Научная статья на тему 'Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра'

Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1812
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА / ОНТОГЕНЕЗ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ШКОЛЬНИКИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаль Людмила Георгиевна, Максименко Марина Юльевна, Жиляев Андрей Геннадьевич

В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте. Предметом исследования является анализ наглядно-образного мышления (НОМ) у детей разного школьного возраста в аспекте, относящемуся к общим закономерностям мышления. Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения, представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности высших разных психических функций. Впервые описаны уровни сформированности операциональной и процессуальной стороны наглядно-образного мышления, влияющие на понимание смысла сюжетных картинок у детей школьного возраста: (3-11 классы) с разным типом онтогенеза: нормальным и дизонтогенезом, представленным искаженным типом развития (расстройства аутистического спектра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаль Людмила Георгиевна, Максименко Марина Юльевна, Жиляев Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age characteristics of visual-figurative thinking of school children in normal state and at autistic spectrum disorders

The article deals with the psychological aspects of formation of the structural and functional components of the visual-figurative thinking among the children. The subject of the study is to analyze the visual-figurative thinking among the children of school age in different aspects related to the general laws of thought. The methodological bases of this study are modern concepts of the national psychology revealing the laws governing the formation of the higher mental functions, developed by Vygotsky L.S. and Luria A.R., taking into account the non-uniformity of development in ontogeny and mechanisms of violations submitted to the neuropsychological approach. Traditional diagnostic methods of higher mental functions are methods of neuropsychological diagnostics, allowing turning to the comparative analysis of the formation of the higher mental functions. For the first time it describes the levels of formation of operational and procedural side of the visual-figurative thinking, affecting the understanding of the meaning of scene images among the school-age children (3-11 grades) with different types of ontogenesis: normal and dizontogenesis presented with distorted type of development (ASD).

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра»

используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа. Сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

В результате корреляционного анализа показателей выявления темперамента и выбора вида спорта показали следующее: из 86 опрошенных учащихся ДЮСШ № 5 98,8% -флегматичный стабильный интроверт, 1,2% - меланхолик нестабильный интроверт. Данный вывод не зависит от вида спорта. В 2014-2015 у/г. ДЮСШ 5 по культивирующим видам спорта заняли ряд призовых мест в чемпионатах РС (Я), чемпионатах России и чемпионатах мира.

ВЫВОДЫ

Таким образом, наше исследование показало, что дети, занимающиеся по культивируемым видам спорта, в данной школе психологически подходят к данным видам спорта, что показывает результаты их участия в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушканова, С.Г. Научные основы подготовки спортсменов по олимпийским видам спорта в республике Саха-Якутия / С.Г. Ушканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 180-182.

2. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки : методы оценки и прогнозирования : морфобиомеханический подход : науч.-метод. пособие / В. П. Губа. - М. : Советский спорт, 2012. -383 с.

3. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Роберт М. Найдиффер. -М. : Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.

REFERENCES

1. Ushkanova, S.G. (20140, 'Scientific bases of training of athletes on the Olympic sports in the Republic of Sakha-Yakutia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 180182.

2. Guba, V.P. (2012), Bases of sports preparation: methods of an assessment and forecasting: morph-bio-mechanic approach, Soviet sport, Moscow.

3. Naydiffer, R.M. (1979), Psychological competing Athlete, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: erhaan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2015.

УДК 159.955

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Людмила Георгиевна Шаль, педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1321 «Ковчег»» (ГБОУ «Школа №1321 «Ковчег»»), Москва; Марина Юльевна Максименко, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Андрей Геннадьевич Жиляев, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой,

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва

Аннотация

В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте. Предметом ис-

следования является анализ наглядно-образного мышления (НОМ) у детей разного школьного возраста в аспекте, относящемуся к общим закономерностям мышления. Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения, представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности высших разных психических функций. Впервые описаны уровни сформированности операциональной и процессуальной стороны наглядно-образного мышления, влияющие на понимание смысла сюжетных картинок у детей школьного возраста: (3-11 классы) с разным типом онтогенеза: нормальным и дизонтогенезом, представленным искаженным типом развития (расстройства аутистического спектра).

