Научная статья на тему 'Психофизиологическая и биоритмологическая диагностика умственной работоспособности студентов'

Психофизиологическая и биоритмологическая диагностика умственной работоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / БИОРИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Некипелов Михаил Иннокентьевич

В период с 1970 по 2001 год проведено психофизиологическое исследование студентов 4-х вузов Иркутска. Было установлено, что в течение суток между пятью периодами выской и пятью периодами низкой работоспособности располагаются 14 периодов средней умственной работоспособности обучающихся. Факторами, способствующими высокой работоспособности является ваготония, низкой работоспособности симпатикотония, средней нормотония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Некипелов Михаил Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological and Biorhythmological diagnosis of mental capacity of students

In the period from 1970 to 2001 conducted psychophysiological study of students of 4 universities Irkutsk. It was found that during periods of between five days and five periods of achieving a high performance low are 14 periods the average mental abilities of students. Factors contributing to high efficiency is vagotonia, low efficiency sympathicotonia, medium normotonia.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая и биоритмологическая диагностика умственной работоспособности студентов»

Педагогика

© НЕКИПЕЛОВ М.И.-УДК 612.825.8:612.66

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И БИОРИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

М.И. Некипелов.

(Иркутский государственный медицинский университет)

На основе результатов психофизиологических и биоритмологических исследований установлена ранее неизвестная цикличность умственной работоспособности студентов с периодом в пределах 4-6 часов, на основе которой разработана соответствующая модель.

На сегодняшний день у человека обнаружено более 300 физиологических функций, подчиняющихся суточной ритмике. Эти циклические изменения живого организма направлены на активное противостояние внешним воздействиям и максимальное сохранение своей целостности. В то время как суточные ритмы физиологических функций изучены достаточно полно, внутрисуточные ритмы психофизиологических функций и умственной работоспособности человека, имеющие чрезвычайную актуальность, крайне мало исследованы. Обращает на себя внимание отсутствие единых методических подходов к их изучению, что и послужило поводом для проведения нижеизложенных исследований.

Материалы и методы

Основные исследования выполнены на студентах ИГМУ за периоде 1970 по 2001 гг. Дополнительные наблюдения проведены на студентах ИГУ, ИГПИ, курсантах ИВАИИ. За все это время психофизиологическим исследованием было охвачено около 10 тысяч человек. В работе использована современная психотехническая, психофи-

зиологическая аппаратура и скриннинговые методики. Контроль за функциональным состоянием организма и умственной работоспособностью студентов в аудиторное время ежечасно осуществлялся автором работы, а во внеаудиторное - контролировали сами себя обучаемые в порядке самонаблюдения. Кроме того, психофизиологическим обследованием были охвачены студенты, летом выезжающие в ССО, а осенью - стационарно на сельхозработы. Все это позволило получить наиболее полную внутрисуточную картину динамических сдвигов со стороны психофизиологических функций и интеллектуальной работоспособности студентов.

Результаты и обсуждение Ежегодные и ежедневные почасовые психофизиологические наблюдения за обучаемыми позволили нам установить ранее неизвестную периодичность в регуляции вегетативного тонуса организма студентов, проявляющуюся в чередовании ваго-; нормо- и симпатотоний у обследуемых лиц в течение внутридневного и внутрисуточного времени. Такая же цикличность наблюдалась и в показателях, характеризующих соотношение пульс/дыхание. Она проявлялась то в виде напряжения в сердечно-сосудистой системе, то в системе дыхания, а то в виде нормальных межсистем-ных взаимоотношений между этими показателями.

777Л - высокая работоспособность - низкая работоспособность - средняя работоспособность

Рис. I Модель впутрисуточной цикличности умственной работоспособности студентов.

