Научная статья на тему 'Устройство для автоматического пожаротушения распыленной водой в помещениях стоянки и хранения автомобилей'

Устройство для автоматического пожаротушения распыленной водой в помещениях стоянки и хранения автомобилей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
435
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / ТЕПЛОВОЙ ПОТОК / АВТОСТОЯНКА / АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ / РАСПЫЛЕННАЯ ВОДА / УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ / FIRE / HEAT FLOW / CAR PARKING / AUTOMATIC FIRE FIGHTING SYSTEM / SPRAYED WATER / FIRE EXTINGUISHING DEVICE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Орлов О.И., Хасанов И.Р., Вогман Л.П., Топоров А.В.

Статья посвящена разработке нового способа предотвращения распространения пожара между автомобилями с использованием распыленной воды. Описаны недостатки стандартного способа расположения оросителей, оказывающие влияние на эффективность автоматического пожаротушения в помещениях стоянки и хранения автомобильной техники. Предложена новая конструкция устройства пожаротушения для обеспечения противопожарной защиты рассматриваемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Орлов О.И., Хасанов И.Р., Вогман Л.П., Топоров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVICE FOR AUTOMATICFIRE EXTINGUISHING BY WATER SPRAYIN THE SPACES FOR PARKING AND STORAGE OF CARS

The article is devoted to the development of a new method to prevent the spread of fire between cars using water sprays. The disadvantages of the standard method of location of sprinklers, which affect the efficiency of automatic fire extinguishing in spaces for parking and storage of cars are described in the article. A new design of a fire extinguishing device to provide fire protection for the considered object is proposed.

Текст научной работы на тему «Устройство для автоматического пожаротушения распыленной водой в помещениях стоянки и хранения автомобилей»

УДК 614.841.1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

РАСПЫЛЕННОЙ ВОДОЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ СТОЯНКИ И ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

О.И. Орлов, И.Р. Хасанов, Л.П. Вогман, А.В. Топоров

Статья посвящена разработке нового способа предотвращения распространения пожара между автомобилями с использованием распыленной воды. Описаны недостатки стандартного способа расположения оросителей, оказывающие влияние на эффективность автоматического пожаротушения в помещениях стоянки и хранения автомобильной техники. Предложена новая конструкция устройства пожаротушения для обеспечения противопожарной защиты рассматриваемых объектов.

Ключевые слова: пожар, тепловой поток, автостоянка, автоматическая установка пожаротушения, распыленная вода, устройство пожаротушения.

Работа автоматических установок пожаротушения (АУП) в помещениях с наличием автомобилей зачастую позволяет только замедлить распространение пожара, но не обеспечивает его локализации и полной ликвидации. Это подтверждают исследования пожаров, произошедших в автостоянках закрытого типа [1], в результате которых зафиксированы случаи уничтожения за одно событие 5, 15 и более 30 автомобилей. Пожар в помещениях стоянки и хранения автомобилей сопровождается выделением большого количества дыма, что представляет серьезную опасность для людей, находящихся не только в помещении автостоянки, но и в других помещениях здания, в котором она располагается. Кроме прямого материального ущерба от сгоревших автомобилей, значительно

увеличивается сумма косвенного ущерба за счет оседания сажи на дорогостоящие элементы отделки помещений и предметы интерьера.

Тушение пожаров распыленной водой, подаваемой АУП в помещениях стоянки и хранения автомобилей, осложняется наличием в них большого количества пожарной нагрузки в замкнутом объеме, небольших (0,3 - 0,8 м) расстояний между транспортными средствами, горючих материалов в местах, закрытых от прямого воздействия распыленной воды (подкапотное пространство, колесные арки, остекление кабин и др.). В этих условиях локализация пожара может быть достигнута путем экранирования теплового потока от горящего объекта распыленной водой.

В связи с этим исследования эффективности автоматического пожаротушения распыленной водой и разработка новых научно обоснованных способов ограничения

распространения пожара в помещениях стоянки и хранения автомобилей являются актуальными задачами для обеспечения их пожарной

безопасности.

Требования к автоматическому тушению пожаров распыленной водой в помещениях автостоянок

В настоящей работе рассматриваются помещения наземных автостоянок закрытого типа и подземных автостоянок [2].

