Научная статья на тему 'Фигура противоречия как конструктивно-семантический прием (на материале поэзии Игоря Северянина)'

Фигура противоречия как конструктивно-семантический прием (на материале поэзии Игоря Северянина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
653
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРА РЕЧИ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КОНСТРУКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПОЭТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / FIGURE OF SPEECH / CONTRADICTION / CONTRADICTORY / SEMANTIC MEANS / CONSTRUCTIVE MEANS / POETICAL TEXT / POETICAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова Наталия Анатольевна

Противоречие — особая тропофигура, являющаяся важнейшим конструктивно-семантическим средством собственно языкового уровня, а также уровня композиции целого стихотворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradiction Figure of Speech as a Constructive and Semantic Means (the case-study of Igor Severyanin’s Poetry)

Contradiction is a dominating idea in the poet’s creative work and may be qualified as a special figure of speech that is the most important constructive and semantic means on the language level as well as on the level of the composition.

Текст научной работы на тему «Фигура противоречия как конструктивно-семантический прием (на материале поэзии Игоря Северянина)»

УДК 82-1:81'373

ФИГУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК КОНСТРУКТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ* (на материале поэзии Игоря Северянина)

Н.А. Антонова

Кафедра русского языка № 4 Факультет РЯ и ОД Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198

Противоречие — особая тропофигура, являющаяся важнейшим конструктивно-семантическим средством собственно языкового уровня, а также уровня композиции целого стихотворения.

Ключевые слова: фигура речи, противоречие, семантические средства, конструктивные средства, поэтический текст, поэтическая функция.

Поэтическая (эстетическая) функция представляет собой центральную функцию словесного искусства, определяющую сущность поэтического языка. Образность поэтического языка в большинстве случаев достигается за счет стилистических приемов: тропов и фигур. В филологической традиции существуют различные трактовки природы и границ этих явлений: раньше считали, что фигуры включают в себя тропы, позднее тропы и фигуры были разграничены более определенно, но некоторые из них в силу своей природы оказывались переходными с точки зрения выдвигаемых критериев (такие как, например, сравнение, эпитет, оксюморон и др.). Промежуточное положение занимает и поэтическое противоречие, которое имеет статус поэтического приема и является особой, переходной по своему характеру тропофигурой, которая впервые была выдвинута профессором Л.А. Новиковым, предложившим и сам термин [1. С. 326—334].

Главное семантическое содержание поэтического противоречия — это отрицание, которое обнаруживается на всех его ярусах, т.е. в семантическом аспекте фигура противоречия как факт языка характеризуется наличием внутреннего отрицания. Семантика противоречия как отклонения от некоторой нормы находит в поэтическом языке отражение в синтагматических и парадигматических отношениях образного слова. В синтагматическом плане несмотря на то, что сохраняется синтаксическая сочетаемость компонентов фигуры противоречия, резко меняется их лексическая сочетаемость, она становится противоположной (противоречащей) по отношению к исходной, нормативной. В составе фигуры слово входит в сочетания, которые свойственны в обычном употреблении его противоположному (противоречащему) члену. В соответствии с этим в парадигмати-

* Рец.: доц. Арсеньева И.А. (РУДН); доц. Нечаева Е.В. (Госуд. Институт русского языка им. А.С. Пушкина).

ческом плане образное сочетание выходит из исходной парадигмы и переходит в противоположную или занимает промежуточное положение.

С точки зрения прагматических свойств фигура противоречия эстетически воздействует на читателя благодаря «колеблющемуся признаку» своего смысла как единства противоположных, противоречивых начал: А = А и в то же время А Ф А [2. С. 128].

Противоречие как прием художественного изображения было свойственно многим поэтам XIX—XX столетий. Противоречия социальной, общественно-политической и культурной жизни России, которые резко обострились на рубеже веков, привели к усилению внутреннего противоречия творческой личности, часто к ее раздвоенности, глубокому протесту против социальной несправедливости.

Тропофигура противоречия стала ведущей доминантой творчества И.В. Лота-рева, писавшего свои произведения под псевдонимом Игорь Северянин. Игорь Северянин — один из известных русских поэтов начала XX в. Рассмотрим основные типы тропофигуры противоречия на примере его стихов.

Л.А. Новиков выделял следующие семантические типы поэтического противоречия: противоречия качества (свойства), сущности, тождества (подобия), существования, противоречие-парадокс, антифразис, а также прием композиционной организации поэтического противоречия [3. С. 111].

