Научная статья на тему 'Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев'

Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев»

Ю.М. Зубарев, А.А. Шефер

Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев

Процесс совершенствования координационных способностей и на их основе постоянное развитие скоростно-силовых качеств привлекают внимание ведущих специалистов в теории и практике лыжного спорта. Данное проявление силовых и пространственновременных характеристик при выполнении различных элементов соревновательных упражнений осуществляется посредствам различных средств и методов. Указанное направление на воспроизведение рационально-координационных способностей основных мышечных групп, которые принимают непосредственное участие в поддержании темпа и ритма при отталкивании спортсмена от опоры, должно постоянно контролироваться. В процессе исследований был определен уровень влияния различных факторов на развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов, а также данных, способствующих повышению стрессоустойчивости в условиях соревновательной деятельности.

Оценка координационных способностей предполагает выявление факторов для определения количественных, качественных и системных критериев в соревновательной деятельности.

К количественным относятся факторы, измеряемые в стандартизируемых единицах (метр, секунда, килограмм, точность, скорость, быстрота, экономичность, стабильность), к качественным - те признаки сложно-координационной деятельности, которые отражают действие спортсмена при выборе оптимальных критериев в новых, необычных изменяющихся ситуациях, а именно: адекватность действий, т. е. их сообразность возникшей ситуации; находчивость -способность находить выход из затруднительной ситуации; целесообразность - действие согласно поставленной цели, несмотря на сбивающие факторы; рациональность - способность достичь поставленной цели с наименьшими затратами энергии.

При оценке суммарной координационной деятельности спортсменов достаточно трудно выделить отдельно качественные или количественные процессы. Поэтому в данном случае можно выделить комплексные факты, а также результаты соревновательной деятельности. Кроме того, в различных видах спорта для оценки координационных способностей используются чисто «свои факторы», отражающие в наибольшей степени характер ведущих двигательных навыков и их совокупность. Многие специалисты отмечают, что при поступлении первичной информации от органов чувств происходит и осуществляется анализ и синтез заранее принятых реше-

208

ний. Потому что достаточно часто в прыжках на лыжах меняются условия соревнований (изменяется направление и потоки ветра, меняется линейная скорость на разгоне), и в связи с этим лыжник должен мгновенно принять определенное решение. В таких случаях прогнозирование осуществляется на основе опыта лыжника-прыгуна, и при этом анализ и синтез информации, как и ее восприятие, невозможно без таких свойств, как концентрация внимания, устойчивость к данным условиям, переключение и переориентация уже существующих двигательных навыков в нужную сферу деятельности. Двигательная память, или, иначе, координационные способности, играют важную роль в быстром и адекватном принятии решений. По аналогии с ощущениями выделяют несколько вариантов координационных способностей: зрительная, слуховая и опорнодвигательная. Если на начальных этапах подготовки в лыжном спорте большую роль играют зрительная и слуховая память, так как вначале необходимо запомнить и переработать внешнюю и внутреннюю информацию, то на последующих этапах и непосредственно в соревнованиях играет огромную роль двигательная память (соотношение приобретенных координационных способностей). Благодаря ей в прыжках на лыжах происходит заучивание различных элементов прыжка, порой все виды двигательных действий происходят или выполняются в автоматическом режиме. Здесь можно заметить, что спортсмены не способны полностью контролировать и управлять структурой движения. Все это заучивается постепенно в процессе тренировочных занятий. Поэтому необходим тщательный контроль за техникой исполнения прыжка, так как сам процесс отталкивания на столе отрыва составляет 0,3-0,4 с. Многие специалисты и тренеры по лыжному спорту считают, что лыжники-прыгуны должны обладать высоким уровнем ловкости. Так, по высказыванию Н.А. Бернштейна, ловкость как одно из наивысших проявлений координационных способностей, приобретается и запоминается в процессе многолетней тренировки. Многие тренеры также высказывают мнение, что координационные способности проявляются при большом объеме учебно-тренировочной нагрузки на нерациональной координационной основе с точки зрения техники исполнения прыжка. Все это тормозит процесс освоения и совершенствования соревновательной деятельности. Мы знаем, что на основе хорошо развитых координационных способностей в экстремальных ситуациях в прыжках на лыжах возможно спортивное совершенствование. Здесь очень важное значение имеет то, что в процессе отталкивания на прыжковом столе своевременно задействовать необходимые мышечные группы.

