Научная статья на тему 'проявление социальной справедливости в социальном институте'

проявление социальной справедливости в социальном институте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1365
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Справедливость / общество / личность / Государство / Политика / социальный институт / Образование / Бедность / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исанбаева С. Д.

В статье представлено проявление социальной справедливости и несправедливости в социальном институте на примере системы образования и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «проявление социальной справедливости в социальном институте»

УДК 1:316

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ

© С. Д. Исанбаева

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Тел.: +7 (347) 272 56 94.

E-mail: zulfiy1@yandex.ru

В статье представлено проявление социальной справедливости и несправедливости в социальном институте на примере системы образования и здравоохранения.

Ключевые слова: справедливость, общество, личность, государство, политика, социальный институт, образование, бедность, здравоохранение.

В современном обществе социальный институт можно рассматривать как устойчивую деятельность людей, которая определяется ценностными нормами, обеспечивая социальную стабильность, порядок, ответственность и справедливость.

Успешная деятельность социального института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличия специфических социальных норм и предписаний, регулирующих людей в рамках данного института; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля [1].

К сожалению, бывают частые случаи дезорганизации социальных институтов, что как следствие порождает социальную несправедливость.

По мнению В. И. Кудрявцева, деформация деятельности социального института проявляется в следующих аспектах: а) нарушаются социальные ожидания людей, связанные с нормальным его функционированием, и возникает социальная напряженность; б) поскольку потребности людей остаются неудовлетворенными, то возникает стремление заменить официальные структуры неформальными связями и отношениями, в том числе и противоправного характера; в) дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственном облике общества, искажают системы ценностных ориентаций и мотивации поведения людей; г) ослабление контрольных функций социальных институтов ведет к безнаказанности нарушителей социальных норм, порождает общее состояние безответственности, влечет за собой ослабление социального порядка и социальной интеграции.

Очень часто дезорганизация функций социального института, например семьи, образования, политики, культуры, происходит из-за перехода и реформирования более качественными и современными приоритетными направлениями.

Человек с рождения приобщается к социальным нормам, культуре, ответственности, справедливости, так в процессе социализации становится полноправным гражданином государства.

В нашем обществе одна из важных ролей отводится социальному институту образования, так как накопленные знания, традиции, культура должны быть переданы новому поколению с целью освоения определенных позитивных социальных ролей и позиций. Система образования способствует формированию самореализующейся личности, которая раскрывается в социальных ролях и занимает определенные социальные позиции.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, «функцией которого является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, нормами поведения, содержание которых определяется социальноэкономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития [2].

Конечно, определенные обязанности в социализации индивида преобладают в семье, но она не в состояние предоставить необходимые и качественные знания, так как для развивающейся личности необходимо поэтапное, многостороннее развитие и воспитание. Система образования справедливо контролируется государством, фиксируя основные цели и направления в Законе РФ «Об образовании». В соответствии с этим Законом сфера образования является приоритетной, и именно успехи России в политике, экономике, обществе связывают с системой образования.

Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни. Одновременно государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (наряду с политической, финансовоэкономической, правовой, организационной и т.д.) проводимых в стране преобразований (перепрофи-

лирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т.д.) [3].

Неравенство доступа к образованию и низкое качество образовательных услуг усугубляют бедность, а бедность зачастую является причиной исключения из обучения, прерывания образования или обучения по программам низкого качества. Малообразованное население является фактором, сдерживающим рост производительности труда и гибкости рабочей силы, а следовательно, и экономического роста [4].

В Советском Союзе сфера образования была доступна всем, независимо от социальной принадлежности, финансового достатка, биологических задатков, что выражалось в грамотности населения. В эту эпоху можно было наблюдать поддержку со стороны государства, так как граждане из рабочего класса со средним достатком могли свободно получить высшее образование. В современном же государстве мы можем наблюдать, что высшее образование стало не доступным для лиц с низким уровнем доходов.

Несмотря на сильную позицию России с точки зрения охвата детей обязательным образованием, дети из бедных домохозяйств имеют меньший доступ к дошкольному и дополнительному образованию; доступ к этим уровням образования во все большей степени определяется доходом и уровнем благосостояния [5]. Минимальный доступ поступления в дошкольные учреждения, недоступность дошкольных программ для детей из малообеспеченных семей является серьезной проблемой для общества и государства в целом. Предполагается, что дети, отстающие на начальном этапе образования, будут отставать и в дальнейшем обучении. На периферии значительно снизились доступность и качество дошкольного образования также из-за финансирования. Из-за того что дети не освоили дошкольную программу, они в процессе обучения отстают от своих сверстников, так как мало кто из учителей способен работать одновременно с детьми разного уровня подготовки. Не все школы могут позволить догоняющие программы из-за отсутствия финансирования.

