Научная статья на тему 'Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью'

Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1741
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарская Людмила Викторовна

В статье рассматриваются основные проявления и причины агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора о психологических особенностях агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений и причин агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные о причинах, особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления. Представлены направления и некоторые результаты коррекционной работы, направленной на снижение агрессивности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Токарская Л. В. г. Екатеринбург

В статье рассматриваются основные проявления и причины агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора о психологических особенностях агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений и причин агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные о причинах, особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления. Представлены направления и некоторые результаты коррекционной работы, направленной на снижение агрессивности испытуемых.

Тенденции к гуманизации и турного развития, усиление инте-

гуманитаризации Российского об- грационных процессов, требующих

щества на данном этапе социокуль- создания оптимальных условий

обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями, обостряют вопрос о социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Б 71 -умеренная умственная отсталость, Б 72 - тяжелая умственная отсталость по Медицинской классификации болезней 10-го пересмотра), для

осуществления которой значительную роль играет профилактика и коррекция их агрессивности.

В последние годы не только ученые, но и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в обществе в целом и в учреждениях системы образования и социальной защиты населения. Эти процессы, безусловно, действуют и в отношении категории детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Сложность изучения феномена агрессивности у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Как известно, агрессивность может рассматриваться как эмоциональное нарушение и как личностная девиация, что является основой отклонений в поведении. Относительная сохранность ЭВС некоторых категорий детей и подростков с умеренной и тяжелой умст-

венной отсталостью может стать основой для формирования личности при решении прикладных задач.

Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-

психологического.

Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей (Л. Джой, Е. В. Змановская, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.).

Изучение психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также анкетирование и беседы с родителями проводились в: общеобразовательных специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта № 169 и № 123 г. Екатеринбурга, Екатеринбургском детском доме-интернате, Социально-

педагогическом центре для детей-инвалидов г. Екатеринбурга.

Анкетирование, беседы и изучение с помощью теста А. Ассинге-ра педагогов проводились кроме указанных, в: Нижне-Туринском и Карпинском детских домах, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида гг. Волчанска, Каменск-Уральского, Карпинска, Новоуральска, пос. Монетного и других учреждениях Свердловской области. В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов.

Нами была разработана и реализована диагностическая про-

грамма, основной целью которой стало изучение проявлений и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе через анализ отношения к ним родителей и уровня агрессивности педагогов. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 140 испытуемых (86 лиц мужского пола и 54 - женского), которые имели клинические диагнозы «умеренная умственная отсталость» и «тяжелая умственная отсталость», в возрасте от 6 до 18 лет.

Был выявлен ряд факторов, способных повлиять на уровень агрессивности испытуемых. Сорок шесть процентов из них получали помощь в различных учреждениях и/или постоянно находились в семье; 27 % испытуемых проживали в детском доме-интернате в группах с пятидневным пребыванием (на вы-

ходные уезжали домой); 27 % испытуемых — лица, проживающие в детском доме постоянно. В полной семье проживают 43, 6 % испытуемых, только с матерью - 24,3 %, только с отцом - 3,6 %, 1,5 % находятся под опекой ближайших родственников, 27 % - постоянно проживают в детском доме-интернате, хотя 7,9 % из них имеют полные семьи, 3,6 % - одну мать.

Изучение медицинских карт позволило учесть при анализе эмпирических данных такие сведения об испытуемых, как: отсутствие речи у 18 % и детский церебральный паралич у 67,9 %; единично встретились и другие патологии, при которых может наблюдаться агрессивность: синдром Прадера-Вилли, синдром Корнелии де Ланге, фенилкетонурия. Были дифференцированы социальные условия, которые могли стать причиной агрессивности испытуемых, а именно: 40, 7 % испытуемых меняли учреждения, в которых им оказывалась помощь хотя бы один раз, еще 18 %

- более чем дважды. Учителя/ воспитатели, классы/группы не менялись только у 13 человек.

В ходе обследования каждого испытуемого проводились беседы и применялись отобранные методики (по 6 занятий, продолжавшихся в среднем от 30 до 60 минут). Все дети легко вступали в контакт, соглашались принять участие в «занятиях». Последовательность предъявления заданий была различной в зависимости от индивидуальных

особенностей испытуемых, их интересов. Полученные данные интерпретированы с применением качественного и количественного видов анализа.

