Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов'

Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2767
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И КОНФЛИКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Былкина Татьяна Геннадьевна, Пустобаева Елена Игоревна

В статье обоснована актуальность исследования взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов, раскрыты особенности феноменов «эмпатия» и «конфликтность», представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Былкина Татьяна Геннадьевна, Пустобаева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов»

УДК 159.9: 316.6(045)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Савинова Татьяна Викторовна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева stanya2610@yandex.ru Былкина Татьяна Геннадьевна

студентка IV курса факультета психологии и дефектологии

Мордовского государственного педагогического института

имени М.Е. Евсевьева

bylkina tanyusha@mail.ru

Пустобаева Елена Игоревна

студентка IV курса

факультета психологии и дефектологии

Мордовского государственного педагогического института

имени М.Е. Евсевьева

pustobaeva-elena@yandex.ru

Tatyana V. Savinova

Candidate of psychological sciences, Associate professor of psychology The Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevyev stanya2610@yandex.ru Tatyana G. Bylkina

student of the IV course of faculty of psychology and defectology

The Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevyev

bylkina_tanyusha@mail .ru

Elena . Pustobayeva

student of the IV course

faculty of psychology and defectology

The Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevyev pustobaeva-elena@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ*

raE RELATIONSHIP BETWEEN EMPATHY AND CONFLICT STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов, раскрыты

"Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

особенности феноменов «эмпатия» и «конфликтность», представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов.

Ключевые слова: эмпатия, конфликт, конфликтность, исследование уровня эмпатии, исследование уровня конфликтности, взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности.

Abstract. In actuality the study of the relationship of the level of empathy and conflict students-psychologists, the author reveals the peculiarities of the phenomena of "empathy" and "conflict", presents the results of an empirical study of the relationship between level of empathy and conflict students-psychologists.

Keywords: empathy, conflict, conflictness, study of the level of empathy, the study of conflict, the relationship between empathy and conflict.

Изучение вопроса взаимосвязи эмпатии и конфликтности обусловлено тем, что повышение уровня эмпатии как сопереживания, проникновения, сопричастности к миру другого человека, может помочь в решении конфликтных ситуаций как в личностной, социальной, так и в профессиональной сфере. В связи с этим актуальным становится изучение взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов, получающих профессию психолога. С одной стороны, умение сочувствовать, сопереживать субъектам психологического сопровождения, в роли которых выступают учащиеся, педагоги, родители, и умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации являются необходимыми профессионально-значимыми качествами будущего психолога. С другой стороны, высокий уровень эмпатии и низкий уровень конфликтности способствуют созданию психологической безопасности субъекта собственной жизнедеятельности, что позволяет человеку максимально реализовывать свои жизненные стратегии. Однако анализ психолого-педагогических исследований по проблемам эмпатии и конфликтности показывает, что в настоящее время рассматриваемый аспект не получил полного отражения в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов.

В современном научном арсенале психологической теории и практики существуют несколько определений феномена эмпатии. Впервые данный термин ввел Э. Титченер, обобщив в нем близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции «вчувствования» Э. Клиффорда и Т. Липпса [9].

По мнению А. А. Бодалева, эмпатия выступает как очень сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями [2].

В исследованиях И. А. Кучерявенко эмпатия определяется как способность или свойство личности. В связи с этим она понимает эмпатию как социально-психологическое свойство, состоящее из способностей эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия, выбирать адекватный эмпатический ответ (вербального и невербального типа) на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого [5].

Ю. В. Варданян и Л. Г. Майдокина затрагивают проблему эмпатии при проектировании и реализации психолого-педагогической технологии развития субъектности студента педагогического вуза. Они выделяют четыре компонента субъектности: когнитивный (система субъектно-ориентированных знаний о психологических основах субъектности, субъекте образования и др.); мотивационно-смысловой (эмпатия, мотивация проектирования и реализации педагогической деятельности, мотивация самосовершенствования структурных компонентов субъектности и др.); праксиологический (практические основы реализация субъектности в образовательном процессе с помощью субъектных действий (самоуправление, самоактуализация, рефлексия); самосовершенствование структурных компонентов субъектности в процессе педагогической деятельности и др.) [3; 7].