В системе образования как целостностом процессе каждая ступень сопряжена с другой и имеет определенную преемственность, что позволяет обеспечивать эффективное восприятие и освоение программ различных уровней. Но если на предыдущей ступени образования учебно-воспитательные функции реализуются неэффективно, то на всех последующих образовательных ступенях это будет ощущаться.

Одним из важнейших базовых элементов системы образования является образовательная школа, которая призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи:

• способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;

• дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;

• обеспечить профессиональную ориентацию молодежи [6].

К сожалению, можно наблюдать среди молодежи, что те, кто не в состоянии повысить свой образовательный уровень из-за недостатка средств, прекращают свое образование после обязательной школьной программы и не повышают его, что в дальнейшем отражается на их социальном статусе и экономических возможностях. Хотя более высокий уровень образования ассоциируется с высокой степенью вероятности получения работы и высоких заработков.

Например, средний ежемесячный доход повышается с уровнем образования. Данные Госкомстата показывают, что в 2002 г. 83% населения, имеющего высшее или профессиональное образование, входили в состав рабочей силы, а соответствующий показатель для тех, кто закончил лишь обязательный курс школьного образования, составил 38% (ЯозМсЫпа, 2004). Уровень безработицы среди выпускников обязательной школы достиг в 2002 г. 19.7%, а среди выпускников вузов - только 4.2%. по данным Госкомстата, более 70% выпускников вузов в возрасте от 18 до 65 лет имеют работу, и эта доля снижается по мере снижения уровня образования людей до 43.7% среди тех, кто имеет лишь основное (обязательное) образование, и до 25% среди тех, кто закончил только начальную школу.

Так, из-за недостатка финансовых средств многие граждане не могут получить желаемое образование, тем самым повысить свои экономические возможности, что является проявлением социальной несправедливости.

Барьером для получения желаемого образования выступают также частные, элитные учебные заведения и, соответственно, неформальные платежи. В современном обществе преимуществом пользуются те школы, где процент поступления в высшие учебные заведения больше и уделяется особое внимание инновационным программам, иностранным языкам, компьютерным технологиям, факультативам. С развитием элитных школ развивается и социальное неравенство, которое проявляется также в расходах на репетитора, транспорт, доступность учебников и т. д.

Конечно, выделяется значительная часть образовательного бюджета на бесплатное питание и учебники, но этого не достаточно для социального равенства и справедливости. Для развития полноценного справедливого образовательного процесса надо выделять средства на транспорт, школьное питание, оздоровительные лагеря и выработать четкий механизм поддержки малообеспеченных семей.

Несмотря на то, что с политической точки зрения это может быть сложно, необходимо пересмотреть принцип предоставления бесплатного права на поступление в высшее учебное заведение учащимся, которые в основном приходят из более высоких социально-экономических слоев населения. Необходимо и в дальшем придерживаться принципа принятия в вуз в зависимости от академических способностей (например, во имя более равномерного приема стандарты снижать не следует), но финансирование высшего образования может стать более равномерным. Обеспечение прозрачности и последовательности в системе бесплатного образования, а также при использовании средств на субсидирование мер, не связанных с учебным процессом (таких, как питание, жилье, транспорт и т.д.), должно стать приоритетным направлением. В связи с тем, что плата за обучение получила широкое распространение в системе высшего образования, важным элементом преобразований, направленных на обеспечение прозрачности системы платежей и стипендий, должно стать введение всеобщей платы, а принцип бесплатного поступления в вуз должен применяться не только в зависимости от способностей, но и с учетом бедности [4]. Реформирование системы поступления в вуз через четкий, спланированный механизм определения нуждаемости абитуриентов будет способствовать социальной справедливости.

Главное в жизни человека - здоровье, поэтому рассмотрим некоторые аспекты проявления справедливости и несправедливости в системе здравоохранения.

Для обеспечения жизнедеятельности организма, то есть удовлетворения базовых потребностей, человеку необходимы - еда, одежда, жилье и т.д., данные компоненты способствуют поддержанию здоровья. Итак, человек, получающий необходимые жизненные компоненты, здоров, работоспособен и может полноценно осуществлять производство для обеспечения себя средствами к существованию. Здесь же можно отследить единство социального и биологического в человеке.

