Научная статья на тему 'Кросскультурное исследование особенности толерантности у жителей России и Ирана'

Кросскультурное исследование особенности толерантности у жителей России и Ирана Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
310
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / SUBJECTIVITY AND AUTHORITARIAN PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нури Тайебех

В статье рассмотрены кросскультурные особенности толерантности на материалах иранской и российской культуры. Обсуждается степень толерантного или интолерантного различия и сходства между двумя культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-cultural research of tolerance feature of Russian and Iran residents

In this study the cross-cultural features of tolerance on the material of Iran and Russian culture is considered. We need to take into account that the comprehension of tolerance is different in various countries and depends of the culture, traditions, historical experience and religion. Nevertheless, the goals of scientific study are making us to take one, more or less acceptable tolerance definition. In the paper we are studying the level of tolerant or intolerant likeness and difference between two cultures.

Текст научной работы на тему «Кросскультурное исследование особенности толерантности у жителей России и Ирана»

Нури Тайебех

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ И ИРАНА

В статье рассмотрены кросскультурные особенности толерантности на материалах иранской и российской культуры. Обсуждается степень толерантного или интолерантного различия и сходства между двумя культурами.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, коммуникативная толерантность, этническая идентичность, субъективность, авторитарная личность.

Толерантность как терпимость и способность к установлению и поддержанию благожелательных отношений с другими людьми, в том числе отличающимися в свете принятых норм и мнений, стала предметом интенсивного изучения в конце ХХ в. Толерантность/интолерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами. Поэтому толерантность явилась для нас одной из ключевых социально-психологических характеристик при исследовании межкультурных взаимодействий.

Понятие «толерантность» имеет множество определений и значений. Как отмечает В.В. Бойко, «коммуникативная толерантность - это совокупность отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимо-действию»1. Противоположная толерантности интолерантность проявляется в нетерпимости, агрессии, ненависти. В разных странах толерантность понимается неодинаково и зависит от особенностей культуры, традиций, исторического опыта и религии народов. Человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интоле-

© Нури Тайебех, 2010

рантные поступки. Тем не менее склонность к толерантному или интолерантному поведению является относительно устойчивой личностной чертой. Есть основания полагать, что формирование этой личностной характеристики и ее особенностей существенно зависит от культурной составляющей. Поэтому эмпирическое изучение кросскультурных особенностей толерантности позволит получить данные, уточняющие психологическое содержание этого понятия и отличительные проявления толерантности у людей из разных стран и существенно разных культур.

Согласно Мацумоту, «культура - это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения разделяемых на группы людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникации»2. Во всех ли культурах существует понятие толерантности? Социальные психологи все больше осознают потребность кросскультурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной, и нам необходимы кросскультурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для иных культур. Другая причина - желание избежать этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» для человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение, и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросскультурная психология может помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.

Предпринятые исследовательские поиски в этом направлении на материале сравнения данных, полученных в Иране и в России, дали обнадеживающие результаты. Для определения психологических аспектов толерантности были применены следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности»; «Типы этнической индентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); опросник «Шкала фашизма» (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д.Дж. Левинсон, Р. Сэнфорд)3; тест общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); тест «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер)4.

В исследовании приняли участие 450 человек, из них 250 были жителями Ирана, а 200 человек проживали в России. В иранской выборке было 46% женщин и 54% мужчин, средний возраст 24,93 лет, в российской выборке испытуемых женщин было 69%, а мужчин 31%, средний возраст 22,65 лет. В исследовании учитывался также уровень образования обследованных лиц. В подавляющем большинстве как в России, так и в Иране это были люди с высшим или неполным высшим образованием. Полученные в ис-

Низкий Средний Высокий

Рис. 1. Уровень коммуникативной толерантности русских испытуемых

следовании эмпирические материалы довольно обширны по изучавшимся параметрам, свойствам и объему полученных данных. Общая гипотеза о значимой связи толерантности с культурой той или иной страны подтвердилась. Были выявлены статистически значимые различия по изучавшимся параметрам у испытуемых из Ирана и России. В то же время по ряду показателей таких различий не обнаружилось, что говорит о наличии общечеловеческих ценностей и общих установок сознания у людей, принадлежащих к столь различным культурам. По каким-то свойствам более высокие показатели были зафиксированы у русских испытуемых, а по другим более высокий уровень был отмечен у испытуемых из Ирана. Так, среднее значение индекса толерантности в русской группе (86,83) оказалось выше, чем в иранской (78,48), но и тот и другой показатели относятся по методике «Индекс толерантности» к среднему уровню развития толерантности. Сравнение показателей коммуникативной толерантности по 9 параметрам, предусмотренным этой методикой, позволило выявить как значимые различия, так и совпадения в некоторых показателях в русской и иранской группах. Так, русские испытуемые более склонны рассматривать себя как эталон при оценке других людей. Они чаще судят о партнерах по общению, руководствуясь своими привычками, установками, настроениями. А вот нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту более выражена у иранских испытуемых. В то же время они в меньшей степени демонстрируют неприятие или непонимание индивидуальности другого человека. Общие показатели коммуникативной толерантности свидетельствуют, что в иранской группе они находятся на среднем уровне, а в русской -на высоком, однако, например, низкий уровень в иранской группе обнаружили 5,22% испытуемых, тогда как в русской - 7% (см. рис.1, 2).

