Научная статья на тему 'Психологические особенности одаренного ребенка'

Психологические особенности одаренного ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4426
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ФЕНОМЕНЫ ОДАРЕННОСТИ / КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Елена Владимировна, Боброва Елена Владимировна, Зверева Людмила Ивановна

В статье рассматриваются особенности проявления одаренности у детей дошкольного возраста, раскрываются феномены одаренности, которые формируются на данном возрастном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности одаренного ребенка»

УДК 159.928.22

Н.В. Белова , Е.В. Боброва, Л.И. Зверева

Психологические особенности одаренного ребенка

В статье рассматриваются особенности проявления одаренности у детей дошкольного возраста, раскрываются феномены одаренности, которые формируются на данном возрастном этапе.

Ключевые слова: одаренность, феномены одаренности, критерии одаренности.

В современной зарубежной и отечественной психологической науке существует несколько подходов к пониманию одаренности и ее проявлений. Так . например . Л.С. Выготский . А. Мас-лоу и другие исследователи называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат). так и темп развития [3].

Очень важно понимать. что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то. что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро. не скупясь . а кому-то недодает. Одаренным же принято называть того. чей дар явно превосходит некие средние возможности . способности большинства. Внешнее окружение . или . как говорят. среда и воспитание . либо подавляет его. либо помогает этому дару раскрыться.

В практической работе с детьми дошкольного возраста вместо понятия «одаренный ребенок» традиционно используют понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

© Н.В. Белова , Е.В. Боброва , Л.И. Зверева , 2012

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка . могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий и охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивацион-ный [2].

Инструментальный аспект характеризует способы деятельности ребенка и предполагает следующие характеристики:

наличие специфических стратегий деятельности;

информированность индивидуального стиля деятельности; высокая структурированность знаний; особый тип обучаемости. Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности . а также к своей деятельности и включает следующие компоненты:

повышенная. избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;

повышенная познавательная потребность;

неприятие стандартных. типичных заданий и готовых ответов; высокая критичность к результатам собственного труда.

На основании изложенных признаков и характерных черт может быть гипотетически составлен обобщенный портрет одаренного ребенка . включающий в себя следующие характеристики:

особенности познавательной деятельности;

психосоциальная чувствительность; физические характеристики. Отличаясь широтой восприятия . одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того. как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими

процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Одаренные дети обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогает такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом. позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности . сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени . с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят . когда им навязывают готовые ответы. они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому . что он пытается заниматься тем. что ему еще пока не по силам. У одаренных детей более остро прослеживается психосоциальная чувствительность. Они обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Такие дети остро реагируют на несправедливость окружающего мира . предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение . включение элементов игры в выполнение задач. творчество. изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья . братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей . они обладают отличным чувством юмора . любят смешные несоответствия. игру слов. шутки. Вместе с тем . им недостает эмоционального баланса . в

раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие . возникают трудности в общении со сверстниками.

Высокая чувствительность. целостность восприятия мира дает ребенку возможность наиболее полно. объемно и . главное. точно усваивать опыт. По физическим характеристикам одаренных детей отличает высокий энергетический уровень. причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту психофизиологические . психические и личностные достижения развития . относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении. решении элементарных бытовых проблем. организации доступной деятельности (игровой. художественной. познавательной). характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении творческой активности. которая может способствовать развитию одаренности и ее феноменов:

1. Биологический феномен развития одаренности дошкольников определяет врожденную природу данного явления. Мы соглашаемся с мнением А. Маслоу . который заявляет. что творческая направленность является врожденной для всех людей . но теряется большинством под воздействием среды. Для нас важной является идея К. Тейлора . о том . что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке.

2. Голографическое (целостное) и

субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира . являющиеся врожденными . обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно. именно голографич-ность и субсенсорность позволяют ребенку — дошкольнику осваивать мир в быстром темпе . пройти за 4-5 лет этапы развития человечества.

3. Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем. что как на проявление детской одаренности . так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия. в которых находится ребенок. Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия.

4. Психический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем . что художественнотворческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте . так как ребенок . обладая образным мышлением. лучше запоминает все яркое. выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.

5. Духовно-нравственный феномен

развития одаренности детей в дошкольном детстве определяется тем. что ребенок как член социума постоянно включен в предмет познания. в систему человеческих отношений . где происходит постоянный диалог личности. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками . конфликтности взаимоотношений. вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение

слушать собеседника. стремление к доминантности . желание брать на себя роль организатора совместных игр. тенденция к демонстрации собственных знаний.

На основании вышесказанного могут быть выделены следующие психоло-

гические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста:

1. Характер развития одаренности в дошкольные годы — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. опосредованного деятельностью ребенка (игровой . художественной . трудовой). а также личностной активности самого ребенка . его способности к саморазвитию.

2. Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста — чаще всего развитие его художественно-творческой деятельности: игровой . изобразительной . музыкальной. трудовой . театральной и др.

3. Одаренность ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

4. Креативность как фактор одаренности ребенка выражается в получении созидательного творческого продукта. создание которого необходимо направлять на удовлетворение собственного блага и благосостояния общества.

5. Духовно-нравственные ценности общества должны формироваться раньше или вместе со становлением и развитием одаренности ребенка дошкольного возраста.

6. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ . их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

Для этого одаренным детям должны быть предоставлены условия образования. позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества. Важно. увидев талант ребенка . не пускать его на самотек . не думать. что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить его максимальное развитие: не помогая . легко

сделать талант ниже посредственности.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 17-31.

2. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование. 2000. № 1. С. 115-118.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Просвещение, 1999.

4. Савинков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2004.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.