Конституционные декларации об охране здоровья граждан Российской Федерации отличаются многосторонностью, конкретностью, что вполне подтверждает социально-философское определение здоровья человека как конкретно-целостного, многомерного, противоречивого состояния его биосоциальной организации. Принцип конкретно-целостного и многомерного подхода к здоровью гражданина подтверждают и законы, принятые в исполнение конституционных положений. Так, в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» содержится 69 статей [7].

Конституция РФ справедливо рассматривает их: «Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинско-

го, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями (уставами) субьек-тов РФ (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2005г.).

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2005г.)»

В современном обществе, рассматривая экономику и здравоохранение, можно проследить следующее взаимодействие, которое основывается на трех методологических принципах. Первый - это потребность человека в полноценном здоровье как воплощении всех свойств жизни, в сохранении двуединой, биологической и социальной природы и обуславливаемая этим объективная необходимость в здравоохранительной деятельности. Второй принцип вытекает из общеисторической тенденции удорожания расходов на создание и совершенствование обществом здравоохранительной системы. Одновременно используемая нами методология выражает зависимость экономики здравоохранения от экономики общества в целом, которая в данном отношении выступает как самодостаточная система. Остальные общеметодологические принципы исследования проблем экономических основ здравоохранения и их формирующее действие на образ жизни людей и его обратное воздействие на развитие здравоохранения... [8].

Тот факт, что бедность часто связывают с плохим состоянием здоровья, отражает двойную причинно-следственную связь: бедность вызывает

плохое состояние здоровья, а плохое здоровье не дает бедным вырваться из бедности [4]. Когда человек болен, он не в состоянии плодотворно работать, что отражается на его финансовом состоянии.

Более того, для восстановления здоровья необходимы определенные расходы. В современном государстве оплата медицинских услуг из собственных средств несправедливо растет, что особенно заметно для менее обеспеченных граждан.

Рост дороговизны здоровья человека и медицинской услуги в постиндустриальную эпоху, которую одновременно называют информационной, обусловлен постоянными и текущими причинами (факторами). К постоянным относятся:

- сложность, многомерность, противоречивость состояния организма человека (базовый фактор);

- старение человека, что ведет к снижению трудоспособности и соответственно к снижению стоимости его рабочей силы как товара при устойчивом возрастании расходов на сохранение и воспроизводство его жизни и здоровья (лекарственные средства, пища, одежда, жилье, топливо и другие материальные, социальные и духовные ценности);

- подверженность организма человека болезням, многообразие нозологических видов болезней;

- возрастание факторов риска для здоровья человека (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, аварии, новые и малоизученные болезни и т. д.);

- рост расходов на медицинские услуги в связи с ростом народонаселения, на подготовку кадров (врачей, медицинских сестер), на содержание, обновление и совершенствование все более ресурсоемкой и наукоемкой материально-технической, научно-технологической базы здравоохранения при одновременном увеличении продолжительности жизни и росте численности людей пенсионного возраста.

К текущим факторам удорожания медицинской услуги и содержания системы здравоохранения в России относятся изменения в социальноэкономических условиях общества в целом. Это, прежде всего, необходимость компенсации потерь от разорения в сельских районах и малых городах мелких предприятий в конкуренции с большими и обусловленными этим ростом численности безработных и сокращение объема поступления денежных средств в фонд обязательного медицинского страхования. Это особенно характерно для экономики малых городов [8].

Возможно, это связано с тем, что медицинские услуги содержат следующие затраты - содержание материально-технической базы, подготовку кадров, оплату труда, расходы на санитарно-

эпидемиологическую службу, лекарственное обеспечение больных и т.д.

Существует заслуживающее внимания подтверждение, что бедные систематически недооценивают, насколько плохо их состояние здоровья, а также свои нужды и болезни. Анализируя состояние здоровья граждан России, можно сделать следующий вывод: оно хуже, чем в других странах.

С точки зрения эпидемиологии, такое плохое состояние здоровья связано как с инфекционными, так и с другими заболеваниями. Кроме того, с низким общим уровнем состояния здоровья связаны и другие факторы, как например, очень сложная экономическая и социальная ситуация, вызванная переходным периодом [9], и образ жизни с такими факторами риска, как табакокурение, большое потребление алкоголя, недостаточное питание в бедных регионах, диета с высоким уровнем жиров и недостаток физических упражнений [10].

Для улучшения состояния здоровья, увеличения продолжительности жизни граждан необходимо усилить адресность финансирования здравоохранения и соответственно разумно использовать эти средства.

