УДК 316
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ВОЛОНТЕРСТВА
В ПРОФИЛАКТИКЕ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Е.Ю. Звездина
Аннотация. В работе проведен анализ проблемы молодежного экстремизма в современном обществе. Раскрыта степень изученности проблемы молодежного экстремизма и его профилактики в современной гуманитарной науке. Показаны возможности и ресурсы добровольческой деятельности как института гражданского общества в профилактике экстремизма. Описаны особенности и направленность волонтерской деятельности в условиях вузовской среды. Представлены результаты исследования стратегий добровольчества у студентов-волонтеров, показаны особенности смыслообразования участников волонтерской практики.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, профилактика экстремизма, волонтерство (добровольчество), стратегии добровольчества, личностный смысл, смыслообразование, психологические ресурсы волонтерства.
THE PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF VOLUNTEERING
IN PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM
E. Zvezdina
Abstract. The analysis of a problem of youth extremism in modern society is carried out in the article. Degree of study of a problem of youth extremism and its prevention in the modern humanity is opened. The opportunities and resources of voluntary activity as institute of civil society in the prevention of extremism are shown. The author describes the features and orientation of volunteer activity in the conditions of the high school environment. The results of research study of students' volunteering strategy are presented; the features of meaning-making of participants of volunteer practice are shown.
Keywords: youth extremism, prevention of extremism, volunteering, strategies of voluntary work, personal meaning, meaning-making, psychological sources of volunteering.
В условиях эскалации напряженности современного общества наблюдается рост молодежного экстремизма. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный и массовый характер. По данным МВД России, в среднем до 80% участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет.
Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. Широкое распространение молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, сформированности ценностных установок сознания, вызывающих
противоправные образцы ее поведения.
Молодежный экстремизм, как социальное явление, становится актуальным уже в середине прошлого столетия. Интерес ученых к проблеме молодежного экстремизма относится к концу 80-х годов прошлого столетия в связи с появлением радикально настроенных групп молодежи, часто прибегающих к насильственным агрессивным действиям.
Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения. В условиях интернетизации жизни современной молодежи риск распространения эстремизма увеличивается в разы и нуждается как в теоретическом изучении, так и в инструментальном приложении. Новые средства и способы коммуникации, упрощение доступа к информационным ресурсам оказали заметное влияние на масштабы распространения молодежного экстремизма.
Проблема молодежного экстремизма сегодня представлена довольно широко на уровне теоретического анализа в разных отраслях гуманитарной науки. Происхождение экстремистского поведения рассмотрено в культурологических теориях В. Миллера, Т. Парсона, Э. Сатерленда, Т. Селлина и др. Социокультурную природу данного явления изучали в своих трудах А.И. Арнольдов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и другие.
Изучение влияния глобальных
информационных сетей на распространение экстремистских настроений среди молодежи
осуществлено в рамках социологического подхода Е.О. Кубякиным [8].
Педагогические возможности социально-культурной деятельности в профилактике экстремизма изучались Г.С. Абибуллаевой, Ю.А. Акуниной, Л.П. Ильченко, A.B. Кузьминым, А.А. Свиридовым.
Психологическое осмысление экстремизма и терроризма нашло отражение в трудах Ю.П. Зинченко, А.Ш. Тхостова, К.Г. Сурнова, Р.С. Шилко, Г.У. Солдатовой. Психологическим аспектам развития межнационального восприятия и профилактике экстремизма посвящены труды Л.И. Алексеевой, Л.А. Альшевской, Е.А. Дядиченко, Т.Ю. Крыловой, А.П. Оконешниковой, В.Ю. Хотинец. В контексте теории смысла и
смыслообразования И.В. Абакумовой, П.Н. Ермаковым, Л.Ц. Кагермазовой описаны психологические особенности профилактики экстремизма в молодежной среде.
Однако на сегодняшний день обнаружен явный дефицит исследований, посвященных изучению добровольческого (волонтерского) ресурса в профилактической деятельности явлений экстремизма и терроризма среди молодежи.
Возможности использования
волонтерского (добровольческого) движения в профилактической работе нашли отражение в публикациях Ю. Котлякова, О.В. Митрохиной, Л.Е. Сикорской, М.Ю. Слабжанина, О.А. Смердова, С.В. Тетерского и других исследователей. Исследователь Неверова Л.В. раскрывает ресурсы добровольческой деятельности в профилактике экстремизма и предлагает опыт разработки технологии привлечения молодежных добровольческих команд к профилактике экстремизма среди несовершеннолетних. Изучая групповые и личностные факторы социально-
психологического климата волонтерских объединений Потапова Н.А., отмечает, что освоение групповых ценностей происходит путем социальной идентификации [9;10;13].
Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму требует включения государственных и социальных институтов общества. Возникает необходимость в молодежной среде «создать
самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность
использования насилия для достижения каких-
либо целей» [11]. В качестве такой системы могут стать институты гражданского общества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Остановимся более подробно на возможностях волонтерства, как одного из институтов гражданского общества, в профилактике молодежного экстремизма на примере студенческой молодежи в возрастном диапазоне 17 — 25 лет.
Профилактическая работа с молодежью должна строиться на основе изучения потребностей и запросов молодых людей, причин и условий, способствующих экстремистскому поведению. Учет возрастных особенностей студентов, понимание потребностей, толкающих молодых людей к участию в экстремистских группах, позволит своевременно скорректировать направления профилактической работы с обучающейся молодежью.
«Так, по оценкам экспертов, первые места среди психологических выгод экстремистского поведения занимают «занятие свободного времени», «возможность реализовать свою активность» и «удовлетворение потребности в общении»» [5].
Опыт работы с молодежью по организации и проведению социальных проектов, гражданских акций и других форм активности показал, что у студенческой молодежи имеется некоторое противоречие: с одной стороны, наличие у студентов потребности в проявлении социальной активности, а с другой стороны, отсутствие личной инициативы, бездействие. По результатам проведенного нами опроса более 40% молодых людей высказали необходимость специальных мероприятий по включению их в активную деятельность.
С целью эффективной реализации молодежной политики и активизации гражданской позиции на базе высших учебных заведений создаются волонтерские центры. Волонтерские центры призваны интегрировать студенческую молодежь в просоциальную активность, помочь в организации различных направлений волонтерской деятельности.
Волонтерство понимается нами как добровольное служение на благо общества и отдельного человека, это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством сотрудничества.
Согласно определению Л.Е. Сикорской, волонтерство - это «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как
доброта, безвозмездная помощь любому человеку, независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола» [13].
Исследование проводилось на базе волонтерских центрах, созданных при вузах — ЮФУ, ДГТУ (г. Ростов-на-Дону). Студенты, желающие участвовать в работе центра, добровольно выбирают для себя направления деятельности. Волонтерская деятельность способствует стимулированию активности самих молодых людей, актуализации их гражданской позиции, созданию условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем.
Волонтерская деятельность реализуется как целостный процесс, в основе которого лежит определенная идеология. И.В. Абакумова отмечает, что «пока идеология не стала инициировать личностные смыслы самого студента, она находится исключительно на уровне значений, то есть является тем содержанием, которое является отчужденным по отношении к личности студента (да, я понимаю, что это важно, но это важно для общества, а не для меня)» [11].
Включаясь в волонтерскую деятельность, актуализируются жизненные смыслы волонтеров. «Если жизненные смыслы определяются логикой жизни, раскрываются ее обстоятельствам, являются достаточно жесткой структурой, привязанной к жизненной необходимости, с неярко выраженным психологическим содержанием, то на противоположной стороне обнаруживаются глубоко психологические, устойчивые, «ядерные», смыслы личности как высшие смыслы-ценности. Эта смысловая стержневая структура личности, составляя ее базовое «Я», и реализует смысловую регуляцию жизнедеятельности человека» [1].
В свою очередь, именно смысловая регуляция позволяет молодому человеку принимать те или иные решения в условиях ситуации неопределенности, осуществлять более обдуманные и осмысленные поступки на основе личной ответственности.
Механизмы свободы и ответственности -есть способы, формы существования и самоосуществления личности, которые не имеют своего содержания и, лишь наполняясь содержанием смыслового уровня, определяют, в свою очередь, основные линии развития смысловой сферы личности.
Изучение психологических эффектов участия студентов в волонтерской
деятельности основывалось на выявлении стратегии добровольчества. Нами был использован подход Е. Скворцова, основанный на выделении двух стратегий добровольчества: проблемно-ориентированный и ценностно-ориентированный подходы [16]. По мнению автора наиболее распространенной в России является первая стратегия - добровольчество как деятельность по оказанию услуг населению, организации досуга и решению социальных проблем. Вторая стратегия понимает добровольчество как формирование и проявление культуры гражданской ответственности, прямого личного участия в жизни общества.
В рамках эмпирического исследования нами были опрошены волонтеры (70 человек) в возрасте от 19 до 22 лет, которые имеют определенный опыт добровольческой деятельности (не менее полугода).
Анализ результатов исследования показал, что большинство волонтеров (85%) отдают предпочтение второй стратегии, опирающейся на ценности добровольчества как основы самосознания и гражданственности, установление традиций, культуры
добровольческого служения. В основном волонтеры осознают цели и ценности добровольчества. Однако в том, что касается вопроса организации и координации добровольческих усилий, мнения
респондентов разделились: 57% ответили, что этим должны заниматься «сообщество (сеть) самостоятельных добровольческих групп и отдельных добровольцев и соответственно 43% считают, что заниматься данными вопросами будут более оптимально муниципальные центры и биржи добровольческого труда.