Е. Н. Руськина и Е. В. Царева обращаются к роли эмпатических способностей для обеспечения психологической безопасности субъектов образования [8;10].

В настоящее время существует множество определений понятий «конфликт» и «конфликтность». Многие исследователи считают, что конфликт - это универсальное явление, и гармоничная группа или общество без него вообще не мыслимы.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов под конфликтом понимают «наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 7].

С точки зрения Н. И. Леонова, конфликт рассматривается как формула проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или не разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранным целям, образам конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или не осознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия [6, с. 49].

Ю. А. Зубок исследует специфику молодежных конфликтов. Под ними он понимает высшую степень развития противоречий между обществом как целым и молодежью как социальной группой в процессе ее включения в социальную структуру. В их основе лежит обострение интересов различных категорий молодежи, связанных с воспроизводством статусного положения и препятствиями, возникающими в этом процессе со стороны общества [4].

Анализ основных положений, раскрывающих сущность конфликта, свидетельствует о том, что конфликтность - это естественное состояние социума, которым необходимо управлять, повышая ее конструктивные функции.

Таким образом, эмпатия выступает как состояние, детерминирующее выбор действий в конфликтной ситуации, и тем самым определяющее развитие конфликта. Рефлексивно-эмпатийная позиция участников конфликта обеспечивает децентрацию в отношениях, позволяя смотреть на ситуации конфликта не только ориентируясь на свои взгляды. Эмпатия рассматривается

как механизм, посредством которого формируется убежденность в ценности другого человека, готовность положительно относиться к нему.

С целью изучения особенностей взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте принимали участие студенты факультета психологии и дефектологии 2 и 3 курса, выборку составили 82 человека.

Для определения уровня эмпатии студентов-психологов использовались следующие методики:

1. Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов);

2. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко).

Для определения уровня конфликтности студентов-психологов применялись:

1. Методика «Уровень конфликтности личности»;

2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).

По результатам методики «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) нами выявлено, что для большинства студентов-психологов (48 %) характерен низкий уровень эмпатии, причем 25 % имеют очень низкий уровень эмпатии. Средний уровень наблюдается у 15 % испытуемых. Высокий уровень эмпатии отмечается у 9 % студентов-психологов, очень высокий уровень диагностируется у 3 % от общего числа испытуемых.

Результаты методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) свидетельствуют о том, что большинству студентов (61 %) свойственен заниженный уровень эмпатии. Очень низкий уровень проявления данного механизма присущ 21 % испытуемых. Средний уровень эмпатии диагностируется у 12 % студентов, очень высокий уровень - у 6 % испытуемых.

По результатам методики «Уровень конфликтности личности» исследуемый феномен у студентов-психологов находится на высоком уровне -38 %. Очень высокий уровень конфликтности проявляется у 28 % испытуемых. Конфликтность выше среднего отмечается у 14 % студентов-психологов, средняя - у 8 % испытуемых, ближе к среднему - у 5 % участников эксперимента. Уровень конфликтности ниже среднего присущ 3 % испытуемых, низкий уровень - 4 % испытуемых.

Показатель конфликтности по методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) складываются из показателей по шкалам: «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность». По результатам проведенной методики для 53 % студентов-психологов характерен высокий уровень конфликтности. Средний уровень отмечается у 32 % испытуемых, низкий уровень конфликтности свойственен 15 % участников эксперимента.

В целом по результатам проведённых методик у студентов-психологов

выявлен высокий уровень конфликтности. У них преобладает эгоцентрическая направленность, трудности в понимании своего оппонента, неумение определять эффективные стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации.

Для определения взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности студентов использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, с помощью которого выявлена прямая взаимосвязь между уровнем эмпатии и конфликтности (р<0,01).

На основании полученных результатов была построена таблица корреляционных связей эмпатии и конфликтности студентов-психологов (Таблица 1).