Стимульный материал к авторской методике, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами валидизирован, репрезентативность его доказана с использованием критерия Спирмена.

В ходе исследования выявлялись: наличие агрессивности у рассматриваемой группы детей и подростков, основные проявления, их интенсивность, направленность (на других людей, неодушевленные предметы, себя), формы (физическая, вербальная и паравербальная).

На наличие проявлений агрессивности указывают, до 100 % экспертов (в качестве которых выступали педагоги). При этом 76 % экспертов указали, что агрессивность испытуемых проявляется регулярно. Несмотря на то, что большинство испытуемых не принимало участие в беседах, 4,3 % из них после методики на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами указали, что гнев исходил от них самих.

В ходе оценки частоты и продолжительности агрессивных проявлений у испытуемых (экспериментальная группа), было проведено сравнение этих же показателей с результатами детей и подростков с легкой умственной отсталостью (контрольная группа). Для этого

проводилось наблюдение за группой учащихся с легкой умственной отсталостью в количестве 12 человек ежедневно в течение одного месяца.

Таким образом, агрессивные проявления у испытуемых с легкой умственной отсталостью являются более редкими и короткими по продолжительности в сравнении с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В отношении последних необходимо отметить, что проявления агрессивности, несмотря на их частоту, являются для большинства детей короткими или средними по продолжительности.

Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является физическая (32,5 %) — в виде толчков, частых драк, попыток укусить и ущипнуть. Другие формы агрессивности испытуемых встретились со следующей частотой: невербальная — 27,7 %; вербальная — 21,3 %; эмоциональная — 18, 5%.

Чаще всего агрессивность испытуемых направлена на членов семьи и на себя — 25, 8 % и 22, 9 % соответственно; реже — на животных и на других людей (19,3 % и 12, 9 %), на вещи — 11,4 % (данные наблюдений и экспертных оценок).

Часто встречались экстрапуни-тивный, самозащитный (33,3 %); экс-трапунитивный, упорствующе-

разрешающий (25,3 %); интропуни-тивный, упорствующе-разрешаю-

щий (14,4 %) типы реакций, по данным наблюдения (проанализирована 681 реакция).

Было выявлено две группы причин и механизмов, обусловливающих агрессивность испытуемых. К клиническим относятся: степень умственной отсталости, реакция на изменения погоды, несвоевременное лечение, перемена обстановки и появление новых лиц (дети и подростки с шизофренией, расстройствами аутистического спектра), пробуждение от сна (дети и подростки с гидроцефалией, детским церебральным параличом), следствие усталости, ответ на тактильные прикосновения (у 12,9 % испытуемых - в основном у детей и подростков с шизофренией, расстройствами аутистического спектра).

Социально-психологические причины и механизмы представляют: подростковый возраст, пол (мужской), социальная среда, непостоянство условий воспитания, фрустрация вследствие невозможности быть понятым из-за отсутствия речи, склонность к эмоциональному заражению (влияние негативного примера окружающих), реакция на новую обстановку, новых людей (чаще у испытуемых с фенилкетонурией). Кроме того, агрессивность испытуемых, по мнению экспертов, может быть обусловлена усвоенным шаблоном поведения.

Эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, а также уровень их агрессивности тоже могут влиять на проявления агрессив-

ности испытуемых. По данным различных методик (цветовой тест отношений, методика на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами), от 30 % до 67, 9 % испытуемых непонравившийся цвет или эталон гнева отнесли к «учителю/ воспитателю». При этом все испытуемые, ассоциирующие педагогов с «плохими» цветами, воспитываются в детском доме только в двух группах. Сами педагоги (6,4 %) также указывают на то, что причинами агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть: неправильное поведение педагогов, недостаток педагогической культуры, такта, знаний; отсутствие учета особенностей, связанных с общением, конкретным нарушением и ребенком.

По данным теста А. Ассингера, никто из педагогов не продемонстрировал высокий уровень агрессивности, однако при среднем ее показателе у 88 % педагогов отмечается деструктивный, разрушительный

характер их отношений с учениками, склонность к конфликтам, неуважительное отношение к другим и постоянное провоцирование конфликтных ситуаций. Взрывы разрушительности 28 % педагогов носят скорее деструктивный, чем конструктивный характер. Таким образом, влияние агрессивности педагогов на агрессивность испытуемых может быть проанализировано в двух аспектах: создание фрустри-

рующих ситуаций педагогами для испытуемых вследствие недостаточности педагогического такта и демонстрация испытуемым агрессивных эталонов поведения как социально приемлемых образцов для подражания.

