Практика применения мероприятий рекреационно-оздоровительной направленности как средства профилактики интернет-зависимости подростков.
Т.А. Пеленицина, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»,
г. Орел
Актуальность психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику интернет-зависимости у подростков и молодежи, сомнений не вызывает. Зависимость молодого поколения от интернета превратилась в серьезную проблему для современного общества, которую невозможно решить медицинским путем.
За рубежом проблема интернет-зависимости изучается более 20 лет. Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических направлений и школ. Американским психологом К. Янг были выделены основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости. В ее центре была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению интернета. И. Голдбергом, К. Янг были предложены диагностические критерии интернет-зависимости. Доктор М. Орзак выделила физические и психологические симптомы, характерные для интернет-зависимости. М. Грифиггсом была рассмотрена возможность формирования интернет-зависимости на базе других форм зависимого поведения. Р. Дэвисом была предложена когнитивно-поведенческая модель патологического использования интернета.
Продолжительное время Россия была вне указанной проблемы. Но внезапно открывшиеся интернет-возможности поглотили большую часть молодежи. С одной стороны, увеличение количества пользователей Интернета студенческого возраста, разработка новых скоростных программ общения и виртуального взаимодействия, а с другой - отсутствие комплексных мер, включающих психологическую профилактику, привело к
росту интернет-зависимости. Стремительный рост числа интернет-зависимых пользователей в нашей стране связан с тем, что у четверти зависимость от интернета формируется уже после полугода его использования.
По результатам опросов фонда «Общественное мнение» преобладающей группой пользователей интернета в России являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую аудиторию. Данная группа составляет 48% от общего числа пользователей интернета. Молодое поколение воспринимает интернет как основное средство образования и личной коммуникации.
В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующей основной классификации психических заболеваний ее нет.
Не только дети попадают в зависимость от интернета. Сеть становится заменой реальной жизни для многих взрослых.
В то же время, ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
Несмотря на все разнообразие активности пользователей интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.
Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения личности, однозначно негативные, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики и исследователей:
1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций.
2. Увлеченность компьютерными играми, в частности играми посредством интернета.
3. Увлеченность сетевой коммуникацией.
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости - точно такой же.
Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Главные факторы - наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда подростку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.
Специалисты выделяют ряд признаков, по которым можно определить степень зависимости от интернета
«Если подросток успевает в учебе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении - причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков - стоит волноваться:
- увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
- снижение успеваемости в школе,
- потеря интереса к происходящему вокруг,
- нарушения сна,
- часты резкие перепады настроения,
- неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер -вплоть до скандала.
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы гипотезы исследования:
- интернет-зависимость представляет собой форму аддиктивного поведения, развивающуюся при чрезмерном использовании интернета в период «взросления»;
- у интернет-зависимых студентов наблюдаются изменения коммуникативной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, которые сопровождаются проявлениями личностной тревожности, депрессии, агрессивности, враждебностью, силы воли, самооценки, стрессоустойчивости, уверенности в себе, конфликтности и одиночества;
- психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов включает системное воздействие на коммуникативную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы их личности, а ее эффективность определяется динамикой их личностных характеристик с оптимизацией показателей.
Для доказательства выдвинутых гипотез были определены следующие задачи исследования:
Теоретические задачи:
1 .Выявить сущностные характеристики и критерии интернет-зависимости.
2.Определить предпосылки развития интернет-зависимости у студентов.
3.Определить основные направления психологической профилактики интернет-зависимости у студентов.
Методические задачи:
1.Подобрать методики для выявления интернет-зависимых студентов и изучения показателей эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер их личности.
2.Разработать программу психологической профилактики интернет-зависимости у студентов.
Эмпирические задачи:
1.Выявить интернет-зависимых студентов и определить у них степень зависимости.
2.Изучить психологические характеристики личности интернет-зависимых студентов и проследить динамику показателей эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер их личности при увеличении степени зависимости.
3. Апробировать программу профилактики интернет-зависимости среди зависимых студентов и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы - анализ отечественной и зарубежной научной литературы;
- эмпирические методы - комплекс методов, обеспечивающий достоверность полученных результатов и обоснованность выводов: наблюдение, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Диагностика психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов осуществлялась с помощью комплекса методик, которые были разделены на 4 группы:
1.Методики, направленные на определение роли интернета в жизни студента и диагностику уровня интернет-зависимости.
2. Методики, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы личности.
3.Методики, направленные на изучение коммуникативной сферы личности.
4.Методики, направленные на изучение мотивационной сферы личности.
База исследования и характеристика испытуемых: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел. В исследовании приняли участие 211 студентов в возрасте от 17 до 20 лет.
Чтобы обоснованно рекомендовать какие-либо профилактические разработки к использованию, необходимо четко выявить, в чем состоят результаты от их применения. Однако такая оценка представляет собой очень сложную задачу. На практике, в большинстве публикуемых разработок предлагается лишь определенная последовательность лекций, дискуссий, тренинговых упражнений и т.п., а вопрос об оценке результатов такой деятельности даже не ставится или, в лучшем случае, сводится к применению одной-двух простейших анкет, объективность которых вызывает сомнения.
Сложность оценки эффективности профилактической работы связана с несколькими причинами:
- множественность и разнородность факторов, предопределяющих риск зависимого поведения;
- длительность и разноплановость самой профилактической работы;
- возможность проявления эффектов через продолжительное время после окончания работы.
Разработанная нами система профилактики интернет-зависимости подростков и молодежи опирается на психолого-педагогическое сопровождение процесса их социализации средствами физической культуры и спорта, а также рекреационно-оздоровительных мероприятий. Она включает серию тематических тренингов, спортивные праздники, рекреационно-анимационные мероприятия, рекреационно-туристские походы.
Эффективность применения разработанной системы профилактики интернет-зависимости у подростков и молодежи оценивалась по группе критериев:
1. Изменение у занимающихся подростков психологических качеств, связанных с риском формирования интернет-зависимости.
2. Изменение у занимающихся студентов личного отношения к проблеме интернет-зависимости и здоровому образу жизни.
3. Субъективные суждения подростков о том, к каким результатам привело их участие в проводимых занятиях профилактической направленности и ознакомление с информационно-методическими материалами
4. Результаты наблюдений преподавателей и тренеров, работающих в группах студентов, где проводились профилактические занятия.
В целом, эффекты от применения профилактической системы в большей степени касаются не узко рассматриваемых проблем интернет-зависимости, а проблем социализации подростков и молодежи, что может побудить к чрезмерному обращению к интернету. Это в полной мере соответствует положенной в основу профилактической системы идее о том, что для снижения риска приобщения к наркотикам следует не информировать о вреде и опасности их употребления, а обучать решать те проблемы и удовлетворять те потребности, что, не находя конструктивного разрешения, могут побудить к применению этих веществ.
Таким образом, для снижения риска формирования интернет-зависимости у подростков и молодежи следует обучать их решать те проблемы и удовлетворять те потребности, которые могут побудить чрезмерное пользование интернетом (без конструктивного решения), а не просто информировать о вреде и опасности формирования интернет-зависимости.
Литература:
1. Волондина, В. С. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры посредством активных методов обучения. Автореферат дис. канд. пед. наук, Красноярск. - 2007. - 26 с.
2. Магин, В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. С. 13- 17
3. Грецов, А.Г.Оценка эффективности применения системы профилактики наркозависимости подростков и молодежи//Адаптивная физическая культура. - 2010. -№3. С. 50 - 51