Научная статья на тему 'Психологические особенности систем ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества'

Психологические особенности систем ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
611
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОДИНОЧЕСТВО / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / STUDENT'S AGE / VALUE SYSTEM / SELF-REALIZATION / LONELINESS / TASKS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каширский Д. В.

В статье раскрываются психологические особенности системы ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества. Выделены компоненты одиночества как системного образования, выявлен их удельный вес. Установлено, что в студенческом возрасте переживаемое человеком одиночество является серьезным препятствием для решения субъектом специфических для данного возраста задач развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF VALUE SYSTEMS AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT EXTENT OF LONELINESS EXPERIENCE

The article reveals psychological features of value systems among students with different extent of loneliness experience. The components of loneliness as a system formation are picked out, and their influence is defined. The article make a conclusion that loneliness, experienced by a person as a student, is a serious obstacle to solving specific tasks of development in this age.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности систем ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества»

Раздел 4 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ — доктор педагогических наук, профессор Барнаульского государственного педагогического университета (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Барнаульского государственного педагогического университета (г. Барнаул) Эксперты раздела :

НАДЕЖДА ИВАНОВНА КУДЕРМЕКОВА — кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 159.923.2

Д.В. Каширский, канд. психол. наук, доц. Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

В статье раскрываются психологические особенности системы ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества. Выделены компоненты одиночества как системного образования, выявлен их удельный вес. Установлено, что в студенческом возрасте переживаемое человеком одиночество является серьезным препятствием для решения субъектом специфических для данного возраста задач развития.

Ключевые слова: система ценностей, самореализация, одиночество, задачи развития, студенческий возраст.

Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно не достаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений. При достаточно частом указании на одиночество как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. По мнению С.Г. Корчагиной, «расхожий тезис о том, что здоровье общества — это здоровье его членов, заслуживает своей интерпретации и в контексте чрезвычайно емкой категории и феноменологии одиночества. Это многократно усилено в затянувшихся условиях социально-экономической нестабильности, характерной для нашей страны. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся особенно злободневными и значимыми. Все более очевидна необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека» [1, с. 5].

Особую актуальность данная проблематика приобретает в подростковом и юношеском возрасте, на этапе профессионального и личностного самоопределения человека, интенсивного развития его характера и способностей, потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности. Исследователям давно известно такое негативное свойство одиночества как его способность подчинять себе другие психические процессы и состояния. В основу проведенного нами исследования положена гипотеза о том, что в студенческом возрасте переживаемое человеком одиночество является серьезным препятствием для решения субъектом специфических для данной возрастной стадии задач развития. У студентов, испытывающих одиночество, на наш

взгляд, снижаются степень присвоенности жизненных ценностей, стремление к самореализации и жизненная удовлетворенность.

Цель исследования — выявить особенности развития системы ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества. Под особенностями системы ценностей, во-первых, понималось их содержание (иерархия жизненных сфер по критерию значимости для субъекта), а также степень самореализации человека в данных жизненных областях и оценка студентом меры удовлетворенности от самореализации в этих сферах жизни.

Методы исследования. С целью изучения особенностей системы ценностей студентов была использована методика «Значимость — Самореализация — Удовлетворенность» Д.В. Каширского [2]. Испытуемым давался список жизненных сфер (см. ниже), которые им необходимо было оценить по ликертовской шкале в трех различных вариантах (инструкция менялась трижды): «по степени значимости», «по степени самореализации в каждой жизненной сфере» и «по степени удовлетворенности от самореализации в соответствующей жизненной сфере». В результате диагностики получаются три иерархии жизненных сфер, условно называемые «Значимость», «Самореализация» и «Удовлетворенность». Список жизненных сфер: здоровье; общение; высокий социальный статус, управление людьми; семья; активность для достижения позитивных изменений в обществе; познание нового в мире, природе, человеке; помощь другим людям и милосердие к ним; высокое материальное благосостояние; высокое образование; вера в Бога; приятное времяпрепровождение, отдых; полная самореализация; поиск и наслаждение прекрасным; любовь; признание, уважение людей и влияние на окружающих; интересная работа; свобода; гармоничная жизнь; стабильность и порядок; творчество; наличие хороших

и верных друзей; время; ответственность; справедливость; патриотизм и любовь к Родине.