Ключевые слова: нейропсихология детского возраста, онтогенез, высшие психические функции, наглядно-образное мышление, причинно-следственные связи, сравнительный анализ, школьники, расстройства аутистического спектра.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p227-233

AGE CHARACTERISTICS OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING OF SCHOOL CHILDREN IN NORMAL STATE AND AT AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS

Lyudmila Georgievna Shal, the teacher of psychology, Comprehensive school № 1321 «Kovcheg», Moscow; Marina Yulevna Maksymenko, the candidate of psychological sciences, senior scientific associate, The Lomonosov Moscow State University; Andrej Gennadievich Zhilyaev, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Russian State University for the Humanities, Moscow

Annotation

The article deals with the psychological aspects of formation of the structural and functional components of the visual-figurative thinking among the children. The subject of the study is to analyze the visual-figurative thinking among the children of school age in different aspects related to the general laws of thought. The methodological bases of this study are modern concepts of the national psychology revealing the laws governing the formation of the higher mental functions, developed by Vygotsky L.S. and Luria A.R., taking into account the non-uniformity of development in ontogeny and mechanisms of violations submitted to the neuropsychological approach. Traditional diagnostic methods of higher mental functions are methods of neuropsychological diagnostics, allowing turning to the comparative analysis of the formation of the higher mental functions. For the first time it describes the levels of formation of operational and procedural side of the visual-figurative thinking, affecting the understanding of the meaning of scene images among the school-age children (3-11 grades) with different types of ontogenesis: normal and dizontogenesis presented with distorted type of development (ASD).

Keywords: pediatric neuropsychology, ontogenesis, higher mental functions, representational thought, cause and effect, different diagnostic, schoolchildren, autism spectrum.

ВВЕДЕНИЕ

Общепсихологические подходы к изучению мышления рассматривали взаимосвязь различных уровней мыслительных операций, их структурно-функциональный состав [6], механизмы мыслительной деятельности, деятельностный и процессуальный аспекты мышления, взаимосвязь мышления и проблемы формирования понятий [1] и их реализации в речевой деятельности. Существует определенная закономерность становления наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического мышления в процессе онтогенеза. Формирование наглядно-образного и вербально-логического мышления имеет общие закономерности становления, но каждое из них имеет свою особенность развития [1]. Основным условием развития наглядно-образного мышления, в том числе и в детском возрасте, является способность дифференцировать между собой план реальных предметов, имеющихся в окружающей действительности и образы, отражаю-

щие эти объекты и произвольно актуализировать последние. [5]. Важной особенностью является возможность сложного манипулирования образами для выстраивания системы новых образов, отличающихся от заданных образцов. В процессе развития ребенка при условии социального воздействия осуществляется реструктуризация всех психических познавательных процессов и мышления приобретает структурность и системность. Мыслительная деятельность развивается от непосредственного к опосредованному способу действий, от непроизвольного оперирования к произвольному, приобретая системность и осознанность.

Современная нейропсихология детского возраста исследует индивидуальные особенности развития психических функций у детей, в основном, младшего школьного возраста. Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения представленных в нейропсихо-логическом подходе. В последние годы во всем мире и в нашей стране возрастает интерес к детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), у данной категории детей имеется искаженный путь развития психической деятельности. В связи с этими возрастными закономерностями возникает задача анализа наглядно-образного мышления (НОМ) у детей разного школьного возраста в аспекте, относящемуся к общим закономерностям мышления.

Начальным этапом наглядно-образного мышления при восприятии серии сюжетных картин (три картинки), является первичное симультанное, а затем сукцессивное зрительное восприятие, осуществляющее выделение значимых элементов сюжета, при сопоставлении которых возникает формирование первичной гипотезы, затем осуществляется последовательное активное отслеживание изменений, происходящих с этими значимыми объектами на трех картинках. Происходит анализ поэтапного развития сюжета, при этом возникает целеполагание, то есть выделяется цель, ради которой осуществляются все промежуточные этапы разворачивающейся ситуации. Одновременно отбрасываются (от-тормаживаются) ярко выраженные детали сюжета, которые не вписываются в смысловое содержание сюжета. Вся эта активная зрительно-аналитическая деятельность воплощается в речевую форму, в рамках которой происходит установление причинно-следственных связей.