Провести четкую границу между указанными типами трудно, так как их текстовые функции часто совмещаются и пересекаются, поэтому в качестве примеров разных типов тропофигуры противоречия в поэзии И. Северянина рассматриваются те, которые, на наш взгляд, могут быть классифицированы как явные, определенные.

Противоречие качества чаще всего соответствует традиционному оксюморону, хотя и не охватывает всех его структурных и семантических разновидностей. Греческое слово «оксюморон» в буквальном переводе означает «остроумно-глупое», то есть соединяющее в себе два несочетающихся понятия, при этом появляется новый смысл, а речь приобретает особую выразительность. Этот тип противоречий формируется на базе отвлеченной лексики, для которой характерна антонимическая упорядоченность единиц, и выражает новое качество как результат раздвоенного на противоположности свойства.

...О, век

Модернизованной Эллады

И обветшалой новизны... [4. С. 51].

Совершенно очевидно, что в языке такие слова, как Эллада и новизна, не находятся в отношениях противоположности, не являются языковыми антонимами. Контекстуальный анализ позволяет обнаружить в их содержании противоречие: в слове Эллада подразумевается значение «устаревшая, вымершая цивилизация»; естественно, противоположным значением будет «новизна». Поэтому в объединении двух оксюморонов модернизованная Эллада и обветшалая новизна появляется новое понятие, новый авторский образ, в котором доминирует значение «старость».

Рассмотрим противоречия качества в стихотворении «Блесткая тьма», уже само название которого построено на противоречии.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства. Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина следует знать, что за Пушкиным были и Блок, И Бальмонт! [4. С. 97].

В данном примере противоречие рождается на синтагматическом уровне, при сохранении регулярной лексической сочетаемости (ваше сиятельство) ок-сюморонный эпитет способствует переосмыслению устойчивого сочетания, противоположному его пониманию — тусклые ваши сиятельства. В смокингах, в шик опроборенные великосветские олухи собрались в блесткой аудитории, казалось бы, все вокруг должно сверкать, сиять, но они из-за своего невежества (а ведь «ученье — свет») находятся в блесткой тьме (о чем свидетельствует само название стихотворения). Даже обращение автора к князьям — олухи (лексика сниженного стиля) говорит об отрицательном к ним отношении. От людей, которые заняты лишь заботой о материальных благах, скрыт горизонт будущего. Таким образом, эпитет тусклые в оксюморонном сочетании тусклые сиятельства актуализирует внутреннюю форму слова сиятельства («которые сияют») и в то же время вступает с этой внутренней формой в поэтическое противоречие.

Для поэтического языка также характерно противоречие качества (свойства), выражаемое однокоренными словами, одно из которых содержит отрицание, выраженное приставкой. Формальная соотнесенность таких слов и яркая выраженность внутренней формы производных подчеркивают процесс «изъятия» того или иного качества и свойства; противоречие смысла находит здесь ощутимую поддержку в форме, что усиливает эстетическое воздействие фигуры:

Очаровательные разочарованья

Знакомы мне [4. С. 356].

Безгрешен грех — пожатие руки [4. С. 16].

Бессодержательные содержанки [4. С. 352].

Ты в памяти запечатлена,

Нечеловечий человек [4. С. 128].

Уже безгранны грани [4. С. 133].

Хотя он лик не выявит безликий [4. С. 133].

Но — тронутая недотрога —

Ты гневно швырнула канат [4. С. 187].

Однако безнапевна та напевность [4. С. 247].

Победно обезгрешившего Грех [4. С. 274].

Но вероятная невероятность есть

В глубинных книгах легкого француза [4. С. 376].

В приведенных примерах противоречие качества выражается однокорневыми антонимами, у которых значение противоположности выражается аффиксальными морфемами. Значение противоположности возникает как результат присоединения приставки не- или без- (бес-), придающей слову противоположный смысл.

Широкое распространение в поэзии ХХ в. и в языке поэзии И. Северянина получает прием противоречия качества или свойства, выражаемый при помощи слова-определителя, противоречащего тому, которое является результатом импликации по отношению к определяемому существительному: печаль ^ грустная/веселая, веселость ^ веселая/печальная и т.п.

В душе — веселая печаль, В душе — печальная веселость. В мечтах — кабинки, пляж, Трувиль. Вокруг — зимы нагая белость [4. С. 217].

