Научная статья на тему 'Психологические проблемы общения и деятельности поколения цифровых технологий'

Психологические проблемы общения и деятельности поколения цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2333
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Анжелика Юрьевна, Малышкина Мария Викторовна

Статья посвящена анализу психологических проблем общения и деятельности современных детей, подростков и молодежи, которые родились примерно в 2000 гг. и позднее в период доступности и активного проникновения электронных цифровых устройств в различные сферы жизнедеятельности. Для молодого поколения они являются неотъемлемым атрибутом взросления и взаимодействия, объясняют их психологические особенности личности и познания мира, специфику общения с другими. Представлены результаты исследования особенностей деструктивного влияния цифровых устройств на коммуникативную, интеллектуальную и мотивационную сферы личности: повышенная конфликтность, сниженная адаптация, неумение организовать свою деятельность. Предлагаются основные направления профилактики и коррекции психологических проблем общения и организации деятельности поколения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problems of communication and activity of digital technologies generation

The article is devoted to the analysis of psychological problems of communication and activity of the modern children, adolescents and youth, who were born approximately in 2000 year and later in the period of availability and active penetration of the electronic digital devices in various spheres of life. For the younger generation they are an indispensable attribute of adulthood and interaction, explaining their personality psychological characteristics and knowledge of the world, and specificity of communication with others. Results of research of the features of destructive influence of the digital devices on communicative, intellectual and motivational spheres of the person: the increased number of conflict, reduced adaptation and inability to organize their activities. The main directions for prevention and correction of psychological problems in the communication and organization of the activity of the digital technologies generation have been offered.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы общения и деятельности поколения цифровых технологий»

чики: соперничество (33%), непонимание (17%), никаких (50%). Старшие девочки: соперничество (33%), никаких (67%). Таким образом, чаще всего внимание акцентируется на соперничестве, хотя в целом такой характер ответов, как и в предыдущем вопросе, свидетельствует о том, что большинство подростков не в полной мере осмысливает эту проблему в психологическом аспекте.

В целом, психологические проблемы молодых спортсменов имеют некоторую специфику, обусловленную средой их социализации, однако общая картина не имеет принципиальных отличий от их сверстников, не являющихся спортсменами. Это позволяет предположить, что на их развитие влияют преимущественно не какие-то уникальные особенности спорта, а более общие возрастные и социокультурные факторы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. -СПб. : Питер, 1996. - 256 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 351 с.

3. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 34 с.

REFERENCES

1. Zimbardo, F. (1996), Shyness: What It Is, What to Do About It, Piter Press, St. Petersburg.

2. Ilgin, E. (2008), Thepsychology of sports, Piter Press, St. Petersburg.

3. Regush L., Alekseeva, E., Orlova A. and Pejemskaua U. (2012), Psychologicalproblems of adolescents: a standardized methodology", Scientific-methodical materials, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg.

Контактная информация: zaikods@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2017

УДК 159.9.075

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анжелика Юрьевна Иванова, кандидат социологических наук, Мария Викторовна Малышкина, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ),

Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена анализу психологических проблем общения и деятельности современных детей, подростков и молодежи, которые родились примерно в 2000 гг. и позднее - в период доступности и активного проникновения электронных цифровых устройств в различные сферы жизнедеятельности. Для молодого поколения они являются неотъемлемым атрибутом взросления и взаимодействия, объясняют их психологические особенности личности и познания мира, специфику общения с другими. Представлены результаты исследования особенностей деструктивного влияния цифровых устройств на коммуникативную, интеллектуальную и мотивационную сферы личности: повышенная конфликтность, сниженная адаптация, неумение организовать свою деятельность. Предлагаются основные направления профилактики и коррекции психологических проблем общения и организации деятельности поколения цифровых технологий.

