Научная статья на тему 'Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели'

Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5406
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL EXPERTISE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HUMANITARIAN EXPERTISE / QUALITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL COMFORT / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баева Ирина Александровна, Лактионова Елена Борисовна

В статье рассматриваются актуальность, принципы, цель, функции психологической экспертизы образовательной среды. Раскрываются ее гуманитарные основания, определяются содержание и критерии оценки. Обосновывается комплекс показателей психологической экспертизы, раскрывается их взаимосвязьI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the relevance, the principles, the purpose, functions of psychological expertise of the educational environment are considered. Its humanitarian grounds are disclosed, the content and evaluation criteria are determined. A set of indicators of psychological examination is substantiated, their relationship is revealed.

Текст научной работы на тему «Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели»

И. А. Баева (г. Санкт-Петербург) Е. Б. Лактионова (г. Санкт-Петербург) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

PSYCHOLOGICAL EXPERTISE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT: METHODOLOGICAL BASES AND EMPIRICAL INDICATORS

В статье рассматриваются актуальность, принципы, цель, функции психологической экспертизы образовательной среды. Раскрываются ее гуманитарные основания, определяются содержание и критерии оценки. Обосновывается комплекс показателей психологической экспертизы, раскрывается их взаимосвязь

Ключевые слова: психологическая экспертиза образовательной среды, гуманитарная экспертиза, компоненты образовательной среды, качество образовательной среды, критерии экспертной оценки, психологическая комфортность

In article the relevance, the principles, the purpose, functions of psychological expertise of the educational environment are considered. Its humanitarian grounds are disclosed, the content and evaluation criteria are determined. A set of indicators of psychological examination is substantiated, their relationship is revealed.

Keywords: psychological expertise of educational environment, humanitarian expertise, quality of the educational environment, psychological comfort, components of educational environment

Современные представления об эффективности образования связывают с оценкой показателей не столько обученности, сколько психического развития, в первую очередь способности к рефлексивному и ответственному поведению, регуляции познавательной и социальной активности. Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития и познавательных, и коммуникативных компетенций. В психологическом аспекте указанное изменение целей образования смещает акцент с развития предметно обусловленных познавательных способностей на создание в образовательной среде условий, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сфер школьников. Оценка эффективности образования по таким параметрам гораздо труднее, чем по традиционным показателям, но именно эти требования заложены в новых Федераль-

ных государственных образовательных стандартах и в целом отвечают актуальным запросам социальной жизни.

Сегодня становятся очевидными ограничения используемого психологами традиционного диагностического инструментария. Также остается открытым вопрос о критериях оценки качества психологических условий образовательной среды с точки зрения ресурсных возможностей для ее субъектов. Образовательной практике необходимы средства, позволяющие получать информацию для определения психологического качества образовательной среды, опираясь на которую можно было бы вырабатывать экспертные суждения и заключения прогностического характера.

Таким образом, актуальность разработки концепции психологической экспертизы образовательной среды определяется насущной потребностью изучения влияния условий образовательной среды на личностное развитие ее субъектов, на поддержку и формирование таких качеств личности, которые,

будучи включенными в общественные отношения, обеспечивали бы выпускникам школ успешное функционирование в них.

Современным перспективным направлением экспертной деятельности в образовании является гуманитарная экспертиза, понимаемая как оценка обоснованности преследуемых целей, целесообразности планируемой или осуществляемой деятельности, ее оправданности широким социально-культурным контекстом общественной жизни, прежде всего - перспективой благополучия людей как личностей [1, 2, 3]. Спецификой гуманитарной экспертизы является то, что она проводится как коммуникация индивидов и групп, обладающих различными установками и интересами. Психологическая экспертиза образовательной среды рассматривается нами как часть гуманитарной экспертизы, поскольку при разработке ее теоретических оснований мы исходили из положения, что критерии благополучия и развития личности всех участников образовательной среды должны стать исходной точкой и инвариантом в анализе любой педагогической системы - вне зависимости от ее конкретных воспитательных и образовательных целей.