Как и противоположность, противоречие по импликативным связям и отношениям лишает определяемый предмет его определенности и исходного качества (свойства): веселая печаль — не печаль, так как в мечтах пляж, солнце, тепло; с другой стороны, печальная веселость — не веселье, так как кругом зима, холод, пустота. В данном контексте поэтическое противоречие качества поддерживается и усиливается на синтагматическом уровне — противоречивостью, контрастностью лексико-поэтического окружения: пляж — зимы нагая белость.

В противоречии качества (свойства) главное слово характеризуется предметной (в широком понимании) семантикой, которая поляризуется зависимым словом. Сущность противоречия качества в том, что оно отображает неустойчивость, неопределенность, зыбкость поэтического восприятия окружающего мира И. Северяниным.

Противоречие сущности всегда «погружено» в предмет и раскрывает с помощью противоположных слов его сущность.

Она безместна и повсеместна,

Она невинна и сладкогрешна [4. С. 96].

Хохот, свежий точно море, хохот жаркий, точно кратер

Лился лавой из коляски [4. С. 33].

Как подземны! Как мы надзвёздны!

Как мы бездонны! Как мы полны! [4. С. 33].

Она казалась мне прекрасной,

Всегда уродливою быв [4. С. 196].

Все мои товарищи (как зовешь нечаянно,

Ты моих поклонников и моих врагов)

Как-то усмехаются [4. С. 47].

Поэт объединяет противоположные понятия в одно, и слово товарищи приобретает многоликий образ: товарищи = поклонники + враги. Постигнете ли вы,

Что пьяным гением зажженные идеи — Прекрасней вашей трезвой лжи? [4. С. 49].

Автор использует прием отрицания традиционно положительного (трезвый) через объединение с негативным (ложь) и утверждает противоположное — что зажженные идеи пьяного гения прекрасней.

Был царь, как раб, в нее влюблен [4. С. 20].

Сопоставляя противоположные понятия, автор хочет показать, что даже царь, любя, может стать рабом другого человека, то есть забыть свое положение, сословные ограничения, все забыть — полностью подчиниться другому человеку.

Исследование тропофигуры противоречия сущности позволяет сделать вывод, что образы, созданные через противоположные (полярные) свойства, приобретают новые, дополнительные смысловые оттенки в своем значении.

Противоречие тождества (подобия) — это равенство или сходство противоположных начал, рождающих новый, сложно переживаемый образ. Оно выражается структурами, в которых противоположные слова одной и той же части речи образно приравниваются друг к другу или частично уподобляются.

Он — мучитель-мученик! Он — поэт-убийца! [4. С. 44].

Лишь друг вне друга — вместе мы [4. С. 18].

Он сел за игру, как гений — окончил игру, как раб [4. С. 41].

Слова гений и раб не являются лексическими антонимами, но семантическая сущность этих слов свидетельствует о том, что в их основе лежат противоречивые понятия. Из контекста можно вывести новую семантику слова раб — раб ландышевого ковра, вина и т.п., того, что искусственно, что не затрагивает, не проникает в душу. Настоящая стихия осталась за стенами, гениальное превратилось в рабское подобие настоящего.

Еще одной разновидностью противоречия тождества, основанного на взаимодействии противоположных по значению существительных, является особый вид приложений — образ, в котором противоположности, пронизывая друг друга, подчеркивают различные стороны и моменты изображаемого:

Мне тайно верится, что ты ко мне придешь,

Старушка-девушка, согбенная в позоре [4. С. 110].

Муринька, милая-милая Муринька,

Ангел-змея [4. С. 186].

Все хорошо в тебе, и ноги, и сложенье,

И смелое лицо ребенка-мудреца [4. С. 188].

В перечисленных примерах поэтическое противоречие основано на противоречащих компонентах поэтического образа, которые сливаются в новое качество и взаимодействуют как полярные свойства сущности, отождествляющиеся друг с другом.

Противоречие существования находит отражение в предикативности высказывания, в выражении его актуализированной отнесенности к художественно моделируемому миру. Образ противоречия существования в отличие от других тесно связан с предикативной структурой предложения и никак немыслим в отрыве от нее: он образует предикативный центр высказывания. Поэтому противоречие существования проявляется прежде всего в глагольных (предикативных) структурах.

Я презираю спокойно, грустно, светло и строго

Я презираю, благословляя («Рядовые люди», 1913).

Он зачастую шутит, не шутя,

И это так легко понять в поэте («На смерть Брюсова»).

Тропофигура противоречия «работает» также и на уровне композиции, являясь конструктивным компонентом одного стихотворения или целого стихотворного сборника.

