Научная статья на тему 'К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе'

К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1425
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СТУДЕНТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TOLERANCE / THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT / THE STUDENT / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна

В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос формирования толерантности личности. определен понятийный аппарат исследования, выявлены проблемы, связанные с поликультурностью студенческой аудитории, предложены психолого-педагогические условия, способствующие эффективности развития толерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a problem of formation of tolerance at students in the course of training in high school

In article on the basis of the theoretical analysis of available researches, studying of practice of the organization of work of high school, a private experience of work with students the question of formation of tolerance of the person is considered. The conceptual device of research is defined, the problems connected with polikulturnosty of student›s audience are revealed, the psihologo-pedagogical conditions promoting efficiency of development of the tolerant person are offered.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе»

Педагогика высшей школы

С.Н.Толстикова

К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе

В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос формирования толерантности личности. Определен понятийный аппарат исследования, выявлены проблемы, связанные с поликультурностью студенческой аудитории, предложены психолого-педагогические условия, способствующие эффективности развития толерантной личности.

Ключевые слова: толерантность, поликультурная среда, формирование толерантности, студент, этническая идентичность.

Расслоение современного общества на различные по национальному, социокультурному и религиозным признакам группы отводит особую роль образовательным учреждениям в формировании культуры межэтнической толерантности у студентов. Потребность современной образовательной системы в реализации этой деятельности актуализируется недостаточной готовностью преподавателей вузов к данному виду деятельности.

Межэтническая толерантность основана на уважении к другой личности, ее правам и свободам, в то же время отличается неагрессивной защитой собственных этнических культурных образцов поведения, традиций, верований, обычаев и т.д.

Цель настоящего исследования состоит в определении психолого-педаго-гических условий, способствующих формированию толерантности у молодежи и развивающих творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. С одной стороны, без принятия иной культуры и традиций невозможно вхождение в мировое сообщество. С другой стороны, каждому народу необходимо сохранить собственную индивидуальность и помнить свою историю.

Феномен толерантности является объектом изучения различных областей научного знания: психологии, социологии, этнографии, истории, политологии и других общественных дисциплин. Особый интерес для нашего исследования психологическая психологическая природа межэтнического взаимодействия и оценка ее влияния на характер межэтнического взаимодействия

(В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, В.Н. Павленко, Л.Г. Поче-бут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, S. Bochner, J. Berry, F. Moghaddam, W. Stephan, C. Stephan и др.).

Ведущим понятием предпринятого нами исследования является: «толерантность студентов» - спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность другой личности; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций.

Ряд авторов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, Е.В. Баскакова, И.В. Демченко, П.Н. Ермаков, Т.В. Фоменко и др.) утверждают, что становление толерантности и формирование толерантных отношений может быть осуществлено в модели поликультурного образовательного пространства.

«Поликультурная среда вуза» представляет собой особую духовно насыщенную атмосферу, объединяющая в сообщество личностей с целью вовлечения их в деловые и межличностные контакты, обусловливающая их кругозор, стиль мышления и поведения и стимулирующая в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т.п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный студенческий и профессорско-преподавательский состав, призванная удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Обучение подрастающего поколения на когнитивном уровне культуре мира и воспитание в нем чувства толерантности означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия.

Наблюдая межэтническое общение в студенческой среде, можно отметить различные группы факторов, определяющих поведение индивидов в межгрупповом контакте: личностные (черты личности и установки); ситуативные (условия, в которых происходит взаимодействие); групповые (структура общества, характеристики культуры, к которой принадлежат индивиды, включенные в контакт).

В рамках теории А. Тежфела и его коллег социальная идентичность рассматривается как часть Я-концепции индивида, возникающая из осознания своей принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с оценкой и эмоциональным отношением к этому групповому членству [4].

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

В основе нашего подхода к взаимосвязи этнической идентичности и стратегий межэтнического взаимодействия заложена классификация типов этнической идентичности человека в полиэтнической среде, предложенная Г.У. Солдатовой. Данная классификация включает в себя следующие типы этнической идентичности: позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность, гипоидентичность и гиперидентичность [3, с. 101].

В процессе своей деятельности мы использовали организационно-содержательные мероприятия с опорой на психолого-педагогические методы и формы формирования толерантного поведения у студентов (психолого-педа-гогическое просвещение: лекции, доклады; групповые занятия: дискуссии, беседы, элементы социально-психологического тренинга), проводимые как на всех видах аудиторных занятий, кураторских часах, так и в ходе внеаудиторной работы.

