Научная статья на тему 'Исследование системы социального страхования в Новосибирской области'

Исследование системы социального страхования в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суминский М. Ф.

В статье исследованы основные социальные показатели, позволяющие определить состояние комплекса социального страхования в Новосибирской области, перспективы его функционирования, возможности и направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illustrates State of Social Insurance in Novosibirsk Region

The article illustrates basic social activities, giving the opportunity to get information about the state of social insurance complex in Novosibirsk region, prospects of its functioning, opportunities and directions of its development.

Текст научной работы на тему «Исследование системы социального страхования в Новосибирской области»

УДК 316.472.47

М. Ф. Суминский

ООО Страховая компания «ACKO СКЭЛ плюс» ул. Добролюбова, 12, Новосибирск, 63GGG9, Россия

E-mail: ascoscel@sibmail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследованы основные социальные показатели, позволяющие определить состояние комплекса социального страхования в Новосибирской области, перспективы его функционирования, возможности и направления развития.

В отличие от экономического анализа, который дает оценку благосостояния населения на основе внешних для его носителя индикаторов, социологический анализ, напротив, опирается на оценки самочувствия людей, на их мнение, настроение, ожидания. Эта особенность социологических методов исследования обусловила обращение к ним, что в совокупности с экономическими методами позволит получить более достоверную оценку состояния комплекса социального страхования в Новосибирской области.

В январе 2006 г. было проведено социологическое исследование граждан Новосибирской области. Выборка произведена по принципу стихийного отбора, т. е. на основе добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную.

В 2005 г. средний размер полученных дотаций и льгот на одно домохозяйство составил 107 руб., что позволяет нам оценить значимость данного материального ресурса в макроэкономических терминах: расходы на предоставление социальных дотаций и льгот составляют 1,1 % от ВВП и 2 % от объема денежных доходов населения.

Расходы на денежные и неденежные социальные выплаты населению формируются за счет трех источников: государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета и консолидированных региональных бюджетов.

Изначально было выделено три группы населения Новосибирской области, отличающиеся по уровню социальной адаптации к современным экономическим условиям, для чего использован показатель, отражающий оценку населением своего положения по шкале «благополучия и терпения». Этот показатель носит комплексный характер, так как позволяет получить общую оценку благосостояния с учетом материального положения и социального самочувствия.

Первая группа - «высокий уровень адаптации и благополучия», составляет 12,5 % от числа всех опрошенных (респонденты, оценивающие свое положение в терминах «все не так плохо и можно жить»).

Вторая группа - «средний уровень адаптации и благополучия», составляет 54,9 % (респонденты, оценивающие свое положение в терминах «жить трудно, но можно терпеть»).

Третья группа - «низкий уровень адаптации и благополучия», - 27,6 % (респонденты, оценивающие свое положение в терминах «наше бедственное положение терпеть уже невозможно»).

Обозначенные группы были рассмотрены в рамках трех адаптационных моделей.

Модель «социальное самочувствие» позволяет оценить адаптационный потенциал групп с учетом объективных (социально-демографических, профессионально-квалификационных, статусных) и субъективных (оценки собственного материального положения и результата социально-экономических реформ) характеристик.

^БЫ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 3 © М. Ф. Суминский, 2007

Социально-демографические и статусные характеристики групп с разным уровнем социальной адаптации в НСО (% от числа опрошенных в каждой группе):

Показатели В НСО Группы

в целом можно жить можно терпеть терпеть невозможно

Пол

Мужской 31,3 37,1 31,5 28,7

Женский 68,7 62,9 68,5 71,3

Место жительства

Новосибирск (город) 74,4 82,6 72,3 76,3

Пригород, село 25,6 17,4 27,7 23,7

Возраст

До 29 лет 30,4 47,7 30,3 22,4

30-45 лет 45,2 38,0 42,8 52,3

старше 55 лет 24,4 14,3 27,0 25,3

Образование

Высшее и незаконченное высшее 17,6 24,3 18,3 14,0

Среднее специальное 52,0 50,8 51,1 52,4

Общее среднее 18,5 19,6 17,8 19,4

Неполное среднее и ниже 11,9 5,3 12,8 14,3

Обозначенные группы были рассмотрены в рамках трех адаптационных моделей.