Таблица 1

Корреляционные связи эмпатии и конфликтности _ студентов-психологов_

Методика «Уровень конфликтности личности» «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)

«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)» 0,08** 0,077**

Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) 0,061** 0,76**

Примечание:*р<0,05; ** р<0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов-психологов выявлена сильная взаимосвязь между уровнем эмпатии и уровнем конфликтности. Следовательно, чем ниже уровень эмпатии, тем выше уровень конфликтности. Выявленная закономерность учитывалась при составлении программы для студентов по снижению конфликтности, умению владеть стратегиями и тактиками разрешения конфликта не только в личностной, но и профессиональной сфере. В частности, в курс «Психология общения и конфликта» с учетом полученных данных, были внесены изменения содержания заданий, направленных на развитие эмпатических способностей, умение понимать и принимать своего собеседника, проявлять сочувствие в сложной ситуации.

Для профессиональной деятельности психологов эмпатия является одним из важнейших качеств личности. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста-психолога формирование эмпатических способностей является первостепенной задачей. Эффективными методами формирования эмпатии являются ролевые игры и упражнения, воссоздающие обстановку беседы «психолог-клиент». На занятиях важно создать благоприятный психологический климат, организовать такие условия, в которых студент может открыто выражать свое мнение и чувства, свободно общать-

ся как с однокурсниками, так и с преподавателями, имеет возможность в полной мере раскрыть и понять не только себя, но и других людей.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить и раскрыть закономерную взаимосвязь между уровнем эмпатии и конфликтности студентов, получающих профессию психолога. Выявленный низкий уровень эмпатии в сочетании с высоким уровнем конфликтности явились основой для содержательного наполнения курса «Психология общения и конфликта», позволили определить возможные пути и способы развития эмпатических способностей и снижения конфликтности студентов-психологов.

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - Cn6. : Питер, 2007. 448 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : МГУ, 2012. 198 с.

3. Варданян Ю. В. Психологические основы развития субъектных свойств студента // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 1 (1). С. 46-50.

4. Зубок Ю. А. Конфликты // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. №2. С. 179-182.

5. Кучерявенко И. А. Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях // Молодой ученый. 2012. №12. С. 415-416.

6. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. - СПб. : Питер Ком, 2005. 342 с.

7. Майдокина Л. Г. Психолого-педагогическая модель развития субъ-ектности будущего педагога в условиях вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. №4. С. 82-84.

8. Руськина Е. Н. Возможности достижения психологической безопасности личности в условиях манипулятивного влияния // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 85-87.

9. Титченер Э. Б. Об элементах сознания и методах психологии. М., 1980. 54 с.

10. Царева Е. В. Содействие развитию эмоциональной культуры студента как условию достижения психологической безопасности образовательной среды // Казанская наука. 2013. № 10. С. 289-291.

Literature:

1. Antsupov A. J., Shipilov, A. I. Conflict. SPb. : Peter, 2007. 448p.

2. Badlev A. A. Perception and understanding man. M. : Moscow state University, 2012. 198 p.

3. Vardanyan Y. C. The psychological basis for the development of the subject properties student //Humanity sciences and education. 2010. No (1). P. 46-50.

4. Clove Y. A. Conflicts // Encyclopedia of Humanities. 2005. №. 2. P. 179182.

5. Kucheryavenko I. A. Study of empathy in students-psychologists with different strategies of behavior in interpersonal relations // The Young Scientist.

2012. No. 12. P. 415-416.

6. Leonov N. I. Conflicts and conflict behavior. SPb. : Peter Kom, 2005.

342 p.

7. Maydokina L.G. Psycho-pedagogical model of the development of subjectivity of the future teacher in the Institute of higher education // Humanity sciences and education. 2011. No. 4. P. 82-84.

8. Ruskina E. N. The opportunitiens for achieving of psychological safety of a person in the conditions of a manipulative impact // Humanity sciences and education. 2011. No 4 (8). P. 85-87.

9. Titchener E. B.The elements of consciousness and methods of psychology. - M, 1980. -54 p.

10. Tsareva E. V. Promoting emotional culture STU-dent as the condition for achieving the psychological safety of the educational environment // Kazan Science. 2013. No. 10. P. 289-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.