Научная статья на тему 'Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе'

Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА / SOCIAL UPBRINGING / ORPHANS / SOCIAL PEDAGOGY / CHILDHOOD SOCIOPEDAGOGIC MAINTENANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанова Дарья Евгеньевна

В статье рассматривается понятие «социальное воспитание», приводится история его становления, объясняется важность данного понятия для современного общества, в котором не последней проблемой оказывается социализация и социальное воспитание детей-сирот, детей группы риска. Автор статьи отмечает, что изучение социального воспитания представляется продуктивным в разных аспектах, рассуждает о разном понимании рассматриваемого явления в разные периоды истории нашей страны. Так, указанный термин приобрел актуальность только в 90-е годы XX века, после 70 лет совершенно противоположного толкования. Одной из проблем современного общества является вопрос социального сиротства. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития. Автор статьи приводит определение социальных сирот, рассуждает о процессе социального воспитания этих детей, о мерах, направленных на улучшении возникающих сложностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of social upbringing of children at risk in modern society

The "social upbringing" concept is considered in the article, the history of its formation is the importance of this concept for the modern society in which socialisation and social upbringing of orphans and children at risk is no trifle, is explained. The author notes that the study of social upbringing seems productive in different aspects, the author discusses the different understanding of the phenomenon in different periods of Russian history. Thus, the use of the term has been given the green light only in the 1990s, after the dictates of the political regime in which the interpretation was exactly the opposite, had been weakened. The issue of child abandonment is one of the problems of modern society. Orphanage as a factor destroys the emotional ties of the child with the surrounding social environment, with the world of adults and peers and secondary causes profound violation of physical, psychological and social development. The author provides a definition of social orphans, talks about the process of social upbringing of these children, about the measures aimed at the improvement of emerging complexity.

Текст научной работы на тему «Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе»

УДК 376

Симанова Дарья Евгеньевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

kaf_en@ksu.edu.ru

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается понятие «социальное воспитание», приводится история его становления, объясняется важность данного понятия для современного общества, в котором не последней проблемой оказывается социализация и социальное воспитание детей-сирот, детей группы риска. Автор статьи отмечает, что изучение социального воспитания представляется продуктивным в разных аспектах, рассуждает о разном понимании рассматриваемого явления в разные периоды истории нашей страны. Так, указанный термин приобрел актуальность только в 90-е годы XX века, после 70 лет совершенно противоположного толкования.

Одной из проблем современного общества является вопрос социального сиротства. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития. Автор статьи приводит определение социальных сирот, рассуждает о процессе социального воспитания этих детей, о мерах, направленных на улучшении возникающих сложностей.

Ключевые слова: социальное воспитание, сироты, социальная педагогика, система социально-педагогической поддержки детства.

Востребованность социального воспитания обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации современного детства (невниманием к проблемам детей и молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, - пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

В организации и обеспечении процесса социального воспитания заинтересованы личность, общество и государство. Интерес личности состоит в том, чтобы были созданы условия для ее свободного саморазвития, для решения ее жизненных проблем; интерес общества - в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе, чтобы из детей вырастали общественно направленные люди; интерес государства - в том, чтобы воспитание помогало им стать достойными гражданами своего отечества.

Социальное воспитание - термин, отражающий специфическое общественное явление воспитательной практики и понятие современной теории социальной педагогики. Анализ социального воспитания представляется продуктивным в разных аспектах. Социальное воспитание может быть рассмотрено с точки зрения философского учения о бытии, о сущем, его формах и фундаментальных принципах - онтологический аспект, ценностного потенциала - аксиологический аспект, эффективности и целесообразности - праксеологический аспект, развивающего потенциала - деятельност-ный аспект, культуросообразности - культурологический аспект.

Неоднозначность трактовки данного термина связана, с одной стороны, с определенным этапом развития отечественной социальной педагогики, который обозначают как «эмпирический этап теоретического познания», или «научно-эмпирический этап» (И.А. Липский): этап сбора, обобщения и классификации данных практической деятельности [1].

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства. Индивидуальность и социальность - две бытийные ценностные ориентации, которые присущи воспитанию как общественному явлению. Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций. Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка. Эта тенденция нашла свое отражение в воспитательных подходах эпохи Просвещения, идеях Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, в педагогической практике «вольных школ», принципах «Вальдорфской педагогики».

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке.

206

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

© Симанова Д.Е., 2014

Данная тенденция получила свое развитие в педагогических системах И.Г. Песталоцци, социалистов- утопистов, С.Т. Шацкого, немецких педагогов начала XX века. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели: К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский.