Модель «социальное самочувствие» позволяет оценить адаптационный потенциал групп с учетом объективных (социально-демографических, профессионально-квалификационных, статусных) и субъективных (оценки собственного материального положения и результата социально-экономических реформ) характеристик.

Группы, различаясь по социально-демографическим, профессионально-квалификационным и статусным характеристикам, обладают качественно разным социальным и материальным потенциалом.

Первую - самую адаптированную - группу образуют лица, имеющие высокий образовательный, квалификационный уровень и социально-профессиональный статус. Социальный и материальный потенциал данной группы отличает самый большой удельный вес работающих (66,7 %), в основном это работники, занятые в высокооплачиваемых отраслях экономики (промышленность, торговля, сфера обслуживания); большинство членов группы составляют лица, обладающие высоким социально-профессиональным статусом (руководители, предприниматели, специалисты с высшим образованием, квалифицированные рабочие) и высоким образовательным уровнем (каждый четвертый имеет высшее образование); 46 % представителей группы живут на уровне достатка или состоятельности.

Индекс социальных настроений (ИСН) является наиболее общим показателем развития массовых настроений общества, дающим оценку фактической динамики состояния общества и выражающим влияние массового сознания на развитие области. Методология построения этого показателя исходит из предпосылки, что частные мнения людей о различных сторонах своей собственной жизни, отношение к экономическим и социальным событиям, которые происходят вокруг них и действующими лицами которых они являются, формируют обобщенную оценку восприятия социальной действительности, тесно связанной в том числе и с социальным страхованием.

ИСН строился по данным опросов общественного мнения путем простой и очевидной процедуры обобщения результатов ответов респондентов на серию вопросов (всего 9 вопросов). Все используемые для построения индекса вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок (или направлений изменения этих оценок), с тем чтобы сконцентрировать внимание на динамике показателя. При построении ИСН внимание уделяется четырем моментам:

1) как люди оценивают материальное положение своих семей;

2) их оценки экономического и политического положения Новосибирской области в целом;

3) что они думают о будущем развитии области;

4) социально-психологическое состояние людей, в целом их настроение.

За годы проводимых реформ произошли серьезные изменения в сфере спроса и предложения на рынке лекарственных средств. С одной стороны, рынок перестал быть дефицитным, что, безусловно, относится к категории позитивных изменений. С другой - проблема дефицита трансформировалась в проблему недоступности лекарств из-за высоких цен. Анализ данных показывает, что 37 % опрошенных были вынуждены отказываться от покупки назначенных врачом лекарств из-за нехватки средств. Государство, пытаясь амортизировать давление роста лекарственных цен на бюджет наиболее нуждающихся в медицинских препаратах граждан, ввело льготы, дающие право на бесплатное предоставление отдельных видов лекарств или покупку их по более низким ценам. Однако данная социальная программа не была подкреплена соответствующим финансированием, поэтому для большинства «льготников» это право оказалось формальным, что эмпирически подтвердилось результатами нашего опроса.

Уровень вовлеченности населения в сферу платных образовательных услуг в целом заметно ниже, чем при получении медицинских услуг. Тем не менее, по данным проведенных нами социологических опросов, 28 % семей, в которых есть дети школьного возраста (а это половина российских семей), приходится платить за обучение. Причем чаще всего речь идет именно об оплате обучения в виде так называемых «дополнительных занятий, факультативов и т. п.» именно в бесплатных школах. Школьное обучение детей собственно в платных гимназиях, лицеях пока еще не слишком распространено. Детальный анализ структуры расходов семей, связанных с обучением детей в школах, свидетельствует о наличии значимой поселенческой и доходной стратификации по отдельным статьям расходов. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (оплата питания детей в школе, текущего ремонта, охраны школы, индивидуальных занятий и т. д.), повышается по мере роста урбанизации. Доходная дифференциация является более значимой в оплате учебников. Благодаря государственной политике только 50 % бедных семей оплачивает учебники для школьников (тогда как в целом таких семей подавляющее большинство - 82 %).

