Научная статья на тему 'Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами в подземных автостоянках'

Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами в подземных автостоянках Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
299
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТОЯНКА / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РАЗРЫВ / КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛА / ПЛОТНОСТЬ ПАДАЮЩЕГО ТЕПЛОВОГО ПОТОКА / ПЛОТНОСТЬ ДОПУСТИМОГО ТЕПЛОВОГО ПОТОКА / ДОПУСКАЕМАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБЛУЧЕНИЯ / CAR PARK / FIRE FIGHTING BREAK / CLASSICAL THEORY OF HEAT TRANSFER / DENSITY OF THE INCIDENT HEAT FLUX / DENSITY OF PERMISSIBLE HEAT FLOW / ADMISSIBLE IRRADIATION INTENSITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кияткина Е.Н., Томин С.В.

ЦЕЛЬ. Проведено исследование по возможным планировочным решениям расстановки автомобилей в подземных автостоянках. Рассмотрен способ, ограничивающий площадь и распространение пожара путем разделения автостоянки за счет устройства зон (проездов), свободных от пожарной нагрузки между автомобилями в автостоянке для разных вариантов парковки, для предотвращения пожара в подземных автостоянках. МЕТОДЫ. Использован метод по обоснованию величин противопожарных разрывов между зданиями (сооружениями), учитывающий классическую теорию передачи тепла (теплообмена) излучения, а именно к сопоставлению реальной (падающей) плотности теплового потока для облучаемого объекта с максимально допустимой плотностью для этого же объекта описан способ нахождения геометрических параметров пламени горящего автомобиля. В работе проведен анализ расстановки машин в автостоянках, который позволил выявить характерные схемы расстановки машин для разных вариантов парковки. Показан способ нахождения коэффициента облученности и требуемый противопожарный разрыв для каждого варианта. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты выполненных расчетов показывают минимальные противопожарные разрывы между автомобилями в разных вариантах парковки. Полученная зависимость от допустимого теплового потока представлена графически, наглядно показывающая минимальный противопожарный разрыв (зона, свободная от пожарной нагрузки). ВЫВОДЫ. Данные расчеты могут быть использованы при разработке специальных технических условий противопожарной защиты на стадии проектирования подземных автостоянок, а также в моделях развития пожаров автотранспортных средств при чрезвычайных ситуациях, служить основой для разработки планов пожаротушения и оперативно-тактических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кияткина Е.Н., Томин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE-PREVENTION DISTANCES BETWEEN MOTOR TRANSPORT IN UNDERGROUND PARKING

AIM. The study is aimed at an examination of methods for preventing fire when planning solutions for placing cars in underground parking lots. The given method involves the limitation of the area and spread of fire by dividing the parking lot into fire break zones between cars (driveways) for different parking types. METHODS. With a consideration of the classical theory of radiated heat transfer, the method of substantiation of fire break values between buildings (structures) is used. Here the real heat flux density for the irradiated object is compared with the maximum allowable heat flux density for the same object. An approach for calculating the geometric parameters of the flame of a burning car is described. In this paper, an analysis of the car arrangement in parking lots is carried out, contributing to the identification of the typical patterns of car placement for different parking types. A method for determining the irradiance coefficient and concomitant fire break required for each type is presented. RESULTS AND DISCUSSION. The results of the calculations define the minimum fire breaks between cars in different parking types. In the graph, the obtained dependence on the allowable heat flux and the minimum fire break (zone free from fire) is clearly indicated. CONCLUSION. The presented calculations can be used in the development of special technical conditions for fire protection of underground parking lots at the design stage, as well as in fire models for motor vehicles in emergency situations. Additionally, fire-fighting plans and operational-tactical actions can be developed on the basis of the data obtained.