Как собственно педагогическая категория это понятие формулируется в конце XIX - начале XX века в связи со становлением социально- педагогического направления в воспитательной теории и практике. Отражение этого процесса - научно-педагогическая рефлексия по поводу сущности общественного воспитания в российской педагогике (концепция общественного образования П.Ф. Каптерева; принцип общественности во взглядах Е.Н. Медынского; толкование роли и назначения общественности для развития личности у К. Венцеля).

Современная социальная педагогика в России развивается параллельно и одновременно и как практическая деятельность, и как научная рефлексия по поводу этой деятельности. Социальное воспитание получило в России свое развитие в связи с коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания, который был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. В эти годы в социально-педагогической науке прочно утвердился термин «социальное воспитание». В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено, по крайней мере, двумя факторами: социальным положением детей в России и активным развитием педологии.

Термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде - «соцвос». В период 1917-1930 гг. он употребляется в двух основных значениях: первое - обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями; второе - передача общественного опыта от одного поколения к другому. Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки), школы первой и второй ступеней; детские дома, учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых), «институты социального воспитания» - учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 20-е годы рассматривалось как наиболее

важный и ответственный участок в системе народного образования. Единого толкования его понятия среди педагогов того времени не было. Известный педагог Н.Н. Иорданский в 1925 году опубликовал книгу «Основы и практика социального воспитания», в которой он выделил четыре взгляда на сущность социального воспитания: первый - вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за здоровьем, личность учителя и др.); второй - воспитание как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни; третий - воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни ни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления; четвертый связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной [2].

Таким образом, в России начала двадцатого века в связи с изменившимися социальными условиями происходит переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. Развитие социальной педагогики в XX веке оказалось неоднозначным. В какой-то мере термин был дискредитирован. Для официальной советской педагогики социальное воспитание было синонимом либо «коммунистического воспитания» (А.В. Луначарский), либо борьбы с детской беспризорностью. Немецкая социальная педагогика тоже оказалась под влиянием социального заказа Веймарской республики и идей национал-социализма. В итоге к концу XX века термин «социальное воспитание» наряду с широкой распространенностью не имеет четкого понятийного, сущностного определения.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были ликвидированы комсомольская и пионерская организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания. Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями в основном образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

В психологическом плане социальное воспитание представляет процесс взаимодействия вос-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

207

питателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание органично с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием. Социальное воспитание - процесс двуплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Педагогическая деятельность может быть определена как социальное воспитание, если она направлена на раскрытие творческих способностей каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов. В качестве воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание, выступают: семья, школа, клубы, детские и юношеские объединения, интернаты. Одной из важнейших проблем является вопрос социального воспитания детей-сирот.

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Проблема распространения сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих стран. Ребенок, потерявший родителей, это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей и которая до конца еще не исследована. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития. Система социально-педагогической поддержки детства предусматривает создание специальных социально-педагогических

учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, требуется особое содержание, специфические формы, методы, средства социального воспитания детей-сирот. С точки зрения педагогики, сиротство - негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей.

По мнению Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, социальные сироты - это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально- нравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова указывают в своих работах на то, что самое драматичное последствие сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к Ш-У (наиболее низким) группам здоровья [4].

Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. Как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребност-ной сфер, так и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определенная специфика, которую мы склонны интерпретировать не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер его протекания. Казалось бы, учитывая особенности детского учреждения, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, подобных отношениям между братьями и сестрами.

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует особая напряженность, сдержанность, агрессивность. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот факт накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом, с девиантным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психологическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.

В настоящее время все более учитываются конкретные интересы, нужды и желания детей. Началась перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов; увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям- сиротам. Начался процесс реформирования интернатных учреждений. Следует отметить, что более быстрый, чем в других образовательных учреждениях, переход многих детских домов и школ- интернатов для детей-сирот на новые хозяйственные и экономические механизмы управления позволил им занять в современном образовательном пространстве России более благоприятное положение. Это стало возможным благодаря последовательной государственной политике, ориентирующей педагогические коллективы интернатных учреждений на реализацию задач социализации детей-сирот как ведущей педагогической цели. Средствами социального воспитания

стали не только образовательные и воспитательные программы, но и большая мобильность и свобода в выборе форм и организации воспитательного процесса [3].

Таким образом, востребованность социального воспитания обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации современного детства, а с другой стороны - пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Социальное воспитание в концепциях воспитания рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека всех воспитательных институтов общества. Его цель - социализация, усвоение личностью социального опыта; смыслы изменений - в создании эффективной воспитывающей среды, обеспечении единства действий всех социальных субъектов воспитания, коррекция субъектного опыта воспитуемых.

Библиографический список

1. Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. - Волгоград, 2004. -156 с.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. -М., 1958. - Т. 5. - 160 с.

3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.Н., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. - М., 2002. - 84 с.

4. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997. - 201 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.