Ключевые слова: поколение, цифровые технологии, проблемы общения, деятельность, гармонизация психологического функционирования.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF COMMUNICATION AND ACTIVITY OF DIGITAL TECHNOLOGIES GENERATION

Anzhelika Yurievna Ivanova, the candidate of sociological sciences, Maria Viktorovna Malyshkina, the candidate of economic sciences, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the analysis of psychological problems of communication and activity of the modern children, adolescents and youth, who were born approximately in 2000 year and later - in the period of availability and active penetration of the electronic digital devices in various spheres of life. For the younger generation they are an indispensable attribute of adulthood and interaction, explaining their personality psychological characteristics and knowledge of the world, and specificity of communication with others. Results of research of the features of destructive influence of the digital devices on communicative, intellectual and motivational spheres of the person: the increased number of conflict, reduced adaptation and inability to organize their activities. The main directions for prevention and correction of psychological problems in the communication and organization of the activity of the digital technologies generation have been offered.

Keywords: generation, digital technologies, communication problems, activities, harmonization of psychological functioning.

ВВЕДЕНИЕ

В основе разделения поколений лежит факт схожести систем ценностей у людей, выросших в определенном историческом периоде. Система направленности личности, в которую входят интересы, ценности, мировоззрение и другие мотивационные образования формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием всего материально-социального контекста, в котором находится человек в период взросления. Материально-социальный контекст (экономические, бытовые, технологические особенности времени, уровень и образ жизни большинства людей в определенное время) во многом определяют социально-психологические черты представителей поколений: особенности общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, ценностей развития личности, потребностей, мотивации, постановки целей и др.

Поколение цифровых технологий, или «Z - поколение» - люди, которые родились в конце прошлого века и после 2000 г. в период активного использования компьютеров и мобильных устройств, и будут рождаться примерно до 2020 гг., когда вновь произойдет смена поколений по теории Е. Шамис и Е. Никонова [6]. Т.е. в настоящее время происходит активный период взросления и становления личности его представителей - современных детей, подростков и молодежи.

На социально-психологические особенности и мировоззрение данного поколения в большой степени влияет бурное развитие цифровых технологий и их проникновение во многие сферы жизнедеятельности. Отличительная особенность нового поколения заключается в том, что дети и молодежь обращаются с высокими технологиями совсем на ином уровне, чем представители старших поколений: уверенно, увлеченно и практически постоянно.

Современное поколение школьников называют «цифровым» за его страсть к компьютерным цифровым технологиям. Цифровые устройства современные школьники и студенты в прямом смысле не выпускают из рук. Для молодого поколения цифровые устройства стали неотъемлемым атрибутом взросления.

Подобные социально-психологические и материально-экономические тенденции цифрового периода имеют как свои достоинства, так и недостатки в плане влияния на личностные особенности и жизнедеятельность людей.

К достоинствам использования цифровых технологий для развития подрастающего поколения можно отнести высокий уровень цифровой грамотности, широкие возможности для получения информации, самовыражения и творчества, снижение географиче-

ских барьеров в общении, способность к многозадачной деятельности и др.

Цифровые ресурсы позволяют человеку перенести часть своей ежедневной активности в интернет-среду: деловые коммуникации, обучение, общение, совершение покупок и др., что снижает естественную активность в обычной жизни, влечёт за собой затруднения в коммуникации и в осуществление актуальной деятельности в реальном мире. Использование цифровых устройств все больше лишает людей живого общения и отнимает много времени, что создает определенные проблемы в реальности.

В последнее время проблема интернет-зависимости активно изучается представителями социо-гуманитарных наук. Есть мнения, что интернет-зависимость не менее опасна в плане нарушения социальной адаптации и здоровья личности чем химические зависимости [3]. Есть исследование взаимосвязи обострения нетерпимости людей друг к другу с повышенным уровнем зависимости от сети интернет [1].

В своем исследовании мы не фокусируем внимание на интернет-зависимости, как острой проблеме отдельных личностей, а изучаем социально-психологические особенности поколения детей и молодежи, связанные с фактом массового постоянного использования ими цифровых устройств на протяжении всего периода развития личности. В нашем исследовании обращено внимание на типичные трудности молодых людей в сфере общения и организации своей деятельности, связанные с длительным и привычным для них использованием цифровых устройств.

В изучении социально-психологического облика поколения цифровых технологий считаем важным вопрос анализа его типичных психологических проблем общения и деятельности с целью гармонизации психологического функционирования личности - представителя данного поколения и оптимизации ее взаимодействия с миром.