Результаты опроса показали, что только в 42 % домохозяйств с детьми дошкольного возраста дети посещают детские дошкольные учреждения. В 63 % случаев это муниципальные детские сады, в 27 % - ведомственные детские сады (или ясли) и только в 4,5 % случаев -частные детские дошкольные учреждения. Подавляющее большинство семей (95 %) оплачивает пребывание детей в дошкольных учреждениях. Отметим, что и в дореформенный период пребывание детей в детских дошкольных учреждениях не было бесплатным для семьи. Согласно данным Госкомстата РФ, 17-20 % семей с детьми дошкольного возраста получают дотации на оплату пребывания детей в дошкольных учреждениях и средняя сумма дотации на одного ребенка в IV квартале 1998 г. составила 243 руб. на одного получателя, что выше, чем средняя по стране цена пребывания ребенка в дошкольных учреждениях [1]. Объясняется это прежде всего тем, что получатели дотаций концентрируются в городах, где фиксируется и более высокий уровень цен.

Проведенное нами обследование показало, что помимо непосредственной платы за детский сад или ясли, родители 1 оплачивают:

- дополнительные занятия (24 %);

- питание детей (23,5 %);

- услуги по ремонту детских дошкольных учреждений, приобретение игрушек, учебных пособий (56 %);

- различные сборы в родительский комитет (46 %);

- другие услуги (13,5 %).

Наиболее часто семьи оплачивают ремонт помещений, покупку игрушек и учебных пособий. При этом в крупных городах на наличие таких расходов указали 60 % семей с детьми, посещающими детский сад, в малых городах - 53 %, в сельской местности - 39 %.

1 В процентах от общего числа семей, дети которых посещают детский сад.

В семьях, где родители не участвовали в оплате тех или иных дополнительных услуг по дошкольному воспитанию детей, в 13 % случаев родители просто не могли оплатить данные расходы по причине тяжелого материального положения, в 48 % случаев указали, что их неучастие в дополнительной оплате пребывания детей в дошкольных учреждениях не связано с материальным положением и в 39 % случаев затруднились ответить на данный вопрос. Обращает на себя внимание тот факт, что материальные трудности не являются основной причиной отказа от участия в дополнительном финансировании дошкольного образования.

Анализ данных, характеризующих трансформационные процессы в сфере школьного образования, прежде всего свидетельствует о том, что, несмотря на сохранение действия закона о всеобщем среднем образовании, имеют место случаи непосещения детьми школы. Такие наблюдения (1,6 % от общего числа семей, имеющих детей школьного возраста) следует отнести к числу исключений из правил, но сам факт тревожный и заслуживает пристального внимания со стороны общества. Тем более, что в 50 % таких случаев причиной послужил недостаток средств для отправки детей в школу.

Несмотря на то что 97 % школьников посещают государственную бесплатную школу, родители вынуждены доплачивать за:

- учебники и учебные пособия (82 %);

- текущий ремонт школы (86 %);

- различные сборы в родительский комитет (70 %);

- охрану школы (35 %);

- питание детей в школе (32,5 %);

- дополнительные занятия в школе (21 %);

- прочие обязательные платежи (21 %).

Более детальный анализ структуры дополнительных расходов семей, связанных с обучением детей в общеобразовательных школах, свидетельствует о наличии поселенческой и доходной стратификации по отдельным статьям расходов. Что касается оплаты учебников, то здесь не наблюдается значимой поселенческой стратификации. При этом среди бедных семей только половина домохозяйств оплачивает учебники для школьников. Вероятно, это влияние ориентации социальной политики на поддержку беднейших слоев населения: в большинстве регионов детям из бедных семей бесплатные учебники предоставляются в первую очередь. Правда, следует отметить, что очень часто это право дополнительно лимитируется успеваемостью школьников, поэтому и среди бедных семей с детьми школьного возраста доля тех, кто платит за учебники, достаточно высока.

