Научная статья на тему 'Противодействие внешнегосударственному и надгосударственному уровням преступности в свете событий в Южной Осетии'

Противодействие внешнегосударственному и надгосударственному уровням преступности в свете событий в Южной Осетии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилов А. П.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «Август 2008-го: события в Южной Осетии в свете новых отраслей криминологии и международного уголовного права» от 26.09.2008 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие внешнегосударственному и надгосударственному уровням преступности в свете событий в Южной Осетии»

флота после 2017 г., года предположительного закрытия базы в Севастополе. Однако своей поддержкой независимости Южной Осетии и Абхазии Россия также создала прецедент для собственных сепаратистов, а это весьма неприятная перспектива развития событий.

А. П. Данилов*

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГОСУДАРСТВЕННОМУ И НАДГОСУДАРСТВЕННОМУ УРОВНЯМ ПРЕСТУПНОСТИ В СВЕТЕ СОБЫТИЙ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Кратко о произошедшем. В ночь на 8 августа 2008 года, буквально через несколько часов после достижения договоренности о проведении мирных переговоров по урегулированию нового витка югоосетинского конфликта, грузинские военные атаковали расположение российских миротворцев в республике Южная Осетия (далее - РЮО), одновременно нанеся удар по Цхинвалу.1 Грузинская артиллерия начала обстрел столицы РЮО Цхинвала. Огонь целенаправленно вёлся по жилым кварталам города из реактивных систем залпового огня «Град», а также орудий и минометов со стороны приграничных с РЮО грузинских территорий с горийского направления. Большинство снарядов разрывались в центре города. За артподготовкой последовал штурм Цхинвала вооруженными силами Грузии.2 Прямой наводкой грузинские танки вели огонь по жилым домам, больнице, университету. Ни капли жалости к старикам, женщинам и детям не проявили военнослужащие демократического государства Грузии, расстреливая мирных жителей в собственных домах и на улицах города.

Возможность военного удара со стороны Грузии была просчитана ещё задолго до начала войны. Южная Осетия готовилась отразить предполагаемое нападение. Об этом сообщал Комитет по информации и печати непризнанной республики со ссылкой на главу МВД республики Михаила Миндзаева. «Сейчас обстановка кажется более-менее стабильной, но это совершенно не так. Грузинская сторона продолжает подтягивать к границам Южной Осетии свои вооруженные силы, в том числе тяжелую технику», констатировал Мин-дзаев. По его данным, «за последние четыре дня грузинская сторона увеличи-

* Андрей Петрович Данилов - соискатель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия).

© А. П. Данилов, 2009.

1 Заявление МИД России о ситуации в Южной Осетии 1141-08-08-2008 // http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/78DC03BF81A9B905C325749F0005D578

2 7.08.2008 - 23:56 Срочно! Грузия объявила о начале штурма Цхинвала. // http:// cominf.org/2008/08/07/1166477917.html.

ла до 24 количество незаконных блокпостов на территории грузино-осетинского конфликта». «Они размещают новые посты на стратегически важных высотах и, хотелось бы, чтобы и миротворческие силы, и представители международных организаций, находящиеся в зоне грузино-осетинского конфликта дали нормальную оценку ситуации и не позволили развиваться событиям в этом ключе», отмечал Миндзаев.3

Тем не менее, трагические события этой августовской ночи позволяют говорить о том, что коварство и вероломство грузинской стороны так и не было верно оценено политическим руководством Южной Осетии и России. Несопоставимы по своему масштабу, но вполне сравнимы по скрытому вероломству действия М. Саакашвили с аналогичными действиями А. Гитлера и неожиданным нападением фашистской Германии в июне 1941 года на Советский Союз.

В результате агрессии и акта геноцида осетинского народа со стороны Грузии людские и материальные потери сторон составили:

Южная Осетия

Число погибших: от 1600 до 2000 жителей Цхинвала и близлежащих сел (по разным оценкам). Цхинвал практически полностью разрушен, на его месте, по словам главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова, придется строить по сути новый город. Число беженцев: более 30 тысяч человек.

Россия

Число погибших: 74 человека, в том числе 11 миротворцев. Число раненых: 171 человек. Число пропавших без вести: 19 человек. Потеряно самолетов: 4, из них 3 штурмовика Су-25 и 1 разведчик Ту-22М. Два летчика в плену (всё - по данным Генштаба, по состоянию на утро среды, 13 августа).