МЕТОДИКА

В нашем экспериментальном исследовании была поставлена задача проанализировать уровень сформированности операциональной и процессуальной стороны наглядно-образного мышления у детей школьного возраста: (3-11 классы) с разным типом онтогенеза: нормальным и дизонтогенезом, представленным искаженным типом развития (расстройства аутистического спектра). В данном исследовании приняли участие высокофункциональные аутисты, обучающиеся по общеобразовательной программе.

Исследование наглядно-образного мышления проводилось на основе восприятия, понимания и последующего формирования рассказа по серии из трех сюжетных картинок «Лягушки спрятались» из книги Н. Э. Радлова «Рассказы в картинках», которая является традиционной методикой, используемой в нейропсихологии. Предъявляемая серия сюжетных картин, предназначенная для детского возраста, является материалом, доступным для понимания детьми разного школьного возраста.

В эксперименте участвовало 119 детей с разными типами онтогенеза, учащихся 311 классов интеграционной школы №1321 «Ковчег». Все дети распределились на две группы: первая группа - дети с нормальным онтогенезом, вторая группа - дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), и на 3 возрастные подгруппы: младший школьный возраст (3-5 классы) - подгруппа «норма»(13 человек) и подгруппа РАС (21

человек); средний возраст(6-8 классы) - подгруппа «норма» (17 человек) и подгруппа РАС (31 человек); старший школьный возраст - подгруппа «норма» (9-11 классы) (25 человек) и подгруппа РАС (12 человек).

В рассказе учитывалось наличие адекватной гипотезы, установление причинно-следственных связей, посчитывалось количество дополнительных вопросов за которыми стоит активность как проявления мотивационного компонента и количество побочных ассоциации, как проявление дефицитарности целенаправленности необходимых для полного отражения последовательности событий. Результаты обрабатывались с помощью качественно-количественного и статистического анализа, традиционных для нейропсихологии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования наглядно-образного мышления представлены с позиции анализа основных структурных компонентов: установления причинно-следственных связей на основе симультанного восприятия всех элементов сюжета, необходимых для формирования гипотез, мотивационного компонента и динамического аспекта у школьников всех возрастных подгрупп при нормальном онтогенезе и при расстройствах аутистиче-ского спектра.

Проанализируем возможности установления детьми причинно-следственных связей, когда их полнота соответствует адекватному пониманию смысла сюжетных картин. Невозможность или частичное установление причинно-следственных связей соответствует низкому или среднему уровню понимания, часто сочетающееся с выделением неадекватных причинно-следственных связей. Неадекватные причинно-следственные связи представляют собой всегда противоречащую изображенному сюжету фиксацию определенных отношений между элементами и персонажами, возникающую на основе либо житейского опыта, либо индивидуальных побочных ассоциаций. В некоторых случаях неадекватные причинно-следственные связи полностью замещают адекватные, а в других случаях имеется сочетание адекватных и неадекватных причинно-следственных связей. При анализе текстов мы выделяли как количество правильно установленных причинно-следственных связей (ПСС), так и количество неадекватных ПСС. В ряде случаев у одного ребенка при составлении устного рассказа наряду с правильными причинно-следственными связями, актуализировались и неадекватные ПСС, поэтому были высчитаны проценты правильных ПСС, и неадекватных для группы в целом.

Рассмотрим более подробно установление ПСС детьми разных экспериментальных групп методике по серии сюжетных картинок «Лягушки спрятались». Для полноценного понимания серии сюжетных картин необходимо выделение трех-четырех причинно-следственных связей.

В двух группах детей были выявлены неадекватные ПСС, которые формируются, с одной стороны, на основе трудностей гностической сферы, так как неправильно воспринятый образ приводит к трудностям интерпретации сюжета, а с другой - снижения целенаправленности мыслительной деятельности. Для анализа целенаправленности мыслительной деятельности был выбран параметр «вплетение побочных ассоциаций» при реализации рассказов в устной форме, как фактор, приводящий к «уходу» от последовательного целенаправленного изложения событий сюжета. При составлении рассказов в устной форме минимально присутствует возможность самоконтроля и самокоррекции, в силу фиксации внимания на незначительных деталях и включения их в рассказ.