Композиция противоречия — структура взаимосвязанных фигур противоречия, пронизывающих строй всего стихотворения или значительной его части и несущих как лейтмотив основную идею произведения, то есть целостное «поле противоречий».

В качестве примера рассмотрим стихотворение «Поэза странностей жизни» (1916):

Встречаются, чтоб разлучаться... Влюбляются, чтоб разлюбить... Мне хочется расхохотаться И разрыдаться — и не жить! Клянутся, чтоб нарушить клятвы... Мечтают, чтоб клянуть мечты... О, скорбь тому, кому понятны Все наслаждения Тщеты!.. В деревне хочется столицы... В столице хочется глуши. И всюду человечьи лица Без человеческой души... Как часто красота уродна, И есть в уродстве красота... Как часто низость благородна, И злы невинные уста. Так как же не расхохотаться, Не разрыдаться, как же жить, Когда возможно расставаться, Когда возможно разлюбить?! [4. С. 266].

В стихотворении представлено 15 тропофигур противоречия, имеющих разные логические основания, выполняющих различные семантические функции и образующих вследствие этого разнообразные семантические типы. Остановимся на некоторых из них подробнее. В основе пар разлучаться/встречаться, влюбляться/разлюбить лежит языковая антонимия, заданная системой языка. Логическую основу образует контрарная противоположность крайними членами этой антонимической парадигмы будут встречаться/расставаться, разлучаться — промежуточный член, который несет в себе дополнительное значение «расставаться ненадолго». Эта тропофигура образована предикатами и является противоречием существования. Пара влюбляться/разлюбить имеет аналогичные семантические отношения, однако ее логическую основу образует комплементарная противоположность, разлюбить/влюбиться являются крайними ее членами. В тропофигуре противоречия не жить = расхохотаться и разрыдаться происходит объединение противоположных признаков действия. Расхохотаться/разрыдаться являются контекстуальными антонимами, языковыми антонимами явля-

ется пара смеяться/плакать. В данном стихотворении представлены сразу несколько оксюморонов красота уродна, в уродстве красота, наслаждение Тщеты (Тщета — «горе», то есть «наслаждение от горя»), где происходит совмещение противоположных начал.

Итак, основная доминанта творчества Игоря Северянина — тропофигура противоречия, являющаяся важнейшим стилистическим средством, использование которого придает тексту большую выразительность, повышает образность его поэтических произведений. Поэт успешно оперирует противоположными и противоречивыми оппозициями. Чаще всего И. Северянин пользуется приемом семантического сдвига, предполагающего замену одного слова другим, сознательно нарушая нормативное употребление слов, словосочетаний, заменяя в них устойчивые компоненты на компоненты, имеющие отличную от них лексическую и синтаксическую сочетаемость. В результате подобных авторских лекси-ко-семантических трансформаций рождаются новые, возникшие вопреки языковым нормам, окказиональные образования, обладающие расширенной ассоциативностью и ведущие к появлению большого числа коннотаций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Новиков Л.А. Противоречие как прием // Филологический сборник к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова. — М., 1995. — С. 326—334.

[2] Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. — М.: Советский писатель, 1965. — С. 128.

[3] Новиков Л.А. Эстетические аспекты языка // Избранные труды в 2 т. — М.: РУДН, 2001. — Т. 2. — С. 111.

[4] Северянин И. Тост безответный. — М.: Республика, 1999.

CONTRADICTION FIGURE OF SPEECH AS A CONSTRUCTIVE AND SEMANTIC MEANS (the case-study of Igor Severyanin's poetry)

N.A. Antonova

The Russian Language Department № 4 Faculty of Russian Language and General Subjects

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10, Moscow, Russia, 117198

Contradiction is a dominating idea in the poet's creative work and may be qualified as a special figure of speech that is the most important constructive and semantic means on the language level as well as on the level of the composition.

Key words: figure of speech, contradiction, contradictory, semantic means, constructive means, poetical text, poetical function.

REFERENCES

[1] Novikov L.A. Protivorechiye kak priyem // Filologichesky sbornik k 100-letiyu so dnya rozhde-niya akademika V.V. Vinogradova. — M., 1995. — S. 326—334.

[2] Tynyanov Yu.N. Problema stikhotvornogo yazyka. Statyi. — M.: Sovetsky pisatel, 1965. — S. 128.

[3] Novikov L.A. Esteticheskiye aspekty yazyka // Izbrannye Trudy: 2 tt. — M.: RUDN, 2001. — T. 2. — S. 111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Severyanin I. Tost bezotvetny. — M.: Respublika, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.