Научная статья на тему 'Психологическое исследование особенностей толерантного поведения'

Психологическое исследование особенностей толерантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1735
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОНИГИЛИЗМ / ЭТНОФАНАТИЗМ / ЭТНОЭГОИЗМ / ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / TOLERANCE / INTOLERANCE / ETHNO-NIHILISM / ETHNIC PHANATICISM / ETHNO-EGOISM / CONFLICT SITUATION BEHAVIOR / OVERCOMING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна, Фомина Татьяна Федоровна

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических особенностей толерантного поведения слушателей и курсантов университета МВД России. Целью исследования являлось определение специфики толерантного поведения обучающихся, в зависимости от характера ведущей деятельности, формы обучения и возраста. Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что психологические показатели и показатели толерантного поведения обучающихся, значимо различаются в зависимости от возраста, деятельности и формы обучения. Всего обследовано 50 курсантов очной формы обучения в возрасте 19-20 лет и 50 слушателей заочного обучения в возрасте от 22 до 32 лет. Для изучения психологических особенностей личности использовались методы и методики, позволяющие оценивать поведение в конфликтной ситуации, поведение в стрессовой ситуации, общую, этническую и личностную толерантность, типы этнической идентичности. Полученные результаты в целом подтвердили рабочую гипотезу. Выявлены достоверные отличия между исследуемыми психологическими показателями групп, установлены особенности проявлений толерантности и интолерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological research of features of tolerant behavior

The article represents the results of the theoretical-empirical study of psychological characteristics of the Russian St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs (MVD) cadet and student tolerant behavior. The purpose of the research was the specification of a tolerant behavior of the students depending on the character of the activity, the form of training and the age. The main hypothesis of the research implies that psychological indicators and tolerant behavior indicators significantly vary depending on the activity, the form of training and the age. 50 full-time students at the age of 19-20 and 50 part-time students at the age of 22-32 were surveyed. To study the personality psychological characteristics we used the methods and methodology providing the assessment of the behavior in a conflict situation, behavior in a stressful situation, general, ethnic and personal tolerance, types of ethnical identity. The results generally proved the working hypothesis. The distinct differences between the psychological characteristics of the groups, the peculiarities of the development of tolerance and intolerance were identified.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование особенностей толерантного поведения»

Психология

УДК 159.9.072

Н.А. Гончарова*, Т.Ф. Фомина**

Психологическое исследование особенностей толерантного поведения

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических особенностей толерантного поведения слушателей и курсантов университета МВД России. Целью исследования являлось определение специфики толерантного поведения обучающихся, в зависимости от характера ведущей деятельности, формы обучения и возраста. Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что психологические показатели и показатели толерантного поведения обучающихся, значимо различаются в зависимости от возраста, деятельности и формы обучения. Всего обследовано 50 курсантов очной формы обучения в возрасте 19-20 лет и 50 слушателей заочного обучения в возрасте от 22 до 32 лет. Для изучения психологических особенностей личности использовались методы и методики, позволяющие оценивать поведение в конфликтной ситуации, поведение в стрессовой ситуации, общую, этническую и личностную толерантность, типы этнической идентичности. Полученные результаты в целом подтвердили рабочую гипотезу. Выявлены достоверные отличия между исследуемыми психологическими показателями групп, установлены особенности проявлений толерантности и интолерантности.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этнонигилизм, этнофанатизм, этноэгоизм, поведение в конфликтной ситуации, преодолевающее поведение.

N.A. Goncharova*, T.F. Fomina**. Psychological research of features of tolerant behavior. The

article represents the results of the theoretical-empirical study of psychological characteristics of the Russian St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs (MVD) cadet and student tolerant behavior. The purpose of the research was the specification of a tolerant behavior of the students depending on the character of the activity, the form of training and the age. The main hypothesis of the research implies that psychological indicators and tolerant behavior indicators significantly vary depending on the activity, the form of training and the age. 50 full-time students at the age of 19-20 and 50 part-time students at the age of 22-32 were surveyed.