80%

20%

60%

40%

0%

Series 1

Низкий Средний Высокий

Рис. 2. Уровень коммуникативной толерантности иранских испытуемых

Примечательно, что уровень коммуникативной толерантности у женщин выше, чем у мужчин, как в русской, так и в иранской группах.

Соотношение толерантных и интолерантных лиц у жителей Ирана и России определялось на основе методической разработки «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой с помощью критерия и-Манна-Уитни (см. табл. 1). Оказалось, что у русских показатель по типу «нормы» и «этнической индифферентности» выше, чем у иранских. Это значит, что у русских испытуемых в целом меньше акцентированность на этничности. Г.У. Солдатова пишет: «К толерантным лицам мы отнесли тех респондентов, у которых доминирует этническая идентичность по типу "нормы", либо по типу "нормы" и "этнической индифферентности" одновременно»5.

Группу интолерантых лиц составили респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности». Сюда вошли также респонденты, у которых наряду с гиперидентичностью выделяются показатели либо «нормы», либо «этнической индифферентности», либо и то и другое одновременно.

В то же время наиболее выражены гиперидентичные (этноэго-изм, этноизоляционизм, этнофанатизм) трансформации этнического самосознания у иранцев.

У иранских испытуемых права нации всегда выше прав человека, так же как и необходимость очищения культуры своего народа от влияния других культур. И нередко установки на чувство превосходства своего народа над другими у иранцев связаны с негативными установками на межнациональные браки. Кроме того, иранцы считают, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа.

Таблица 1

Описательная статистика различия по шкалам опросника типов этнической идентичности жителей России и Ирана (N=200)

Шкалы Среднее значение Leven's test for equality of variances t-test for equality of means

Россия Иран F sig t Sig (2-tai-led) mean difference

Этнонигилизм 3.58 7.48 4.44 .038 -3.707 .000 -3.040

Этническая 10.20 8.2 5.27 .024 2.305 .024 2.066

индифферентность

Норма 16.93 12.4 4.001 .049 5.004 .000 4.500

Этноэгоизм 4.96 6.88 .681 .412 -2.740 .008 -1.846

Этноизоляционизм 4.38 10.70 3.26 .075 -6.892 .000 -6.160

Этнофанатизм 6 9.76 .849 .360 -3.783 .000 -3.593

По сравнению с русскими испытуемыми гиперидентичность иранских испытуемых, отражение их группового стремления к доминированию на своей этнической территории, к историческому опыту, к традиционной культуре, к религиозным убеждениям, к ассоциированности со своими этническими группами по разным параметрам повышена. Меньшая гиперидентичность у русских испытуемых подтверждает, что этническая принадлежность для русских не так значима, как для иранцев. Согласно данным исследования, разделение по этническому признаку русских ведет к тому, что они не считают свой народ не лучше и не хуже других народов и любят свой народ, но уважают языки и культуры других народов. В целом русские испытуемые стремятся в первую очередь сохранить свой социально-профессиональный статус и поэтому демонстрируют более высокий уровень этнической толерантности.

Были исследованы параметры авторитарной личности (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д.Дж. Левинсон, Р. Сэнфорд) (табл. 2). Получены значимые различия и совпадения некоторых показателей для иранских и русских испытуемых. Так, иранские испытуемые более, чем русские, склонны к подчинению авторитетам, например авторитетам родителей, старших, вождей, сверхъестественной силе. На мой взгляд, это больше можно наблюдать между взрослыми в традиционных семьях в Иране. Они считают,

Таблица 2

Описание статистически значимых различий по шкалам фашизма у иранских и русских испытуемых (N=125)

Среднее Leven's test t-test for equality

Шкалы значение for equality of means

of variances

Рос- Иран F sig t Sig Mean

сия (2-tai- diffe-

led) rence

Консерватизм 15.65 17.46 173 .679 -3.906 .000 -3.441

Автоподчинение 29.08 33.89 639 .427 -2.623 .011 -4.291

Автоагрессия 33 34.79 .584 .124 -1.999 .050 -3.406

Антиинтрацепция 13.83 17.20 .427 -4.449 .000 -3.937

Суеверия и стереотипия 22.77 24.72 739 .393 -1.288 .202 1.487

Комплекс власти 24.8 24 030 .862 .571 .570 .756

Деструктивность 7.4 10.25 .352 .249 -2.830 .006 -4.468

Проективность 16.85 18.80 348 .557 -1.351 .181 -1.600

Преувеличенная 11.74 14.02 .431 .236 -2.452 .017 -2.434

озабоченность

сексуальной жизнью

Общая сумма 175.12 195.13

что послушание и уважение к авторитету - важнейшие добродетели, которым должны научиться дети, и стране нужны самоотверженные вожди, которым народ может доверять, нужны больше, чем законы.