Поскольку образовательная среда содержит значительное число развивающих и формирующих технологий, которые оказывают воздействие на физиологическое, психическое и духовно-нравственное состояние ее субъектов, полагаем, что психологическая экспертиза (как гуманитарная технология] может выступать в качестве перспективного инструмента для ослабления напряжений, возникающих в современном образовании. Целями психологической экспертизы образовательной среды являются: анализ образовательной среды с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса; обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы, и форм взаимодействия]; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность и ее защита от деструктивного воспитательного (социального] и психологического влияния (через выработку единого взгляда на природу детства, роль

взрослых в развитии ребенка, цели образования].

Развивающая и защитная функции психологической экспертизы в рамках гуманитарного подхода являются системообразующими. В основание модели психологической экспертизы положены принципы гуманитарной экспертизы, в соответствии с которыми фокус внимания смещается с объективных факторов (условий, воздействий, механизмов] образовательной среды на отношение человека к этим факторам и воздействиям, на изучение смысла эффектов от этих воздействий.

Перечень показателей, определяющих содержание психологической экспертизы, определяется методологическими представлениями при выборе критериев оценки образовательной среды.

Анализ образования как гуманитарной системы предполагает исследование и ведущего элемента системы - субъектов образования. Качество образовательной среды рассматривается нами как понятие, отражающее ее возможность создавать условия для удовлетворения потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать позитивное социальное и личностное развитие, сопротивляемость и устойчивость негативным воздействиям, соответствие личностного потенциала выпускников запросам современного общества. Что предполагает не только достижение определенных результатов образовательного процесса, но и организацию таких условий, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личностное и социальное развитие, дающее им возможность активного участия в жизни общества. Это определило концепцию нашего подхода к психологической экспертизе условий для обучения и воспитания.

Психологическую экспертизу образовательной среды можно разделить на качество условий и качество результата. Первое состоит в способности учреждения создать образовательную среду (психологические характеристики условий], способствующую устойчивому психическому развитию ее участников. Второе - в оценке соответствия результатов запросам современного общества (психологические характеристики выпускников].

Среди возможных определений образо-

вательной среды наиболее адекватным цели психологической экспертизы представляется определение И. А. Баевой, где образовательная среда понимается как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение: ее психологической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [4].

Структурные компоненты образовательной среды обобщенно представляются в виде совокупности материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые складываются между субъектами образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для развития.

Для обозначения психологического качества образовательной среды целесообразно использовать термин «психологическая комфортность», предполагающий минимизацию (по возможности] стрессообразующих факторов учебного процесса и формирование в образовательном учреждении условий, в которых у субъектов есть возможность чувствовать себя спокойно. Психологический комфорт также отражает состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности индивида в результате его оптимального взаимодействия с внутришкольной средой. Состояние комфорта связано с качеством предметного окружения, содержанием процесса обучения и организационно-коммуникативными условиями образовательной среды [5].

Для психологического анализа состояния образовательной среды принципиальным является осознание системности воздействия среды, осознание взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может изменяться сам. На развитие индивидуально-психологических и личностных особенностей человека влияет множество факторов среды: пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка, ближайшее социальное окружение и т.д. Формулирование концептуального положения о системности воздействия среды принципиально важно для определения ком-

плекса показателей психологической экспертизы.

В настоящее время выделены основные системные базисные факторы - человек в образовании, содержание образования и педагогическое взаимодействие, - своеобразное сочетание которых задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими (ресурсными] возможностями. В силу того, что образовательная среда является очень емким и системным понятием, феномен психологической характеристики образовательной среды неоднозначен и имеет полифакторную обусловленность. Вес всех факторов, так или иначе влияющих на психологическое качество образовательной среды, учесть довольно сложно, но выделить некоторые системообразующие вполне возможно. Критериальной базой оценки образовательной среды являются особенности субъектов образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов, администраторов образования], содержание образования (как совокупная целостность знаний умений и навыков, а также способов их получения], особенности взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый-взрослый [6].