To study the personality psychological characteristics we used the methods and methodology providing the assessment of the behavior in a conflict situation, behavior in a stressful situation, general , ethnic and personal tolerance, types of ethnical identity. The results generally proved the working hypothesis. The distinct differences between the psychological characteristics of the groups, the peculiarities of the development of tolerance and intolerance were identified.

Keywords: tolerance, intolerance, ethno-nihilism, ethnic phanaticism, ethno-egoism, conflict situation behavior, overcoming behavior.

Известно, что 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Международным годом толерантности. Накануне, в декабре 1994 г., на улицах в крупных городах России был проведен опрос. Главным был вопрос: «Знаете ли вы, что такое толерантность?» Результаты опроса были невероятны: 85 % опрошенных (средний возраст 35-40 лет, мужчины и женщины) не смогли дать даже приблизительно верный ответ, остальные 15 % опрошенных (средний возраст 24 года, преимущественно студенты) определяли «толерантность»

* Гончарова, Наталья Андреевна, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат психологических наук, доцент, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. 8-921-444-74-31. E-mail: goncharova_n@bk.ru.

** Фомина, Татьяна Федоровна, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. 8-911-836-78-43, E-mail: fatzoes@yandex.ru.

* Goncharova, Natalia Andreyevna, associate professor of the department of legal psychology, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, Ph.D. in Psychology, lecturer. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8-921-444-74-31. E-mail : goncharova_n@bk.ru.

** Fomina, Tatiana Feodorovna, associate professor of the department of legal psychology, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, Ph.D. in Pedagogics, lecturer. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8-911-836-78-43. E-mail : fatzoes@yandex.ru.

© Гончарова Н.А., Фомина Т.Ф., 2013

как «терпимость». С этого времени осмысление понятия «толерантность» отечественными учеными осуществлялась на многочисленных конференциях, которые в 1995 г. проходили во многих городах России. Такой интерес к толерантности был вызван не только предложением ЮНЕСКО, но и этнополитическими процессами, которые набирали силу. Тема толерантности оказалась чрезвычайно заразительной для ученых различной направленности: психологов, социологов, педагогов, политологов, культурологов. Однако чем больше развивался интерес к толерантности, тем очевиднее было, что нет ничего в нашем мире неоспоримо однозначного, и очевиден вывод: без постановки практических задач проблема толерантности легко может стать демагогической и конъюнктурной.

Предлагаемая работа посвящена проблеме толерантности и интолерантности. Важно, что необходимость акцентировать внимание на консолидации гражданского общества, поддержке разнообразия, утверждении права всех людей быть разными, толерантно сосуществовать и взаимодействовать, чрезвычайно актуальна и сейчас. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества. Она проявляется в праве всех граждан быть различными, обеспечивая устойчивую гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Необходимость проведенного исследования продиктована рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и интолерантности у сотрудников ОВД в условиях роста социального разнообразия в России.

Анализ общекультурных компетенций ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям подготовки по юридическим специальностям показывает, что практически в каждом из них в качестве требований к результатам освоения основных образовательных программ выдвигается требование к толерантному поведению. Содержание общекультурной компетенции (ОК-3) ФГОС ВПО по направлению подготовки «Правое обеспечение национальной безопасности», а также ФГОС ВПО по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» гласит, что выпускник должен обладать способностью «уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия» [3; 4]. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология служебной деятельности» предлагает более расширенную компетенцию (ОК-2): формировать «способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия» [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует высшие учебные заведения на формирование толерантной личности, что представляется возможным через отработку необходимых коммуникативных навыков, позволяющих осваивать способы позитивного взаимодействия, способы решения конфликтных ситуаций, развитие способностей успешной коммуникации, развитие социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости, социальной чувствительности, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Значимость данных компетенций для профессий социономической сферы не вызывает сомнений. Деятельность сотрудников органов внутренних дел - это прежде всего сфера межличностного взаимодействия, предполагающего широкий круг взаимоотношений с лицами различных социальных, культурных и демографических особенностей. Межличностная толерантность обеспечивается осознанным контролем за эмоциями, поведением в критических ситуациях, проявлениями агрессии, психическими состояниями, которые отвечают за позитивное отношение к другим людям. Толерантное отношение к различным явлениям действительности отличается направленностью личности на просоциальные активные стратегии в решении задач, в том числе и профессиональных. Сформированная толерантность позволяет произвести корректировку самооценки, развить чувство собственного достоинства и уважения достижений других, производить анализ и познание способов преодоления кризисных и конфликтных ситуаций. Основное содержание понятия «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) в словарях трактуется с различных научных позиций. Так, социологический словарь дает толкование данному феномену как качеству терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности [10]. В психологическом словаре под толерантностью понимаются свойства личности, среди которых ведущими являются терпеливость, выносливость, психическая устойчивость, проявляющиеся при наличии фрустраторов и стрессоров и сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [10]. Психологическое содержание толерантности выражается в ослаблении или отсутствии реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании.