Текст научной работы на тему «Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами в подземных автостоянках»

Оригинальная статья / Original article УДК 614.841.48

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2018-3-95-104

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНКАХ

© Е.Н. Кияткина3, С.В. Томинь

Академия государственной противопожарной службы МЧС России, 129366, Российская Федерация, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Проведено исследование по возможным планировочным решениям расстановки автомобилей в подземных автостоянках. Рассмотрен способ, ограничивающий площадь и распространение пожара путем разделения автостоянки за счет устройства зон (проездов), свободных от пожарной нагрузки между автомобилями в автостоянке для разных вариантов парковки, для предотвращения пожара в подземных автостоянках. МЕТОДЫ. Использован метод по обоснованию величин противопожарных разрывов между зданиями (сооружениями), учитывающий классическую теорию передачи тепла (теплообмена) излучения, а именно к сопоставлению реальной (падающей) плотности теплового потока для облучаемого объекта - с максимально допустимой плотностью для этого же объекта - описан способ нахождения геометрических параметров пламени горящего автомобиля. В работе проведен анализ расстановки машин в автостоянках, который позволил выявить характерные схемы расстановки машин для разных вариантов парковки. Показан способ нахождения коэффициента облученности и требуемый противопожарный разрыв для каждого варианта. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты выполненных расчетов показывают минимальные противопожарные разрывы между автомобилями в разных вариантах парковки. Полученная зависимость от допустимого теплового потока представлена графически, наглядно показывающая минимальный противопожарный разрыв (зона, свободная от пожарной нагрузки). ВЫВОДЫ. Данные расчеты могут быть использованы при разработке специальных технических условий противопожарной защиты на стадии проектирования подземных автостоянок, а также в моделях развития пожаров автотранспортных средств при чрезвычайных ситуациях, служить основой для разработки планов пожаротушения и оперативно-тактических действий.

Ключевые слова: автостоянка, противопожарный разрыв, классическая теория передачи тепла, плотность падающего теплового потока, плотность допустимого теплового потока, допускаемая интенсивность облучения.

Информация о статье. Дата поступления 18 июня 2018 г.; дата принятия к печати 02 августа 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Кияткина Е.Н., Томин С.В. Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами в подземных автостоянках // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 95-104. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-95-104

FIRE-PREVENTION DISTANCES BETWEEN MOTOR TRANSPORT IN UNDERGROUND PARKING

E.N. Kiyatkina, S.V. Tomin

Academy of State Fire Serviceof EMERCOM of Russia, 4, Boris Galushkin St., Moscow, 129366, Russian Federation

аКияткина Екатерина Николаевна, старший инженер отдела дознания и административной практики управления государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, майор внутренней службы, е-mail: katusha_kt@mail.ru Ekaterina N. Kiyatkina, Senior Engineer of the Department of Inquiry and Administrative Practice of the State Fire Supervision and Prevention Department of the Main Directorate of the Ministry of Emergencies of the Russian Federation for the Republic of Buryatia, Major of Internal Service, е-mail: katusha_kt@mail.ru ьТомин Сергей Витальевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Пожарная безопасность в строительстве», е-mail:tominfireexpert@yandex.ru

Sergey V. Tomin, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Fire safety in construction, e-mail: tominfireexpert@yandex.ru_

ABSTRACT. AIM. The study is aimed at an examination of methods for preventing fire when planning solutions for placing cars in underground parking lots. The given method involves the limitation of the area and spread of fire by dividing the parking lot into fire break zones between cars (driveways) for different parking types. METHODS. With a consideration of the classical theory of radiated heat transfer, the method of substantiation of fire break values between buildings (structures) is used. Here the real heat flux density for the irradiated object is compared with the maximum allowable heat flux density for the same object. An approach for calculating the geometric parameters of the flame of a burning car is described. In this paper, an analysis of the car arrangement in parking lots is carried out, contributing to the identification of the typical patterns of car placement for different parking types. A method for determining the irradiance coefficient and concomitant fire break required for each type is presented. RESULTS AND DISCUSSION. The results of the calculations define the minimum fire breaks between cars in different parking types. In the graph, the obtained dependence on the allowable heat flux and the minimum fire break (zone free from fire) is clearly indicated. CONCLUSION. The presented calculations can be used in the development of special technical conditions for fire protection of underground parking lots at the design stage, as well as in fire models for motor vehicles in emergency situations. Additionally, fire-fighting plans and operational-tactical actions can be developed on the basis of the data obtained.

Keywords: car park, fire fighting break, classical theory of heat transfer, density of the incident heat flux, density of permissible heat flow, admissible irradiation intensity

Information about the article. Received June 18, 2018; accepted for publication August 02, 2018; available online September 26, 2018.