В рамках анализа удовлетворения потребностей в медицинских услугах мы выделили два главных направления:

1) обращение в медицинские учреждения;

2) покупка лекарств.

По степени настоятельности потребность в обращении в медицинские учреждения относится к числу первоочередных, неудовлетворение которой может угрожать жизни человека. Но в отличие от продуктов питания, одежды и обуви потребность обращения в медицинские учреждения не относится к числу повседневных нужд, и потому показатели, оценивающие состояние дел в рассматриваемой сфере человеческих нужд, необходимо анализировать применительно к тем, кто реально нуждался в услугах медицинских учреждений.

Эти данные свидетельствуют о том, что невозможность удовлетворить потребности в услугах медицинских учреждений фиксируется по всем видам предоставляемых услуг (в том числе и при вызове скорой неотложной помощи), но дифференцируется по степени распространенности.

Наблюдается высокая степень распространенности вынужденного отказа при госпитализации, при этом в половине случаев эти отказы связаны с невозможностью оплатить медицинские услуги. Следует отметить, что в условиях расширения платной медицины и падения доходов населения материальные причины отказа от медицинских услуг получили широкое распространение. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что по отдельным видам услуг невозможность оплатить пребывание в медицинских учреждениях является главной причиной отказа от обращения за такими услугами.

Платные медицинские услуги в основном доступны только обеспеченным категориям населения, что подтверждается как данными нашего исследования, согласно которым семьи, оплачивающие медуслуги, в основном концентрируются в трех последних доходных группах, так и данными Госкомстата РФ.

Согласно данным официальной статистики, в IV квартале 2004 г. в общей сумме расходов населения на медицинские услуги на первую децильную группу приходился 1 %, а на последнюю - 46,4 % [1. С. 68]. Отметим, что дифференциация расходов населения на медицинские услуги выше, чем общая дифференциация по расходам на конечное потребление: по данным Госкомстата РФ, в общей сумме расходов на конечное потребление на первую децильную группу приходится 2,8 %, а на последнюю - 22,4 %.

Не получили необходимых лекарств на полагающихся льготных условиях:

- инвалиды Великой отечественной войны (65 %);

- члены семей погибших во время военных конфликтов (82 %);

- участники Великой отечественной войны (52 %);

- Герои Советского Союза и приравненные к ним категории (44 %);

- жертвы политических репрессий (80 %);

- инвалиды 1-й группы (75 %);

- инвалиды 2-й группы (69 %);

- инвалиды 3-й группы (65 %);

- дети до 6 лет (44 %);

- получившие дозу радиации (73 %);

- больные с хроническими заболеваниями (72 %);

- другие льготные категории (40 %).

В целом представители категорий, имеющих право на льготы по оплате лекарств, в той или иной степени представлены в 32 % опрошенных домохозяйств, что соотносится с аналогичными оценками Госкомстата РФ.

Итак, вышеприведенные результаты свидетельствуют о широком распространении платных услуг в сфере образования и здравоохранения. Масштабы «платности» услуг данного вида таковы, что могут восприниматься как элемент стандарта российского образа жизни, при этом невозможность оплаты будет восприниматься как значимое лишение, исключение из преобладающего стиля жизни. Такая ситуация фиксируется на фоне падения реальных денежных доходов населения после августовского 1998 г. кризиса.

Анализ результатов опроса показал, что в целом, первая группа (высокий уровень адаптации) обладает самым высоким социальным и материальным потенциалом, достаточным, чтобы оказывать влияние на развитие экономики и соответственно повышать уровень собственного благосостояния.

