Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ. ДОМАШНИЙ ХОСПИС (Продолжение. Начало в № 14, 15, 17)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ. ДОМАШНИЙ ХОСПИС (Продолжение. Начало в № 14, 15, 17) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ. ДОМАШНИЙ ХОСПИС (Продолжение. Начало в № 14, 15, 17)»

л

а родина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Омский государственный технический университет

УДК 159.943:616-006-056.24

ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ. ДОМАШНИЙ ХОСПИС

(Продонжение. Начало в И> 14, 15, 17)

ЧАСТЬ 4 УОПАСНОЙ ЧЕРТЫ

Прогрессирующий характер болезни иногда преподносит очень неприятные сюрпризы в виде всевозможных кризисных ситуаций. Последствия кризиса могут быть различны и по характеру проявлений, и по степени этих проявлений.

Одним из наиболее неприятных случаев является кризис, в результате которого поэтапно, но достаточно быстро теряется речь, ориентация, происходит частичная или полная парализация, потеря сознания и подозрение на клиническую смерть.

Не пугайтесь всего этого невеселого перечня, и в этом случае выход есть даже в домашних условиях.

Главное - действовать быстро, но без суеты. Сориентироваться в ситуации нужно в течение как можно более короткого времени. За этот период желательно, прежде всего, успокоить собственные нервы. Очень кстати будет присутствие нескольких человек. Это важно и для больного, и для самих близких.

Опишу один из типичных "сценариев". Первоначально могут начаться неконтролируемые действия больного, сопровождающиеся галлюцинациями, данный процесс может сопровождаться постепенным замедлением речи до тех пор, пока она полностью не отнимается. Но мозг работает, передавая информацию чаще всего только глазами и выраженным дыханием. В этот момент близким нужно сориентироваться таким образом, чтобы получить эту информацию. Для данной цели лучше всего подойдет метод однозначных вопросов.

Среди присутствующих должен быть выделен один человек, который будет вести "диалог". Именно один, потому что на первых порах такое общение сильно затруднено растерянностью близких из-за нетипичной ситуации и сложностями со стороны больного. Не имеет смысла всем вместе задавать вопросы больному, это внесет неразбериху.

Вопросы должны быть таковыми, чтобы на них можно было ответить однозначно "да" или "нет". Этот ответ больной может показывать глазами в таком варианте: да -глаза закрываются, нет - веки вверх.

Самую большую трудность представляет формулировка вопросов для понимания состояния и нужд больного. Но здесь нужно проявить интуицию и находчивость.

Невозможность совершать телодвижения при парализации приводит к отеканию мышц и их"деревенению". Поэтому одним из типичных требований больного является смена положения тела. Как только это выясняется, необходимо приступить к выяснению, каким наилучшим образом проделать перемещения. Не удивляйтесь, что вслед за этим опять последует просьба о смене положения тела. Это не проявление зловредности или эгоизма больного, просто он подсказывает вам, что его нужно постоянно тормошить, иначе сознание уходит.

Но будьте внимательны к этим просьбам. Прежде все-I го измерьте давление. При таких состояниях нередко дав-

ление падает до уровня 80x40 (60x20). В этом случае кровь итак качается слабо, а если делать резкие перемещения, то сердце вообще может не выдержать из-за скачков. И пусть простят мне врачи эти "научные" высказывания. Здесь дело не в медицине, а в физике сообщающихся сосудов.

Естественно, не может идти и речи о том, чтобы оставить больного без присмотра. Но этим роль близких не ограничивается. То, что больной видит вокруг себя родных, уже влияет на его психику - он не один в этой ситуации, значит, страх перед неизвестностью с ним делят.

Когда больной теряет сознание на длительное время -это один из тяжелейших моментов. Неизвестно, чем все закончится и как помочь. Даже в случае, когда до этого уже не предпринимались никакие медицинские мероприятия, все равно необходимо вызвать врача, чтобы определиться с состоянием больного.

Хотя в этом случае можно нанести себе дополнительную психологическую травму, когда врачи, разводя руками приговаривают близкого в лучшем случае к нескольким часам оставшейся жизни. Это очень тяжело, но не сдавайтесь! Чудеса бывают на свете!!1 Все мы люди, и врачам свойственно ошибаться.