For citation. Kiyatkina E.N., Tomin S.V. Fire-prevention distances between motor transport in underground parking. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate, 2018, vol. 8, no. 3, pp. 95-104. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-95-104

Введение

Из семи миллионов пожаров, ежегодно происходящих в мире, около 10% относятся к автотранспортным средствам [1]. Пожары автомобилей занимают второе место после пожаров в жилом секторе. Последствия от них для людей и окружающей среды приобрели большое социально-экономическое значение, особенно в крупных мегаполисах [2-14].

Например, совсем недавно, 08.10.2017 г. произошедший пожар в

торговом центре «Синдика» в Подмосковье (рис. 1), где располагалось более полутора тысяч магазинов со строительными и отделочными материалами и товарами для дома. Общая площадь комплекса - 150 тысяч квадратных метров с подземной парковкой, рассчитанной на пять тысяч машин, с которой и началось развитие пожара. В результате огнем уничтожено свыше 1500 машин, сумма ущерба составила более 5 миллиардов рублей [13].

Рис. 1. Общий вид пожара, торговый центр «Синдика» Fig. 1. General image of fire, shopping center «Sindika»

Пожары на автостоянках в жилом секторе составляют до 20% от их общего числа [1]. Возгорание легкового автомобиля вызывает его повреждение и возгорание рядом стоящих автомобилей, так как расстояния между автотранспортными средствами на автостоянках минимальны, что приводит к массовым пожарам.

При проектировании подземных автостоянок в настоящее время площадь этажа может достигать 30 000 м2 под жилыми зданиями и до 50 000 м2-под общественными, следовательно, они должны делиться на пожарные отсеки. Пожарный отсек - часть здания, сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара. В соответствии с п. 5.4.7 для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены и перекрытия 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150 (ст. 88, табл. 23), при этом площадь этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки в здании I и II-ой степени огнестойкости здания составляет не более 3 000 м2 [2, 3]. Желание Заказчика сэкономить при проектировании и потом в эксплуатации выражается в увеличении площади пожарного отсека и в уменьшении количества пожарных отсеков. При превышении площади пожарного отсека подземной автостоянки должны разрабатываться специальные технические условия противопожарной защиты (СТУ), основанием для разработки которых являются: ч. 2 ст. 78 [3], ст. 20 [4], п. 5 [6], п. 3 [8]. В соответствии с «Обобщением и анализом результатов работы нормативно-технического совета департамента надзорной деятельности МЧС России» [9], увеличение площади пожарного отсека подземной автостоянки возможно при ее разделении на пожарные части

2

площадью не более 4 000 м2 каждая одним из следующих способов или их комбинацией:

- противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 150 с противопожарными воротами EI 60;

- зонами, свободными от пожарной нагрузки (проездами), шириной не менее 8 м;

- зонами, свободными от пожарной нагрузки (проездами), шириной не менее 6 м, в сочетании с вертикальными плотными (не пропускающими дым) стационарными конструкциями из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее E 30, устанавливаемыми стационарно на высоту, определяемую расчетами противодым-ной защиты с учетом высоты дымового слоя.

Первый из этих способов ограничивает площадь и распространение пожара противопожарными преградами, которые устанавливаются стационарно в соответствии с проектом. Два других способа предопределяют разделение автостоянки за счет устройства зон (проездов), свободных от пожарной нагрузки. Эти зоны (проезды) можно назвать противопожарными разрывами (противопожарными расстояниями). Противопожарное расстояние - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара [3] между автомобилями, на которых они не должны в процессе эксплуатации размещаться. Но в процессе эксплуатации об этих особенностях проектных решений в службе эксплуатации обычно никто не помнит или даже не знает.

Проанализируем рекомен-

дуемые в работе [9] размеры зон (проездов), свободных от пожарной нагрузки для предотвращения пожара в подземной автостоянке.

Цель работы: провести анализ возможных планировочных решений расстановки автомобилей в автостоян-

ках по форме и размерам пламени при горении легковых автомобилей, размеры зон (проездов), свободных от пожарной нагрузки для предотвращения пожаров в подземных автостоянках. В основе метода по обоснованию величин противопожарных разрывов между зданиями (сооружениями) учитывается классическая теория передачи тепла (теплообмена) излучением [5, 10-12, 14].