Для тушения автомобилей на рассматриваемых объектах при удельной пожарной нагрузке от 181 до1400 МДж/м2 параметры пожаротушения должны быть следующими [3]: интенсивность орошения защищаемой площади не менее, чем от 0,12 до 0,18 л/(см2); расход не менее 30 л/с; минимальная расчетная площадь орошения спринклерной автоматической установкой пожаротушения не менее 120 м2; продолжительность подачи воды не менее 60 мин; максимальное расстояние между оросителями 4 м (для спринклерных АУП, АУП с принудительным пуском, спринклерно-дренчерныхАУП).

При проектировании АУП на автостоянках расчет параметров их работы проводится в соответствии с действующими нормативными документами [2, 4 - 5]. Особенности проектирования водяных автоматических установок пожаротушения изложены в [6]. Однако указанные нормативные документы не учитывают индивидуальные пожароопасные свойства и конструктивное исполнение объектов горючей нагрузки (например, особенности конструкции

автомобилей), а также их расположение по площади помещения, оказывающих

непосредственное влияние на процесс развития и распространения пожара, а также на время и эффективность тушения распыленной водой. Параметры установок пожаротушения определяются в соответствии с общепринятой градацией помещений, что приводит к неоднозначности выбора интенсивности тушения.

Это может привести к необоснованному перерасходу воды или, в противном случае, к снижению эффективности пожаротушения и, как следствие, снижению уровня безопасности людей, увеличению материального ущерба.

Для успешного тушения пожара распыленной водой на данных объектах способ тушения должен покрывать сразу всю площадь горения, равномерно распределять поток распыленной воды по площади орошения, обеспечивать оптимальную интенсивность подачи распыленной воды на единицу площади горения и обеспечивать оптимальный средний размер капель (требуемую степень дисперсности).

Проблемы применения распыленной воды при тушении пожаров

К распыленному потоку огнетушащего вещества относится поток жидкого огнетушащего вещества со среднеарифметическим диаметром капель более 150 мкм. Тонкораспыленным называют капельный поток огнетушащего вещества со среднеарифметическим диаметром капель 150 мкм и менее [3]. В справочнике [7] приведено определение воды аэрозольного распыла как потока капель средним диаметром 50 мкм и менее. Стандарт ОТРА-750 (США) [8] подразделяет тонкораспыленную воду на три класса: 100 - 200; 200 - 400; 400 - 1000 мкм. В работе [9] распыленность классифицируется на тонкую дисперсность (размер капель 10 - 100 мкм); среднюю (100 - 1000 мкм, которая подразделяется на тонко-среднее и грубо-среднее распыление); грубую (1000 - 6000 мкм). В работах о распыленной воде также употребляются иные формулировки:

«ультрадисперсная вода», «водяной туман», «водная пыль», «мелкодисперсный поток воды», «газоводянная смесь», «переувлажненный воздух» и т.д.

Распыленная вода значительно повышает интенсивность теплопоглощения пожара за счет увеличения площади поверхности контакта мелких капель с источником высокой температуры [10]. Чем меньше диаметр капель, тем интенсивнее происходит парообразование воды и охлаждение очага пожара. Вместе с тем для повышения эффективности распыленной воды необходимо с уменьшением диаметра капель повышать их кинетическую энергию, которая необходима для преодоления конвективных потоков пламени.

Ориентировочные скорости оседания капель составляют согласно [11] для диаметра 0,1 мкм - 8,610-5 см/с, 1 мкм - 3,5• 10-3 см/с; 10 мкм -0,1 см/с; 20 мкм - 2,2 см/с; 100 мкм - 25 см/с. Эти значения поясняют, почему в ряде работ капли менее 100 мкм считаются неэффективными, но благодаря своей малой массе они подчиняются движениям окружающей среды, в особенности -своеобразной форме диффузии - движению Броуна и эжектируются с воздухом в очаг пожара.

В работе [12] рассмотрены условия доставки капель в пламя и механизм тушения пламени. Проникающая способность

распыленной воды определяется напором струи капель, размером и скоростью движения капель, сопротивлением пламени (напор пламени). Напор пламени не зависит от природы горючего вещества и характеризуется подъемной силой конвективных потоков, генерируемых пламенем, которые пропорциональны высоте пламени.