Проявляется толерантность в межсубъектных отношениях и заключается не только в терпимом отношении, но и в активном проявлении своего отношения к другим людям, культуре, ценностям, а также осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Одним из центральных в понимании толерантности является субъективное принятие, адекватное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Таким образом, анализ содержания понятия толерантности показывает, что толерантное поведение является социальной ценностью, обеспечивающей права человека, свободу, безопасность и гуманистические идеалы. Именно на данные позиции указывает и Федеральный Закон о полиции (гл. 1, ст. 1 п. 1 «Назначение полиции»): «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства...» [9].

Собственно, толерантную направленность деятельности полиции устанавливает и положение гл. 2 Закона о полиции. Так, в п. 1 ст. 7 «Беспристрастность» прямо указано, что «полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [9]. В той же главе п. 3 указывает толерантное содержание деятельности сотрудника полиции: «Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» [9].

Наиболее глубоко вопросы толерантного поведения сотрудника органов внутренних дел обозначены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Так, ст. 6 в определении профессионально-этических норм ориентирует сотрудника на нравственные принципы «толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев» [2]. В содержании ст. 7 Кодекса, устанавливающей нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел, рекомендуется «относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания» [2].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предъявляет высокие требования к личности в силу того, что протекает в условиях повышенной напряженности, повышенной ответственности, и множественности стимулов, оказывающих отрицательное воздействие на психику. Глубокое переживание большого количества отрицательных эмоций в процессе повседневного выполнения служебных обязанностей, общение с лицами асоциальной направленности неизбежно оказывают негативное воздействие на все психические свойства личности, в первую очередь, ее направленность. Поэтому в качестве ведущих профессионально значимых качеств сотрудника органов внутренних дел исследователи указывают устойчивость личности различной направленности. Необходимость обладания морально-психологической устойчивостью отмечается в ст. 15 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел [2]. Профессиональная толерантность является ведущим профессиональным качеством сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающим гуманное профессиональное общение, формирование устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды, сохранение собственных психологических ресурсов и выработку компетенций в преодолении трудностей в различных сферах психической деятельности.

Исследования, проведенные в Санкт-Петербургском университете МВД России в 2012 г., показали, что при статистическом анализе профиля профессиональных компетенций в качестве ведущих для всех подразделений органов внутренних дел эксперты указали компетенции, отражающие показатели конфликтоустойчивости и психической уравновешенности [6]. Особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют от специалиста сохранения работоспособности при воздействии фрустрационных факторов, контроля эмоциональных проявлений в стрессовых условиях, сообразных действий при угрозе и возникновении конфликтов.

Нетрудно заметить, что в основании всех рассмотренных теоретических и нормативных позиций находится феномен толерантности как формы поведения, как способа решения задач, как свойства личности. Поэтому толерантность как предмет психологического исследования, несмотря на многочисленные упоминания ее значимости в целом, остается актуальной для глубокого изучения. Проблема остается недостаточно изученной, неполно описанной в профилях специализаций юридических специальностей, что определяет актуальность проведенного нами исследования.

В исследовании приняли участие курсанты III курса очной формы обучения и слушатели I курса заочной формы обучения - в основном сотрудники органов внутренних дел. Всего в исследовании приняли участие 100 человек.

