Научная статья на тему 'Противодействие пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет'

Противодействие пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / PROPAGANDA OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / NETWORK RESOURCES / БЛОКИРОВАНИЕ САЙТА / BLOCKING SITE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Андрей Юрьевич, Ефимов Сергей Николаевич, Галушин Павел Викторович

В статье рассматриваются особенности применения мер административной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства в сети Интернет, а также приводится описание механизмов блокирования сайтов, содержащих пропаганду наркотических средств и психотропных веществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Андрей Юрьевич, Ефимов Сергей Николаевич, Галушин Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO THE PROPAGANDA OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES ON THE INTERNET

The article considers the peculiarities of imposition of measures of administrative responsibility for propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances or precursors, and plants containing narcotic drugs on the Internet; the description of mechanisms of blocking sites containing propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances is presented.

Текст научной работы на тему «Противодействие пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет»

УДК 351.761

ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОУГРОЗЕ. ПОМОЩЬ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Андрей Юрьевич ИВАНОВ,

доцент кафедры административного права Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент

andrew-zul@yandex. ш

Сергей Николаевич ЕФИМОВ,

начальник кафедры информационных технологий Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат технических наук, доцент

efimov@bk.ru

Павел Викторович ГАЛУШИН,

преподаватель кафедры информационных технологий Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат технических наук

galushin@gmail. com

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОПАГАНДЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

COUNTERACTION TO THE PROPAGANDA OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES ON THE INTERNET

В статье рассматриваются особенности применения мер административной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства в сети Интернет, а также приводится описание механизмов блокирования сайтов, содержащих пропаганду наркотических средств и психотропных веществ

The article considers the peculiarities of imposition of measures of administrative responsibility for propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances or precursors, and plants containing narcotic drugs on the Internet; the description of mechanisms of blocking sites containing propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances is presented.

Ключевые слова: пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, сетевые ресурсы, блокирование сайта.

Keywords: propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances, network resources, blocking site.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

Выявление в сети Интернет сайтов, 1а которых может располагаться информация, содержащая признаки пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее - наркотические средства), неизбежно сопровождается решением вопроса о целесообразности возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.13 КоАП РФ. Однако для применения административной ответственности необходимо установить не только признаки пропаганды наркотических средств, но и лицо, виновное в размещении указанной запрещенной информации, для чего выполнить ряд действий.

Необходимо установить: регистратора доменных имен (юридическое лицо, аккредитованное координатором для оказания услуг регистрации доменных имен);

провайдера хостинга (т.е. лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет). При этом следует отметить, что регистратор и хостинг-провайдер могут быть представлены как одним лицом, так и разными организациями;

интернет-провайдера, который в конечном счете и может сообщить 1Р адрес конкретного пользователя, точнее, точки доступа в сеть Интернет.

Указанная процедура позволяет установить физическое местонахождение компьютера, точки доступа в сеть Интернет, с неограниченным числом пользователей (например, через wi-fi роутеры), однако не позволяет достоверно установить лицо, разместившее запрещенную информацию в сети Интернет, а осуществление производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.13 КоАП РФ, основанному на предположени-

ях, при сомнении в отношении лица, совершившего указанное правонарушение, противоречит ст. 24.1 КоАП РФ. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следует также отметить, что при регистрации доменного имени, сайта или регистрационного аккаунта на ресурсе в качестве пользователя проверка подлинности представленных данных не проводится, что не позволяет достоверно установить лицо, разместившее запрещенную информацию в сети Интернет. Следовательно, в случаях обнаружения запрещенной информации на сайтах в сети Интернет более эффективным будет применение процедуры ограничения доступа к указанным ресурсам согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Кроме того, установление данных на самой странице сайта в сети Интернет, таких как номер телефона индивидуального предпринимателя, организации, адрес, также не могут гарантировать эффективного осуществления производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.13 КоАП РФ, которое должно осуществляться без сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

При осуществлении мониторинга сайтов в сети Интернет согласно ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" следует иметь в виду, что к запрещенной информации согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относится:

информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

информация о местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования нар-

Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов

косодержащих растений (далее - запрещенная информация).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе"-реклама наркотических средств недопустима. Однако в практике применения ст. 6.13 КоАП РФ случаи незаконной рекламы наркотических средств относятся к наиболее распространенным: продажа и демонстрация товаров (футболки, кепки, пепельницы, эмблемы, кулоны, ремни, пряжки, чехлы для телефонов, сумки, сувениры и т.д.), в том числе через сайты в сети Интернет, с изображениями наркосодержащих растений (например, листья конопли) или одновременно с указанным изображением и надписями, а также с надписями без указанного изображения: "CANNABIS" (в переводе с английского -конопля, марихуана), "CANNABIS FAN CLUB" (в переводе с английского - клуб любителей конопли, марихуаны), "Опиум", "Героин" и т.д. [4]

Таким образом, реклама наркотических средств может выступать самостоятельным административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.13 КоАП РФ, но не содержащим признаков пропаганды наркотических средств. Пропаганда может содержать признаки рекламы, так как сведения о методах изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств формируют и поддерживают интерес к ним и в конечном итоге способствуют их реализации [3].