Сущность задачи сводится к сопоставлению реальной (падающей) плотности теплового потока для облучаемого объекта - qпад , с максимально допустимой плотностью для этого же объекта - qдоп.

Условие безопасности выполняется, если

О'пад - qдоп

где qдoП - величина плотности теплового потока, вызывающая за определенный промежуток времени на облучаемом материале или конструктивном элементе достижение критической температуры, способной привести к возникновению новых очагов пожара, Вт/м2;

qПaд - величина плотности теплового потока, достигающая поверхности облучаемого элемента или конструкции, определяется для реальных размеров (максимального значения) фронта пламени на заданный момент времени, Вт/м2.

Плотность падающего теплового потока qпaд на облучаемый объект оп-

ределяется как произведение интегральной плотности излучения qи на коэффициент облученности ф :

С?пад = Я^ ,

где qи - интегральная плотность излучения, зависит от условий горения, степени черноты £1 и температуры Т1 пламени;

- коэффициент облученности, является чисто геометрическим параметром и зависит от формы, размеров и взаимного расположения тел, участвующих в лучистом теплообмене.

С учетом условия безопасности qпaд - qдoп получим:

Ядоп^Яи^. (1)

Искомая величина противопожарного разрыва входит в коэффициент облученности <р . Проанализируем факторы, влияющие на величину противопожарного разрыва.

Допускаемая интенсивность облучения. Данная величина является экспериментальной. Ранее проведенными исследованиями [1, 10] было установлено, что ее значение может быть принято 14 кВт/м2.

Коэффициент облученности. При определении величины противопожарного разрыва между зданиями принимается схема теплообмена - поверхности (облучаемая и излучаемая) находятся параллельно друг другу (рис. 2), а излучение от излучаемой площадки проектируется в геометрический центр облучаемой поверхности.

Рис. 2. Расчетная схема для определения коэффициента облученности Fig. 2. Calculating scheme to define the index of irradiation

Для этого случая коэффициент облученности может быть определен

по следующей формуле [2]:

V =

b

Vr2 + ь

rar ctg

h

arctg -

- I -- II, wg .-

r2 + b2 Vr2 + h2 Vr2 + h2

У F

/ J oc

F

(2).

и .ф

Геометрические параметры пламени горящего автомобиля определялись по методике [11, 12]. Имеющиеся в Интернет-ресурсах фотогра-

фии горящих автомобилей накладывались одна на другую (рис. 3, 4), и определялись средние размеры пламени (табл. 1 и 2).

Рис. 3. Общий вид горящего автомобиля, горит передняя часть (вариант 1) Fig. 3. General view of the car in fire, the front art is in fire (variant 1)

Геометрические параметры пламени автомобиля (вариант 1) Geometrical parameters of the car flame (variant 1)

Таблица 1 Table 1

h

b

Высота пламени, H, м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 среднее

2 2,5 2 2 2,5 2,5 2 2,5 2,5 2,2 2,27

Длина пламени, L, м 1,55 1,6 1,6 1,65 1,6 1,65 1,55 1,6 1,6 1,6 1,6

Рис. 4. Общий вид горящего автомобиля, горит по всей длине (вариант 2) Fig. 4. Geometrical parameters of the car flame (variant 2)

Геометрические параметры пламени автомобиля (вариант 2) Geometric parameters of the car flame (option 2)

Таблица 2 Table 2

Высота пламени, H, м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 среднее

3,3 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 3,3 3 3,2 3 3,18

Длина пламени, L, м 4,65 4,55 4, 70 4,8 5 4,6 4,7 5 4,7 4,5 5 4,7 5 6 4,68

При пожарах в зданиях, сооружениях, на открытых производственных установках или этажерках, при горении автомобилей [10, 12] за приведенную форму пламени принимается прямоугольник.

ей

. F И: к 1 к /1 к / к

\ ^ \ S к ш к \А iJ и к IB J IIS к. « -и к TU и tu 1Ш к и

А 1 в* и к 1 и kt 71 Ч 1-й к Щ к.