209

Поэтому при обучении целесообразно вначале выполнять имитационные упражнения при отталкивании на месте с последующей коррекцией, при этом использовать видеокамеру. Затем на трамплинах малой мощности коррекция выполняется на прыжковом столе в диапазоне от 0,25 до 0,4 с.

Видеозапись проведенных исследований на трамплине с последующим покадровым анализом на компьютере, позволяющим рассчитать угловые скорости и ускорения в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах при отталкивании на столе отрыва выявила следующее. При биомеханическом анализе в хороших прыжках у ведущих прыгунов мира, которые выполняют прыжки на предельную длину независимо от мощности трамплина, отмечаются следующие параметры. Так, максимальная угловая скорость наблюдается в коленных суставах в пределах 6-9 рад/с и более, затем в тазобедренных - 5-6 рад/с и наименьшая угловая скорость отмечается в голеностопных, которая не должна превышать 1 рад/с. Все эти угловые скорости зафиксированы в момент прохождения спортсменом края прыжкового стола.

Данная ситуация создает условия для значительного момента вращения системы «лыжник - лыжи» в полете относительно ОЦТ (общего центра тяжести) и тем самым имеются хорошие аэродинамические условия прыжка. Поэтому при обучении движениям, например при выполнении имитационных упражнений отталкивания от опоры, необходимо заранее ставить видеокамеру и процесс рациональной мышечной координации контролировать аналогично как и в прыжках на лыжах с трамплина. В связи с этим основное внимание уделять разгибанию коленных суставов. Коррекция выполнения двигательных действий осуществляется в диапазоне времени 0,2 с; 0,25 с и 0,35 с. Все это становится возможным благодаря поступательно обратной информации по ходу выполнения имитационных упражнений. Коррекция двигательных действий осуществляется на основе постоянного обмена информацией между исполнителями и пусковыми системами контроля. В управлении имитационными упражнениями лыжников-прыгунов необходимо следить, чтобы участвовали все отделы центральной нервной системы.

Многоступенчатые взаимоотношения между главными и подчиненными мышечными группами (четырехглавой мышцей бедра и др.) должны четко согласовываться и создавать условия автоматизированного выполнения движений при отталкивании. При этом автоматизированные формы управления двигательными действиями появляются в результате многократного повторения движений.

В заключение необходимо отметить, что выявленная межмышечная координация при отталкивании на трамплине уже определена научными исследователями, и их динамика уже внедряется на различных этапах Кубка мира зарубежными спортсменами.

210

Мы можем рекомендовать российским спортсменам уделить особое внимание данным положениям и внимательно отнестись к существующей проблеме, а также активизировать данное направление спортивного совершенствования. Контроль и анализ развития межмышечной координации на различных этапах подготовки осуществлять в прыжках на лыжах и при выполнении имитационных упражнений рекомендуется проводить при помощи видеозаписей, а также на основе тщательного биомеханического анализа.

Э.К. Луценко

О необходимости воспитания у молодежи установки на здоровый образ жизни

До середины XX в. проблема здоровья имела локальный и региональный характер, а с середины прошлого столетия она приняла планетарные масштабы. Существенно влияя на окружающую среду, человек на глобальном уровне нарушил естественную природу, а также закономерности ее развития. Собственное существование самого человека зачастую становится дискомфортным. Противоречивые последствия взаимодействия человека и природы достаточно образно отражены Конрадом Лоренцем: «Человечество основательно утратило равновесие, имея в руках ядерное оружие, а в центральной нервной системе - врожденные инстинкты вспыльчивой обезьяны». Специфичность адаптации человека к изменяющимся условиям среды происходит скорее на основе культурных, нежели генетических механизмов. В основе таких культурных механизмов лежит, в том числе и деятельность по защите и улучшению здоровья. Актуальной становится своевременность формирования этих механизмов. В связи с этим в национальном проекте «Образование» одной из приоритетных проблем является здоровье младшего поколения.

Проблема состояния физического и психического здоровья этой группы населения приобретает особую остроту в российских условиях в связи с тем, что современная ситуация отличается достаточно высокими показателями как детской, так и подростковой заболеваемости, низким (в отдельных регионах страны) качеством медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации.

Согласно данным Министерства образования России «число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85 %. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.