Для изучения переживания студентами одиночества применялась методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Опросник состоит из 20 высказываний, к каждому из которых требуется зафиксировать свое отношение по 4-балльной шкале. После обработки результатов производится их интерпретация. Об уровне переживания студентами одиночества судят в соответствии со следующими градациями суммарного показателя: 40-60 баллов — высокий уровень одиночества, 20-40 баллов — средний уровень одиночества, 0-20 баллов — низкий уровень одиночества.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие студенты первого курса вуза, всего 380 человек. Результаты и обсуждение Переживание чувства одиночества На основе методики Д. Рассела и М. Фергюсона были выделены три группы студентов в зависимости от степени переживаемого одиночества. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования субъективного ощущения одиночества

Степень переживания одиночества Процент студентов

Низкая 45,53

Средняя 52,11

Высокая 2,36

Из табл. 1 видно, что по тесту зафиксированы преимущественно низкий и средний уровни одиночества. Средний показатель по выборке составил 20,86 балла, что говорит о преобладании средненормативной результативности по этому тесту в обследованной группе студентов. Между тем незначительные доли студентов при ответе на тестовые вопросы указывают на наличие у себя тех или иных симптомов переживания одиночества. Общая же доля испытуемых, отнесенных нами к группе с высокой степенью переживания одиночества, составила 2,64% .

Теоретический анализ позволил нам в одиночестве как системном и целостном психологическом феномене условно выделить ряд компонентов (факторов), или составляющих: негативные переживания, непонимание окружающих, социальное взаимодействие.

Фактор 1. «Негативные переживания». Одиночество выражается в эмоционально негативном состоянии человека, чувстве замкнутости, ненужности другим людям, изолированности от мира, переживании отвержения человека окружающими его людьми. Следует понимать, что можно быть в уединении, но не чувствовать себя одиноким, а можно находиться в окружении друзей, но внутренне, субъективно испытывать непреодолимое чувство одиночества. В данном случае речь идет именно об отрицательных душевных переживаниях человека, которые могут быть его спутниками вне зависимости от степени его уединения или отчуждения от окружающих. Негативное чувство одиночества оказывает стимулирующее воздействие на появление у человека соответствующих мыслей и их выражение в поведении.

Фактор 2. «Непонимание окружающих». Состояние одиночества сопровождается также мыслями о том, что окружающие не понимают человека, не разделяют его ценностей и интересов. Негативные мысли усиливают отрицательный эмоциональный фон, наполняя эмоциональную жизнь человека дополнительными негативными красками. Фактор 2 мог быть назван также фактором мировоззренческой изолированности одиноких людей, для которых субъективно так трудно найти человека, который действительно тебя поймет.

Фактор 3. «Социальное взаимодействие». Одиночество выражается также в отсутствии полноценной возможности удовлетворения человеком потребности в общении и социальном взаимодействии с людьми. Потребность в общении носит для одинокого человека фрустрирующий характер, нарушаются его контакты с другими людьми, социальные связи снижаются до минимума, падает и общая социальная активность человека. Потребность в аффилиации, объективно существуя в психике одинокого человека, субъективно воспринимается им как неудовлетворенная. Внешне поведение таких людей выражается в отчуждении, изоляции и аномии.

Выделенные компоненты (факторы) по тражиции, существующей в психологии, могут быть обозначены, на наш взгляд, как «эмоциональный», «когнитивный» и «поведенческий», соответственно их выделению в тексте.

Качественный анализ вопросов методик Рассела-Фергюсона и результаты опроса студентов-первокурс-ников позволили установить удельный вес компонентов одиночества (результирующего признака) в среднем по выборке. Обратимся к табл. 2.

Таблица 2 Удельный вес компонентов одиночества в среднем по выборке

№ Наименование компонента Удельный вес, %

1. Негативные переживания, fl 27

2. Непонимание окружающих, f2 40

3. Социальное взаимодействие, f3 33

Полученное распределение не отличается от равномерного — на долю каждого из факторов приходится примерно треть всех проявлений результирующего признака (с2=2,54, р>0,05).