V.-- si V.--У К. 1

ПЯ IU II» ш и -и T1J г\ и ил и и ИЛ

Л \ U1 Ml к 1» " па kt иг 71 *к1™ к и и ид и и ИЗ

е

В работе проведен анализ расстановки машин на автостоянках, который позволил выявить характерные схемы расстановки машин (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Схема расстановки транспортных средств на автостоянке (вариант 1) Fig. 5. Scheme of arranging means of transport at the car park (variant 1)

Рис. 6. Схема расстановки транспортных средств на автостоянке (вариант 2) Fig. 6. Scheme of arranging means of transport at the car park (variant 2)

Излучательная способность пламени. Излучательную способность пламени определяют в реальных условиях (или полигонных испытаниях, максимально приближенных к реальным условиям); в соответствии с проведенными исследованиями [1, 10] было установлено, что ее значение может быть принято 65 кВт/м2.

Проведем расчет противопожарного разрыва (зоны, свободной от пожарной нагрузки) между автомобилями применительно к схемам на рис. 5 и 6 [12]. Размер противопожарного разрыва определим при помощи расчетных формул (1) и (2), а определение коэффициента облученности проводим для случая плоскопараллельных плоскостей при прямоугольной форме пламени (рис. 3) [11]. Исходные данные. Хранение автомобилей круглосуточен)

30 er ¿0 10

ное, одноуровневое. Тип автомобилей средний (Седан), размеры габаритов 4675 мм * 1600 мм.

Интегральная плотность излучения пламени при горении легковой машины составляет = 65кВт / м2, допустимая плотность теплового потока для легковой машины - д0оп = 14кВт / м2. Результаты исследования Вариант 1. Расположение автомобилей принимается: передняя часть автомобиля обращена к передней части автомобиля через проезд (см. рис. 4). Загорается один из автомобилей. Длина пламени l = 1,6 м. Высота пламени h = 2,27 м.

Зададимся величинами расстояния г от 3 до 8 м, проведем расчеты по формулам (1) и (2) и построим график зависимости q = f (г), на рис. 7.

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34,476 •

17,6995

# 10,72

Рис. 7. Зависимость r = f (q) Fig. 7. Dependence r = f (q)

Зная величину допустимой плотности потока д0оп = ЫкВт / м2, определим требуемый противопожарный разрыв. Противопожарный разрыв составляет г = 3,4 м.

Вариант 2. Расположение автомобилей принимается: боковая часть одного автомобиля расположена к передней части другого автомобиля через проезд.

Загорается автомобиль, который расположен боковой частью к зоне проезда, как показано на рис. 6. Длина

пламени l = 4,675 м. Высота пламени h = 3,18 м.

Зададимся величинами расстояния от 3 до 8 м, проведем расчеты по формулам (1) и (2) и построим график зависимости q = f (г) на рис. 8.

Зная величину допустимой плотности потока д0Оп =\4кВт/м2, определим

требуемый противопожарный разрыв. Противопожарный разрыв составит г = 7 м.

Рис. 8. Зависимость r = f (q) Fig. 8. Dependence r = f (q)

Выводы по результатам расчетов

Результаты выполненных расчетов показывают, что при расположении автомобилей - передняя часть автомобиля к передней части через проезд (рис. 5), которые выполняют роль противопожарного расстояния на автостоянке, - предлагаемые в работе [9] расстояния по ширине проездов 6 м и 8 м будут обеспечивать предотвращение переноса пламени через проезд между пожарными частями, а при расположении автомобиля боковой частью одного автомобиля (он же загорается) к передней части другого автомобиля че-

рез проезд шириной 6 м (рис. 6) не обеспечивает предотвращение переноса пламени через проезд между пожарными частями при делении пожарного отсека автостоянки, то есть для варианта 2 минимальная ширина проезда должна быть 8 м.

Данные расчеты могут быть использованы при разработке специальных технических условий противопожарной защиты при проектировании подземных автостоянок, а также в моделях развития пожаров автотранспортных средств при чрезвычайных ситуациях, служить основой для разработки планов пожаротушения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исхаков Х.И., Каминский Я.Н., Пахо-мов А.В. Пожарная безопасность автомобиля. М.: Транспорт, 1987. 87 с.

2. СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты [Электронный ресурс]. URL: document/cons_doc_ LAW (20.06.2018).

