Научная статья на тему 'Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде'

Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / CONFLICT / CONFLICTOGENITY / TEACHER / PEDAGOGICAL CONFLICT / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашкина О.В., Тарасова С.В., Рогачев А.И.

В статье рассматривается проблема психологической подготовки будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде. Авторами подробно охарактеризовано содержание программы учебной дисциплины «Психология конфликта»; обосновано ее значение для подготовки учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудашкина О.В., Тарасова С.В., Рогачев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION TO REDUCE THE CONTENTIOUSNESS OF THE UPCOMING RELATIONS IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT

In the article the problem of psychological training of future teachers of physical culture for decrease in conflictogenity of the forthcoming relations in the professional environment is considered. The author in detail characterized contents of the program of a subject matter «Conflict Psychology», and its importance for the training of the teacher of Physical Education (P.E.) is proved.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде»

УДК 159.9 (045)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СНИЖЕНИЮ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ ПРЕДСТОЯЩИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

О.В. Кудашкина, С.В. Тарасова, А.И. Рогачев

Аннотация. В статье рассматривается проблема психологической подготовки будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде. Авторами подробно охарактеризовано содержание программы учебной дисциплины «Психология конфликта»; обосновано ее значение для подготовки учителя физической культуры.

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, учитель, педагогический конфликт, психологическая подготовка, профессиональная среда.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION TO REDUCE THE CONTENTIOUSNESS OF THE UPCOMING RELATIONS IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT

O. Kudashkina, S. Tarasova, A. Rogachev

Abstract. In the article the problem of psychological training of future teachers of physical culture for decrease in conflictogenity of the forthcoming relations in the professional environment is considered. The author in detail characterized contents of the program of a subject matter «Conflict Psychology», and its importance for the training of the teacher of Physical Education (P.E.) is proved.

Keywords: conflict, conflictogenity, teacher, pedagogical conflict, psychological preparation, professional environment.

В последнее время в научных исследованиях возрастает особый интерес к вопросам конфликтологии. К сожалению, этот интерес в немалой степени связан с обострением напряженности в различных сферах социального взаимодействия. Конфликты являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, реальностью профессиональной деятельности. Поэтому подготовка в области конфликтологии становится важной частью обучения бакалавров различного профиля.

Проблема конфликтов остается значимой и для практики образования, так как процесс обучения и воспитания подрастающего поколения невозможен без противоречий и конфронтаций. Современный учитель физической культуры должен обладать компетенциями, которые позволят ему своевременно предупредить и конструктивно разрешить конфликтные ситуации в образовательной среде. Это обусловливает необходимость создания в педагогическом вузе определенных условий для развития психологической готовности будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде. Решению этой проблемы и посвящена наша работа.

В настоящее время возрастает потребность в педагогических кадрах, не только владеющих своим учебным предметом, но и готовых к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию. Будущий учитель должен осознать, что его деятельность связана с конфликтами, в связи с изменчивостью и нестабильностью образовательного процесса, которые оказывают противоречивое воздействие на процесс обучения. Им необходимы знания, раскрывающие природу конфликтов, причины их возникновения, формы протекания и пути их разрешения.

Как показывает анализ, в психолого-педагогических источниках представлен значительный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы подготовки специалистов в сфере образования (Ю.В. Варданян, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, А.И. Щербаков, Е.Н. Шиянов и др.).

Заметный вклад в разработку теоретических и методологических подходов к рассматриваемой проблеме внесли отечественные и зарубежные исследователи: Т. Парсонс, Э. Мэйо, Л. Козер, А. Турен, А.Я. Анцупов, А.Г. Здравомыслов, А.И. Шипилов, Н.А. Гришина, Б.И. Хасан и др.

В психолого-педагогической литературе ученые определяют конфликт как: сложно разрешаемое противоречие, которое связанно с острыми эмоциональными переживаниями [4]; форму взаимоотношений между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (А.Г. Здравомыслов) [5]; наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов) [1]; актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии

противостоящие ценности, мотивы, установки (Б.И. Хасан) [10]; осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей (Н.А. Гришина) [3].

Основное внимание в педагогике и психологии при разработке проблемы конфликтов направлено на изучение следующих вопросов. Реализовывается всестороннее исследование конфликтологической

компетентности педагога, студентов высших учебных заведений (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, М.М. Рыбакова, С.В. Баныкина, М.Р. Битянова, Н.У. Ярычев, Т.Р. Саралиева и др.). Ведется исследование сущности педагогических конфликтов; выявляются причины разногласий в образовательных организациях (Э.И. Киршбаум,

A.Ф. Пеленев, Т.А. Чистякова и др.). Изучаются особенности подготовки студентов на этапе вузовского обучения к разрешению конфликтов в педагогическом процессе (С.В. Баныкина, Е.И. Степанов, М.М. Рыбакова, Т.А. Чистякова, Н.Е. Щуркова и др.).

Анализ многочисленных научных исследований показывает, что хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы разрешать конфликтные ситуации, возникающие в общении с учащимися, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (Г.И. Козырев,

B.Б. Ольшанский и др.). В связи с этими обстоятельствами учителю необходимо овладеть методами профилактики конфликтов и технологией управления процессом протекания конфликта в образовательной организации.

Вопросы изучения и развития конфликтоустойчивости студентов

рассматриваются в научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе

непрерывного образования» при кафедре психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.В. Варданян. Членами научно-исследовательской лаборатории проектируются, разрабатываются и апробируются современные экспериментальные исследования стратегий развития психологической

компетентности будущего педагога (Н.А. Вдовина, М.А. Кечина, Н.П. Кондратьева, О.В. Кудашкина, Т.В. Савинова, С.В. Сергунина, Р.Д. Чуманина и др.) [2;6;7;9].