В то же время в структуре одиночества как системного образования удельный вес когнитивного компонента несколько выше удельного веса эмоционального f и поведенческого fъ компонентов. Удельный вес второго фактора «Непонимание окружающих» в синдроме одиночества у студентов-первокурсников составил 40%. Качественный анализ результатов исследования указывает на то, что более 43% испытуемых считают, что «никто, как следует, их не знает», при этом 21,74% студентов отмечают, что сталкиваются с этим явлением в своей жизни очень часто. На непонимание окружающих впрямую указывают около 36% опрошенных, причем 10,14% из них говорят, что оказываются в ситуации непонимания или «мировоззренческой изолированности» довольно часто. Вторым по силе фактором, обуславливающим одиночество в студзнческом возрасте, является Фактор 3 «Социальное взаимодействие», на долю которого приходится около 33% влияний на результирующий показатель. Материалы исследования указывают, что около 31% студентов отмечают «нехватку общения в своей жизни», 17% говорят о том, что «в их жизни нет никого, к кому они могли бы обратиться в случае необходимости». Примерно четверть опрошенных (26%) отмечает «неспособность к раскрепощению и свободному общению с окружающими», а 23% студентов «просто не с кем поговорить». О поверхностности своих социальных контактов говорят около 29% испытуемых, а около 28% студентов отметили, что «им довольно трудно заводить новых друзей». Исследование показало, что 27,4% испытуемых указывают на то, что «находясь среди людей, тем не менее, чувствуют себя весьма одинокими». Большая группа студентов (60,86%) отметила, что они нередко «застают себя в ожидании, что люди позвонят или напишут им». Возможно, это выражение того, что опрашиваемые испытывают потребность в общении, однако степень удовлетворения данной потребности, как показывает исследование, примерно у

четверти студентов весьма низкая. По-видимому, именно неудовлетворенная потребность в общении данной категорией студентов и переживается как состояние одиночества. Наконец, последний из рассматриваемых факторов — Фактор 1 «Негативные переживания» имеет удельный вес в синдроме одиночества около 27% . Негативные эмоциональные переживания выступают для личности предупреждающими сигналами, указывающими на переживаемое человеком одиночество. Анализируя ответы опрашиваемых, установлено следующее. Около 39% студентов отмечают, что «несчастливы, занимаясь различными видами деятельности в одиночку». На «невыносимость быть таким одиноким» указывают порядка 42% испытуемых. Примерно 16% студентов чувствуют себя «совершенно одинокими» хотя бы изредка и лишь 1,45% опрошенных отмечают, что переживают это состояние довольно часто. Покинутыми чувствуют себя время от времени 13,04% студентов, а 4,34% испытуемых практически постоянно живут с таким эмоциональным состоянием. Иногда переживают изолированность от других людей около 13% студентов, однако испытывают это состояние практически всегда чуть более одного процента опрошенных.

О тесноте связи между выделенными составляющими одиночества можно судить по матрице интеркорреляций (табл. 3), из которой видно, что рассматриваемые факторы очень сильно согласованы между собой р < 0,001, подтверждая сказанное выше. Наряду с этим, компоненты положительно коррелируют и с общим показателем одиночества, представляющим собой суммарный балл по тесту, указывая в некоторой степени на адекватность модели эмпирическим данным.

Таблица 3

Матрица парных корреляций (р- Спирмена)

fl f2 f3 S

fl 1,00 0,17 0,19 0,17

f2 1,00 0,18 0,16

1,00 0,17

S 1,00

Условные обозначения:

Д — «негативные переживания» (эмоциональный компонент), Д —«непонимание окружающих» (когнитивный компонент), Д3 — «социальное взаимодействие» (поведенческий компонент), в — общий показатель субъективного ощущения одиночества по тесту Рассела-Фергюсона.

Система ценностей На рис. 1. представлены результаты исследования системы ценностей студентов-первокурсников (п=380).

Исследование показало, что наиболее значимыми жизненными сферами для студентов являются любовь, создание семьи, наличие хороших и верных друзей. Низкие рейтинги по значимости занимают: высокий социальный статус, вера в Бога, творчество, познание нового в мире, природе, человеке. Наиболее высокую степень самореализации испытуемые испытывают в таких жизненных сферах, как любовь, общение, наличие хороших и верных друзей. Сферами меньшей самореализации, по мнению участников исследования, являются высокое материальное благосостояние и интересная работа. При оценке степени удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах высокие рейтинги получили наличие хороших и верных друзей, любовь и общение. Низкую удовлетворенность от самореализации студенты испытывают в таких сферах, как интересная работа, высокое материальное благосостояние и высокий статус в обществе.