Проникающая способность убывает с уменьшением напора струи и размера капель. При диаметре капель 800 мкм и выше проникающая способность не зависит от напора капель. В то же время по мере уменьшения размера капель коэффициент полезного использования воды повышается. По мнению автора [12], оптимальный размер капель составляет 300 - 800 мкм и зависит от напора распыленной воды при значениях 6 10-4 - 26-10-4 МПа.

Вышеописанные исследования

подтверждают необходимость разработки новых способов пожаротушения на основе применения распыленной воды, позволяющих повысить эффективность пожаротушения сложносоставной горючей нагрузки (например, транспортных средств) путем доставки капель малого диаметра в очаг горения.

Описание альтернативного способа автоматического пожаротушения распыленной водой

Для повышения экранирующей способности распыла воды и эффективности пожаротушения путем доставки капель малого диаметра в очаг горения предлагается альтернативный способ пожаротушения в помещениях стоянки и хранения автомобилей.

Способ заключается в подаче под давлением распыленной воды на очаг горения с уровня пола и направлением распыла вверх по вертикали.

При традиционной установке оросителя (с направлением потока воды вниз по вертикали) во время его работы снижение значений теплового излучения от очага пожара происходит во время движения потока распыленной воды навстречу тепловому потоку. Эти потоки смешиваются между собой с дополнительным притоком воздуха, образуя значительную область турбулентного режима.

При установке оросителя с расположением на уровне пола во время его работы движение теплового потока от очага пожара и потока распыленной воды происходит в одном направлении - вверх. В результате движения двух потоков в одном направлении область турбулентного режима смещается вверх по вертикали от уровня пола, если сравнить с традиционной установкой оросителя наверху.

Получены результаты, подтверждающие уменьшение плотности теплового потока при

установке оросителя с расположением на уровне пола [13].

В результате экспериментов было зафиксировано значительное снижение плотности теплового потока при использовании оросителей, формирующих распыл огнетушащих веществ в виде факела конусообразной формы с корневым углом распыла не более 58 град. и среднеарифметическим диаметром капель в диапазоне 280 - 1340 мкм: на 44,6 % при давлении 0,4 МПа; на 48,4 % при давлении 0,6 МПа; на 48,5 % при давлении 0,8 МПа.

Таким образом, за счет расположения оросителя на уровне пола на ~50 % снижается воздействие теплового потока от горящего автомобиля на соседние транспортные средства и большая часть объема воды попадает непосредственно в салон автомобиля через разрушенное остекление, при этом уменьшается тепловое воздействие на окружающие изделия и предметы, а также влияние продуктов горения на человека, увеличивая время безопасной эвакуации людей.

Предлагаемый способ подачи огнетушащих веществ из дренчерных оросителей АУП, даже при небольших расстояниях между объектами горючей нагрузки помещения (0,3-0,8 м), позволяет значительно снизить плотность теплового потока, чем способствует предотвращению развития пожара.

При подаче распыленной воды с уровня пола реализуется способ пожаротушения локально по объему. Между автомобилями через несколько секунд после срабатывания АУП формируется плотная мелкодисперсная водная среда, которая препятствует распространению тепла в горизонтальном направлении. Распыленная вода попадает в подкапотное пространство через радиаторную решетку и конструкционные отверстия, в колесные арки, в салон автомобиля при разрушенном остеклении и др.

Также при направлении потока распыленной воды вверх повышается эффективность использования ее экранирующих свойств. Воздействие на лучистый тепловой поток происходит как при движении капли вверх, так и при ее свободном падении. Это способствует экономии огнетушащего вещества.

Для реализации предложенного способа пожаротушения разработано устройство, позволяющее предотвратить засорение выходных отверстий дренчерных оросителей, обеспечить их нормальную эксплуатацию, а также в случае срабатывания при пожаре обеспечить свободный проход по покрытию пола и безопасность пожарных подразделений при тушении.

Конструкция и принцип работы устройства пожаротушения

Устройство состоит из трубопровода с дренчерными оросителями, трубопровод с

оросителями размещены под поверхностью пола, каждый ороситель содержит цилиндрический корпус, верхний торец которого размещен заподлицо с поверхностью пола, в корпусе установлен сильфон, соединенный своими торцами через патрубок с трубопроводом и с распылителем, так что распылитель поднимается выше уровня пола при растяжении сильфона под действием давления воды, при этом распылитель снабжен направляющим кольцом, а корпус на внутренней поверхности имеет кольцевой выступ, при этом корпус снабжен съемной крышкой, внешняя поверхность которой скруглена. Съемная крышка выполнена из полиамида. Общий вид устройства приведен на рис. 1.