В ходе исследования была использована батарея тестов, позволяющих получить количественные значения и направленных на определение уровня сформированности личностной, социальной и этнической толерантности, развития этнического самосознания личности, особенностей преодолевающего поведения и поведения в конфликтных ситуациях.

Для выявления уровня сформированности личностной, социальной и этнической толерантности использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [7]. Основное содержание опросника составили утверждения, позволяющие отразить как общее отношение личности к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам -меньшинствам, психически больным людям, нищим, коммуникативные установки - уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству.

Изучение особенностей этнического самосознания производилось при помощи методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [7]. Разработана она в 1994 г. специально для изучения феноменов этнической идентичности личности. Применение данной методики позволяет выявлять уровень негативизма и степень выраженности различных агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам. Данный факт существенно важен для выполнения профессиональных обязанностей в сфере правоохранительной деятельности, особенно в столь многонациональной стране, как Российская Федерация, с ее глобальными миграционными процессами, происходящими на постсоветском пространстве. В результате проведенного исследования типов этнической идентичности были получены количественные показатели по шести шкалам: «этнонигилизм», «этническая индифферентность», «норма (позитивная этническая идентичность)», «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм». Все полученные значения были подвержены качественному анализу.

Далее в нашем исследовании мы обратились к методике исследования предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [8]. Интерес к использованию данного теста был определен в силу того, что толерантное поведение подразумевает в первую очередь относительно идеальное и бесконфликтное существование. Очевидно, что в поведении важно знать способы разрешения конфликтов и владеть навыками предупреждения и прогнозирования конфликтных ситуаций. Однако это уже задачи коррекционной работы с конфликтными личностями. В свое время автор данной методики сам пришел к выводу о том, что гораздо важнее для исследования изучение продуктивных и деструктивных форм поведения людей в конфликтной ситуации и последующее стимулирование таких форм, которые ведут к кооперации с другими людьми, повышению качеств внимания к интересам других, созданию условий для сотрудничества. Поэтому К. Томас выделил 5 основных способов поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Толерантное поведение сотрудников органов внутренних дел чаще всего востребовано в ситуациях, отличающихся повышенной эмоциональностью, остротой взаимоотношений, напряженностью деятельности, большим количеством стрессоров. В подобных условиях возникает необходимость контроля над собственными эмоциональными процессами и применения такой стратегии поведения, которая позволяет максимально обеспечить продолжение взаимодействия в профессиональной сфере «человек-человек». Поэтому для изучения стратегий поведения мы обратились к методике «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С. Хобфолла, которая позволяет получить количественное выражение таких значимых характеристик поведения личности, как агрессивное и асоциальное [1]. Интерес представляет шкала методики, обозначенная как «ассертивные действия». Ассертивное поведение включает широкий спектр явлений толерантного содержания, и прежде всего это личная ответственность за собственное поведение, демонстрация уважения к другим на основе самоуважения, наличие позитивной установки и уверенности. Кроме указанных позиций, методика позволяет определить еще шесть поведенческих моделей: вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия.

В эмпирической части нашего исследования было проведено сравнение значений показателей толерантного поведения, полученных на выборках курсантов и слушателей вуза МВД. В сравнении значений показателя общего индекса толерантности значимых различий между группами не выявлено. Анализ средних значений по группам показал равную умеренную выраженность толерантного поведения, в соответствии с методикой «средний уровень», представлен он в нашем исследовании значениями 83,5 ± 10,8 в старшей возрастной группе слушателей, и 85,4 ± 8,32 в младшей возрастной группе курсантов. Полученные результаты свидетельствуют о сочетании двух тенденций, проявляющихся в поведении респондентов - толерантных и интолерантных. В некоторых ситуациях исследуемые лица могут проявлять устойчивое толерантное поведение, однако в зависимости от неких субъективных

критериев и объективных ситуаций это поведение может быть выражено интолерантными поступками.