Если ситуация сложилась таким образом, соберитесь и приготовьтесь к тому, что неизбежно - как в хорошем смысле, так и не очень.

Когда наш папа потерял сознание и врачи констатировали смерть головного мозга, конечно, мы не могли не поверить, но это только сознательно. На подсознательном уровне шла борьба - этого не может быть. Как сомна-була, сидела возле отца и, поглаживая его по голове, бесконечно твердила - возвращайся, не уходи, ты нам так нужен. Потом он рассказывал, что слышал меня и как будто цеплялся за эти слова, чтобы вернуться.

Еще один совет в этой ситуации - не ведите никаких разговоров, касающихся будущих похорон, не спешите с этим. Дело в том, что даже в состоянии полной бессознательности больной все время слышит нас и потом могут быть жестокие обиды на тех, кто поверил и уже "похоронил" его. Эта ситуация - настоящая лакмусовая бумажка, проверяющая всех на прочность.

Подобный кризис может длиться достаточно долго (в нашем случае более суток) и все это время бессонницы, тяжелого напряжения не пройдут даром ни для больного, ни для его семьи. Поэтому необходимо меняться у постели больного, иначе не избежать срывов.

При удачном стечении обстоятельств постепенно возвращается и речь, и возможность свободного движения, и другие функции. Это поистине счастливый момент для всех.

Но одного лишь желания или стечения обстоятельств недостаточно. Чаще всего для выхода из кризиса необходим мощный импульс.

В нашем случае это был укол.

Также возможны менее острые кризисы, выражающиеся в частичной потере ориентации во времени и пространстве, замедленной речи, галлюцинациях и т.п. В этом случае главная задача близких - постараться вывести

больного из этого состояния очень осторожно, постепенно. В некоторых случаях не имеет смысла пытаться бороться с подобными проявлениями, нужно просто выждать и не пугаться.

Решение о том, рассказывать больному о его поведении во время такого кризиса или нет, принимается индивидуально. Чаще всего в этом нет особого смысла, потому что такое поведение со стороны больного практически неконтролируемо, следовательно, повлиять на него невозможно. Как говорилось ранее, подобная информация может быть применена в том случае, если нужно убедить больного отказаться от наркотиков, которые чаще всего и являются "виновниками" подобных проявлений.

ЗА ОПАСНОЙ ЧЕРТОЙ

Победа?!

Итак, опасная черта пройдена - операция, химиотерапия, лучевая терапия или народные средства дали устойчивый положительный результат и можно праздновать победу. Но успокаиваться теперь нельзя никогда. Раз болезнь побывала в гостях, она может вернуться. Конечно, на фоне оптимистического настроения, царящего в семье, такие разговоры могут показаться занудной перестраховкой. К сожалению, игнорирование подобных вещей может дорого обойтись в дальнейшем. Периодические обследования, постепенное возвращение к активной жизни, новая стадия бесстрессовых отношений в семье, профилактические процедуры - вот неполный перечень всех тех забот, который нужно принять после короткой эйфории.. Запомните, рак никуда не ушел, ведь раковые клетки есть у каждого. Просто теперь созданы все условия, чтобы они прекратили свое разрушительное воздействие на организм. Если быстро успокоиться, то все вернется на круги своя в еще больших масштабах. Эту информацию нельзя скрывать от больного, так как расслабление может притупить защитную реакцию психики и он ни за что не согласится на "поддерживающий" профилактический режим - зачем, ведь уже итак все "хорошо".

И на этом этапе ключевое значение имеет психологический настрой семьи. Сейчас обеспечивать его гораздо проще, так как уровень напряжения значительно ниже, но забот не меньше.

В отсутствие выздоравливающего желательно провести семейное собрание, на котором определить линию поведения на полное взаимопонимание и терпимость. Все это звучит банально, но имеет огромное значение. Как известно, ключевым импульсом для развития болезни является сильнейший стресс. В период после успешного окончания лечения психика еще долгое время не может придти в стабильное состояние и в этом случае уже достаточно не столь сильного стресса, чтобы болезнь снова начала прогрессировать.