Социальный и материальный потенциал второй - менее адаптированной - группы несколько ниже, чем первой. Она характеризуется большей долей неработающих - 35,6 % (33,3 % в первой группе) и меньшей долей работающих - 64,4 %. В этой группе в 2,2 раза выше удельный вес пенсионеров - 19,7 %; меньше доля занятых в промышленности, торговле и сфере обслуживания. Данная группа в основном представлена работниками сельского и лесного хозяйства - 12,7 %, (9,5 % в первой группе), образования - 18,8 % (13 %), транспорта - 9,8 % (7,9 %), органов власти - 8,1 % (7,1 %). Возрастная структура характеризуется относительно высокой долей лиц старше 55 лет и меньшей, чем в первой группе, долей молодежи.

Группу отличает относительно высокий социально-профессиональный статус, хотя и уступающий первой группе. Среди работающих в этой группе больше, чем в других, доля служащих без высшего образования, но ниже доля неквалифицированных рабочих. В данной группе более низкий, чем в первой, образовательный уровень, хотя большинство представителей (69 %) имеют высшее и среднее профессиональное образование и являются квалифицированными работниками. С другой стороны, в группе меньше, чем в первой, доля лиц с высшим образованием - 18,3 % (против 24,3 % в первой группе) и больше лиц с неполным средним образованием - 12,8 % (5,3 %). Каждый третий здесь имеет среднедушевой денежный доход выше среднедушевого дохода, сложившегося в целом по НСО; на уровне средней обеспеченности живут 23,1 %, но вместе с тем в ней больше, чем в первой, лиц с низкими доходами, имеющими

среднедушевой денежный доход в два раза ниже среднедушевого дохода по НСО - 31,3 % (против 19,6 % в первой группе).

В целом, вторая группа (средний уровень адаптации) обладает достаточным социальным потенциалом, который позволяет большинству ее представителей поддерживать, а частично и повышать сложившийся стандарт жизни.

Социальный и материальный потенциал третьей - неадаптированной - группы самый низкий среди других групп. В ней наименьший удельный вес работающих - 61 % (против 67 % в первой и 64 % во второй), выше доля неработающих - 39 % (в первой - 33 %; во второй - 36 %), а также доля пенсионеров и безработных. Эту группу отличает более низкий социально-профессиональный статус - меньше доля предпринимателей, руководителей, специалистов с высшим образованием, ИТР, квалифицированных рабочих и больше доля неквалифицированных рабочих. Именно в этой группе значительный удельный вес занимают работники, занятые в таких низкооплачиваемых отраслях экономики, как образование, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство -19,3 % (13 % в первой группе). Здесь ниже доля лиц с высшим образованием - 14 % (24 % в первой и 18 % во второй) и больше работников, имеющих неполное среднее образование.

Материальный потенциал третьей группы самый низкий. Значительная часть представителей группы (41,7 %) живет за чертой бедности, а каждый четвертый - на уровне нуждаемости. Число несвоевременно получающих заработную плату в этой группе составляет более 40 %. Каждый шестой не получал заработную плату более трех месяцев. Несвоевременность выплат заработной платы, снижение реальных денежных доходов сокращают располагаемые доходы подавляющей части представителей этой группы, приближая их к критическому минимуму.

В целом анализ благосостояния в рамках адаптационной модели «социальное самочувствие» показал, что:

- уровень адаптации зависит от способности тех или иных социальных групп «встраивать» свой потенциал в социально-экономические процессы и соответственно повышать собственное благосостояние;

- чем выше уровень адаптации населения к реформам, тем оптимистичнее и позитивнее восприятие окружающей действительности, выше степень социального самочувствия (оценки экономического положения России, НСО, поддержки реформ).