Цель исследования - провести анализ причин психологических проблем общения и организации деятельности у представителей данного поколения и определить возможные пути профилактики и коррекции.

Задачи: 1) оценить уровень вовлеченности в цифровую деятельность и цифровые коммуникации; 2) проанализировать коммуникативные, волевые и мотивационные психологические характеристики данного поколения; 3) рассмотреть влияние цифровых технологий на особенности познавательной сферы и деятельности; 4) определить возможные пути профилактики и коррекции психологических проблем поколения цифровых технологий.

МЕТОДИКА

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип С.Л. Рубинштейна об одновременном формировании и проявлении психики в деятельности; концепция личности А.Н. Леонтьева о деятельности как основной ее характеристики; представления об аддиктивном поведении как форме деструктивного поведения, при котором человек стремится убежать от окружающей реальности, создать для себя иллюзию безопасности, фокусируя внимание на отдельных видах деятельности и предметах; не-обихевиоральные теории А. Бандура о социальном научении и Дж. Роттера о самоэффективности [2, 4, 5].

В исследовании психологических проблем общения и деятельности поколения цифровых технологий были использованы следующие методы: тестовый метод, анкетирование, фокус - группы, беседа. Для определения степени вовлеченности в цифровую деятельность и цифровые коммуникации использовался тест на интернет-зависимость К. Янг [7].

Для анализа влияния цифровых технологий на социально-психологические особенности личности данного поколения нами была разработана анкета субъективного восприятия воздействия цифровых технологий и интернета на интеллектуальную, волевую, мотивационную и коммуникативные сферы.

В исследовании специфики психологических проблем общения и деятельности поколения цифровых технологий применялся метод фокус-группы. Отдельным этапом исследования являлось проведение психодиагностической беседы с родителями и педагогами по поводу негативного влияния использования цифровых устройств на молодое поколение с целью обобщения и выделения вариантов успешной коррекции.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось на базе учащихся колледжа и студентов первого курса дневного отделения Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики в 2016-2017 уч.г. В исследовании приняли участие 80 человек (по 40 человек юношей и девушек) в возрасте 15-18 лет. Также в исследовании приняли участие 25 взрослых - представителей старшего поколения: родители и педагоги, воспитывающие и обучающие детей в возрасте до 18 лет.

Данное исследование состоит из трех этапов.

На первом этапе респонденты - студенты колледжа и первого курса университета проходили тестирование по методике К. Янг, выявляющей степень интернет-зависимости личности, и анкетирование на предмет субъективного восприятия воздействия цифровых устройств на интеллектуальную, волевую, мотивационную и коммуникативные сферы как положительное или отрицательное.

На втором этапе с респондентами проводился метод фокус-групп с численностью участников 5-12 человек. В ходе проведения фокус-групп концентрировалось внимание на психологических проблемах общения и деятельности молодого поколения, связанных с использованием цифровых технологий, их особенностей содержания и причин, а также возможностей преодоления. Групповой характер обсуждения позволил создать позитивную атмосферу для раскрытия и взаимного дополнения точек зрения и особенностей восприятия предмета исследования. Подводились итоги работы фокус-групп - формулировались выводы о наличии, сущности и причинах проблем общения и деятельности цифрового поколения.

На третьем этапе проводилась беседа с людьми, которые активно взаимодействуют с молодым поколением: с родителями и преподавателями о негативном влиянии чрезмерного использования цифровых устройств на психологические особенности и поведение молодежи с целью обобщения и выделения вариантов успешной коррекции. Также проводилось анкетирование о воздействии цифровых устройств на сферы личности подростков и молодежи с целью сравнения результатов.

Результаты исследования обрабатывались качественными и количественными методами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первоначально стоит отметить, что данное исследование вызвало неподдельный интерес как у представителей молодого, так и более старшего поколений. Это можно объяснить тем, что оно затронуло жизненные реалии и субъективно важные темы, расширило представление о себе и других, об актуальных проблемах и путях их решения.

