящий из 56 вопросов. Данное исследование проходило с сентября по октябрь 2014 года.
Количество опрошенных детей
25 20 15 10 5 0
,8 20
14
9 9
5 4 6
п л
бокс лыжные дзюдо шашки пулевая стрельба вольная легкая другие гонки стрельба из лука борьба атлетика виды
спорта
Рис. 1. Количество опрошенных детей занимающихся олимпийскими видами спорта в
ДЮСШ 5
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравер-тированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом,
используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа. Сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
В результате корреляционного анализа показателей выявления темперамента и выбора вида спорта показали следующее: из 86 опрошенных учащихся ДЮСШ № 5 98,8% -флегматичный стабильный интроверт, 1,2% - меланхолик нестабильный интроверт. Данный вывод не зависит от вида спорта. В 2014-2015 у/г. ДЮСШ 5 по культивирующим видам спорта заняли ряд призовых мест в чемпионатах РС (Я), чемпионатах России и чемпионатах мира.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наше исследование показало, что дети, занимающиеся по культивируемым видам спорта, в данной школе психологически подходят к данным видам спорта, что показывает результаты их участия в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушканова, С.Г. Научные основы подготовки спортсменов по олимпийским видам спорта в республике Саха-Якутия / С.Г. Ушканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 180-182.
2. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки : методы оценки и прогнозирования : морфобиомеханический подход : науч.-метод. пособие / В. П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. -383 с.
3. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Роберт М. Найдиффер. -М. : Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
REFERENCES
1. Ushkanova, S.G. (20140, 'Scientific bases of training of athletes on the Olympic sports in the Republic of Sakha-Yakutia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 180182.
2. Guba, V.P. (2012), Bases of sports preparation: methods of an assessment and forecasting: morph-bio-mechanic approach, Soviet sport, Moscow.
3. Naydiffer, R.M. (1979), Psychological competing Athlete, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: erhaan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.06.2015.
УДК 159.955
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА
Людмила Георгиевна Шаль, педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1321 «Ковчег»» (ГБОУ «Школа №1321 «Ковчег»»), Москва; Марина Юльевна Максименко, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Андрей Геннадьевич Жиляев, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой,
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва
Аннотация
В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте. Предметом ис-