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют не только о широком распространении платных форм медицинского обслуживания и образования, но и в значительной мере принудительном характере такой тенденции. В первую очередь такой вывод относится к медицинскому обслуживанию. Сложившиеся цены на рынке медицинских и образовательных услуг достаточно высоки относительно среднедушевых денежных доходов населения, поэтому большинство платных медицинских и образовательных услуг доступно только обеспеченным слоям населения. В случае наличия потребности в платных услугах образования и здравоохранения даже среднеобеспеченные семьи испытывают серьезные материальные затруднения. Дифференциация по расходам на образование и здравоохранение практически в два раза выше, чем дифференциация по всему комплексу расходов. В совокупности эти два фактора заставляют по-иному оценивать уровень жизни и его дифференциацию, а также степень распространения бедности. Государственная политика предоставления льгот на оплату дорогостоящих медицинских услуг и лекарств не решает данных проблем, поскольку в 50-60 % случаев льготные категории граждан не могут реализовать имеющиеся у них льготы из-за виртуального финансирования социальных программ. На фоне снижающегося уровня жизни населения России такое положение существенно усугубляет и без того высокую дифференциацию уровня благосостояния жителей страны, и является дополнительным фактором нагнетания социальной несправедливости в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная стратегия, направленная на достижение нормального существования всех граждан общества и обеспечивающая их расширенное воспроизводство как личности и работника в рыночных экономических отношениях. Рассмотрим приоритеты региональной социальной политики по выявленным группам населения НСО.

Первая группа - это группа населения, пребывающая в состоянии «обеспеченности». В нашем исследовании - это большинство представителей самой адаптированной группы, оценивающей свое положение в терминах «все не так плохо» и «можно жить». Они осуществляют

стратегию жизнедеятельности с ориентацией на предпринимательский и трудовой характер получаемых ресурсов. С одной стороны, в этой группе сосредоточен весь экономический потенциал, с другой - заинтересованность в стабильности и сохранении своих социальных позиций. Она быстрее и более других приспособилась к современным условиям за счет своего ресурсного потенциала (образовательного, профессионально-квалификационного, статусного, а также за счет предпринимательских способностей, личных качеств, таланта и т. д.). Несмотря на то что платежеспособность данной группы в общем-то позволяет ей определять характер и структуру потребительского рынка, накапливать сбережения и участвовать в финансово-инвестиционных операциях, выполнять роль основного налогоплательщика, реальная «отдача» от нее пока неполная. При высокой степени концентрации доходов в группе «обеспеченных» не происходит их достаточного инвестирования в экономику НСО.

В отношении данной группы населения должна выстраиваться довольно многогранная региональная социальная политика, основными стратегическими задачами которой являются:

1) «встроить» интересы группы «обеспеченных» в интересы региона;

2) предоставить ей возможность и дальше развивать свой экономический потенциал, вкладывая его в развитие экономики региона, при этом повышая свое собственное благосостояние;

3) поскольку эта группа, осуществляя свою стратегию, способствует формированию «среднего класса», то социальная политика должна быть направлена на перераспределение части ресурсов (компенсационным механизмом) потенциальному среднему (протосреднему) слою, низкий объем доходов и активов которого препятствует его «превращению» в «классический» средний класс.

Значительная часть экономической деятельности данной группы реализуется через дополнительную занятость, поэтому необходимо создать условия для легализации ее доходов, расширить доступ к ресурсам малого и среднего бизнеса.

Основная проблема состоит в трансформации доходов, сконцентрированных в группе «обеспеченных», в инвестирование экономики НСО. Следовательно, одна из задач региональной социальной политики - способствовать созданию надежных институтов и инструментов для повышения склонности «обеспеченных» к организованным сбережениям в банковской системе, способствовать трансформации их сбережений в инвестиции на территории НСО.

Вторая группа - это самая массовая срединная группа, осуществляющая «промежуточный» тип благосостояния. В нашем исследовании - это представители группы со средним уровнем адаптации, оценивающие свое положение в терминах «жить трудно, но можно терпеть». Ее особенность в том, что она, обладая достаточными нематериальными ресурсами -трудовыми, профессионально-квалификационными и некоторыми перспективными формами экономического поведения, потенциально способна осуществлять стратегию развития, но в силу институциональных факторов пока реализует стратегию выживания.