В качестве основного критерия к настоящему времени подробно рассмотрен характер взаимоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса в образовательной среде. В частности, проведенные исследования позволили рассматривать отношение к образовательной среде как своеобразный индикатор ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей], как значимость в плане влияния на установки личности. Отсюда дополнительно акцентируется психологическое качество среды, в которой осуществляется развитие личности, так как оно активно влияет на выбор линии поведения. Еще одним значимым показателем выступает удовлетворенность субъектов отдельными составляющими школьной среды, основными характеристиками взаимодействия в ней.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью личности, а источник психотравмы - психологическое на-

силие в процессе взаимодействия. Критерием отсутствия этой угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия в отношении всех участников образовательного процесса.

Однако следует признать, что процессы взаимодействия участников образовательного процесса имеют сложную природу и достаточно изменчивы, их оценка носит весьма субъективный характер. Следовательно, включение в содержание экспертизы исключительно субъективных показателей не может быть признано корректным. Поэтому, чтобы остаться на позиции объективной оценки, следует принимать во внимание факт, что структура образовательной среды включает в себя элементы, которые могут быть квалифицированы путем количественной оценки, то есть объективно. К ним относятся управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами, совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа и т.д.

Ответ на вопрос о том, какие объективные показатели образовательной среды оказывают влияние на ее психологическую характеристику с последующим включением их в содержание экспертизы, позволит существенно ослабить ее субъективность. Такой подход, несомненно, является наиболее оправданным для решения задач, стоящих в процессе создания системы психологической экспертизы, и позволит сделать экспертизу более объективной, полной и всесторонней. Перечень компонентов образовательной среды, позволяющих ее описать с помощью ряда параметров, имеющих количественное выражение, предложен В. А. Ясвиным [7]. Важно, что каждый из представленных параметров имеет свое дифференцированное содержание, что позволит в последующем интерпретировать характер их влияния на психологическое качество образовательной среды.

Проведенный теоретический анализ образовательной среды как объекта психологической экспертизы позволяет нам предложить структурно-функциональную модель образовательной среды, имеющую пятиком-понентный состав:

1. Пространственно-предметный компонент (архитектурно-эстетические, предметные, материальные условия; помещения, обо-

рудование, материалы; материально-техническое оснащение занятий и др.].

2. Организационно-управленческий компонент (компетентность и управленческая культура администрации образовательного учреждения и т.п.].

3. Психодидактический компонент (содержание обучения, технологии обучения и т.д.].

4. Социально-психологический компонент (система взаимоотношений, деятельно-стно-коммуникативных актов и процессов взаимодействия участников образовательной среды].

5. Субъектный компонент (личностные, возрастные, психофизиологические и др. особенности субъектов образовательной среды].

Для оценки качества среды в психологическом аспекте наиболее значимыми являются компоненты, отражающие качество процессов взаимодействия и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Поэтому эмпирической проверке были подвергнуты социально-психологический, организационно-управленческий и субъектный компоненты образовательной среды как наиболее содержательные с точки зрения психологического анализа. В исследовании приняли участие 717 учащихся и 240 педагогов 14-ти общеобразовательных школ. Всего объем выборки составил 957 человек.

В результате установлено, что существуют множественные взаимосвязи между показателями структурных компонентов образовательной среды. Наиболее значимыми (системообразующими] являются показатели, отражающие качество процессов взаимодействия и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Также выявлено наличие тесной взаимосвязи психологической комфортности образовательной среды и показателей организационно-управленческого компонента образовательного учреждения. По результатам факторного анализа выделены четыре фактора.

Первый фактор - «Организационная стратегия школы» (дисперсия 20%] - указывает на значимость для образовательной среды организационно-управленческой культуры, которая выступает важнейшим условием формирования психологического качества образовательной среды.

Второй фактор - «Понимание возможностей и ресурсов среды» (дисперсия 16%] -фиксирует ценность для образовательной среды высокой концентрированности условий и возможностей для личностного развития, достаточная степень понимания происходящего в ней, осознание этих возможностей субъектами образовательной среды.