Рис.1. Общий вид устройства пожаротушения для оснащения помещений хранения и стоянки автомобилей

Устройство пожаротушения для оснащения помещений хранения и стоянки автомобилей (рис.2) состоит из трубопровода 1 с дренчерными оросителями 2. Трубопровод 1 и оросители 2 размещены под поверхностью пола 3. Каждый ороситель 2 содержит цилиндрический корпус 4, верхний торец которого размещен заподлицо с поверхностью пола 3. В корпусе 4 установлен сильфон 5. Сильфон 5 соединен одним из своих торцов через патрубок 6 с трубопроводом 1, а вторым с распылителем 7. При растяжении сильфона 5 под действием давления воды распылитель 7 поднимается выше уровня пола 3. Распылитель 7 снабжен направляющим кольцом 8, а корпус 4 на внутренней поверхности имеет кольцевой выступ 9. При растяжении сильфона 5 под действием давления воды направляющее кольцо 8 взаимодействует с кольцевым выступом 9, обеспечивая фиксацию распылителя 7. Корпус 4 снабжен съемной крышкой 10, внешняя поверхность которой скруглена, чтобы не препятствовать движению по ней автомобилей и пешеходов. Съемная крышка 10 выполнена из полиамида, способного воспринимать без разрушения нагрузку, например, от колес автомобиля. Съемная крышка 10 служит для предотвращения попадания загрязнений в корпус 4 и защиты распылителя 7 от механических воздействий.

1 1

Распыленная вода

а) б)

Рис. 2. Устройство пожаротушения для оснащения помещений хранения и стоянки автомобилей:

а) в дежурном режиме; б) в рабочем режиме

3

9

4

8

Устройство пожаротушения для оснащения помещений хранения и стоянки автомобилей работает следующим образом. В дежурном режиме в трубопроводе 1 вода отсутствует. Сильфон 5 сжат (рис. 2а), распылитель 7 находится внутри корпуса 4, который сверху закрыт крышкой 10. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение автомобилей и пешеходов по поверхности пола и предотвращается попадание загрязнений внутрь корпуса 4.

При возникновении пожара и включении системы пожарного водоснабжения в трубопровод 1 подается вода обычно под давлением 800 - 2400 КПа. Под действием давления воды сильфон 5 растягивается и перемещает распылитель 7 вверх, выталкивая съемную крышку 10 из корпуса 4. Под действием давления воды распылитель 7 поднимается вверх до тех пор, пока направляющее кольцо 8 не упрется в кольцевой выступ 9. Съемная крышка 10 выталкивается из корпуса 4 вверх, обеспечивая распыление воды из распылителя 7 (рис. 2б) в направлении снизу вверх. Кольцевой выступ 9 размещен в корпусе 4 таким образом, чтобы в рабочем состоянии распылитель 7 находился выше уровня пола 3, обеспечивая распыление воды.

Во время тушения пожара при распылении воды снизу вверх движение теплового потока от очага пожара и потока распыленной воды происходит в одном направлении - вверх. В результате движения двух потоков в одном направлении область турбулентного режима смещается вверх по вертикали от уровня пола, если сравнивать с традиционной установкой оросителя сверху. При таком расположении оросителя 2 капли воды, находящиеся в распыленном состоянии, оказывают двойное воздействие на тепловой поток, излучаемый горящим телом: при движении вверх и при движении вниз.

По окончании тушения пожара подачу воды в трубопровод 1 прекращают нажатием на распылитель 7, сильфон 5 переводят в сжатое положение, съемную крышку 10 устанавливают

на корпус 4.

Существующие требования к проектированию АУП на объектах защиты, имеющих в своем составе помещения стоянки и хранения автомобилей, недостаточны для предотвращения распространения пожара между транспортными средствами.

При расположении оросителей в припотолочном пространстве существует ряд факторов, препятствующих своевременной локализации и ликвидации пожара.

Во-первых, отсутствует возможность доставки капель воды в очаг пожара (салон автомобиля, подкапотное пространство, колесные арки и пр.). Основная масса распыленной воды попадает на кузов автомобиля, не достигая очага. Кроме этого, при расположении оросителей на высоте помещения попаданию каплей воды в очаг пожара препятствуют восходящие конвективные потоки.