Региональная социальная политика в отношении этой группы должна быть четко ориентирована на предоставление возможности большинству ее представителей перейти в более высокоадаптированную группу, количественно «расширив» границы «среднего класса», т. е. на «превращение» ее из протосредней в «классический» средний класс, поскольку именно этот класс является опорой государства в обеспечении налоговых поступлений, выполняет ведущую роль в социальных перемещениях и обусловливает устойчивость социальной структуры.

Социально-профессиональный статус данной группы достаточно высок. Большинство ее представителей - работающие, в частности квалифицированные рабочие, служащие без высшего образования, специалисты, руководители и предприниматели. Главными адаптационными ресурсами представителей второй группы являются, прежде всего, профессиональная подготовка и заработная плата. Для предпринимателей - деловые связи и умение приспособиться к особенностям российского бизнеса. Неработающие в данной группе составляют чуть более трети и представлены большей частью пенсионерами, главным адаптационным ресурсом которых является пенсия.

В отраслевом разрезе группа в основном состоит из работников образования, здравоохранения, науки, культуры, промышленности, сельского и лесного хозяйства. Основными адаптационными ресурсами у занятых как в отраслях материального производства, так и в бюджетной сфере, также являются профессиональная подготовка и заработная плата.

В НСО очень сложная структура протосреднего класса, затрудняющая восходящую вертикальную мобильность. Профессиональная подготовка работающих и высшее образование не

гарантируют получения работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: заработная плата у представителей одной и той же профессии в частном и государственном секторах различается на порядок.

Ограничены ресурсы малого и среднего бизнеса, поскольку противоречиво законодательство и несовершенна налоговая система, очень высоки административные барьеры. Между тем именно предприниматели малого и среднего бизнеса являются одной из основных групп, формирующих «средний класс».

Дополнительную сложность составляет наличие в этой группе значительного количества неработающих, в частности пенсионеров с ограниченными возможностями восхождения по социальной лестнице.

Региональная социальная политика в отношении группы, осуществляющей «промежуточный» тип благосостояния, должна быть направлена на повышение оплаты труда работников бюджетной и внебюджетной сфер, повышение уровня пенсий, развитие малого и среднего бизнеса. В этой связи новые подходы государственного регулирования, направленные на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, должны предусматривать:

- расширение прав субъектов Российской Федерации в выработке обоснованной политики по установлению размера тарифной ставки первого разряда и индексации ставок и окладов ETC, что позволит определить тарифные ставки и оклады, ориентируясь на достигнутый в регионе уровень жизни и величину прожиточного минимума;

- организацию заработной платы работников бюджетной сферы на основе пересмотра основных параметров ETC, упорядочения системы надтарифных выплат и порядка формирования фонда оплаты труда;

- гарантии по соблюдению единого подхода к тарификации работников бюджетной сферы с учетом сложности выполненных работ и квалификации исполнителей;

- определение размера тарифной ставки первого разряда ETC, как и минимальный размер оплаты труда, т. е. с учетом величины территориального прожиточного минимума трудоспособного населения;

- обеспечение контроля за выплатой заработной платы с целью предотвращения ее задержек;

- повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии со средним увеличением заработной платы в экономике в целом.

Третья группа находится на противоположном полюсе - это группа, пребывающая в состоянии абсолютной бедности. Это большинство представителей, которые реализуют тип благосостояния «необеспеченность». В повседневной действительности бедность означает пребывание в состоянии крайних экономических трудностей, когда имеющиеся в наличии материальные ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворять первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. В этой группе необходимо различать традиционную структурную бедность и экономическую бедность. Для каждого типа бедности необходимо применять меры разного характера. Поскольку традиционная (структурная) бедность выступает как крайняя степень неравенства в распределении доходов и присуща любому обществу, для данного типа бедных со стороны органов власти необходимы меры, направленные на поддержание их жизнеобеспечения на социально приемлемом минимальном уровне, который можно определить в терминах «чтобы не чувствовали себя выброшенными из жизни».

