Научная статья на тему 'Противоречие как конструктивно-семантический приём в языке поэзии Игоря Северянина'

Противоречие как конструктивно-семантический приём в языке поэзии Игоря Северянина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
508
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Н. А.

Противоречие особая тропофигура, являющаяся важнейшим конструктивно-семантическим средством собственно языкового уровня, а также уровня композиции отдельного стихотворения и всего стихотворного сборника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradiction As A Constructive-Semantic Device In The72 Poetic Language Of Igor Severyanin

Contradiction is a dominating idea in the poet's creative work and may be qualified as a special figura contradictionis that is the most important constructive-semantic means on the language level as well as on the level of the composition of the whole poetic collection.

Текст научной работы на тему «Противоречие как конструктивно-семантический приём в языке поэзии Игоря Северянина»

ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК КОНСТРУКТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА Н.А. Максимова

Кафедра русского языка № 3 факультета ИЯ и ОД Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Противоречие - особая тропофигура, являющаяся важнейшим конструктивно-семантическим средством собственно языкового уровня, а также уровня композиции отдельного стихотворения и всего стихотворного сборника.

Анализ многочисленных работ по поэтике Ю.Н. Тынянова, Г.Г. Шпета, В. Шкловского, А.А. Потебни и др. показал, что природа поэтического заключается в противоречии, в осознании как тождественности знака и объекта, так и в неадекватности этого тождества (А=А и А не есть А). Противоречие как свойство эстетического знака с особой остротой и выразительностью проявляется в тропофигуре противоречия [2, с. 97].

Глубинным, понятийным уровнем анализа противоречия является логический. В семантическом аспекте фигура противоречия как факт языка характеризуется наличием внутреннего отрицания. В синтагматическом плане при сохранении синтаксической сочетаемости компонентов фигуры противоречия резко меняется их лексическая сочетаемость, становясь противоположной (противоречащей) по отношению к исходной, нормативной. В составе фигуры слово входит в сочетания, свойственные в обычном употреблении его противоположному (противоречащему) члену. В соответствии с этим в парадигматическом плане образное сочетание выходит из исходной парадигмы, переходя в противоположную или занимая промежуточное положение. Характеризуя прагматические свойства фигуры противоречия, следует подчеркнуть, что они, как и свойства многих других изобразительных средств языка, эстетически воздействуют на читателя благодаря "колеблющемуся признаку" своего смысла как единства противоположных, противоречивых начал: А = А и в то же время А Ф А [3, с.128]. Поэтическое противоречие как словесный образ языкового уровня текста становится элементом его композиции, более высокого яруса текста, а через него - и отражением эйдологии произведения, позиции лирического героя, литературной ипостаси поэта.

Противоречие как прием художественного изображения было свойственно многим поэтам XIX - XX столетий: К. Бальмонту, В. Брюсову, В. Высоцкому и др. Противоречия социальной, общественно-политической и культурной жизни России, резко обострившиеся на рубеже XIX - XX веков, достигли своего предела в начале прошлого столетия. Это с неизбежностью приводило к усилению внутреннего противоречия творческой личности, часто к ее раздвоенности, глубокому протесту против социальной несправедливости, стремлению обнажить правду жизни, отбросить отжившие предрассудки, создать новые ценности.

Тропофигура противоречия стала ведущей доминантой творчества И.В. Лотарева, писавшего свои произведения под псевдонимом Игорь Северянин. Игорь

Максимова Н.А. Противоречие как конструктивно-семантический приём

73

Северянин - один из известнейших русских поэтов начала XX века. По мнению одного из самых объективных критиков творчества Игоря Северянина, представителя старшего поколения символистов, поэта В.Я. Брюсова, «И. Северянин - истинный поэт: лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими чертами заставить читателя увидеть то, что он рисует, и тонкий ироник, подмечающий все смешное» [1, с. 10].

Можно выделить следующие основные семантические типы поэтического противоречия, встречающиеся у Игоря Северянина: противоречия качества (свойства), сущности, тождества (подобия), существования, противоречие-парадокс.

Противоречие качества чаще всего соответствует традиционному оксюморону, хотя и не охватывает всех его структурных и семантических разновидностей.

О, добрый взгляд!