Грузия

Число погибших: 112 человек, в том числе 55 человек в зоне конфликта (по сведениям Минздрава Грузии). Число раненых: 748 человек (по данным Reuters). Есть данные, что Грузия значительно занижает свои военные потери. Так, российские журналисты, находившиеся в Тбилиси, цитируют офицера грузинской армии, по словам которого его подразделение только в госпиталь в Гори доставило почти 200 убитых грузинских солдат и офицеров из Южной Осетии. Потеряно самолетов: 4 Су-25. Потеряно вертолетов: 2 единицы - Ми-8 и Ми-24, базировавшихся на аэродроме военно-воздушной базы Сенаки. Потеряно катеров: 2 единицы, пытавшиеся атаковать корабли Военно-морских сил Российской Федерации. Как утверждается, это катера проектов 205 и 1400М «Гриф». Потеряно бронетехники: нет данных, но число значительное. Так, только во время вечернего штурма грузинской армией

3 МВД Южной Осетии: Грузия готовит нападение, стягивая к границе тяжелую технику // http://www.newsru.com/world/06jul2008/os.html

Цхинвала 9 августа, согласно данным югоосетинской стороны, было подбито 12 грузинских танков. Число беженцев: около 16 тысяч (по данным депутата парламента Грузии Кобы Субелиани).4

На грузинской стороне принимали участие в ведении боевых действий украинские военнослужащие: специалисты ПВО и танкисты. Ещё более осложнило ситуацию в регионе заявление украинских властей о том, что Украина оставляет за собой право не пустить обратно на свою территорию корабли Черноморского флота России, которые прибыли к берегам Грузии в связи с обострением ситуации в Южной Осетии.

Пособником Грузии стал и Израиль. Это государство является одним из основных поставщиков оружия Грузии: беспилотных летательных аппаратов, противопехотных и других мин. Израиль прислал и своих военных специалистов для подготовки сил специального назначения Грузии.

Российская Федерация в результате сложившихся обстоятельств была вынуждена использовать свои вооружённые силы для защиты миротворческого контингента и российских граждан, проживающих на территории Южной Осетии. Действия России в данной ситуации должны расцениваться лишь как адекватная и законная защита своих интересов.

Актуальность внешнегосударственного и надгосударственного уровней преступности. В структуре преступности можно выделить шесть горизонтальных срезов (уровней): 1) бытовой (общеуголовный), 2) уровень местной организованной преступной деятельности - в условиях России это захват потребительских рынков, незаконный сбыт наркотиков, организованная проституция, незаконная торговля оружием на местах, торговля людьми, 3) внутригосударственный олигархический - этот уровень связан с установлением контроля над природными ресурсами государства, средствами массовой информации, местной и центральной государственной властью, 4) внутренний государственный - преступная деятельность государства на собственной территории, крайней формой проявления которой может служить проведение незаконных массовых репрессий, 5) внешнегосударствен-ный: агрессивные войны, геноцид, военные преступления, 6) надгосударствен-ный - планетарный контроль над сырьевыми ресурсами, информационными сетями, СМИ, государственной властью, в котором значительную роль играют транснациональные корпорации.5

В свете трагических событий в Южной Осетии, когда на глазах у всего мира (не желающего замечать, информационно обманутого, по другим политическим причинам не оглашающего реальной картины) совершается геноцид в отношении целого народа, необходимо поднять вопрос о глобальной

4 Цифры войны // Российская газета (Неделя) № 4729. 2008. 14 августа.

5 Шестаков Д. А. Постлиберальный статус криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2009. № 2(17).

преступной политике внешнегосударственного и надгосударственного уровней. Проявлением преступной политики этих уровней и является война в РЮО. Подобные проявления всё ближе подводят государства к открытой конфронтации в масштабах мировой войны, войны за установление контроля над жизненно важными энергоресурсами.

Уголовно-правовая оценка деяний, совершённых Грузией и её союзниками. Одной из целей членов ООН является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира (ч. 2 ст. 1 Устава ООН).6

Грузинская сторона своим нападением на Южную Осетию нарушила принципы международного права, закреплённые в Уставе ООН, создав реальную угрозу международному миру и безопасности за счёт эскалации конфликта и вовлечения в него вооружённых сил стран НАТО.

Действия грузинской стороны должны квалифицируются как «геноцид» осетинского народа.7 Согласно ст. 10 Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала8 виновные с грузинской стороны также должны быть привлечены к ответственности и за убийство российских миротворцев.

Действия руководства США, снабжавших «гуманитарной помощью» Грузию, даже разгрузку которой было запрещено снимать СМИ, укомплектование грузинских вооружённых сил американским вооружением и обеспечение провиантом, участие военнослужащих американских ЧВК в конфликте должно расцениваться как пособничество Америки режиму Саакашвили в войне против Южной Осетии.

За пособничество США и Украины грузинской стороне в её войне против Южной Осетии и соучастие в геноциде осетинского народа, как со стороны православной Украины, так и со стороны «главных защитников демократии» американцев должностные лица этих государств подлежат уголовной ответственности (ст. 3 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него).

Критика предложений о реорганизации ООН. На международном уровне дипломатические представители России уже давно озвучивали идею реорганизации ООН,9 которая в своём современном состоянии является лишь

6 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был.

7 См.: ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцид и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 12.