В нашем экспериментальном исследовании при анализе текстов детей мы обратили внимание на тот факт, что наличие трех причинно-следственных связей обеспечивает достаточное понимание смысла сюжетных картинок. В дальнейшем мы будем рассматривать наличие четырех и трех ПСС как достаточное понимание, а две и меньшее количество - как неполное понимание смысла сюжетных картинок. Данный стимульный ма-

териал представляет определенную сложность интерпретации, так как в методике присутствует большее количество элементов сюжета, а значит и существует возможность различной трактовки вследствие определенной «провокации» на ошибку.

Рассмотрим выделение ПСС детьми группы с нормальным онтогенезом. В первой возрастной подгруппе полностью устанавливают ПСС 81,6% детей и от одной до двух ПСС выделяют 15,4%, также в этой подгруппе у 15,4% выявляются неадекватные ПСС. Возникновение неадекватных ПСС связано с трудностями ориентации в самом сюжете, и возникновении побочных ассоциаций, которые выявляются в данной подгруппе у 92,3% школьников, однако при разворачивании сюжета и составлении более подробного рассказа дети приходят к правильному пониманию и выделяют все ПСС.

В первой возрастной подгруппе детей с РАС полностью устанавливают ПСС значительно меньший процент учащихся, по сравнению с группой «норма» (4,8%), установление одной и двух ПСС доступно 33,3%. В данной возрастной группе выявляется высокий процент детей, не установивших ни одной ПСС (61,9%) и у 33,3% детей выявляются неадекватные причинно-следственные связи. (р<0,05). Наличие побочных вплетений имеет место у 95,2% младших школьников.

В среднем школьном возрасте при нормальном онтогенезе процент детей установивших достаточное количество ПСС несколько снижается и составляет 55,6% и 44,4% детей выделяют одну или две ПСС, в целом, можно говорить о положительных изменениях от первого ко второму возрасту, так как отсутствуют неадекватные ПСС. Процент детей с наличием побочных ассоциаций незначительно снижается, по сравнению с младшим возрастом и составляет 88,9% случаев. Вплетение побочных ассоциаций в группе «норма», как правило, связано с недостаточной ориентацией в понимании смысла сюжетной картинки и/или упрощением рассказа.

Во второй возрастной подгруппе детей с РАС, несмотря на повышение процента детей устанавливающих ПСС, остаются выраженные различия по сравнению со средними школьниками группы «норма». (р<0.05). Процент детей установивших четыре и три ПСС составляет 22,6%, установление малого количества ПСС доступно 22,6% и не устанавливают причинно-следственные связи, также достаточно высокий процент детей (54,8%), а неадекватные ПСС встречаются у 16,1% случаев. У школьников с РАС в средней группе повышается процент детей с побочными ассоциациями 93,5%.

В старшем школьном возрасте в группе «норма» выявляются следующие показатели: 76% детей выделяют все ПСС, остальные параметры распределяются равномерно по 12%. В старшем подростковом возрасте присутствуют побочные ассоциации, их процент составляет 44%.

В группе детей с РАС в третьей возрастной подгруппе по сравнению с группой «норма» процент детей, устанавливающих причинно-следственные связи, остается на низком уровне. (р<0,05). В старшем школьном возрасте выявляется несколько больший процент детей, которым доступно установление четырех и трех ПСС и составляет 25% и повышается процент старшеклассников, устанавливающих ограниченное ПСС (41,7%). Однако остается достаточно высоким процент детей, которым не доступно их установление (33,3%), как и во второй возрастной подгруппе в 16,1% случаев выявляются неадекватные ПСС, возникающие как следствие вплетения побочных ассоциаций, которых у старшеклассников доходит до 100%.