Интерпретация результатов проводилась по следующим пунктам:

1. Анализ результатов тестирования по методике К. Янг на выявление уровня интернет-зависимости личности. Данная методика диагностики выявила, что 15% респондентов (8 юношей и 4 девушки) имеют сформированную интернет-зависимость, что породило значительные проблемы в их жизнедеятельности; 57,5% (25 юношей и 21 девушка) сталкиваются с проблемами время от времени или часто по причине чрезмерного использования интернета; 27,5% (7 юношей и 15 девушек) - временами остаются в сети немного дольше, чем обычно, но они в состоянии контролировать использование интернета. Итак, можно сделать вывод, что представители мужского пола уделяют сетевой ак-

тивности гораздо больше времени, чем представители женского. Это можно объяснить тем, что девушки в большей степени, чем юноши эмоциональны и нуждаются в близком эмоциональном общении, которое не обеспечивается должным образом через цифровые устройства.

2. Анализ анкетирования молодого и старшего поколения на предмет субъективного восприятия воздействия цифровых устройств на интеллектуальную, волевую, моти-вационную и коммуникативные сферы личности.

Оценки влияния использования цифровых устройств на интеллектуальную сферу распределились следующим образом: большинство респондентов (73%) молодого поколения считают данное влияние положительным, при этом старшее поколение - родители и преподаватели (80%), наоборот, отмечают негативное влияние. При этом представители молодого и старшего поколений единодушно отмечают негативное влияние цифровых устройств на процессы внимания и памяти, но расходятся в оценках влияния на процессы принятия решений: молодые, в отличие от старших оценивают данное влияние как положительное. Последнее можно объяснить тем, что современная молодежь при выполнении интеллектуальных задач очень интенсивно пользуется цифровыми устройствами, полагается на них помощь значительно больше, чем на самостоятельный поиск решений.

Также представители молодого и старшего поколений расходятся во мнении о влиянии цифровых устройств на мотивационную сферу: молодое поколение отмечает положительное влияние (56,25%); старшее поколение отмечает негативное (64%).

Представителями обоих поколений оценили однозначно сильное негативное влияние частого использования цифровых устройств на волевую (70% молодое и 72% старшее) и коммуникативную сферы личности (85% молодое и 100% старшее):

Несовпадение позиций оценок двух поколений интеллектуальной сферы и моти-вационной говорит о наличие определенных проблем при недостаточном осознании данных проблем со стороны молодого поколения.

Особенно показательным результатом является одновременное субъективное восприятие проблем общения и волевой регуляции поведения представителями обоих поколения. Так как, волевая регуляция является неотъемлемым компонентом деятельности личности, ее недостаток негативно складывается на ее организации и выполнении. Данный результат подтверждает актуальность разработки социально-психологических программ коррекции и профилактики психологических проблем общения и деятельности.

3. Анализ работы фокус-групп для качественной интерпретации психологических проблем общения и деятельности молодого поколения, связанных с использованием цифровых технологий, их особенностей содержания и причин, а также возможностей преодоления.

Цифровое поколение, не смотря на свою сильную потребность проводить большое количество времени в пространстве цифровых технологий, в целом осознает важность реального взаимодействия с другими людьми и эффективности решения актуальных задач. Однако, практически все респонденты отметили чрезмерное время, которое тратится ими на виртуальную реальность и из-за чего возникают ряд проблем: страдают реальные отношения, понижается работоспособность и самооценка, ухудшаются настроение и результаты деятельности.

Часто фрустрированные потребности живого общения: в принадлежности, в близком эмоциональном общении, в положительной оценке, одобрении, в психологической защищенности, во внимании и др. легче удовлетворяются в виртуальном.

Наличие проблем живого общения в сочетании с низким уровнем социальной активности выступают фактором еще большей погруженности в мир цифровых технологий, вплоть до формирования интернет-зависимости. Многие испытуемые отметили, что пользуются цифровыми устройствами не менее 10-12 часов в день и это время «пролетает» незаметно.

В соответствии с теорией деятельности Л.С. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в виртуальном пространстве формируется определенных стиль поведения и общения, который в силу своей длительности воздействия на психику и положительным эмоциям закрепляется и переносится в реальным мир.