О, некрасивых красота! [4, с. 305]

Противоречие сущности в отличие от предшествующего типа, имеющего в значительной степени самодовлеющий характер и представляющего как бы внешнее "сложение" взаимоисключающих единиц, всегда "погружено" в предмет (К) и раскрывает с помощью противоположных слов (X и У) его сущность: (X л У) сК

Чем проще стих, тем он труднее [4, с.433]

Противоречие тождества. В отличие от обыденного языка, руководствующегося законами формальной логики, где тождество представлено как X = X или X ~ X, в образах поэтического языка, опирающегося на диалектику, тождественными (подобными) могут быть, кроме этого, и лексические единицы со значением противоположности и противоречия: X = У, X ~ У, X = не-Х, X ~ не-Х.

Муринька, милая Муринька,

Ангел-змея [4, с. 186]

Противоречие существования (предмет существует / не существует) находит отражение в предикативности высказывания, в выражении его актуализированной отнесенности к художественно моделируемому миру. Образ противоречия существования в отличие от других тесно связан с предикативной структурой предложения и никак не мыслим в отрыве от неё: он образует предикативный центр.

Живу я, не живя [4, с.58]

Между рассмотренными типами тропофигуры противоречия качества (свойства), сущности, тождества (подобия) и существования нет резкой границы -они взаимодействуют и нередко функционально переходят друг в друга, оказываясь иногда различными сторонами одного и того же типа противоречия. Их выделение оправдано лишь с точки зрения доминирующего свойства.

Противоречие-парадокс как тропофигура состоит в неожиданном несовпадении вывода с посылкой, в их несовместимости. Эффект алогизма, «нескладицы» выступает здесь как действенное и ощутимое нарушение привычного автоматизма отношений и тем самым экспрессивное подчеркивание поэтического образа.

Сын мира - он, и мира он - отец [4, с. 150]

Семантическая природа тропофигуры противоречия, заключающаяся в выражении противоположности и противоречия, позволяет широко использовать его в качестве одного из важнейших выразительных средств.

Следует подчеркнуть, что стилистические фигуры и тропы, основанные на противопоставлении, важнейшим среди которых является противоречие, создаются за счет не только языковых, но и речевых (контекстуальных) антонимов, в том числе антонимов индивидуальных, авторских. Противоречие как явление стилистики - очень чЬсто плод индивидуального авторского словоупотребления.

Композиция противоречия - структура взаимосвязанных фигур противоречия, пронизывающих строй всего стихотворения или значительной его части и несущих как лейтмотив основную идею произведения, то есть рассматривается целостное "поле противоречий".

Пытаясь остаться "чистым поэтом", быть вне социальных катаклизмов, И. Северянин все-таки был вынужден сформулировать собственное отношение к происходящим в России событиям. В бравурных интонациях стихотворения "Шампанский полонез" (1912 г.) поэт утверждает своё восприятие действительности - принимает жизнь во всех её противоположных и противоречивых проявлениях.

... Я славлю восторженно Христа к Антихриста

Душой, обожженной восторгом глотка!

Голубку и ястреба! Рейхстаг и Бастилию!

Кокотку и схимника! Порывность и сон!

В шампанское лилию! Шампанского в лилию!

В моряхДисгармонии - маяк Унисон\[А, с. 31]

Композиция данного стихотворения полностью построена на противоречии: противоположные по смыслу слова в этом стихотворении находятся в семантических отношениях конъюнкции (соединения), то есть своеобразного сложения противоположностей. Лексические единицы Христос и Антихрист, голубка и ястреб, Рейхстаг и Бастилия, кокотка и схимник, порывность и сон, в основе которых лежат дизъюнктивные понятия, не являются языковыми антонимами, лишь контекстуальный, ассоциативный анализ позволяет выделить в их содержании противоположные семы. Эти слова не являются по своей первичной функции антонимами, не входят также в одну тематическую группу на уровне системы или в одну антонимическую пару на уровне нормы. Однако в стихотворном контексте они образуют экспрессивные ряды противопоставлений вторичного порядка в результате транспозиции знаков - возникает ситуативная противоположность слов. Ассоциативный анализ обнаруживает в данных словах элементы смысла, находящиеся на периферии их значения и являющиеся противоположными в каждой паре: Христос - святое, Антихрист - грешное; голубка - кротость, нежность, зависимость, ястреб - сила, власть; Рейхстаг -символ власти (парламент), Бастилия - символ заточения, несвободы (тюрьма); кокотка - грех, разврат, схимник - уединение, аскетизм; порывность - движение, активность, сон - статика, спокойствие. В стихотворении образуется несколько своеобразных парадигм: голубка, Бастилия противопоставляются ястребу, Рейхстагу; порывность, кокотка - сну, схимнику - между элементами которых наблюдаются сложные связи и отношения. Основной доминантой этого

Максимова H. А. Противоречие как конструктивно-семантический приём

75

стихотворения является прагматическое значение, выражающее чувства лирического героя - "восторженно". Автор принимает как положительное, так и отрицательное и восхваляет это.