В настоящее время на факультете физической культуры в научно-практическом центре физической культуры и здорового образа жизни наработаны продуктивные идеи, раскрывающие вопросы психологической подготовки педагогов, тренеров, спортсменов и формирования их психологической компетентности (Л.Г. Майдокина, С.В. Тарасова, Н.А. Маринкина, А.В. Кокурин, Р.В. Корнишина и др.) [6-8].

С целью развития психологической готовности выпускников вуза к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде разработана и внедрена учебная дисциплина «Психология конфликта» для бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности». Она направлена на освоение психологических закономерностей и механизмов возникновения, протекания конфликтов в образовании и спорте; формирование готовности и возможности их профилактики и разрешения в предстоящей профессиональной деятельности и личностном взаимодействии.

Освоение дисциплины рассчитано на 36 аудиторных часов, которые проводятся в форме лекций и практических занятий. Содержание курса сгруппировано в два модуля: теоретические основы конфликта, психология урегулирования и управления конфликтами в профессиональной среде.

Программа дисциплины представлена теоретической и практической частями, которые взаимообусловлены и взаимозависимы. Теоретическая часть предполагает формирование психологических знаний о конфликте (сущность понятия «конфликт»; функции конфликта; классификация конфликтов; методы диагностики конфликтов; психологические закономерности возникновения, протекания и разрешения конфликта в профессиональной деятельности; развитие конфликта, психологические

особенности участников конфликта и др.). Практическая часть ориентирована на выработку конкретных умений и навыков, необходимых для овладения способами урегулирования конфликтов в профессиональной среде (уметь применять эффективные методы профилактики конфликтов в образовательной среде; владеть методикой урегулирования конфликтов; владеть навыками конструктивного разрешения конфликтов и др.).

Особое место при освоении курса «Психология конфликта» отведено практической части, поскольку она позволит студентам отработать на практике конструктивное взаимодействие в конкретной конфликтной ситуации. Для этого на занятиях используются деловые игры, моделирование конфликтных ситуаций, групповые дискуссии, элементы психотренинга, проективное рисование, решение учебно-профессиональных задач,

ретроспективный анализ реальных конфликтных ситуаций и др. Эти методы позволят студентам приобрести ряд важнейших качеств, таких как: умение вырабатывать совместное решение в ситуации конфликтного взаимодействия; терпимость к другим мнениям и позициям; необходимость поиска компромисса и сотрудничества; способность аргументировано отстаивать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить общение с учетом эмоционального состояния оппонента и общей коллективной атмосферы.

Для совершенствования

конфликтологической компетентности у будущего педагога в МГПИ реализуются дополнительные образовательные программы:

«Организация делового взаимодействия» (Т.В. Савинова), «Тренинг эффективного

взаимодействия» (Н.П. Кондратьева), «Психологическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности» (Л.Г. Майдокина, С.В. Тарасова), «Психодиагностика спорта» (Л.Г. Майдокина С.В. Тарасова), которые направлены на развитие психологической готовности будущего учителя физической культуры к эффективному взаимодействию в профессиональной среде.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

1. Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры в области конфликтологии становится неотъемлемой частью обучения на этапе высшего образования, а необходимость конфликтологических знаний и навыков позволит повысить профессиональную компетентность выпускников вуза.

2. Образовательный процесс может быть рассмотрен как первый этап развития психологической готовности будущих учителей физической культуры к снижению конфликтогенности предстоящих отношений в профессиональной среде.

3. Будущие учителя физической культуры должны четко понимать, что их профессиональная деятельность связана с конфликтами. Им необходимы не только знания, раскрывающие психологические закономерности и механизмы возникновения, протекания конфликтов в образовании, но и умения и навыки, связанные с овладением способами урегулирования и управления конфликтами в профессиональной среде.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Эксмо, 2013. - 503 с.

2. Варданян Ю.В. Исследование связи между психологической безопасностью, стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью студента-первокурсника [Электронный ресурс] / Ю.В. Варданян, Т.Г. Былкина // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г.; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: ПИТЕР, 2001. - 464 с.

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Велби: Проспект, 2006. - 560 с.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.

6. Кудашкина О.В. Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов будущих учителей на этапе обучения в вузе / О.В. Кудашкина, С.В. Тарасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 371-377.

7. Майдокина Л.Г. Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля на этапе высшего мастерства / Л.Г. Майдокина, А.В. Кокурин, Р.В. Корнишина // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 59-61.

8. Майдокина Л.Г. Субъектно-развивающая технология формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях базового

центра педагогического образования / Л.Г. Майдокина, С.В. Тарасова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 15-16.

9. Савинова Т.В. Развитие конструктивных способов взаимодействия подростков средствами психологического тренинга [Электронный ресурс] / Т.В. Савинова, Ю.А. Зайчикова. - Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения / Сборник

научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г.; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016.

10. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

Сведения об авторе:

Кудашкина Ольга Васильевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: kudashkinao@mail.ru

Тарасова Светлана Васильевна (г. Саранск, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: tarasovaswetlana@mail.ru

Рогачев Александр Иванович (г. Саранск, Россия), магистрант факультета физической культуры Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: sanchez 1994@mail.ru

Data about the authors:

O. Kudashkina (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology Department of Mordovian State Pedagogical Institute after M.E. Evseveva, e-mail: kudashkinao@mail.ru

S. Tarasova (Saransk, Russia), Senior lecturer of Theory and methodology of Physical Culture and Life Safety Department of the Mordovian State Pedagogical Institute M.E. Evseveva, e-mail: tarasovaswetlana@mail.ru

A. Rogachev (Saransk, Russia), Master student Physical culture Department of the Mordovian State Pedagogical Institute M.E. Evsevieva, e-mail: sanchez1994@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.