Респонденты отметили затрудненное понимание невербального поведения окружающих, т.к. в мире цифровых технологий он отсутствует, и эмоции собеседника тяжело понимать, что говорит о снижении уровня эмпатических способностей и понимания причинно-следственных факторов поведения. Данная особенность негативно влияет на чувство сопереживания и понимание эмоций и поведения другого человека в реальности.

В цифровой реальности человек самостоятельно дозирует общение, выбирает собеседников по различным качествам и мгновенно может прервать общение с неприятными людьми в любой удобный момент, что невозможно в реальном общении и обостряет проблемы конфликтного взаимодействия. В интернет-общении человек получает иллюзию понимания и принятия себя немалым количеством людей. У него могут быть сотни виртуальных друзей, но при этом в действительности часто испытывает чувство одиночества.

Респонденты отметили частые проблемы организации деятельности, такие как неспособность долго концентрироваться на информации в силу ее объема и быстрой сменяемости, сниженную способность к анализу и систематизации информации, малый объем знаний и высокую степень забывания материала.

Но по мнению большинства представителей цифрового поколения это не осознается ими как серьезные проблемы, т. к. все можно решить с помощью заряженного и подключенного к сети цифрового устройства.

4. Анализ беседы с родителями и учителями о негативном влиянии чрезмерного использования цифровых устройств на психологические особенности и поведение молодежи с целью обобщения и выделения вариантов успешной коррекции.

Взрослые всерьез обеспокоены количеством времени и чрезвычайной восприимчивостью молодого поколения к цифровым технологиям. Они отметили, что молодежь практически «живет» в электронной среде. Представители цифрового поколения привыкли быстро получать информацию, стремится к многозадачности, нуждаются в частых поощрениях, предпочитают играть, а не работать серьезно, плохо справляются с индивидуальными заданиями, т. к. отсутствует способность находить решение самостоятельно.

Родители и педагоги все чаще отмечают неумение общаться, повышенную конфликтность и сниженную адаптацию, неумение организовать свою деятельность у представителей сегодняшнего молодого поколения по сравнению с тем, что было ранее, даже около 3 - 5 лет назад.

Проблемы общения и деятельности двух поколений усугубляются тем, что молодых учат и воспитывают люди, чье поколение нецифровое. Как следствие, учителям сложно найти подход к детям, которые не воспринимают классическую педагогику, и два поколения «говорят на разных языках» и часто не понимают друг друга. Находить подход к цифровому поколению сложно: дети часто мотивированы на получение хороших оценок без мотивации получения знаний.

Старшему поколению следует принять особенности социально-психологического облика современной молодежи, не сравнивая ее с собой, но разрабатывать под них новые методики обучения и воспитания личности. Также приобретать новые для себя навыки работы с цифровыми устройствами.

Следует стараться создать условия для возникновения чувства успеха в реальности у представителей цифрового поколения, что повысит у молодых уверенность в себе. Также важно развивать коммуникативные навыки, особенно доверительное общение, и привлекать молодежь к активной деятельности, не связанной с компьютером.

ВЫВОДЫ

Проведен психологический анализ проблем общения и деятельности поколения цифровых технологий - людей, которые выросли в мире компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и интернета.

Представлены результаты исследования особенностей деструктивного влияния цифровых устройств на коммуникативную, интеллектуальную, волевую и мотивацион-ную сферы личности: повышенная конфликтность, сниженный волевой самоконтроль, неумение организовать свою деятельность. Выявлены внутриличностные проблемы, проявляющие себя в осознании негативной роли влияния цифровых технологий и невозможности контролировать это влияние. Большинство подростков и молодежи осознают негативное влияние чрезмерного использования цифровых устройств на общение с другими людьми. Вместе с этим, подобное влияние на деятельность осознается ими в меньшей степени.

Цифровая реальность как пространство деятельности и общения молодежи становится для личности одним из ключевых факторов взросления, отражается во всем личностном облике: в развитии высших психических функций, в его ценностях, мотивации, в манере взаимодействия и поведения. Происходит перенос различных видов активности в виртуальный мир, что определяет повышенную увлеченность и интернет-сетью с последующим снижением адаптации к внешнему миру и обострением взаимодействия с другими. Из виртуального мира в свою очередь переносятся закрепленные там особенности деятельности и общения. Общение в интернете - опосредованный вид, который отличен от полноценного межличностного контакта. Это в первую очередь касается эмпа-тии и восприятия невербальной коммуникации, которые остаются за пределами сетевого общения.