Авторитарная агрессия более выражена у иранских испытуемых. Они считают, что молодежь больше всего нуждается в строгой дисциплине, твердой решимости и воле работать и бороться ради семьи и отечества. Тот, кто оскорбляет честь, в любом случае должен быть наказан. Например: сексуальные преступления заслуживают большего наказания, чем просто тюрьма; таких преступников надо публично бить плетью или наказывать еще суровее. Строго наказываться должны и лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, так как они, по мнению иранцев, не лучше, чем другие преступники. В иранской выборке также демонстрируется преувеличенное отношение к сексуальной жизни, притом как к своей, так и чужой. По мнению испытуемых, сексуальная рас-

пущенность древних греков в римлян - детские шалости по сравнению с тем, что происходит даже в тех кругах, где этого меньше всего следовало ожидать.

В соотношении комплекса власти значимых различий между русскими и иранцами нет. Обе группы предполагают, что слабость и трудность не остановят нас, если у нас достаточно силы воли, но, к сожалению, у некоторых людей имеется врожденное стремление катиться вниз. Поэтому людей можно подразделить на два типа: слабых и сильных. По параметрам проективности также значимых различий между русской и иранской выборками нет. И те и другие верят в то, что мир зол и опасен; наблюдается проекция неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир. Испытуемые считают, что большинство людей не осознают, в какой мере жизнь определяется тайно вынашиваемыми заговорами. Они думают, что сегодня люди все больше вмешиваются в чужие личные дела, которые должны оставаться частными. Полученный фактический материал отражает некоторые поведенческие признаки, которые свидетельствуют о низком, среднем или сильном уровне антидемократической идеологии или, другими словами, авторитарной личности наших испытуемых ко всем типам партнеров во всех ситуациях. Мы считаем, что низкий уровень антидемократической идеологии расположен в диапазоне от 28 до 70 баллов, средний - от 71 до 154 баллов, сильный уровень - от 155 до 196 баллов.

Общие показатели авторитарной личности иранской группы подтверждают их сильный уровень, он равен 195,13 баллам. 89% -сильный уровень, 11% - средний уровень антидемократической идеологии. Общие показатели авторитарной личности русской группы подтверждают сильный уровень антидемократической идеологии = 175,12 баллам. 77,14% - имеет сильный уровень, 22,85% - средний уровень.

Анализ и сравнение показателей уровня субъективного контроля по 7 параметрам (общей интернальности, интернальности в области достижений, неудач, семейных отношениях, производственных отношениях, межличностных отношениях и в отношении здоровья и болезни) показали, что общий уровень интернальности как у русских, так и у иранских испытуемых является низким (Иран -4,31; Россия - 3,83 при норме 5,5). И иранские, и русские испытуемые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам. Только по показателю интернальности в области достижений и в области межличностных отношений иранские граждане имеют относительно высокий уровень контроля над значимыми событиями и ситуациями (Иран - 6,75; Россия - 5,2 при норме 5,5). Русские испытуемые чаще приписывают свои успе-

1. Профиль УСК: русские респонденты

2. Профиль УСК: иранские респонденты

Е.Е

1 1 ----- 10

1 ------10

3.31 ____ -- 10

10

.! 1 10

1 1 I0

1 Е 7 --—1 ___-- ' 10

Норма

хи, достижения и радости везению, счастливой судьбе или помощи других людей. В целом жители и России, и Ирана склонны считать, что они не являются архитекторами своего поведения и творцами своей судьбы (см. Профиль 1, 2).

Сравнение связей коммуникативной толерантности, этнической идентичности и уровня субъективного контроля с уровнем образования и возрастом производилось по программе SPSS с применением непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. По некоторым связям были выявлены значимые положительные корреляции, например связь коммуникативной толерантности с возрастом и с уровнем образования прослеживается и в той, и в другой стране. В то же время было установлено, что показатели уровня субъективного контроля мало связаны с образова-

нием и возрастом испытуемых как в иранской, так и в русской группах.

Приведенные данные являются выборочными примерами, иллюстрирующими общее направление исследовательских поисков. Накопленный эмпирический материал нуждается в более обстоятельном анализе и презентации, однако можно сказать, что на его основе возможно осмысление этого проблемного поля и выдвижение прицельных гипотез, в перспективе способных пролить новый свет на психологическое содержание и кросскультурные особенности толерантности.

Примечание

1 Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. М.: Академ-Проект, 2004. С. 28.

2 Мацумото Д. Психология и культура. М., 2000.

3 Психодиагностика толерантности личности Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Кравцова. М.: Смысл, 2008.

4 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2008. С. 288-310.

5 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.