Во-вторых, экспериментально доказано, что поток распыленной воды, подаваемой оросителями с высоты помещения за счет эжектируемого воздуха, может привести к увеличению интенсивности горения автомобиля и, как следствие, к увеличению теплового потока, воздействующего на рядом стоящие автомобили.

На основании вышеизложенного в настоящей работе предложен способ и конструкция устройства для предотвращения распространения пожара между автомобилями за счет подачи распыленной воды с уровня пола помещения с использованием дренчерных центробежных распылителей, формирующих распыл в виде факела конусообразной формы и его направлением вверх.

Реализация данного технического решения позволит значительно снизить плотность теплового потока (примерно на 50%) от горящего объекта, а также повысить эффективность пожаротушения сложносоставной горючей нагрузки (например, транспортных средств) путем доставки капель малого диаметра в очаг горения.

Библиография

1. Орлов О.И. Особенности пожаров в автостоянках закрытого типа. Математическая модель воспламенения материалов автомобиля под воздействием теплового потока в условиях экранирующего воздействия распыленной воды / О.И. Орлов // Пожарная безопасность. - 2018. -№1. - С. 55-63.

2. СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНИП 21-02-99*».

3. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.

4. ГОСТ Р 51043-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний.

5. ГОСТ Р 53288-2009 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Модульные установки пожаротушения тонкораспыленной водой автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний.

6. Проектирование водяных и пенных автоматических установок пожаротушения: Учебно-методическое пособие / Л.М. Мешман, С.Г. Цариченко, В.А. Былинкин, В.В. Алешин, Р.Ю. Губин.: под общ. ред. Н.П. Копылова. - М.: ВНИИПО, 2002. - 413 с.

7. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ, изд. в 2 книгах; кн. 1/ Ч. 1. - М, 2004. - 713 с.

8. NFPA 750. (National Fire Protection Association США) Standard on Water Mist Fire Protection Systems.

9. Шрайбер Г., Порет П. Огнетушащие средства. Химико-физическиепроцессы при горении и тушении [пер. с нем]. - М.: Стройиздат, 1975. - 240 с.

10. Гергель В.И., Цариченко С.Г., Поляков Д.В. Пожаротушение тонкораспыленной водой установками высокого давления оперативного применения / В.И. Гергель, С.Г. Цариченко, Д.В. Поляков // Пожарная безопасность. - №2. -2006. - С. 125-131.

11. Попов С.М. Исследование эффективности тушения модельного очага пожара вязких нефтепродуктов потоком переувлажненного воздуха // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургский университет ГПСМЧС России, 2007. - 139 с.

12. Rosbash D.J. Fire Res. Abstr. Rev. - 1962. - №4.

13. Орлов О.И., Вогман Л.П., Горшков В.И., Костерин И.В. Способ ограничения распространения пожара между автомобилями в закрытых автостоянках / О.И. Орлов, Л.П. Вогман, В.И. Горшков, И.В. Костерин // Пожарная безопасность. - 2013. - №4. - С. 54-62.

References

1. Orlov O.I. Osobennosti pozharov v avtostoyankah zakrytogo tipa. Matematicheskaya model' vosplameneniya materialov avtomobilya pod vozdejstviem teplovogo potoka v usloviyah ehkraniruyushchego vozdejstviya raspylennoj vody / O.I. Orlov //Pozharnaya bezopasnost'. - 2018. - №1.

- S. 55-63.

2. SP 113.13330.2012 «Stoyanki avtomobilej. Aktualizirovannaya redakciya SNIP 21-02-99*».

3. SP 5.13130.2009 Sistemy protivopozharnoj zashchity. Ustanovki pozharnoj signalizacii i pozharotusheniya avtomaticheskie. Normy i pravila proektirovaniya.

4. GOST R 51043-2002 Ustanovki vodyanogo i pennogo pozharotusheniya avtomaticheskie. Orositeli. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya. Metody ispytanij.

5. GOST R 53288-2009 Ustanovki vodyanogo i pennogo pozharotusheniya avtomaticheskie. Modul'nye ustanovki pozharotusheniya tonkoraspylennoj vodoj avtomaticheskie. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya. Metody ispytanij.