В НСО за годы реформ произошли значительные изменения в профиле бедности. Если на начальном этапе экономических преобразований ядро бедных составляли «традиционно» бедные, социально уязвимые слои населения (многодетные и неполные семьи с детьми, инвалиды, пенсионеры, получающие пенсии в минимальном размере, одинокие престарелые граждане), то сегодня сформировалась существенная группа риска - трудоспособные члены общества, которые в силу низкой оплаты труда, несвоевременной выплаты заработной платы, безработицы не способны прокормить себя и свои семьи. В наиболее неблагоприятном положении - в состоянии крайней бедности - находятся семьи с детьми, что создает риск для воспроизводства бедности.

Для поддержания малоимущих слоев населения необходимо создание целостной системы адресной поддержки семей и совершенствования методов этой поддержки с учетом северной

специфики региона. Для преодоления бедности в НСО социальная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

- переориентация вспомоществования с небольших объемов социальных пособий и льгот значительной части населения на социальную помощь и поддержку действительно нуждающихся;

- переход от снижения масштабов нищеты или бедности за счет безвозмездной социальной помощи к снижению степени риска вхождения в «бедность»;

- переориентация вспомоществования с денежной и натуральной помощи на повышение конкурентоспособности трудоспособных «нуждающихся» на рынке труда; повышение трудовой мотивации среди «трудоспособных бедных» и снижение их зависимости от социальных пособий;

- превращение «трудопассивной» части малообеспеченных в относительно «трудоактивную» (введение в практику отработку на общественных работах социальных пособий, получаемых трудоспособными гражданами).

Основные приоритеты региональной социальной политики могут быть расставлены следующим образом. Во-первых, снижение бедности трудоспособных, что предполагает разработку комплексной программы «Возможности трудоустройства и профессиональной подготовки малоимущих трудоспособных категорий населения», в которой должны быть определены меры, стимулирующие самообеспечение данной группы. Они должны быть направлены на решение вопросов по предоставлению минимальных социальных гарантий в заработной плате (размер заработной платы выступает как главная гарантия от бедности), ликвидации скрытой и открытой безработицы (гарантировать минимальные квоты рабочих мест для социально уязвимых категорий населения, предоставить возможность получения профессиональной подготовки).

Во-вторых, преодоление застойной бедности, воспроизводства бедности, что предполагает стратегию повышения социокультурного потенциала детей малоимущих. Немаловажное значение имеет решение задачи бесплатного специального образования. В настоящее время в НСО довольно остро стоит проблема доступности высшего и специального образования для детей из бедных семей и семей, проживающих в сельской местности. Все больше увеличиваются доплаты за обучение детей в общеобразовательных школах по дополнительным предметам, выходящим за рамки базисных учебных планов. В связи с этим доступ к обучению по дополнительным предметам для детей из бедных семей все более ограничивается.

В-третьих, решение жилищной проблемы для самых бедных, что предполагает сохранение государственной системы обеспечения жильем, с учетом того, что финансирование ее будет осуществляться за счет перераспределения доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде.

В-четвертых, выведение из зоны «бедности» квалифицированной и образованной части населения (работников бюджетной сферы, работников, имеющих высшее или специальное образование и высокий профессионально-квалификационный уровень).

Таким образом, социально-экономическое развитие региона на современном этапе требует изменения концептуальных основ региональной социальной политики. Главным ориентиром в новой редакции Концепции государственной социальной политики Новосибирской области должно стать формирование среднего класса. А это означает, что при ее разработке необходимо учесть интересы трех выделенных групп населения, и прежде всего второй и третьей, поскольку именно эти группы играют ключевую роль в трансформации протосреднего класса в «классический» средний класс.

Список литературы

1. Основные показатели выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по Российской Федерации в 2004 г.: Стат. бюл. 2005. № 1 (51).

Материал поступил в редколлегию 07.08.2007

M. F. Suminskiy

Illustrates State of Social Insurance in Novosibirsk Region

The article illustrates basic social activities, giving the opportunity to get information about the state of social insurance complex in Novosibirsk region, prospects of its functioning, opportunities and directions of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.