В идеале следует создать своеобразные "оранжерейные" условия для близкого человека, попавшего в беду. В некотором смысле это очень трудно. Какуже говорилось, психика расстроена, и какое-то время человек может вести себя даже агрессивно (но это уже по инерции). Не успокаивайтесь, что теперь-то вы можете ему ответить и сказать все, что вы думаете о его поведении. И в этот период нужно деликатно гасить вспышки агрессивности без собственной обиды и упреков.

Еще одной особенностью поведения больного в постболезненный период является желание побыстрее вернуться к прежним занятиям, вплоть до употребления спиртных напитков. Будьте готовы к маленькой борьбе с этими желаниями. Во-первых, организм еще слишком ослаблен, чтобы думать о прежнем ритме. Во-вторых, это желание человека является своеобразным вызовом самому себе и проверкой - смогу ли, полноценен ли я. Особенно данный мотив прослеживается в желании побыстрее сесть за руль. Не острая необходимость вынуждает че-

ловека к таким действиям, а почти спортивный азарт -насколько я здоров? В этой ситуации семья может оказать мягкое давление на близкого, если имеются сомнения в целесообразности начинать водить, но не переусердствуйте. Счастье оттого, что снова возвращаются все радости жизни - разве это не повод для маленьких поблажек вашему выздоравливающему "ребенку".

Сложнее дело обстоит с желанием выпить. Это желание чаще всего продиктовано теми же мотивами вызова самому себе и проверки на собственную полноценность. Но цена такой проверки может быть слишком высокой. Дело в том, что алкоголь повышает сахар, а это самая благоприятная среда для роста раковых клеток. К тому же алкоголь способствует быстрому перемещению этих клеток по крови. Поэтому решайте сами!

КАК НАМ ЖИТЬ БЕЗ ТЕБЯ?

К сожалению, эта сторона за чертой - общее горе от потери того, за кого мы так долго боролись, но болезнь победила.

Как это ни страшно звучит, но везением можно считать бессознательное состояние больного перед уходом. Момент смерти в этом случае тихий, незаметный. Врачи часто советуют не тревожить умирающего, чтобы он мог спокойно уйти. Но, во-первых, данное состояние может не означать смерть и тогда еще можно спасти человека. Во-вторых, даже если все идет к одному концу, побудьте с родным человеком эти последние часы его жизни, быть может, только ради того, чтобы потом не винить себя в малодушии. В-третьих, после смерти родного у вас в распоряжении всего 2 часа для того, чтобы обмыть и одеть его (2 часа - период околевания трупа).

Чаще всего последнему моменту в жизни больного предшествует страшная стадия - агония. Это настоящая психологическая пытка и для больного, и для его близких. Она может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов.

Больной человек в полном сознании и от этого его состояние еще тяжелее. Он понимает, что уходит, и понимает, что ничего уже сделать невозможно. Это даже не агония тела, а агония эмоций. В этот момент близкие не должны терять чувства самообладания. Оно им сейчас нужно больше всего.

Как уже говорилось, ни в коем случае нельзя говорить о предстоящих похоронах и других мероприятиях, связанных с прощанием, при больном человека - находится ли он в бессознательном состоянии или мечется в агонии. Подготовка к подобным мероприятиям должна идти заранее и в строгой тайне от больного. Даже сейчас не потеряли актуальности давние привычки собирать на этот случай одежду и т. д. Суеверия здесь ни при чем, зато хлопот меньше. Для этой же цели надо заранее знать, какие процедуры необходимы в подобных случаях, какие документы приготовить, где можно заказать все необходимые ритуальные атрибуты.

Естественно, все это должно быть подкреплено финансовыми средствами, припасенными "на смерть".

Трудно найти слова утешения, но придется.