3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции Федерального закона РФ от 29 июля 2017 года № 244-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: document/cons_doc_LAW (20.06.2018).

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: document/cons_doc_LAW (20.06.2018).

5. Комаров Ю.А., Башкирцев М.П. Термодинамика и теплопередача в пожарном деле. М: Высшая инженерная и пожарно-техническая школа МВД СССР, 1987. 440 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в редакции постановления правительства РФ от 13.12.2017 г. № 1541 [Электронный ресурс]. URL: document/cons_doc_LAW (20.06.2018).

7. Приказ Минстроя России от 15 апреля 2016 года № 248/пр. «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2016 № 43505) [Электронный ресурс]. URL: docu-ment/cons_doc_LAW (20.06.2018).

8. Приказ МЧС России от 28.11.2011 г. № 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специ-

альных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2011 г. № 22899 в ред. приказа МЧС России № 272 от 20 мая 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: document/cons_doc_LAW (20.06.2018).

9. Обобщение и анализ результатов работы нормативно-технического совета управления государственного пожарного надзора МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://23.mchs.gov.ru/document/1005026; http://www.uverenniy.ru/obobshennij-perechene-

tehnicheskih-reshenij-soglasovannih-glav.htmlT (20.06.2018).

10. Зайцев В.В. Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами на открытых пространствах // Пожарная безопасность зданий, сооружений, объектов. 2006. Том 15. № 3. С. 51-54.

11. Томин С.В., Панов М.В. Задачник по пожарной безопасности в строительстве. М.: АГПС МЧС России, 2016. 257 с.

12. Ройтман В.М., Самошин Д.А., Томин С.В. [и др.]. Пожарная безопасность в строительстве. Ч. 2. М.: АГПС МЧС России, 2016. 480 с.

13. Информационные порталы и сайты Интернета: www.tv29.ru;mreporter.ru; www.uhta24.ru (20.06.2018).

14. Katsuhiro Okamoto, Norimichi Watanabe, Yasuaki Hagimoto [et al.]. Burning behavior of Sedan passenger cars. Fire Safety Journal, 2009, no. 3, рр. 301-310.

REFERENCES

1. Iskhakov Kh.I., Kaminsky Ya.N., Pak-homov A.V. Pozharnaya bezopasnost' avtomo-bilya [Fire safety of the car]. Moscow, Transport Publ., 1987, 87 p. (In Russian)

2. SP 2.13130.2012 Sistemy protivopoz-harnoj zashchity. Obespechenie ognestojko-sti ob"ektov zashchity [SP 2.13130.2012 Fire protection systems. Provision of fire resistance of protection facilities]. Available at: docu-ment/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

3. Federal'nyj zakon ot 22 iyulya 2008 g. № 123-FZ «Tekhnicheskij reglament o trebovani-yah pozharnoj bezopasnosti» v redakcii Feder-al'nogo zakona RF ot 29 iyulya 2017 goda № 244-FZ [Federal Law of July 22, 2008 N 123-FZ "Technical Regulations on Fire Safety Requirements Available at: document/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

4. Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 goda № 69-FZ «O pozharnoj bezopasnosti», ot 29 iyulya 2017 g. № 216-FZ [Federal Law of December 21, 1994 No. 69-FZ "On Fire Safety" of July 29, 2017 No. 216-FZ]. Available at: docu-ment/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

5. Komarov Yu.A., Bashkirtsev M.P. Ter-modinamika i teploperedacha v pozharnom dele [Thermodynamics and heat transfer in firefighting]. Moscow, Higher Engineering and Fire and Technical School of the USSR Ministry of Internal Affairs Publ., 1987, 440 p. (In Russian)

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16 fevralya 2008 goda № 87 «O sostave razdelov proektnoj dokumentacii i tre-bovaniya k ih soderzhaniyu» v redakcii postanov-leniya pravitel'stva RF ot 13.12.2017 g. № 1541 [Decree of the Government of the Russian Fed-

eration No. 87 dated February 16, 2008 "On the composition of the sections of the project documentation and the requirements for their content" as amended by Government Decree No. 1541 of December 13, 2017]. Available at: docu-ment/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