Российская практика имеет опыт введения такой системы финансирования здравоохранения, как обязательное медицинское страхование, которое не принесло существенных изменений. Так, основываясь на законодательстве, с 1990-х годов собирали нововведенный налог на заработную плату, и предусматривалось выделение бюджетных средств на поддержание неработающего населения.

Финансовые трансферты, поступающие в бедные регионы из федерального бюджета для выравнивания уровня благосостояния среди регионов, никогда не предназначались для здравоохранения, а регионы в большинстве своем не хотели аккумулировать необходимые средства в территориальных фондах медицинского страхования, как это предписывал закон [4]. Так создаются две системы финансирования здравоохранения: система медицинского страхования и практика выделения средств региональных бюджетов. В итоге практика обязательного медицинского страхования разрушила систему финансирования бюджетных средств на здравоохранение, а рост налога на заработную плату компенсировался сокращением бюджетных расходов.

Немаловажной проблемой для справедливой социальной политики является недостаточный уровень обеспечения бесплатными медицинскими услугами, что существенным образом отражается на гражданах с низкими доходами.

В нашей стране всем гражданам гарантирован доступ к медицинскому обслуживанию, включая лечение амбулаторное и стационарное. Исключение составляют медикаменты, необходимые в процессе амбулаторного лечения, и услуги, не являющиеся медицинской необходимостью, например косметическая хирургия. Также есть определенный список социальных групп, которые имеют право получать бесплатно лекарства для амбулаторного лечения. Независимо от этого, практика платы за медицинские услуги распространяется.

Можно отметить, что в основном к платным медицинским услугам обращаются из-за отсутствия возможности получить услугу бесплатно, либо из-за отсутствия необходимого специалиста. Соответ-

ственно платные услуги высоко распространены и более организованы.

Реформы системы финансирования здравоохранения и политика децентрализации последних десяти лет сопровождались нежелательными последствиями, а государственное финансирование в целом сократилось. Налицо явные признаки того, что эффективности, равенства и заботы в целом о бедных в отношении медицинского обслуживания добиться пока не удалось. Система здравоохранения в России сейчас переживает период серьезных преобразований. Но универсальная модель, удовлетворяющая все стороны, пока не появилась. Вне зависимости от того, какая модель будет выбрана, необходимо прилагать усилия для улучшения состояния здоровья населения России и увеличить адресность медицинской помощи бедным и уязвимым группам населения. Это потребует изменений в государственной политике по нескольким направлениям. Во-первых, адресная помощь (интервенции) необходима бедным и тем, кто неожиданно оказался в ситуации бедности из-за проблем со здоровьем; во-вторых, необходимо совершенствование общих направлений государственной политики здравоохранения [4].

Многие граждане не обращаются за медицинской помощью в связи с высокой оплатой ее услуг. Для справедливого решения данной проблемы можно предложить следующее:

- систематизировать стабильное поступление денежных средств в здравоохранение регионов, методом со-финансирования, то есть использование федерального и республиканского бюджетов;

- четко разъяснять гражданам гарантированные бесплатные медицинские услуги;

- при лечении пациентов амбулаторно государство должно основную часть расходов на лекарства финансировать.

Данная реформа способствует достижению справедливости, равенства и доступности в получение медицинской помощи.

Г осударство заинтересовано в здоровых гражданах, так как содержать больного человека обходиться намного дороже, чем здорового. Здоровая личность может принести больше пользы государству через производственный, творческий и умственный труд.

На основании изложенного выше, можно сделать следующий вывод: в некоторых социальных институтах нашего общества справедливость недостаточно реализуется, то есть имеются определенные пробелы, так, необходимо уделять больше внимания социальной политике государства для достижения социальной справедливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаров М. С., Яковлев М. А. Социальный институт // Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т. 1. С. 157.

2. Колесниченко Л. Ф. и др. Эффективность образования. М., 1991. С. 5.

3. Жердин А. В. // Право и образование. 2004. №2.

4. Снижение бедности в России: влияние экономического роста и социальных реформ. М., 2006. С. 165.

5. Данные обследования НОБУС за 2003г. (Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах).

6. Азаматов Д. М., Мазов Н. Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы. Монография. Уфа: РИО БашГУ. 2004. С. 18-19.

7. Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». 3-е изд. М.: Ось-89, 2005. -48 с.

8. Иванова О. М. Факторы здоровья человека. Социальнофилософский анализ: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 157.

9. Field and Twigg. 2000.

10. Lock et al. 2002; Малютина и др./Malyutina et al./, 2002; Men et al., 2003.

Поступила в редакцию 10.04.2007 г. После доработки — 06.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.