Также мнение респондентов разделилось по вопросам, касающимся популяризации и каналов распространения информации: «Через что люди узнают о возможностях добровольческого участия?». Около половины, 46%, респондентов отдали предпочтение СМИ и 54% — личным связям, друзьям, родственникам; в качестве главного инструмента популяризации 84% волонтеров считают, что это массовые молодежные акции и лишь 16% доверяют мнению заслуженных добровольцев их личному опыту.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что большинство волонтеров связывают добровольчество с личной жизнью, ценностями, желанием принести пользу обществу, выявлено некоторое противоречие — при наличии
ценностей добровольчества, смысл личного участия в волонтерской деятельности 33% респондентов видят, прежде всего, в интересном проведении досуга, общении со сверстниками. Возможно, данный факт можно объяснить сложностью процесса
смыслообразования. Согласно Клочко В.Е.: «Смысл, разумеется, содержится в любом знании. Однако его экспликация, понимание, вычерпывание требуют специальной и нелегкой работы» [7, с.23]. Формирование осмысленного отношения волонтеров к осуществлению добровольческой
деятельности процесс пролонгированный, который нуждается в проживании, прочувствовании и последующей рефлексии.
С точки зрения современной отечественной теории смысла «механизмы смыслообразования как основы личностного становления, определяющие жизненные приоритеты и ценности в системе любых жизненных реалий, позволяют выйти на новый уровень осмысления» [4].
В психологической науке разработан целый ряд приемов, позволяющих целенаправленно изменить смысл действия (т.е. личностный смысл): переоценка значимости мотива или предмета потребности;
изменение роли, позиции человека; соединение заданного и принятого действия, с новыми мотивами и т.д. Эти психологические техники вполне могут быть выведены на уровень методов воздействия,
ориентированных на формирование определенной идеологии как системы жизненных ценностей человека в отношениях с окружающим социумом [2].
Проведенное исследование показало, что включение волонтеров в разные виды общественно-значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения; возможности усвоения социальных ценностей; формирования нравственных качеств личности. Однако необходимо учитывать, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [3]. Переоценка мотивов или потребностей, которая происходит в практической деятельности волонтеров, запускает процесс их смыслообразования и повышает уровень личностной пристрастности осмысленности поведения, что, в свою очередь, может стать психологическим ресурсом в профилактике экстремистских проявлений.
Литература:
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Логос, 2005. - 412 с.
2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова // Российский психологический журнал. - 2011. - Т. 8. - № 3. - С. 11-20.
3. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. - Т. 14. - № 5. - С. 99-105.
4. Гладких В.В. Организация гражданско-патриотического воспитания молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельности: монография / В.В. Гладких. -Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес--Наука-Общество», 2011. - 186 с.
5. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде / Д.Г. Давыдов // Социология образования. -2013. - № 10. - С. 4-19.
6. Игнатьева А.С. Ценностно-смысловые детерминанты готовности к волонтерской деятельности студентов кемеровского государственного университета [Электронный ресурс] / А.С. Игнатьева // Вестник Кемеровского
государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 167-172. - Режим доступа: http: //elibrary.ru/defaultx. asp
7. Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации / В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. - Томск. - 1997. - Вып. 5. - С. 19-26.
8. Кубякин Е.О. Теоретико-методологическое обоснование сущности молодежного экстремизма // SWorld - 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the -content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013
9. Неверова Л.В. Технология привлечения молодежных добровольческих команд к профилактике экстремизма среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Л.В. Неверова. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5(95). - C. 131-133. - Режим доступа: www.gramota. net/materials/1/2015/5/36. html
10. Потапова Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности: сборник науч. тр. / Н.А. Потапова // Вестник МГОУ. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - № 3. - С. 95-140.
11. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма: методическое пособие для пропагандистов; под общей ред. Л.Н. Панковой, Ю.В. Таранухи [Электронный ресурс]. -
М., Университетская книга, 2010. - 312 с. - Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F601626069/med_
posobie_po_preduprejden_terror.pdf
12. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник; под ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова. - М.: Кредо, 2013. -352 с.
13. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлении молодых российских волонтеров социальной работы / Л.Е. Сикорская // СОЦИС. -2007. - № 9.
14. Теория поколений, как HR-инструмент / HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-director.ru
15. Abakumova Irina V., Krutelevaa Liudmila Ju. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person V Congress of Russian Psychological Society, Procedia - Social and Behavioral Sciences 86. - 2013. - Pp. 35 - 41.
16. Richard Jenkins Social Identity, London: Routledge, 1996; 2nd edition, 2004; 3rd edition, 2008; 4th edition, 2014.
17. Информационно методический портал «Вектор добровольчества в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.kdobru. ru/materials
Сведения об авторе:
Звездина Екатерина Юрьевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), аспирант 2 года обучения Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Zvezdina (Rostov-on-Don, Russia), postgraduate student of the second year of studying at the Academy of Psychology and Pedagogy of Southern Federal University, e-mail: [email protected]