7. Prikaz Minstroya Rossii ot 15 aprelya 2016 goda № 248/pr. «O poryadke razrabotki i soglasovaniya special'nyh tekhnicheskih uslovij dlya razrabotki proektnoj dokumentacii na ob"ekt kapital'nogo stroitel'stva» (zaregistrirovan Minyus-tom Rossii 31.08.2016 № 43505) [Order of the Ministry of Construction of Russia of April 15, 2016 No. 248/pr. "About the procedure for the development and approval of special technical conditions for the development of project documentation for the capital construction project" (registered by the Ministry of Justice of Russia on August 31, 2016 No. 43505)]. Available at: docu-ment/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

8. Prikaz MCHS Rossii ot 28.11.2011 g. № 710 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij predostavleniya gosudarstvennoj uslugi po so-glasovaniyu special'nyh tekhnicheskih uslovij dlya ob"ektov, v otnoshenii kotoryh otsutstvuyut tre-bovaniya pozharnoj bezopasnosti, ustanovlennye normativnymi pravovymi aktami Rossijskoj Federacii i normativnymi dokumentami po pozharnoj bezopasnosti, otrazhayushchih specifiku obe-specheniya ih pozharnoj bezopasnosti i soderz-hashchih kompleks neobhodimyh inzhenerno-tekhnicheskih i organizacionnyh meropriyatij po obespecheniyu ih pozharnoj bezopasnosti» (za-

registrirovan v Minyuste RF 30 dekabrya 2011 g. № 22899 v red. prikaza MCHS Rossii № 272 ot 20 maya 2016 g.) [Order of the Ministry of Emergency of Russia from November 28, 2011 No. 710 "About the Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters granting a state service for the coordination of special technical conditions for facilities for which there are no requirements for fire safety, The normative legal acts of the Russian Federation and normative documents on fire safety reflecting the specifics of their provision fire safety and containing a set of necessary engineering and technical and organizational measures to ensure their fire safety"(registered in the Ministry of Justice on December 30, 2011 number 22899 as amended. Order MES of Russia № 272 from May 20, 2016)]. Available at: document/cons_doc_LAW (accessed on June 20, 2018).

9. Obobshchenie i analiz rezul'tatov raboty normativno-tekhnicheskogo soveta uprav-leniya gosudarstvennogo pozharnogo nadzora MCHS Rossii [Generalization and analysis of the results of the work of the normative and technical council of the State Fire Safety Department of the Ministry of Emergency of Russia]. Available at: http://23.mchs.gov.ru/document/1005026,http://w

ww.uverenniy.ru/obobshennij-perechene-tehnicheskih-reshenij-soglasovannih-glav.html (accessed on June 20, 2018).

10. Zaitsev V.V. Protivopozharnye rass-toyaniya mezhdu avtotransportnymi sredstvami na otkrytyh prostranstvah [Fire-fighting distances between vehicles in open spaces]. Pozharnaya be-zopasnost' zdanij, sooruzhenij, ob"ektov [Fire safety of buildings, structures, objects], 2006, vol. 15, no. 3, pp. 51-54. (In Russian)

11. Tomin S.V., Panov M.V. Zadachnik po pozharnoj bezopasnosti v stroitel'stve [Tasks for fire safety in construction]. Moscow, AGPS EMERCOM of Russia Publ., 2016. 257 p. (In Russian)

12. Roitman V.M., Samoshin D.A., Tomin S.V. Pozharnaya bezopasnost' v stroitel'stve. Ch. 2. [Fire safety in construction. Part 2]. Moscow, AGNS of the Ministry of Emergency Measures of Russia Publ., 2016, 480 p. (In Russian)

13. Informacionnye portaly i sajty Interneta [Information portals and Internet sites]: mre-porter.ru; www.uhta24.ru;www.tv29.ru (accessed on June 20, 2018).

14. Katsuhiro Okamoto, Norimichi Watanabe, Yasuaki Hagimoto [et al.]. Burning behavior of Sedan passenger cars. Fire Safety Journal, 2009, no. 3, pp. 301-310.

Критерии авторства

Кияткина Е.Н., Томин С.В. имеют равные авторские права. Кияткина Е.Н. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Kiyatkina E.N., Tomin S.V. have equal author's rights. Kiyatkina E.N. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.