Большое значение для процесса формирования агрессивности испытуемых имеет влияние ситуации семейного воспитания, так, сепарация от близких людей и необходимость пребывания в детском доме (у детей и подростков, посещающих группы пятидневного пребывания), по данным наблюдения по методу «Повременных проб», могут стать причинами их агрессивности (5 наблюдений). Кроме того, испытуемые, рисуя дом (ДДЧ), продемонстрировали: чувство недостатка эмоциональной (25,7 %) и психологической (40 %) теплоты дома; а 16,4 % — чувство отвержения, неприятия («Рисунок семьи» в интерпретации Г. Т. Хо-ментаускаса). В целом рисунки демонстрируют разобщенность членов семьи испытуемых, невключен-ность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, конфликтность в семье.

По авторской методике на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, эталон гнева испытуемые чаще всего определяли как «мать» — 63,6 %, «отца» - 46,4 %, «сибса» — 30 %. Беседа, проведенная на данном этапе обследования, позволила получить следующие

ответы о направленности гнева («На кого кричит папа?» и т.д.), опираясь на которые можно сделать некоторые выводы, так чаще всего, гнев направлен на самого испытуемого - 17,1 %, на мать - 7,9 %.

Использование данной методики позволяет в случае выбора эмоции гнева для референтного лица, задать испытуемому вопрос типа: «На кого папа сердится?». В этих случаях испытуемые, как правило, описывают ситуации, из реальной жизни, что позволяет сделать предварительные выводы об источнике агрессии, направленной на испытуемого. Кроме того, использование методики возможно в работе с неговорящими детьми и подростками.

В исследовании особенностей отношения родителей к детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с применением теста А. Я. Варги-С. С. Столина, приняли участие 38 человек, большинство из них - 89,5 % — матери, это обусловлено тем, что именно они в основном занимаются воспитанием детей, отводят их в школу.

Все полученные ответы по каждому из видов родительских отношений проанализированы по ключу. Результаты указывают на то, что подавляющее большинство родителей не испытывают по отношению к ребенку отрицательных чувств, стараются быть ближе к нему. Такие показатели могут указывать на то, что причиной агрессивности детей может стать не только

отношение родителей, хотя нельзя утверждать, что ответы родителей были всегда откровенными (на что указывают сомнения и исправления ответов), что обусловлено, скорее всего, стремлением родителей показать более хорошее отношение к своему ребенку. Вообще, в методиках типа опросников мамы описывают те свои действия, которые социально поощряются или, во всяком случае, принимаются обществом.

Особо интересным представляется выявленный и подтвержденный с применением методов вторичной математической обработки факт влияния условий воспитания на агрессивность испытуемых: дети и подростки, воспитывающиеся в группах пятидневного пребывания, более агрессивны, чем те, кто воспитывается дома или постоянно проживает в детском доме.

Другими, не обозначенными в литературе, но обнаруженными в ходе экспериментального исследования факторами стали: желание привлечь внимание - 34 наблюдения; затруднения в выполнении задания (как правило, у школьников)

- 26 наблюдений.

Таким образом, агрессивность испытуемых подтверждается данными объективной оценки и собственными высказываниями испытуемых. Основной ее формой является физическая, направленная на членов семьи и себя. Проявления агрессивности являются частыми, но достаточно короткими или средними по продолжительности. При

этом у подростков проявления агрессивности менее длительны, чем у детей, что обусловлено, очевидно, влиянием уровня личностной зрелости. Подростки быстрее успокаиваются сами и в ответ на убеждения педагогов, также как испытуемые с умеренной умственной отсталостью, что подтверждает влияние степени выраженности интеллектуального нарушения на агрессивность. Агрессивность испытуемых обусловлена клинически и социально-психологически, при этом были выявлены факторы, не отмеченные в литературе: непонимание со стороны окружающих, реакция на конфликты со сверстниками и в семье, ответ грубостью на грубость, влияние условий воспитания, отказ от ребенка, реакция на отказ, запреты, неумение правильно оценить свое поведение и его некритич-ность, низкий уровень произвольности, непонимание со стороны окружающих, желание привлечь внимание, затруднения в выполнении задания.

При обработке результатов экспериментальной работы использовались методы математической статистики, что позволило осуществить не только качественный, но и количественный анализ результатов.