Также равнозначными в обеих группах представлены показатели этнической и социальной толерантности. В общей доле соотношения баллов этническая и социальная толерантность представлены практически одинаковыми значениями и составляют в группе слушателей соответственно по 33 % на каждую шкалу (ЭТ 27,3 ± 7,9 балла, СТ 27,6 ± 4,6 балла), в группе курсантов по 31 % (ЭТ 26,6 ± 4,8 балла, СТ 26,8 ± 4,7 балла). Этническая и социальная толерантность респондентов выражена значениями, свидетельствующими о равномерной представленности в личности различных толерантных установок, указывающих на готовность группы и отдельного представителя признать и уважать чужую культуру, традиции, коммуникативные модели поведения и ценности. Количественное выражение значений позволяет предположить наличие особенностей деятельности и поведения, направленных на установление равновесных отношений и эмпатийных способностей в ситуациях, требующих толерантного реагирования.

Значимые различия между значениями показателей исследуемых групп выявлены по шкале «толерантность как черта личности». В группе курсантов выраженность данного показателя достоверно выше (при р<0,05). Значение личностной толерантности в группе слушателей представлено средним баллом 28,5 ± 8,6, в группе курсантов средний балл равен 31,9 ± 4,8. Следовательно, в большей степени к толерантному поведению склонны представители младшей возрастной группы. Представители старшей возрастной группы в соответствии с полученными достоверными различиями характеризуются с позиций интолерантности. В ходе исследования толерантного поведения были проведены сравнения значений каждой шкалы между собой на основе Т-критерия Стьюдента. Полученные результаты представляют существенный интерес. Несмотря на то, что общий индекс толерантности в каждой группе находится на «среднем уровне» - в соответствии с методикой, значимые различия в каждой группе между шкалами неоднозначны. Так в группе слушателей, ведущей деятельностью которой является профессиональная деятельность, старшая возрастная группа, значимых различий между значениями этнической, социальной и личностной толерантности не выявлено. В группе курсантов, ведущей деятельностью которой является учебная деятельность, выявлены значимые различия между значениями личностной и этнической толерантности (при р<0,0001), личностной и социальной толерантности (при р<0,005). Личностная толерантность выступает в качестве базовой в определении способов толерантного поведения курсантов.

Содержательные характеристики толерантности как черты личности позволяют характеризовать лиц, составляющих выборку курсантов, с позиции толерантной личности, для которой характерно знание о самом себе, адекватность самооценки, самокритичность, ответственность. Толерантность как черта личности предполагает, что такие люди знают о своих достоинствах и недостатках, не всегда удовлетворены собой в реальности и стремятся к идеальному представлению о себе, что позволяет им поддерживать потенциал саморазвития. Противоположный полюс толерантности - интолерантность. Она представлена чертами личности, которые свидетельствуют о совпадении представлений о себе реальном и идеальном. Слабое знание своих личностных особенностей провоцирует поведение, направленное на обвинение других, нетерпимость и ожидание угрозы своей личности, ориентации на других в принятии решений, уход от ответственности, делении мира на «своих» и «чужих».

Полученные результаты получили свое подтверждение в ходе количественного и качественного анализа данных исследования типов этнической идентичности. В целом респонденты обеих групп наибольшее количество баллов набрали по шкале «норма (позитивная идентичность)», что для представителей одной и другой возрастной группы является доминирующим, наиболее выраженным типом, значимо отличающимся от всех других типов. В группе курсантов это выражено в значениях 15,1 ± 3,0 балла, в группе слушателей в значениях 16,3 ± 2,7 балла. Независимо от возраста, вида обучения, ведущей деятельности респонденты обладают позитивным отношением к собственному народу и к другим народам. Полученные значения являются показателем определенного баланса толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, что позволяет респондентам стабильно сосуществовать на условиях межкультурного взаимодействия в полиэтнической среде.

В равной степени установлена выраженность значения по шкале «этнонигилизм». Значения по данному типу самые низкие в обеих группах (2,9 ± 1,9; 3,0 ± 2,5), что интерпретируется как отсутствие стремлений к поиску этнической отделенности. Низкие значения по шкале «этническая индифферентность» (9,3 ± 3,2; 9,8 ± 2,0) также являются показателем неактуальности проблемы этничности, размывания данного понятия для сознательного и активного поведения.