6. Proektirovanie vodyanyh i pennyh avtomaticheskih ustanovok pozharotusheniya: Uchebno-metodicheskoe posobie / L.M. Meshman, S.G. Carichenko, V.A. Bylinkin, V.V. Aleshin, R.YU. Gubin.: pod obshch. red. N.P. Kopylova. - M.: VNIIPO, 2002. - 413 s.

7. Korol'chenko A.YA., Korol'chenko D.A. Pozharovzryvoopasnost' veshchestv i materialov i sredstva ih tusheniya: Sprav, izd. v 2 knigah; kn. 1/ CH. 1. -M., 2004. - 713 s.

8. NFPA 750. (National Fire Protection Association SSHA) Standard on Water Mist Fire Protection Systems.

9. SHrajber G., Poret P. Ognetushashchie sredstva. Himiko-fizicheskieprocessy pri gorenii i tushenii [per. s nem]. - M.: Strojizdat, 1975. - 240 s.

10. Gergel' V.I., Carichenko S.G., Polyakov D.V. Pozharotushenie tonkoraspylennoj vodoj ustanovkami vysokogo davleniya operativnogo primeneniya / V.I. Gergel', S.G. Carichenko, D.V. Polyakov // Pozharnaya bezopasnost'. - №2. - 2006.

- S. 125-131.

11. Popov S.M. Issledovanie ehffektivnosti tusheniya model'nogo ochaga pozhara vyazkih nefteproduktov potokom pereuvlazhnennogo vozduha // Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tekhnicheskih nauk. Sankt-Peterburg.: Sankt-Peterburgskij universitet GPSMCHSRossii, 2007. - 139 s.

12. Rosbash D.J. Fire Res. Abstr. Rev. - 1962. -№4.

13. Orlov O.I., Vogman L.P., Gorshkov V.I., Kosterin I.V. Sposob ogranicheniya rasprostraneniya pozhara mezhdu avtomobilyami v zakrytyh avtostoyankah / O.I. Orlov, L.P. Vogman, V.I. Gorshkov, I.V. Kosterin // Pozharnaya bezopasnost'.

- 2013. - №4. - S. 54-62.

DEVICE FOR AUTOMATICFIRE EXTINGUISHING BY WATER SPRAYIN THE SPACES FOR PARKING AND STORAGE OF CARS

The article is devoted to the development of a new method to prevent the spread of fire between cars using water sprays. The disadvantages of the standard method of location of sprinklers, which affect the efficiency of automatic fire extinguishing in spaces for parking and storage of cars are described in the article. A new design of a fire extinguishing device to provide fire protection for the considered object is proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: fire, heat flow, car parking, automatic fire fighting system, sprayed water, fire extinguishing device.

Орлов Олег Иванович,

начальник экспертно-консалтингового отдела,

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Россия, г. Иваново,

Тел. 89038787527,

e-mail: orlov. iigps@gmail. com.

Orlov O.I.,

Head of Expert Consulting Department,

Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.

Хасанов Ирек Равильевич,

главный научный сотрудник, доктор технических наук, старший научный сотрудник,

научно-исследовательский центр нормативно-технических проблем пожарной безопасности

ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Россия, г. Балашиха, Тел. 89161808856, e-mail: irhas@rambler.ru, Khasanov I.R.,

Chief Researcher, Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher, Research Center for Regulatory and Technical Problems of Fire Safety, FGBU VNIIPO EMERCOM of Russia, Russia, Balashikha.

Вогман Леонид Петрович,

главный научный сотрудник, доктор технических наук, старший научный сотрудник,

научно-исследовательский центр нормативно-технических проблем пожарной безопасности,

ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Россия, г. Балашиха,

Тел. 89035214886, e-mail: vniipo-3.5.3@mail.ru, Vogman L.P.,

Chief Researcher, Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher, Research Center for Regulatory and Technical Problems of Fire Safety, FGBU VNIIPO EMERCOM of Russia, Russia, Balashikha.

Топоров Алексей Валериевич,

доцент кафедры механики, ремонта и деталей машин (в составе УНК «Пожаротушение»),

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Иваново,

Тел. 89206783590, e-mail: ironaxe@mail.ru, Toporov A. V.,

Associate Professor, Department of Mechanics, Repair and Machine Parts (as part of the «Fire Extinguishing» ESC),

Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.

© Орлов О.И., Хасанов И.Р., Вогман Л.П., Топоров А.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.