Третий фактор - «Стабильность образовательной среды» (дисперсия 13%] - отражает важность для образовательной среды стабильности во времени, сохранения постоянства кадрового состава, основного «ядра» педагогов, преемственности, возможности адаптации образовательной среды к неизбежным общественным изменениям, положительного совместного опыта переживания серьезных испытаний.

Четвертый фактор - «Эмоциональный комфорт» (дисперсия 11%] - отражает потребность субъектов образовательной среды в состоянии внутреннего удовлетворения и спокойствия, возникающую в психологически комфортных условиях образовательной среды, желание чувствовать себя защищенными от проявлений психологического насилия в ней и быть удовлетворенными значимыми для них взаимоотношениями.

Для выявления в образовательной среде основных факторов, детерминирующих ее психологическую комфортность, было определено, какие показатели организационно-управленческого компонента образовательного учреждения влияют на психологическое качество образовательной среды, чтобы в последующем включить их в содержание комплекса мониторинговых показателей экспертизы. Установлено, что четыре показателя организационно-управленческого компонента образовательной среды, оказывают значимое влияние на её психологическую комфортность: осознаваемость, эмоциональность, обобщенность и устойчивость.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что сознательное объединение всех субъектов образовательного процесса является необходимым условием оптимального, с точки зрения психологической комфортности, функционирования образовательной среды, которая сама в этом случае становится фактором личностного развития каждого субъекта образовательного процес-

са. Активная осознанная включённость в образовательную среду выступает как важнейший фактор, обеспечивающий становление социальной активности личности. Деятельность, которую осуществляют субъекты в образовательном процессе, может носить развивающий характер при условии вовлеченности её участников в переживание самого процесса этой деятельности. Сопричастность субъектов всему происходящему в образовательной среде начинается с их информированности о принимаемых администрацией решениях и разрабатываемых планах по управлению образовательным процессом.

Системная стабильность образовательной среды в целом формирует чувство защищенности. Эмоционально насыщенная образовательная среда, дающая возможность ощутить в ней сопереживание и поддержку, а также её постоянство и устойчивость во времени (способность сохранять ядро педагогического состава, сложившуюся образовательную стратегию, традиции, преемственность и т.д.] обеспечивают её психологическую комфортность и, как следствие, способность обеспечить своим субъектам жизненно необходимый эмоциональный опыт.

Таким образом, эмпирически определен комплекс показателей психологической экспертизы, позволяющий оценить особенности социальной ситуации развития через характеристики образовательной среды с точки зрения ее психологической комфортности и влияющих на нее факторов. В перечень показателей вошли следующие:

- показатель степени координации деятельности всех субъектов образовательной среды, обеспечиваемый наличием четкой концепции деятельности образовательного учреждения (обобщенность];

- показатель осознанной включенности в среду всех субъектов образовательного процесса (осознаваемость];

- показатель выраженности эмоционального компонента в образовательной среде (эмоциональность];

- показатель значимости образовательной среды в плане влияния на установки личности, выбор линии поведения и развитие в целом (референтность];

- показатель оценки наиболее значимых для субъектов характеристик образо-

вательной среды и удовлетворенность ими (удовлетворенность];

- показатель защищенности от психологического насилия во взаимодействии (защищенность];

- показатель стабильности образовательной среды во времени (устойчивость].

Данные показатели имеют интеграль-

ное значение для психологического качества образовательной среды, отражают ее личностно-развивающий потенциал и дают возможность систематически осуществлять психологический мониторинг образовательного учреждения в целях оптимизации функции управления социальной ситуацией развития в образовательной среде.

Литература

1. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. - 2007. -№3.

2. Иванченко Г. В., Леонтьев Д. А., Сафуанов Ф. С., Тульчинский Г. Л. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара. Т.3. Методы психологии. - Ярославль: МАПН, 2005.

3. Леонтьев Д. А. Экзистенциальные основания экспертной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности /под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2006.

4. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Союз, 2002.

5. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: моногр. - СПб.: Изд-во «Книжный Дом», 2013.

6. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности: моногр. / под ред. И. А. Баевой. - М.: Изд-во «Нестор-История», 2011.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.