Первое, что нужно уяснить для себя, - жизнь продолжается и без родного человека. Этот здоровый эгоизм имеет целью защитить прежде всего нас от мучительной мысли - как нам жить без тебя? Теряя близких мы прежде всего страдаем от того, что сами лишились чего-то привычного. Мы не всегда признаемся себе в этом, но в подобной ситуации нам больше жалко себя, чем ушедшего от нас. Позаботьтесь о себе, родному уже не помочь, а собственное здоровье в этой ситуации под мощнейшей угрозой (вспомните, развитие всех страшных болезней начинается с сильнейшего стресса). Кому от этого легче!?

Во-вторых, в некоторых случаях смерть является единственным избавлением от страшных страданий, ко-

торые сопровождают этот недуг. Пусть и слабым, но утешением является наша вера в то, что теперь несчастный человек успокоился и все его мучения наконец-то закончены. Подтверждением этому является посмертная маска. Посмотрите на любимое лицо. Когда вы в последний раз видели такое спокойствие и умиротворенность на нем? Видимо, еще до болезни.

Впереди прощание, похороны. Не обращайте внимания на условности, придуманные самими же людьми. Не стесняйтесь думать о себе. Если чувствуете, что похоронная музыка - это слишком тяжелое дополнительное испытание для вашей психики, то откажитесь от оркестра. Мягко, но настойчиво предупредите своих более старших членов семьи, что штатные плакальщицы вам тоже не нужны, это очень сильно давит на психику.

Пройдет еще немало времени, прежде чем вы успокоитесь и сможете более-менее спокойно вспоминать весь этот кошмар. Время лечит и учит. Все то, что мы насмотрелись, ухаживая за больным, является еще и ярким при-

мером того, как нужно поступать в тех или иных ситуациях при их повторении в дальнейшем.

Пусть моим последним утешением вам, преданные семьи, будет притча о кольце царя Соломона.

Царь Соломон всегда славился своей мудростью. Было у царя кольцо, с которым он не расставался никогда. На кольце была выгравирована надпись "все пройдет!", а когда было трудно, смотрел мудрый царь на это кольцо и успокаивался. Но вот однажды было ему так невыносимо трудно, что даже кольцо не спасло, и Соломон, с силой сняв его, бросил об пол. Колечко покатилось, а царь смотрел на него и вдруг увидел, что внутри кольца есть еще одна надпись.

Поднял царь кольцо из любопытства, прочитал, и удивился мудрости мастера, изготовившего это кольцо. Внутри была выгравирована надпись: "И это пройдет!"

РОДИНА Лариса Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Менеджмент".

Книжная полка

Трахтенберг И.М. Книга о ядах и отравлениях: Очерки токсикологии. - Киев: Наукова думка, 2000. - 368 с.

В монографии приведена история токсикологии как науки о ядах и отравлениях. Обобщены результаты научных исследований токсикологов, гигиенистов и экологов по приоритетным проблемам химической безопасности. Причины антропогенной химической экспансии рассмотрены в контексте усиливающейся конфронтации между техносферой и природой. Предложены меры по охране окружающей среды, а также безопасности для предупреждения острых и хронических интоксикаций, в том числе профессиональных, бытовых, лекарственных. Даны сведения о противоядиях и рекомендации по оказанию первой помощи при отравлениях. Книга предназначена для биологов, врачей, экологов, других представителей естественных наук, а также для широкого круга читателей.

Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции. Диагностика и лечение. - М.: Медицина, 2001.-304 с.

В книге подробно изложены основы диагностики и лечения острых кишечных инфекций. Большое внимание уделено их дифференциальной диагностике с хирургическими, терапевтическими, неврологическими, гинекологическими и урологическими заболеваниями. Предназначена для инфекционистов, терапевтов, хирургов, врачей станций скорой помощи, клинических ординаторов, слушателей факультетов последипломного образования.

Коколина В.Ф. Детская гинекология: Руководство для врачей. - М.: Мед. информ. агентство,2001.- 368 с.

Книга посвящена актуальным вопросам детской гинекологии, проблемам становления репродуктивной системы женского организма на различных этапах созревания в норме и патологии. Приводятся эхографические, эндокринологические и другие параметры этапов становления репродуктивной системы девочек и девушек в возрастном аспекте в норме и патологии. Для детских гинекологов, акушеров-гинекологов, эндокринологов, педиатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.