Интерес представляют показатели, значения которых достоверно различаются при сравнении результатов статистических данных. Так значения типов идентичности «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» не являются высокими, что свидетельствует о слабой выраженности таких форм толерантного поведения. Однако при сравнения значений двух групп были выявлены значимые различия (при р<0,005) между показателями. Следовательно, речь идет

о достоверно разных способах толерантного поведения представителей обеих групп. Сравнение значений по шкале «этноэгоизм» позволило определить различия на уровне значимых при р<0,005. Средние значения в группах выражены баллами 7,2 ± 4,6 - в группе слушателей, 3,9 ±2,6 - в группе курсантов. Как видно, в старшей возрастной группе значения достоверно выше, что позволяет отметить в толерантном поведении лиц данной группы наличие таких форм поведения, которые выражаются в безобидной форме на вербальном уровне, раздражительности в общении с представителями других этнических групп, напряженности в оценке проблем не титульной нации.

Анализ значимых различий по шкале «этноизоляционизм» позволил выявить различия при р<0,01, средние значения в группе слушателей - 5,9 ± 3,7; в группе курсантов - 4,2 ± 2,2. Наибольшая выраженность по данному типу идентичности определяется в группе слушателей, что выражается в установках на превосходство своего народа, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобии. Соответственно, в группе курсантов таких явлений не наблюдается, и интерпретация может быть с полным основанием противоположной. Крайние проявления интолерантности выражаются в явлениях этнофанатизма. В исследовании по данной шкале также получены значимые различия между значениями показателей групп. Средние значения в группе слушателей представлены баллами 8,5 ± 4,7; в группе курсантов - баллами 6,5 ±3,9; различия на уровне р<0,05. На основании полученных данных следует констатировать, что лица, стоящие на такой позиции, готовы идти на любые действия во имя этнических интересов, признают и оправдывают приоритет социальных привилегий, прав только для собственного народа.

Более высокие значения по указанным трем шкалам интерпретируются согласно методике в качестве показателей деструктивности в межэтнических отношениях. Наблюдается относительная деформация этнического самосознания по типу гиперидентичности.

В рамках проведенного исследования актуальным представляется определить формы поведения личности в конфликтной ситуации. Анализ значений, полученных в исследовании показателей поведения в конфликтной ситуации, показал идентичность уровней поведения разной направленности. Значимых различий между значениями, полученными по каждой выборке, не установлено, поэтому в характеристике поведения в конфликтной ситуации респондентов определяются средний и низкий уровень. Выраженность значений по шкалам «соперничество», «конформизм» и «приспособление» соответствует среднему уровню и свидетельствует об умеренной настойчивости в стремлении отстаивать собственное мнение, способности находить конструктивные решения при разрешении кризисных ситуаций, занять нейтральную позицию в целях сохранения отношений и снятия напряженности.

Анализ значений по шкалам «сотрудничество» и «избегание» показал, что в обеих группах значения соответствуют низкому уровню, что, согласно методике, характеризует поведение респондентов как лиц, не стремящихся к сотрудничеству, не склонных учитывать интересы обеих сторон при конфликте, акцентировать внимание на спорных вопросах. Представители обеих групп не ориентированы на избегание конфликта, однако и разрешение конфликта видят не в сотрудничестве, а в большей степени в соперничестве. Между тем, именно тактика сотрудничества является наиболее конструктивной в системе толерантного поведения.Толерантное поведение предполагает наличие устойчивой способности человека к управлению собой, к произвольному контролю собственных действий и планированию поведенческих стратегий. Стратегии в ситуациях требующих толерантного реагирования, направлены также на приложение усилий к восстановлению потерянного контроля за счет выбора просоциальных, активных, асоциальных или пассивных форм поведения. В контексте нашего эмпирического исследования получены достоверные различия между значениями исследуемых групп в выборе стратегий поведения в стрессовой ситуации. Высокий уровень по шкале «ассертивные действия» выявлен в группе курсантов. Средние значения по группе находятся на уровне 23,5 ± 2,5, что позволяет отметить в качестве особенностей их поведения стремление отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях, уважая при этом интересы других. Характерная для данной стратегии направленность на сотрудничество в стрессовой ситуации в определенной степени наблюдается и в значениях группы слушателей при средних баллах по группе 22,0 ± 4,48. Однако различия между группами достоверны при р<0,05.