Анализ ответов на первый блок вопросов используемой нами анкеты был направлен на осознание этнической идентичности, ее аффективного и когнитивного компонентов (чувство гордости за свою национальную принадлежность, возможность повторного выбора своей национальности, осознание своих национальных корней и пр.). В рамках данной статьи при интерпретации результатов данного исследования мы проанализируем ответы испытуемых не на все вопросы.

две трети опрошенных высказали позитивные переживания, связанные со своей этнической идентичностью, была обнаружена прямая зависимость между степенью уважения к своей национальности и уважением к представителям других национальностей.

Более половины опрошенных важно было ощущать себя гражданином России, а не представителем своего народа, столько же было нежелающих, чтобы все нации постепенно смешивались. Большинство студентов считали, что национальность не мешает россиянам чувствовать себя единым народом, высказали мнение, что полное взаимопонимание между нациями достижимо.

Целый ряд вопросов анкеты был направлен на изучение социальной дистанции по отношению к представителям различных национальностей. Половина респондентов согласились с тем, что доверие между представителями разных национальностей возможно. примерно такая же часть опрошенных хотели бы, чтобы их друзья были представителями разных народов России. Сопоставление этих ответов с ответами на другие вопросы анкеты показало, что если студент хочет иметь друзей разной национальности, то он считает, что принадлежность к разным народам не мешает людям быть едиными, разные народы могут относиться друг к другу с уважением; у него четкое представление о своей этнической идентичности, он хочет, чтобы о

россиянах говорили с уважением, и уважительно относится к представителям разных национальностей.

Изучение общего уровня толерантности с помощью составленной нами анкеты показало, что для абсолютного большинства студентов характерен ниже среднего и средний уровень толерантности.

С учетом возрастной категории респондентов особое внимание было уделено довольно актуальной в настоящее время (с учетом особого внимания к демографической политике) вопросу создания семьи. приведем такой пример. У 37,8% респондентов остается несформированным мнение о том, на кого нужно ориентироваться в браке. Остальные либо не согласны, либо категорически не согласны с утверждением, что в браке нужно ориентироваться на национальность партнера. Представления молодежи в значительной степени соответствуют эгалитарному типу семьи с высоким уровнем равноправия партнеров в основных сферах жизнедеятельности. Молодежь понимает семью как союз близких, любимых, понимающих людей, уважающих особенности друг друга, имеющих свои интересы. И для того, чтобы эти представления молодежи имели позитивное разрешение в будущей семейной жизни, требуется обратить внимание на развитие личности, в том числе ее коммуникативных качеств [1]. Тенденция перехода к эгалитарным семейным отношениям рассматривается как позитивная, т.к. имеет место создание и развитие семейных отношений на основе толерантного взаимодействия, доверия, взаимной ответственности и равноправия обоих супругов, что является важным фактором сохранения и поддержания семейного благополучия, взаимная толерантная позиция членов семьи друг к другу.

образовательная среда, выступая социокультурным фактором развития толерантности, создает условия для трансляции культуры, развития новой культуры, выступает моделью формирования толерантных отношений.

Работа, направленная на формирование этнической толерантности в вузе, обязательно должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды. Конкретные цели и задачи подобной работы следует рассматривать, исходя из просветительских, диагностических условий и условий психологической поддержки.

Просветительские условия:

- информированность студенческой аудитории о толерантности и инто-лерантности; формах их проявления в межэтническом взаимодействии;

- формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности, расширение кругозора;

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

- обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни;

- формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.

Диагностические условия:

- осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни;

- определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.

Условия психологической поддержки:

- разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы, использование возможностей внеаудиторных занятий и мероприятий (работа в оздоровительном лагере, участие в волонтерском движении и пр.);

- формирование позитивной этнической идентичности;

- обеспечения для личности возможности самоидентифицироваться как представителю национальной культуры и создание условий для равноправного и содержательного диалога с этнокультурным окружением, вовлечение личности в цивилизованные процессы, опирающиеся на знание национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей;

- осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы;

- умение вести равноправный диалог с этнокультурным окружением.

Гордон У. Оллпорт отмечает: «...толерантность вряд ли возникает по

одной какой-то причине. Это результат многих сил, действующих в одном направлении. Чем больше таких сил (атмосфера в семье, особое обучение со стороны родителей, образовательная среда, разнообразный опыт, влияние школы и общества), тем более толерантной станет развивающаяся личность» [2, с. 24].

Библиографический список

1. Грищук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов

гуманитарных специальной в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005.

2. Оллпорт Г. Природа предубеждения. М., 2004.

3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

4. Tajfel H. Social stereotypes and Social groups // Inter groups Behavior. Oxford,

1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.