Корреляционный анализ (р < 0,001) указывает на то, что иерархии жизненных сфер студентов-первокурсни-ков с низким, средним и высоким уровнями переживания одиночества, выстроенные по трем основаниям: «значимость», «самореализация» и «удовлетворенность от самореализации» имеют высокую степень согласованности между собой. Статистически значимые различия в ценностных выборах (также как и в степени самореализации и удовлетворенности от самореализации) между группами студентов с различной степенью переживания одиночества существуют и касаются лишь отдельных жизненных сфер. Прежставим результаты сравнительного анализа систем ценностей студентов, испытывающих и не испытывающих одиночество.

Ценности студентов с различной степенью переживания одиночества

Итак, с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса установлены статистически жостоверные различия между испытуемыми с различной степенью переживания одиночества в отношении степени значимости отдельных жизненных сфер, таких как: общение (Н = 8,84; р < 0,01), познание нового в мире, природе, человеке (Н = 4,48; р < 0,10), отдых (Н = 4,46; р < 0,10), стабильность и порядок (Н = 6,48; р < 0,03), творчество (Н = 4,53; р < 0,10).

Как следует из результатов непараметрического дисперсионного анализа, наиболее выраженные различия были зафиксированы в отношении испытуемых с различной степенью переживания одиночества к сферам общение и стабильность (порядок). В каждом из случаев зависимость является обратно пропорциональной: чем сильнее степень переживаемого студентом одиночества, тем менее для него значимы указанные жизненные сферы. В отношении других жизненных сфер (познание нового в мире, природе, человеке; отдых; творчество) зависимость носит тот же обратный характер, с той лишь разницей, что различия эти имеют не такой выраженный характер, а представляют собой тенденции, приближающиеся к границе статистической значимости.

Таким образом, человек, переживающий одиночество, в меньшей степени разделяет ценности общения, творчества, познания. Он, скорее, не ценит спокойный и размеренный отдых, приятное времяпрепровождение и не считает, что стабильность и порядок — значимые ценности в его жизни.

Непараметрический дисперсионный анализ позволил выявить достоверные различия на уровне статистической тенденции в уровне самореализации студентов с различной степенью переживания одиночества в следующих жизненных сферах: высокий социальный статус и управление людьми (Н = 4,52; р < 0,10), создание семьи (Н = 5,32; р < 0,07), общение (Н = 5,53; р < 0,06), на-

личие хороших и верных друзей (Н = 5,21; р < 0,07), любовь (Н = 4,53; р < 0,10). В отношении каждого из перечисленных случаев можно сказать, что студенты, имеющие высокие показатели по шкале одиночества в сравнении со студентами с низкими показателями, отмечают, что в гораздо меньшей степени самореализовались и имеют достижения в перечисленных жизненных сферах. Таким образом, одиночество может рассматриваться в качестве переменной, соседствующей (как минимум) с более низкой оценкой субъектом уровня самореализации. Примечательно, что среди сфер низкой самореализации студенты, испытывающие одиночество, указывают любовь и наличие хороших и верных друзей, то есть высокозначимые жизненные сферы.

Статистический анализ позволил также установить значимые различия в степени удовлетворенности от самореализации между испытуемыми с различной степенью переживания одиночества. Так, различия коснулись таких областей, как: общение (Н = 4,96; р < 0,08), познание нового в мире, природе, человеке (Н = 6,09; р < 0,05), получение высокого образования (Н = 8,83; р < 0,01), наличие хороших и верных друзей (Н = 5,20; р < 0,07), патриотизм и любовь к Родине (Н = 9,94; р < 0,007). Анализ результатов показывает, что чем выше степень переживаемого студентом одиночества, тем ниже он оценивает степень удовлетворенности от самореализации в названных жизненных сферах. Заметим, что в числе жизненных сфер, носящих для студентов-первокурсников фрустрирующий характер, фигурируют доминирующие ценности, например, наличие хороших и верных друзей. По-видимому, именно сфера близких взаимоотношений представляет для одинокого человека наиболее вероятный источник внутреннего конфликта. Сказанное подтверждается неудовлетворенностью студентов, переживающих одиночество, связываемой ими со сферой общения. По их мнению, они испытывают очень большие трудности в поиске и нахождении такого круга общения, который удовлетворял бы эмоционально.

Выводы и заключение

1. Проведенное исследование показало, что широко обсуждаемая философами проблема одиночества в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно не достаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений.

2. Одиночество имеет объективный и субъективный аспекты рассмотрения. Объективные проявления одиночества выражаются в характере общественных отношений человека, его социальном взаимодействии (аномия, отчуждение, изоляция). Субъективная сторона одиночества — это переживания человека, его мысли и чувства, обусловленные деформациями его отношений с окружающей действительностью и другими людьми.