Сравнивая возможности мыслительной деятельности школьников с разными типами развития можно выделить следующие закономерности:

Основными особенностями возрастных изменений от младшего к старшему школьному возрасту в сфере мыслительной деятельности у школьников с нормальным онтогенезом являются:

- формирование значительного объема адекватных ПСС, приводящих к полному или почти полному пониманию смысла сюжетных картин, максимально присутствует

в младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью является познавательная активность, снижается в среднем школьном возрасте и возрастает к старшему школьному возрасту. Для подросткового возраста характерно сочетание достаточно полного и частичного понимания смысла;

- динамический аспект мыслительной деятельности остается недостаточно сформированным во всех возрастных диапазонах на материале побочных вплетений, при отчетливых положительных изменениях к старшему школьному возрасту;

- в основе выдвижения незначительного количества не адекватных ПСС лежат гностические трудности, требующие особого анализа.

Для детей с РАС возрастные изменения носят следующий характер:

- операциональная сторона в виде формирования адекватных причинно-следственных связей отчетливо дефицитарна: при первоначально низком уровне сфор-мированности наглядно-образного мышления имеются неравномерные позитивные возрастные изменения в виде незначительного улучшения полного понимания (3-4 ПСС) к старшему школьному возрасту и изменения всех вариантов установления ПСС (малого объема неадекватных ПСС и их отсутствия). Наиболее проблемными являются младший и средний школьный возраст;

- целенаправленность мыслительной деятельности как проявление ее динамического компонента является отчетливо дефицитарной независимо от возраста, что можно рассматривать как специфическую особенность психической деятельности школьников с РАС;

- характерной особенностью наглядно-образного мышления является часто встречающаяся у школьников всех возрастов невозможность установления каких-либо ПСС, проявляющаяся в формальном перечислении персонажей их действий.

Соотнесение полученных результатов исследования наглядно-образного мышления у детей с нормальным онтогенезом и расстройствами аутистического спектра с мор-фо-функциональными представлениями о высших психических функциях, позволяет делать вывод о неполной сформированности лобных отделов коры головного мозга в норме в отношении мотивационного и динамического компонентов мышления и при РАС - выраженной дефицитарности, как передних, так и задних отделов коры больших полушарий, поскольку дефицитарными являются наряду с мотивационным, динамическим аспектами и операциональная сторона мышления.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование на материале серии сюжетных картин позволяет рассматривать наглядно-образное мышление, как особую форму психической деятельности, которая подчиняется всем законам мыслительной деятельности, включающей основные структурные компоненты: мотивационный, операциональный и целенаправленность. При нормальном онтогенезе имеются положительные возрастные изменения в отношении всех структурных компонентов. Для школьников с расстройствами аутистического спектра характерна дефицитарность мотивационного компонента, целенаправленности и инактивности мыслительной деятельности при неравномерных позитивных возрастных изменениях операциональной стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.

2. Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.

3. Зинченко, В.П. Понимание как философско-методологическая проблема психологии / В.П. Зинченко // Методология психологии: проблемы и перспективы / под общ. ред. В.П. Зинченко. - СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. - С. 201.

4. Кравцова, К.А. Психологические условия формирования способности старшего

дошкольника к наглядному моделированию : дис. ... канд. психол. наук / Кравцова Кристина Анатольевна. - Самара, 2011 - 218 с.

5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 436

с.

6. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М. : Педагогика, 1977. -

277 с.

7. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.

8. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) / С.Я. Рубинштейн. - М. : Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2004. - 224 с.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (1982), Collected Works, Vol. 2. Problems of General Psychology, publishing house "Pedagogy", Moscow.

2. Gurova, L.L. (2005), The psychology of thinking, publishing house "PER SE", Moscow.

3. Zinchenko, V.P. (2012), "Understanding how the philosophical and methodological problems of psychology", In book The methodology of psychology: problems and prospects, Center for Humanitarian Initiatives, St. Petersburg.

4. Kravtcova K. A. (2011), Psychological conditions of formation of abilities of the senior preschool children for intuitive modeling, dissertation, Samara.

5. Piaget J. (1994), Speech and Thought of the Child, Pedagogy-Press, Moscow.

6. Poddiakov, N.N. (1977), Thinking preschooler, publishing house "Pedagogy", Moscow.

7. Rubinstein, S.L. (1958), About the thinking and ways of its study, publishing house "AS USSR", Moscow.

8. Rubinstein, S.Ya. (1998), Experimental methods psychopathology and experience of their application in the clinic (Practical Guide), publishing house of Institute of psychotherapy, St. Petersburg.

Контактная информация: Larionoval@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.