Очень часто части стихотворных сборников контрастно противопоставлены друг другу, а соединение двух образов, находящихся в противопоставленных частях, образуют фигуру противоречия. Так, в сборнике стихов И. Северянина «Громокипящий кубок» самим автором выделено 4 раздела, обозначенных римскими цифрами, первые два из которых "Сирень моей весны" и "Мороженое из сирени" контрастно противопоставлены друг другу. Стихотворения, объединенные в раздел "Сирень моей весны", в цельности своей представляют картину того, что, собственно, и занимало Северянина-поэта: любовь в ее светлом и чистом бытии, веселье и безудержная радость жизни, детские жалости и шалости и природа в ее естественных, бесконечных проявлениях: море и солнце, лес и парк, прогулка и рыбалка. Северянин представляет мир истинных ценностей жизни, а мир этот оказывается катастрофически удален и от культуры, и от науки, и от тех условий, с которыми связано бытие современного человека. Олицетворениями этого мира становятся "весна" и "сирень" - два опорных понятия почти всех стихов этого сборника: "весна", пробуждающая человека к жизни; "сирень", выступающая самым ярким и самым простым символом этого пробуждения. Последнее стихотворение этого раздела, "Надрубленная сирень", - тревожное повествование о том, как в бытие "сирени" вмешался человек с незаменимым орудием культуры.

Согнулись грабли...

Сверкнули сабли, -

И надрубили сирень весны. [4, с.29]

Второй раздел назван в pendant с этим стихотворением "Мороженое из сирени". "Надрубленный" символ естественного людского бытия превращается в "культурное" изделия, имеющее денежный эквивалент.

Поёшь деликатного, площадь:

Придётся товар по душе. [4, с.ЗО]

Все стихотворения этого раздела повествуют о том, как современная жизнь, ушедшая от естественности, уродует природоподобное человеческое бытие. Эти стихотворения демонстрируют вмешательство цивилизации и корыстного расчета в мир природы и естественных отношений, подчинение культуры чувств явлениям псевдокультуры.

Организующим началом любого лирического сборника являются ключевые слова - доминанты. Анализ образной системы сборника "Громокипящий кубок" позволил обнаружить доминантные образы-символы - "весна", "сирень".

Сами названия разделов, являясь своеобразным автометатекстом, указывают на противопоставленность поэтических мотивов и тем этих разделов. Словосочетание мороженое из сирени является фигурой противоречия, где взаимоисключающие по своей смысловой направленности образы объединяются.

Противоречивость, двойственность, "болезненная диалектичность" восприятия лирическим героем окружающей действительности, ее реальных событий выражена во многих произведениях Игоря Северянина как на уровне использования отдельных приемов или единичных тропофигур противоречия, так и на уровне всей композиции лирического стихотворения, а иногда даже и сборника,

через развертывание лексико-поэтических рядов, содержащих разные типы поэтического противоречия, основанных, в свою очередь, на различных лексико-семантических типах противоположности.

Основной доминантой поэтического творчества Игоря Северянина является противоречие - одно из важнейших стилистических средств, использование которого придает тексту большую выразительность, повышает образность поэтического произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюсов В.Я. Игорь Северянин. // Критика о творчестве Игоря Северянина. -М.: Пашуканис, 1916.-е. 9-26.

2. Новиков Л.А. Избранные труды в 2-х томах. - М.: РУДН, 2001.

3. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. - М.: Сов. писатель, 1965.-301 с.

4. Северянин И. Тост безответный. - М.: Республика, 1999. - 543 с.

CONTRADICTION AS A CONSTRUCTIVE-SEMANTIC DEVICE IN THE POETIC LANGUAGE OF IGOR SEVERYANIN

N.A. Maksimova

Peoples' Friendship University of Russia The Chair of Russian language № 3 6, Mikhlukho-Maklaya str.,117198 Moscow, Russia

Contradiction is a dominating idea in the poet's creative work and may be qualified as a special figura contradictionis that is the most important constructive-semantic means on the language level as well as on the level of the composition of the whole poetic collection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.