Основными направлениями профилактики и коррекции негативного влияния на общение и деятельность цифрового поколения являются: развитие коммуникативных навыков; создание ситуаций для возникновения чувства успеха в реальности; развитие способности к самоорганизации в достижении жизненных целей; развитие волевой регуляции поведения.

Для практической психологии важными является разработка и внедрение специальных профилактических и коррекционных программ, в рамках которых психологи смогут на практике проработать затруднения молодого поколения в связи с чрезмерным использованием цифровых устройств, развить недостающие умения и навыки для оптимизации психологического функционирования в реальном мире и мире цифровых технологий. Это должны быть тренинги развития внимания и памяти, аналитичности мышления, волевой саморегуляции, коммуникативной компетентности, безопасности использовании цифровых ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности у уровнем интернет-зависимости / К.Г. Дмитриев // Вестник ПСТГУ. - 2013. - Серия IV, «Педагогика. Психология». - выпуск 1 (28). - С. 99 -102.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005.

- 352 с.

3. Причины, этапы развития, виды и методы лечения аддиктивного поведения. // о Депрессии. Онлайн журнал по психиатрии. [Электронный ресурс] URL: https://odepressii.ru/zavisimost/internet.html (дата обращения 22.06.2017).

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.

- 720 с.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зтглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

6. Шамис, Е., Никонов, Е. Теория поколений: Необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. - М.: Синергия, 2016. - 140 с.

7. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. - 2005. - № 2. - С.

24-29.

REFERENCES

1. Dmitriyev, K.G. (2013). "The relationship between the indicator of communicative tolerance and the level of Internet addiction", Herald of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, Pedagogy. Psychology, No. 1 (28), pp. 99-102.

2. Leontiev, A.N. (2005), Activity. Consciousness. Personality, Smysl, Moscow.

3. About depression. Online Journal of Psychiatry (2015), "Causes, stages of development, types and methods of treatment of addictive behavior", available at: https://odepressii.ru/zavisimost/internet.html (accessed 22 June 2017).

4. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of General Psychology, Piter, Saint-Petersburg.

5. Hjelle, L. and Ziegler, D. (2003), Theories of personality, Piter, Saint-Petersburg.

6. Shamis, Е. and Nikonov, Е. (2016), Theory of Generations: UnusualX, Sinergiya, Moscow.

7. Young, K.S. (2005), "Diagnosis - Internet addiction", The World of Internet, No. 2, pp. 2429.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: angela1ivanova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2017

УДК 796.8.159.9.075

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Руслан Константинович Ким, Заслуженный тренер России, тренер, Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени С. Х. Нирова (ДЮСШОР имени С. Х. Нирова), Нальчик

Аннотация

Статья освещает вопросы, касающиеся особенностей современных российских семей, проживающих в Северо-Кавказском Федеральном округе. Выявляет зависимости между личностными качествами родителей, детско-родительскими отношениями и индивидуально-личностными особенностями подростков занимающихся дзюдо.

Ключевые слова: родители, подростки, детско-родительские отношения, личностные качества.

INFLUENCE OF PERSONAL QUALITIES OF PARENTS AND CHILD-PARENTAL RELATIONS ON INDIVIDUAL AND PERSONAL FEATURES OF TEENAGERS

ENGAGED IN JUDO

Tatiana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair of theoretical foundations ofphysical culture and sports Moscow State Pedagogical University, Moscow, Ruslan Konstantinovich Kim, Honored coach of Russia, coach, Children and youth sports school of the Olympic reserve named after S.H. Nirova, Nalchik

Annotation

Article takes up the questions concerning features of the modern Russian families living in North Caucasus federal district. It reveals the dependences between the personal qualities of parents, both-way child parental relations and individual and personal features of the teenagers engaged in judo. Keywords: parents, teenagers, child parental relations, personal qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.