На основе полученных данных была разработана и реализована комплексная программа, включающая профилактику и коррекцию агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной от-

сталостью. Эффективность реализации программы обеспечивается двумя группами принципов: концептуальными и тактическими.

К первой группе относятся принципы: единства диагностики и коррекции (А. А. Осипова); учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей и подростков (Л. С. Выготский, М. И. Кузьмицкая, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова); учета ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); комплексности методов воздействия (Д. Н. Исаев); индивидуализации и дифференциации психолого-педагогических методов, приемов и средств коррекционного воздействия (У. В. Ульенко-ва); подключения ближайшего социального окружения к участию в реализации коррекционно-развивающей программы работы (Л. С. Выготский, У. В. Ульенкова, Л. М. Шипи-цына); учета эмоциональной сложности материала и других.

Ко второй группе относятся принципы, предлагаемые исследователями в рамках профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: длительного изучения ребенка; создания спокойной обстановки, доброжелательного отношения, единства, четкости и систематичности требований, лиц, слов (Д. Н. Исаев, А. Р. Малер); осуществления психологической коррекции при опоре на медицинские

рекомендации, учитывающие этиологию заболевания (М. И. Кузьмицкая); привлечения к коллективной, общественно полезной и интересной деятельности; мягкой, безболезненной формы оценки знаний и умений; помещения эмоционально неустойчивых детей рядом с уравновешенными (А. А. Ватажина).

В программе определены формы работы с подростками: групповая и индивидуальная. Работа с родителями и педагогами проводилась в ходе ряда занятий совместно, на других - индивидуально и по подгруппам. При этом использовались следующие формы: лекционно-просветительская работа; практические занятия; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; групповые формы совместной работы родителей и ребенка, совместные внеклассные мероприятия и другие. Определена оптимальная продолжительность занятий для испытуемых (индивидуальных - 1520 минут; групповых - от 40 минут до 1,5 часов), продолжительность реализации программы (1 год), оптимальный состав участников при групповых занятиях (4-5 человек), возраст участников (11-18 лет), требования к организации занятий.

В программе имеются приложения, перечень учебно-

методического обеспечения и схемы, способствующие пониманию причин и направлений коррекции агрессивности испытуемых.

Результаты коррекционной работы по программе, которая прово-

дилась в Екатеринбургском детском доме для детей - инвалидов и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 169 города Екатеринбурга в течение одного года (2006-2007 учебный год) показали, что уровень агрессивности подростков с данной патологией может быть снижен. На наличие положительной динамики указывают как высказывания родителей, собственные наблюдения, так и результаты использования методов математической статистики. Эффективность работы по программе подтверждается применением критерия углового преобразования Фишера, демонстрирующего снижение уровня агрессивности у испытуемых в сравнении с показателями, полученными до начала коррекционной работы.

Уровень агрессивности испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с которыми проводилась коррекционная работа, уменьшился на 34 %. Не было отмечено случаев отрицательной динамики. Эффективность проведенной коррекционной работы подтверждается.

В целом, со слов родителей и педагогов и по собственным наблюдениям, после реализации программы у всех испытуемых, с которыми проводилась коррекционная работа, улучшилось поведение, уменьшилось количество агрессивных вспышек, они стали легче сглаживаться. Кроме того, психологическая коррекция агрессивности

подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью положительно сказалась и на их учебной деятельности (со слов педагогов), а именно: повысился уровень сосредоточения внимания; увеличилась аккуратность при выполнении заданий по письму; чтение стало более осмысленным, вдумчивым, четким; задания стали выполняться более аккуратно; в некоторой степени произошла нормализация координации движений (меньше стало случаев неудержания равновесия), мелкой моторики (почерк стал более аккуратным).

Можно предположить, что программа будет эффективной при незначительной адаптации в ходе работы с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью других возрастных групп.

Литература

1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. -М., 1999.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

3. Жарова, В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми [Текст] / Дис. ... канд. пед. наук / Ярославск. гос. пед. ун-т. им. К.Д. Ушинского Ярославль, 2001.

4. Змановская, Е. В. Девиантология [Текст]: (Психология отклоняю-

щегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] : руководство для врачей / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003.

6. Маллер, А. Р. Воспитание и обу-

чение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003.

7. Шипицына, Л. М. «Необучае-

мый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002.

© Л. В. Токарская, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.