При выявлении в сети Интернет сайтов, на которых располагается информация, предположительно содержащая признаки пропаганды наркотических средств, необходимо:

во-первых, идентифицировать информацию, расположенную на конкретном сайте, страничке сайта в сети Интернет. Установить следующие данные: при каких обстоятельствах обнаружена указанная информация (при мониторинге сети Интернет сотрудником или после поступления сообщения с жалобой на информационный ресурс), указать однозначно место размещения запрещенной информации (инфор-

мационный указатель страницы сайта, сайт полностью, отдельный материал на странице сайта, ссылка на сайте), указать способ ее выражения (текст, видео, фото, он-лайн трансляция, игра, иное) и параметры ее размещения (в заголовке, сверху, слева, справа, снизу, в середине определенной страницы сайта).

Следует отметить, что перечень указанной информации не ограничен, однако следует иметь в виду, что установленная информация необходима в дальнейшем для назначения соответствующей экспертизы, получения заключения специалиста. Целесообразно произвести копирование страницы сайта, содержащего предположительно запрещенную информацию (например, распечатка копии скриншота);

во-вторых, согласно п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ по данной категории дел целесообразно возбуждать дело в форме вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ. Это связано с необходимостью проведения экспертиз для идентификации признаков пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств: психологической, лингвистической, искусствоведческой и др., а также установления лица разместившего запрещенную информацию на сайтах в сети Интернет либо принятия решения об ограничении доступа к соответствующему интернет-ресурсу

[5; 6];

в-третьих, при наличии оснований, указанных в ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", необходимо предпринять меры по ограничению доступа к сайтам Интернета, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к сайтам Интернета, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная систе-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

ма "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). Правила организации указанного реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации [2].

Согласно нормативным правовым актам ФСКН России относится к органам исполнительной власти, которые уполномочены Правительством Российской Федерации принимать решения, являющиеся основаниями для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, содержащих запрещенную информацию.

Следовательно, обнаружение информации, содержащей признаки, например, незаконной рекламы, не могут быть основанием для принятия решения об ограничении доступа к сайту по решению ФСКН России, в указанной ситуации требуется соответствующее решение суда, что также является основанием, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в связи с чем законодателю следует обратить внимание на расширение оснований для ограничения доступа к информационным ресурсам в сети Интернет путем включения в число указанных оснований признаки рекламы наркотических средств.

В целях организации ограничения доступа в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений сотрудниками территориальных органов необходимо направить обращение о наличии на страницах сайтов в сети Интернет запрещенной информации на сайт Роскомнадзора России

по адресу: http://eais.rkn.gov.ru. Здесь нужно зайти в раздел Прием сообщений, в котором размещена электронная форма, включающая следующие поля, обязательные для заполнения:

а) указатель страницы сайта в сети Интернет, содержащей запрещенную информацию;

б) тип информации, содержащей признаки запрещенной (информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений);

в) вид информации (текст, видео, фото, он-лайн трансляция, игра, иное);

г) открытость для просмотра информации, т.е. в случае если доступ к информации ограничен, заявитель должен указать логин/пароль и/или иные сведения для доступа к информации.

Указанная форма предусматривает возможность прикрепления скриншота или электронной копии страницы сайта в сети Интернет с информацией, содержащей признаки запрещенной.

В случае установления ФСКН России, что на странице сайта сети Интернет размещена запрещенная информация, Роском-надзор России принимает решение о признании этой информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. К решению прилагается описание запрещенной информации в соответствии с пунктами 21.1-21.6 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденного Роскомнадзором России от

Практика противодействия наркоугрозе.

Ппмпшь ведущих специалистов

1 ноября 2012 г. (далее - Временный регламент). [1]

Дальнейшие действия Роскомнадзор России осуществляет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, основное содержание которых сводится к организации ограничения доступа к запрещенной информации, путем включения доменного имени и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, сетевых адресов в реестр.

При этом следует отметить, что согласно п. 24 Временного регламента решения ФСКН России, принятые по поступившим обращениям, запросам, представляются в Роскомнадзор в электронном виде в течение суток с момента получения такого обращения или запроса.

Библиографический список

1. Временный регламент исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" : утв. Роскомнадзором 1 ноября 2012 г. // СПС КонсультантПлюс.

2. О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" : постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 // СПС КонсультантПлюс.

3. Иванов, А.Ю. Об административной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров / А.Ю. Иванов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко; СибЮИ ФСКН России. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2012. - Ч. 2. - С. 293-297.

4. Иванов, А.Ю. О законодательных определениях пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ / А.Ю. Иванов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI конференции международной научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев ; СибЮИ ФСКН России. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2013. - Ч. 2. - С. 163-168.

5. Цуканов, Н.Н. О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. -

6. Цуканов, Н.Н. О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2008. - № 4. - С. 7-10.

2010. - № 3. - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.