3. Теоретический анализ позволил в целостном психологическом образовании, каким является одиночество, условно выделить когнитивные, эмоциональные (аффективные) и поведенческие составляющие. Аффективные проявления одиночества выражаются в эмоционально негативном состоянии человека, чувстве замкнутости, ненужности другим людям, изолированности от мира, переживании отвержения человека окружающими его людьми, эмоционально негативном состоянии, связанном с неудовлетворенной потребностью в общении. Когнитивные составляющие одиночества находят свое воплощение в мыслях человека о том, что окружающие не понимают его, не разделяют его ценностей и интересов. Поведенческие проявления одиночества заключаются в особенностях социальных контактов человека,

степени его внешне выраженной изолированности от мира, отчужденности от людей и социальной пассивности. Когнитивные и эмоционально-аффективные проявления одиночества представляют собой субъективный аспект его рассмотрения, а поведенческий компонент отражает внешне наблюдаемые человеческие реакции, то есть объективную сторону проявления одиночества как психологического состояния.

4. Эмпирическое исследование обнаружило, что когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления составляют примерно одинаковый удельный вес в целостном синдроме одиночества. Между тем, анализ показывает, что в студенческом возрасте одиночество, переживаемое человеком, в несколько большей степени обусловлено все же процессами когнитивной переработки информации, или когнитивной составляющей одиночества. Полученный результат подтверждает слова одно из героев известного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье, когда тебя понимают».

4. Выделение трех компонентов в структуре феномена одиночества не должно пониматься механистически, атомарно. Данную зависимость нужно рассматривать более системно и сложно, иначе говоря, молярно — не сводя явление к простой арифметической сумме компонентов. Зависимость между одиночеством и его компонентами может быть представлена в следующем виде: Loneliness = f (cognition « emotion « behavior).

с взаимопереходами, или взаимовлияниями между переменными, что показано на схеме стрелками. При этом переменные в этой зависимости сами являются функциями многих переменных (впрочем, учет последних не входил в задачи нашего исследования). Главным, по нашему мнению, должен быть уход от линейности мышления при оценке результатов исследования и их интерпретации. Предложенная зависимость позволяет решить эту задачу, выступая скорей как качественная, чем количественная (если можно так сказать) закономерность. Так, например, переживаемое человеком одиночество, которое может быть связано с переездом в новый город, поступлением в вуз, расставанием с друзьями и любимыми, прекращением важных взаимоотношений (в числе опрошенных более 60% — иногородние юноши и девушки), может активизировать процессы негативной оценки окружающего: людей, событий, взаимоотношений и пр. С другой стороны, человек, как субъект интерпретации, находясь в состоянии эмоционально негативного переживания, подходя к анализу тех или иных аспектов своей жизни, может видеть в них лишь (или преимущественно) отрицательное содержание, что в свою очередь усиливает его душевные переживания. В этом смысле можно говорить о существовании «порочного круга» одиночества, выбраться из которого бывает для человека весьма и весьма трудно. Так, не только негативные мысли могут вызывать отрицательные эмоции, но и негативные эмоции могут порождать мысли об одиночестве. И то и другое может вырасти не только в когнитивное или эмоциональное отчуждение и изоляцию, но и выразиться в соответствующем поведении, которое, в свою очередь, лишь усилит состояние неудовлетворенной потребности в общении, в социальном взаимодействии.

5. Эмпирическое исследование студентов-первокурс-ников позволяет судить о степени выраженности у них состояния одиночества. В целом обследованная выборка характеризуется средними, то есть весьма умеренными показателями. Яркая выраженность данного состояния, указывающая, возможно, на наличие эмоциональных проблем и требующая вмешательства специалиста, имела место у небольшой части обследованной выборки (2,64%).

6. Материалы исследования позволяют говорить о том, что в студенческом возрасте одиночество представ-

ляет собой, по-видимому, серьезное препятствие на пути самореализации человека и выступает в виде ограничителя его активности в эффективном решении им основных задач развития на данной стадии онтогенеза. По результатам проведенного исследования у студентов, испытывающих одиночество, снижаются степень при-своенности жизненных ценностей, стремление к самореализации и показатели жизненной удовлетворенности, что подтверждает сформулированную нами гипотезу. Одиночество в данном контексте рассматривается нами как переменная, лишающая личность социального ресурса, причастности другим людям и обществу в целом. Принимая во внимание тот факт, что развитие личности происходит в обществе, проведенное исследование, на наш взгляд, убедительно показало, что результатами ограничивающей роли одиночества являются затруднения, преимущественно связанные с социальными контактами человека в таких сферах, как общение, любовь, наличие хороших и верных друзей, создание семьи.