Респонденты группы курсантов в большей степени ориентированы на установление социальной связи, основанной на дружбе, эмпатии, альтруизме, поддержке. Это является свидетельством различия по шкале «вступление в социальный контакт». Сравнение средних значений группы курсантов (26,0 ± 1,9) и группы слушателей (23,6 ± 3,6) показало, что степень выраженности преодолевающего поведения в группе курсантов значимо выше при р<0,001 и имеет просоциальную направленность.

Значимые различия определены по шкале «агрессивные действия» при р<0,05. Сравнение средних значений позволяет отметить более высокие значения в группе слушателей (старшая возрастная группа) - 15,5 ± 4,6 баллов. Для респондентов данной группы характерным в стрессовой ситуации является асоциальное поведение, давление на других и конфронтация. В группе курсантов

значения находятся на уровне низких - 13,7 ± 3,5, что обеспечивает им выход из сложных ситуаций, в минимальной степени направленный на причинение ущерба другим.

В целом для респондентов обеих групп характерны стратегии поведения просоциальной направленности, выраженные в поиске социальной поддержки (средний уровень), прямой направленности, свидетельствующей об отсутствии импульсивности, пассивной направленности - избегания и непрямой направленности - манипулятивных действий (низкий уровень). В обеих группах определен средний уровень асоциальных действий (17,1 ± 4,7; 17,0 ± 5,1), подразумевающий наличие стратегий, направленных на нарушение социальных и этических норм поведения, негуманные и циничные действия.

Таким образом, результаты нашего теоретико-эмпирического исследования позволили прийти к следующим выводам.

1. Психологическое исследование феномена толерантного поведения обладает наиболее насыщенным потенциалом для осмысления толерантности как системного качества личности, в котором изучению и последующему развитию могут подвергаться любые психологические явления индивидуальной жизни человека. Это определяется многообразием форм и видов толерантности, сложностью и многомерностью проявлений толерантности, особенностями толерантности как социального предзаданного норматива отношений в обществе, в отличие от генетической данности. Поэтому толерантное поведение личности в определенной степени представляет собой общезначимую ценность, обладающую свойствами свободного выбора, в котором ведущими компонентами являются не механические внешние декларативные воздействия и принудительное поведение, а осознанная и осмысленная активность, направленная на взаимодействие с другими людьми, поиск конструктивного начала, свобода и ответственность, понимание правового аспекта многомерности и многообразия взаимоотношений с миром.

2. Особенности изучения толерантности той или иной личности, группы людей заключаются в том, что невозможно однозначно утверждать, толерантной или интолерантной она является. Совокупность черт, которыми должен обладать толерантный человек, традиционно в психологии можно разделить на основании трех критериев, каковыми являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, в каждом из которых логично будет установить меру, уровень проявлений толерантности в процессе специального исследования.

3. Изучение особенностей толерантного поведения курсантов и слушателей вуза МВД на уровне когнитивных представлений позволило определить степень проявлений толерантности, равную умеренной выраженности, так называемый «средний уровень», детерминируемый двумя тенденциями - толерантными и интолерантными, зависимыми от субъективных критериев и объективных ситуаций. Такое положение представляется вполне благополучным, адекватным в силу того, что безграничная толерантность несет угрозу сохранению индивидуальности человека и может привести к снижению качеств сопротивляемости.

4. Анализ когнитивного аспекта толерантности позволил установить, что курсанты и слушатели склонны признавать иную культуру и выражают готовность уважать чужие традиции, формы самовыражения и ценностное многообразие человеческой индивидуальности. Такая готовность проявляется и в соответствующих способах поведения, направленных на установление конструктивных отношений в ситуациях, требующих толерантного реагирования.