8 См.: ст. 9 Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала, Нью-Йорк, 9 декабря 1994 г. // СЗ РФ от 20 августа 2001. № 34, ст. 3478.

9 Как реорганизовать ООН // Российская газета (Федеральный выпуск) № 3303. 2003. 23 сентября

политическим орудием в руках США против неугодных им государств и их лидеров, непокорных политической воле американцев. На Совет Безопасности ООН возлагается главная задача поддержание международного мира и безопасности. Только вот В. Чуркину представителю России в Совете Безопасности так и не удалось «достучаться» до остальных его членов, в очередной раз занявших проамериканскую сторону по позиции в Южноосетинской войне, в которой самым циничным образом уничтожался целый народ, на защиту которого в первые часы конфликта встали лишь немногочисленные российские миротворцы.

Возможно, предлагаемая реорганизация ООН положительного результата и не принесёт: ведь если течёт крыша, нужно бороться не с лужей на полу (ООН), а с дырой в перекрытии (преступная политика США). В любой новообразованной международной организации политическая воля США будет реализована посредством каких-либо механизмов (уж на что - что, а на это они мастера). Не нужно забывать, что войны за «демократию» нужны исключительно США и их ближайшим союзникам, к которым ни Грузия, ни Украина не имеют ни малейшего отношения. Народы этих бывших советских республик используются втёмную США как марионетки, проводники их политической воли, направляемые купленными главами государств М. Саа-кашвили и В. Ющенко. Народ страдает ради чуждых ему интересов, а американские дипломаты продолжают трубить о полном попрании Россией прав и свобод народов Кавказа. Против России развёрнута колоссальная информационная война, цель которой подготовить восприятие общественности к тому, что Россия как государство представляет собой значительную военно-экономическую угрозу всему «цивилизованному» миру и угроза эта ещё более значительна, нежели химическое оружие в Ираке (впоследствии так и ненайденное) или исламские террористы (взращенные самими же США).

Противодействие преступности внешнегосударственного и надгосудар-ственного уровней. К криминологическим мерам, направленным на противодействие преступности государственного и надгосударственного уровней необходимо отнести следующие:

1. Внутриполитические меры: А) Развитие государства комплексно, с сосредоточением усилий на основных направлениях: культуре, науке; промышленности, сельском хозяйстве. Б) Огосударствление нефтедобычи. Совершенно очевидно, что процесс приватизации, проходивший в России в 90-е годы XX века, привёл к тому, что вся нефтедобывающая отрасль сосредоточилась в своей основе в руках прозападной олигархии, которая перенаправляла всю получаемую сверхприбыль за границу.

2. Внешнеполитические меры: А) Запрещение деятельности международных наблюдателей, уличённых в оказании какого-либо содействия незаконным вооружённым формированиям и террористическим организациям, а также сокращение их присутствия в зонах вооружённых конфликтов.

Б) Информационное противодействие в европейских и американских СМИ сложившемуся у населения этих стран мнению о недемократичной, тоталитарной, милитаристской России (формирование образа привлекательности России). В) Реорганизация ООН. Г) Закрепление в международном уголовном праве новых составов преступлений (Д.А. Шестаков): использование непроверенных или сфальсифицированных данных для провокации войны; провокация политических конфликтов (например, политическое убийство); инсценировка межнациональных конфликтов; преступная деятельность частных военных компаний. Д) создание мощного военного блока союзных России государств, способного оказать адекватный силовой ответ вооружённым силам НАТО.

Оценка военно-политической обстановки. В настоящее время крайне необходимо проводить параллели между различными военными и политическими событиями: Южно-осетинской войной, являющейся лишь репетицией ещё предстоящих, более масштабных боевых действий, и построением американской противоракетной обороны (ПРО). Предоставление Чехией плацдарма США для завершения строительства ПРО в дальнейшем полностью развяжет американцам руки в отношениях с Россией, обладающей стратегическими ядерными запасами. По всей видимости, уже сейчас политическое руководство европейских стран понимает всю опасность складывающейся ситуации и возможность начала войны между медленно поднимающейся с колен Россией и совершенно обнаглевшей Америкой.

В мире давно назревал и почти достиг своего апогея глобальный конфликт, тщательно прикрываемый лоскутами оранжевых революций и идеями демократических преобразований. Лишь одной из форм, в которых продолжает своё развитие данный конфликт, являются боевые действия в Южной Осетии. От того, насколько будет готова к войне Россия ни много ни мало зависит судьба всего человечества. Мы живём, боясь осознавать, что война почти пришла, предпочитаем не думать об этом. По политическим соображениям не говорим, что враг подступил на расстояние прямого удара, этот враг США, а удар последует в самом ближайшем будущем. Давайте постараемся успеть встать на ноги, встать, чтобы в очередной раз в своей истории выстоять, выстоять не благодаря, а вопреки!!!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.