В нашем исследовании одиночество предстало как феномен, характеризующийся, скорее, негативным потенциалом. Однако, негативные проявления одиночества могут приобрести для психики позитивный харак-

тер. Возможна компенсирующая роль одиночества, выражающаяся в стремлении человека включиться в ту и или иную социальную общность в силу фрустрирован-ности потребности в аффилиации. Одиночество может вызвать к жизни стремления к поиску других сфер для самоосуществления, иногда даже неожиданных как для окружающих, так и для самого человека направлений самореализации. Позитивное значение одиночества для личности может выражаться в том, что оно является неотъемлемой частью становления её индивидуальности. Одиночество как ресурсное состояние дает человеку возможность для концентрации на главном, для осознания сложившейся ситуации, жизненных смыслов, возможных неудач в деятельности, переосмысления жизненных приоритетов, переоценки системы ценностей. Позитивный потенциал одиночества может выражаться, скажем, в усилении самопознания человека, активизации его творческого начала, стабилизации психики. Это состояние дает человеку опыт совладания с трудностями, разрешения внутренних и внешних конфликтов, влечет перестройку потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер, а значит и развитие личности в целом.

Библиографический список

1. Каширский, Д.В. Методика диагностики системы ценностей: «Значимость-Самореализация-Удовлетворенность» /Методическое пособие для практических психологов. Барнаул, 2006.

2. Корчагина, С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: МПСИ, 2005.

Статья поступила в редакцию 19.05.08.

УДК 159.95

М.В. Лычева, аспирант БГПУ, г. Барнаул

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема формирования основ позитивного мышления младшего школьника в контексте повышения уровня психологической культуры личности ребенка, приводится авторское определение позитивного мышления, признаки и функции данного психологического феномена, разработанная психологическая программа, а также ряд важных теоретических и практических выводов, сделанных на основе полученных результатов исследования.

Ключевые слова: позитивное мышление, признаки, функции, формирование, младшие школьники, психологическая программа.

На сегодняшний день в современном образовании акцент делается преимущественно на развитии интеллекта, повышении уровня Щ и «вооружении» учащегося широким арсеналом понятий из различных областей наук. Однако, по данным Д. Гоулмана, доля коэффициента умственного развития в факторах, определяющих успех человека в жизни, составляет всего лишь 20% , в то время как оставшиеся 80% приходятся на долю других сил [1, с. 60].

Несомненно, при всей важности общего умственного развития оно не должно становиться единственно приоритетным направлением в условиях школьного обучения. Формирование позитивного мышления, предполагающее выработку новых продуктивных умственных привычек и овладение культурой мышления в целом, также должно стать неотъемлемой частью содержания системы современного российского образования.

Следует отметить, что по сравнению с Западной Европой и США наша страна заметно отстает в решении данной проблемы. Во многих европейских школах появились такие новые предметы, как «Уроки счастья», «Умение жить», «Курс чудес» и др., охватывающие широкий круг проблем — от социального и эмоционального развития до повышения самооценки детей, разрешения конфликтов и борьбы с депрессией [2, с. 5].

Очевидно, школы Западной Европы и США, направляя усилия на становление основ позитивного мышления школьников, осознают влияние данного психологического феномена на всю дальнейшую жизнь человека.

В России же позитивное мышление детей целенаправленно не формируется, в школах отсутствуют какие-либо предметы, посвященные этому вопросу, в силу чего проблема развития позитивной направленности мыслительной деятельности школьников для нашей страны на сегодняшний день является актуальной и неразработанной.

Каким же образом формировать позитивное мышление учащихся? Каковы конкретные пути становления основ позитивного мышления детей в возрасте от семи до десяти лет?

Прежде чем перейти к ответам на поставленные вопросы необходимо остановиться на характеристике самого понятия «позитивное мышление». Важно заметить, что в отличие от традиционного понимания мышления как совокупности умственных действий, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача, понятие «позитивное мышление» нетрадиционно для современной психологии и в силу этого недостаточно разработано.

Существуют противоречивые мнения, касающиеся сущности и природы позитивного мышления, включаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.