5. Исследование уровня толерантности как черты личности показало выраженность данного свойства в группе курсантов, ведущей деятельностью которых является учебная деятельность. Это предполагает наличие знаний о собственных достоинствах и недостатках, адекватность самооценки, самокритичность, ответственность (достоверность различий значений показателя с группой слушателей на уровне р<0,05). Соответственно, в группе слушателей, ведущей деятельностью которых является профессиональная деятельность, данное качество близко к уровню интолерантности. В основе такого поведения лежит компонент непосредственного эмоционального реагирования в критической ситуации, построенного на знании норм, но при отсутствии знаний о своих личностных особенностях и способностях к самоуправлению. Когнитивные представления о норме отвергают возможность иных взглядов, поэтому слушатель (сотрудник ОВД) эмоционально не принимая разнообразия коммуникативных форм иного поведения, проявляет защитные формы реакций, направленные на противопоставление, обвинение, деление мира на «своих» и «чужих».

6. В проведенном исследовании установлено, что, независимо от возраста, вида обучения, ведущей деятельности, у курсантов и слушателей сформирована этническая идентичность, положительное отношение к собственной и к другим этническим группам. Однако типы этнической идентичности «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» в большей степени выражены в группе слушателей (при р<0,05), что свидетельствует о деструктивности в межэтнических отношениях, деформации этнического самосознания по типу гиперидентичности.

7. Когнитивные и эмоциональные компоненты толерантности наиболее значимо проявляются при возникновении противоречий, столкновении ценностей, расхождении мнений в конфликтных ситуациях.

Собственно, толерантное поведение характеризуется способностью не актуализировать конфликт. В рамках проведенного исследования установлено наличие способности наших респондентов обеих экспериментальных групп находить конструктивные решения при разрешении конфликтных ситуаций, стремление занять нейтральную позицию в целях сохранения отношений и снятия напряженности. Однако разрешение конфликта видят не в сотрудничестве, а в большей степени в соперничестве.

8. Посредством анализа эмоционально-поведенческого компонента толерантности, сущность которого определяется способностью преодолеть эмоциональное напряжение и управлять собственными тревожными переживаниями в моменты толерантного реагирования, в значениях группы курсантов установлен высокий уровень ассертивных действий, а также действий, направленных на вступление в социальный контакт. Особенностью такого поведения является стремление отстаивать свои интересы, уважая при этом интересы других, направленность на сотрудничество, установление социальной связи, основанной на дружбе, эмпатии, альтруизме и поддержке. Для респондентов группы слушателей характерным способом поведения в стрессовой ситуации является агрессивное поведение, давление на других и конфронтация (различия со значениями группы курсантов при р<0,05). Для группы курсантов поведение, направленное на причинение ущерба другим, не является характерным. Однако именно такое поведение в большей степени привлекает внимание социума и требует активизации нормативно-правовых знаний, проявления способностей к сосуществованию, применения коммуникативных умений.

Таким образом, поведенческий компонент в ситуациях толерантного реагирования в наибольшей степени подвержен реальному наблюдению и в силу эмоционально обусловленных особенностей его восприятия привлекает внимание общественности. Уровень толерантности в определенной степени зависит от наличия когнитивных представлений о нормах и позитивных ориентирах, которые обеспечивают понимание идей, интерпретацию, изменение мышления и коррекцию поведения. Однако зрелая толерантность в наибольшей степени выражена в личностном компоненте как системообразующем факторе и внутренней эмоциональной готовности к выбору соответствующего ценностно-смыслового поведения с устойчивой личностной позицией.

Список литературы

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2007. - 448 с.

2. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ т 14 января 2011 г. № 20 об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 39 об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 67 об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»).

6. Пряхина, М. В., Душкин, А. С., Мартиросова, Н. В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012. - 136 с.

7. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой -М.: Смысл, 2008. - 172 с.

8. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - Т. 2. - М., 2001. - С. 69-77.

9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в редакции от 25 июня 2012 г.) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

10. Толерантность // Социологический словарь. [Электронный ресурс]. Сайт «Энциклопедии. Словари». - Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Tolerantnost-9001.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.