При умственной работе в свободном режиме наилучшие результаты достигались в часы ваго-тоний, способствующих продуктивной работе всех видов памяти (рабочей, кратковременной и долговременной,зрительной и слуховой, вербальной и невербальной, декларативной и процедурной). При выполнении заданий в навязанном (заданном) темпе (в условиях “человек-машина”) наилучшие результаты умственной деятельности человека регистрируются в часы нормотоний, а наихудшие - в часы симпатотоний. Последние характеризуются возникновением стрессовых ситуаций у обследуемых лиц, их отказом выполнять последующие тестовые задания при увеличении скорости предъявления световых импульсов на тренажерных аппаратах.

Разработанная нами модель внутрисуточной цикличности умственной работоспособности обучаемых представлена на рисунке I, из которого видно, что между пятью периодами высокой и пятью периодами низкой работоспособности располагаются 14 периодов средней умственной работоспособности обучаемых. Сопутствующими факторами в первых двух случаях являются ваго- и симпатотония, а в третьем - нормотония.

Таким образом, полученные нами результаты имеют важное научно-информационное и практическое значение для рациональной организации учебного процесса, сохранения здоровья и повышения умственной работоспособности обучаемых.

О ТАЛАЛАЕВА В.А., ГУБИНА М.И., ЗОНОВА И.В. -УДК 37.014.3:362.76

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

В.А. Талалаева, М.И. Губина, И.В. Зонова.

(Иркутский государственный медицинский университет)

В соответствии с реформой общего и профессионального образования задачей средней школы является не только совершенствование процесса обучения, но и гармоничное развитие личности. При этом большое внимание уделяется здоровью школьников. Вместе с тем, в педагогической практике при использовании инновационных методов обучения, как правило, не учитывается уровень адаптационных возможностей школьников. В результате интенсификация умственного труда школьников приводит к процессам дезадаптации - нарушению регуляторных процессов в организме, что может вызвать различные неврозы, соматические патологии, снижение резистентности организма.

В настоящее время во всем мире наблюдается явление перестройки общеобразовательной школы. Этим обусловлено появление новых педагогических технологий, предполагающих либо продвинутое (интенсивное), либо принципы развивающего обучения.

На сегодняшний день в Иркутской области и в других регионах России существуют обычные традиционные школьные программы, соответствующие учебному плану Госстандарта, которые рассчитаны на здорового ребенка, адаптированного к школе.

В рамках учебного плана Госстандарта существуют и, так называемые, “сквозные программы”, предусматривающие интенсивный курс обучения (начальная школа за 2 года). В данный момент в 17 школах Иркутской области существуют такие классы (1:2).

Наряду с вышеперечисленными в Иркутской области используются 6 инновационных-техноло-гий развивающего обучения. Ведущей из разви-

вающих педагогических технологий является система академика Л.В. Занкова и его последователей В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. По статистике каждый десятый ребенок области обучается по новой технологии. Наибольшее распространение эти методики получили в последние четыре года. Методика акад. Л.В. Занкова обеспечивает обучение на высоком, но доступном уровне трудности.

Как выяснилось, переход на нетрадиционную форму обучения существенно увеличил нагрузку. Плотность уроков в классах с инновационными методами значительно выше, чем в общеобразовательных. При составлении расписания не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели и степень трудности предметов. Значительно отличается режим учебных занятий: в этих классах практикуются сдвоенные уроки продолжительностью 60 минут с пятиминутным перерывом, с началом занятий в 7 часов 30 минут в

I полугодии, отсутствие физкультурных пятиминуток, сокращение уроков физкультуры до I в неделю.

Продолжительность подготовки домашних заданий превышает гигиенический норматив более, чем у половины школьников. Таким образом, режим дня учащихся при нетрадиционных формах обучения может быть расценен как неблагоприятный. Нас интересовал вопрос о взаимосвязи функционального состояния детского организма с его морфотипом, поэтому наряду с комплексной автоматизированной оценкой вегетативной регуляции сердечного ритма, которая может быть использована для анализа функционального резерва сердечно-сосудистой системы и адаптивных возможностей организма в целом, мы использовали и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.